Воспитание гражданско - патриотического и правового сознания на уроках истории и обществознания как залог сохранения российской идентичности
опыты и эксперименты на тему

Захарова Татьяна Николаевна

опыт работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание гражданско - патриотического
и правового сознания
на уроках истории и обществознания как залог сохранения российской идентичности

Т.Н.Захарова, учитель истории и обществознания
МОУ Большенагаткинская  сош
МО «Цильнинский район»

Концепция устойчивого развития личности человека подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение. Социальная составляющая устойчивости развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе, на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми.

Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере современного гражданско-патриотического  и правового воспитания молодёжи. Какое место занимает в этом процессе школа? Может ли она быть структурным элементом в государственной политике в решении поставленной задачи? Можно с уверенностью сказать, что, несомненно, да.   Кому, как не педагогам, исключительно важно, каким будет человек, в какой мере он освоит две важные в своей жизни социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.

Методологической основой разработки технологий формирования социокультурной идентичности на современном этапе развития средней школы становятся такие документы как:

“Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы”;

“Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”;

“Концепция Фундаментального ядра содержания общего образования”;

“Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) образования” и др.

Вопросы патриотического воспитания подрастающих поколений всегда волновали  выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого.  Они заостряли внимание  на том, как важно воспитать  сознательных граждан, способных отстаивать интересы  государства,  любящих  свое  Отечество.    Их  идеи  нашли  свое  отражение  в  современных  концепциях Е.В.Бондаревской,  В.А.Караковского,  В.В.Серикова,  Н.Е.  Щурковой.

В характеристике «гражданских доблестей», которые Даль определил как «мирные и миротворные; честь, любовь и правда», прослеживается специфика понимания гражданственности в России, состоявшая в акценте на духовно-нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом.

Оптимальным местом, где можно и нужно решить данные вопросы, является школа. В  Большенагаткинской  школе сложилась комплексная система воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма и правосознания. Работа учителей истории и обществознания занимает в ней особое место и значение.

Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историческому и  культурному наследию своего народа и всех народов России. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем гражданско-патриотического и правового  воспитания школьников.

Содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах, но в первую очередь на уроках обществознания и истории. Эти предметы позволяют учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, об основных областях общественной жизни.

Изучение  на уроках обществознания темы «Участие граждан в политической жизни страны», «Что значит жить по правилам» знакомит учащихся с процедурой выборов в нашей стране. Практическим  решением  стала учебно – деловая игры «Выборы», проводимая с 2002 г. Вовлечение ребят в процесс организации их жизни и учебы способно сыграть решающую роль в становлении их гражданского сознания. Участие детей и подростков в школьном самоуправлении имеет важное значение и в становлении полноценного гражданского общества

          Понимание сущности, истории и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, обществознания. Обращение к этой теме имеет громадное воспитательное значение, ведь через накопление знаний о государственной символике, о значении её важнейших элементов происходит приобщение к богатейшему наследию и уникальному опыту предков, утверждается понимание уникальности и неповторимости родной страны, формируется чувство уважения и любви к Отечеству.

Уроки краеведения формируют личностное отношение к национальной культуре и этническому своеобразию народов, их повседневному быту, нацеливают на   самостоятельные выводы при подведении итогов и значения развития Ульяновской области как многонационального региона в составе России, обращая особое внимание на то, что образование современной  структуры области шло на протяжении многих веков, явилось результатом сложных взаимодействий и взаимовлияний различных этносов и культур.

Изучение на уроках истории тем  «Развитие культуры  народов нашей страны» позволяет реализовать принцип «учиться жить вместе».  Достоинства хорошего гражданина отличаются добрым отношением к народам, живущим  рядом. Таким образом, уроки истории и обществознания  в своей глобальной стратегии призваны решить проблемы расизма, ксенофобии, принимать активное участие в построении мира и справедливости в информационном обществе в эпоху глобализации. Очевидно, что речь идет о воспитании личности новой формации – гражданина, готового к  межкультурному диалогу.

     Изучение нормативно – правовых актов на уроках обществознания помогает получать юридические знания. В Конституции РФ записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» обязывает школу осуществлять подготовку обучающихся до призыва на военную службу. С 2008 г. в школе действует полицейский класс, который в 2014 г. Занял первое место в области среди полицейских классов.

Ведётся работа по оказанию помощи и поддержки одиноким пожилым людям, ветеранам. Проводятся операции «Забота»,  шефская помощь ветеранам, акции «Поздравь ветерана на дому», «Ветеран живет рядом», «Зажги свечу», «Георгиевская ленточка». За каждым классом закреплены участники, вдовы и дети Великой Отечественной войны. Это позволяет воспитывать у подрастающего поколения чувство гражданской ответственности, милосердия к участникам исторических событий.

        На уроках посвященных проблемам современной России, активно использую материалы местных средств массовой информации.   С 2007 года в школе издается школьная газета «Вливайся», которая способствует  формированию коммуникативной культуры личности современных подростков, что в будущем позволит молодым людям найти свое место в обществе, грамотно  строить отношения с людьми, быть эмоционально чуткими и отзывчивыми. Участие в подготовке выпусков газеты является способом реализации личности.

            Виртуальные экскурсии на уроках истории по городам России формируют патриотизм настоящий, идущий от души, патриотизм глубоко чувственный, естественно просыпающийся в ребёнке, органически вырастающий из гордости за свою страну и свой народ, построивший такие красивые дворцы, крепости, монастыри, храмы, особняки. Закрепление теоретического материала реализуется в ходе реальных экскурсий

  Социализация человека происходит по влиянием окружения. Важно, чтобы ученики видели и гражданскую позицию педагогов. В 2011 году я была награждена дипломом за занятое 1 место в номинации «Татьяна – общественный лидер» в областном фестивале   за активную жизненную позицию. В 2012 году я стала победителем в номинации «Защита» за проект «Практика организации летнего оздоровления и отдыха в общеобразовательном учреждении для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Команда учителей «Виктория», в которую вхожу- неоднократный победитель районных интеллектуальных игр «Что?Где?Когда?», а в январе 2013 г.- заняла 1 место  в областной интеллектуальной игре, посвященной 70-летию образования Ульяновской области среди работающей молодежи в рамках акции «PROдвижение».

Результативность опыта

Победители и призеры Всероссийских предметных конкурсов:

  • Областной конкурс «Овеянные славою флаг наш и герб» (на лучшее знание Государственных символов страны) Диплом 2 степени  Захарова К. 2012 г.
  • Всероссийский «Молодежный исторический чемпионат» Диплом регионального победителя II степени Ярмухин А. 2012 г.
  • Всероссийский «Молодежный чемпионат по обществознанию»  Диплом регионального победителя III степени  Стратонова В. 2014
  • Милюкова Татьяна – диплом лауреата в общероссийской предметной олимпиаде «Олимпус» (март 2014 г.)
  • Тухфатуллина Лилия Диплом регионального победителя II степени  во Всероссийском «Молодежном чемпионате по обществознанию»

     

Распространение педагогического опыта

-17 октября 2013 г.   урок   по теме «История народов Поволжья»  в рамках областного семинара «Использование потенциала исторического краеведения в формировании региональной идентичности учащихся Ульяновской области»;

-26 февраля 2014 г.-   урок по теме «Тенденции развития семьи в современной России» (на уроке присутствовала советник губернатора по вопросам семейной политики Желтова О.В.)

- выступление на образовательном экспрессе «Форум-2014» по теме «Гражданско-патриотическое и правовое воспитание школьников, как залог стабильного развития будущего страны» 14 августа 2014 г.

- мастер-класс по теме «Гражданско-патриотическое и правовое воспитание на уроках истории и обществознания» в рамках районного методического объединения учителей истории по теме «Научно-методические условия реализации ФГОС общего образования и профессионального стандарта педагогов» (10 октября 2014 г.)

- участие в областном конкурсе учебно-методических разработок конспектов уроков «Музей и школа – знания в квадрате» (октябрь 2014)

         Следует отметить, что более половины учителей, работающих в Большенагаткинской школе сегодня – это её бывшие ученики. Недаром пословица гласит: «Где родился, там и пригодился». Разве это не патриотизм?

    Таким образом, уроки истории и обществознания формируют гражданско –патриотическое  и правовое сознание. Только любовь, осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее сопереживание событиям, которые происходят в жизни государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

Система базовых национальных ценностей выражает суть общенациональной максимы «Мы – российский народ». Это то, что объединяет всех россиян, придает им единую идейность и дополняется их этнической, религиозной, профессиональной и иной идентичностью, то что позволяет нам быть единым российским народом.

В заключении хочу вспомнить слова В.В.Путина, сказанные на съезде Общенародного фронта 15 октября 2014г.: «Сегодня учитель стоит на острие социально-политических проблем, которые определяют будущее страны, его устойчивое развитие, основу личности будущего гражданина России».  

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание г ражданско - патриотического и правового сознания на уроках истории и обществознания как залог сохранения российской идентичности Т.Н.Захарова, учитель истории и обществознания МОУ Большенагаткинская сош МО «Цильнинский район»

Слайд 2

Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. Кому, как не педагогам, исключительно важно, каким будет ЧЕЛОВЕК, в какой мере он освоит две важные в своей жизни социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.

Слайд 3

Вопросы патриотического воспитания подрастающих поколений всегда волновали выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого. Они поднимались в трудах В.Г. Белинского, Е.Р. Дашковой, Н.А. Добролюбова, Н.М.Карамзина, М. В. Ломоносова, А.Н. Радищева, Л. Н. Толстого. К. Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое Отечество.

Слайд 4

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля приводится значение понятия «гражданин»: «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением». Отсюда следует, что понятие «гражданское общество» использовалось в России, в отличие от его западной правовой формулировки, в ярко выраженном нравственном содержании.

Слайд 5

Детская школа искусств МОУ Большенагаткинская СОШ Районная библиотека Районный музей Центральная районная больница Детско-юношеская спортивная школа Районный Дом культуры Инспекция по делам несовершеннолетних Администрация села и района МДОУ Оптимальным местом, где можно и нужно решить данные вопросы, является школа. Особенно если она является социокультурным центром.

Слайд 6

Россия сегодня остро нуждается в гражданах, осознающих свою ответственность за судьбу страны. Необходимо на всех ступенях образования дать возможность учащимся вариативно стать активными участниками общественной жизни школы, села, района, а в будущем – страны.

Слайд 7

Содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах, но в первую очередь на уроках обществознания и истории. Эти предметы позволяют учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, об основных областях общественной жизни.

Слайд 8

Учебно-деловая игра «Выборы» Вовлечение ребят в процесс организации их жизни и учебы способно сыграть решающую роль в становлении их гражданского сознания, именно в школьном возрасте в основном происходит становление личности.

Слайд 9

Понимание сущности, истории и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним.

Слайд 10

Важность изучения истории села, города, края в процессе воспитания детей была подмечена Д.С.Лихачевым, по выражению которого краеведение является путем к формированию «нравственной оседлости населения», «чувства Родины».

Слайд 11

МОУ Большенагаткинская школа – сфера межкультурного диалога

Слайд 12

Неотъемлемый элемент патриотического воспитания – подготовка учащейся молодёжи к службе в армии.

Слайд 13

"Я помню, я горжусь!"

Слайд 14

Школьная газета «Вливайся» - важный социальный опыт для ученика

Слайд 15

Исторический туризм

Слайд 16

Моя гражданская позиция-пример для детей

Слайд 17

Результативность опыта Победители и призеры Всероссийских предметных конкурсов: Областной конкурс «Овеянные славою флаг наш и герб» (на лучшее знание Государственных символов страны) Диплом 2 степени Захарова К. 2012г. Всероссийский «Молодежный исторический чемпионат» Диплом регионального победителя II степени Ярмухин А. 2012 г. Всероссийский «Молодежный чемпионат по обществознанию» Диплом регионального победителя III степени Стратонова В. 2014 Милюкова Татьяна (8Б) – диплом лауреата в общероссийской предметной олимпиаде «Олимпус» (март 2014 г.)

Слайд 18

Распространение педагогического опыта 17 октября 2013 г. открытый интегрированный урок истории и исторического краеведения по теме «История народов Поволжья» в рамках областного семинара «Использование потенциала исторического краеведения в формировании региональной идентичности учащихся Ульяновской области»; 26 февраля 2014 г.- открытый интегрированный урок истории и обществознания по теме «Тенденции развития семьи в современной России» (на уроке присутствовала советник губернатора по вопросам семейной политики Желтова О.В.) публичное выступление на образовательном экспрессе «Форум-2014» с докладом по теме «Гражданско-патриотическое и правовое воспитание школьников, как залог стабильного развития будущего страны» 14 августа 2014 г. Место проведения - МОУ Ясашноташлинская сош мастер-класс по теме «Гражданско-патриотическое и правовое воспитание школьников, как залог стабильного развития будущего страны» в рамках районного методического объединения учителей истории и обществознания по теме «научно-методические условия реализации ФГОС общего образования и профессионального стандарта педагогов» (10 октября 2014 г.) участие в областном конкурсе учебно-методических разработок конспектов уроков «Музей и школа – знания в квадрате» (октябрь 2014)

Слайд 19

Открытые уроки

Слайд 20

«Сегодня учитель истории стоит на острие социально-политических проблем, решение которых определяют будущее страны, его устойчивое развитие, основу личности будущего гражданина России». Путин В.В. Спасибо за внимание! http://t-zaharova.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое и правовое воспитание школьников, как залог устойчивого развития будущего страны.

Концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их ...

Гражданско- патриотическое и правовое воспитание школьников, как залог устойчивого развития будущего страны.

Представлен опыт педагогической  работы по формированию гражданско-патриотического и правового воспитания школьников в МОУ Большенагаткинской СОШ МО "Цильнинский район"...

«Гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках истории и обществознания"

«Гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках истории и обществознания"...

«Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания»

Индивидуальная методическая проблема:     Формирование у учащихся чувства патриотизма и активной гражданской позиции, способствовать осмыслению ими исторического прошлого....

Духовно-нравственное развитие и воспитание современного школьника через социальное проектирование на уроках истории и обществознания.

Социальное проектирование -один из важнейших видов деятельности ,которая активно используется в учебной и внеурочной деятельности.Это дает возможность учащимся  связать и соотнести общие пр...