Урок_6 класс_ Владимир Святославович. Принятие христианства.
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Цель  урока:

1.сформировать  представление  о  причинах  и  значении  принятия  Русью  христианства;  роли  князя  Владимира  Святославовича  в  развитии  государства.

2.формировать  умения  и  навыки,  метапредметные  универсальные  учебные  действия;  образное  представление  о  событиях  прошлого.

3.формировать  уважительное  отношение  к  историческому  прошлому  страны,  стремление  к  правдивому  изложению  исторического  прошлого,  толерантности  по  отношению  к  людям  другой  национальности  и  веры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Тема  урока: Владимир  Святославович.

                                         Принятие  христианства.

Цель  урока:

                 1.сформировать  представление  о  причинах  и  значении  принятия  Русью  христианства;  роли  князя  Владимира  Святославовича  в  развитии  государства.

                 2.формировать  умения  и  навыки,  метапредметные  универсальные  учебные  действия;  образное  представление  о  событиях  прошлого.

                 3.формировать  уважительное  отношение  к  историческому  прошлому  страны,  стремление  к  правдивому  изложению  исторического  прошлого,  толерантности  по  отношению  к  людям  другой  национальности  и  веры.

Планируемые  результаты:

                 1.Учащиеся  будут  знать  почему  Русь  отказалась  от  язычества  и  приняла  христианство,  почему  князь  Владимир  выбрал  христианство  по  византийскому  образцу – православие;  какую  роль  сыграл  князь  Владимир  в  крещении  Руси;  какое  значение  для  развития  Руси  имело  принятие  христианства.

                 2.Учащиеся  в  течение  урока  отрабатывают  навыки  работы  с  различными  текстовыми  источниками,  умение  выделять  главное  в  тексте,  кратко  формулировать  мысли,  устанавливать  причинно – следственные  связи  и  значение  важного  исторического  события;  работать  по  карте;  проявлять  свои  творческие  способности.

Оборудование: карта «Древнерусское  государство  в  9-начале 12 веков»,  дополнительная  литература  для  подготовки;  мультимедийная  презентация,  раздаточный  материал  по  крещению  Руси.

Основные  понятия: былина,  христианство,  язычество,  крещение,  католичество,  православие.

Тип  урока: урок  изучения  новой  темы.

Форма  урока: комбинированный  урок  с  элементами  театрализации  и  мультимедийной  презентации.

Методы  обучения:  технология  развивающегося  и  проблемного  обучения.

План  урока:

  1. Организационный  момент
  2. Мотивационно – целевой  этап
  3. Работа  по  теме  урока

1.Начало  правления  князя  Владимира

2.Причины  принятия  христианства  на  Руси.

3.Крещение  Руси.

4.Значение  принятия  христианства.

  1. Подведение  итогов  урока.  Рефлексия.

1.Ребята!  Тема  урока  «Князь  Владимир  Святославович.  Принятие  христианства».

Запишите  тему  в  тетради.

Главными,  ключевыми  терминами  сегодня  на  уроке  будут  уже  известные  вам  слова: «религия»,  «язычество»,  «христианство»,  «реформа».  Вспомним  определения  этих  терминов

             2.Слайд 1. Посмотрите,  перед  вами  картина  известного  художника  19 века  Виктора  Михайловича  Васнецова  «Князь – язычник  и  гора  богов».

Слайд 2. Посмотрите,  здесь  портрет  князя  Владимира.  Указана  дата  его  княжения.  Запишите  в  тетрадь.

                Обратите  внимание,  прошло  ровно  1000 лет  со  времени  окончания  княжения.  2015 год – юбилейный,  потому  важно  узнать  как  можно  больше  о  князе  Владимире.

                 Посмотрите  внимательно  на  портрет.

                 - Как  вы  думаете,  какими  чертами  характера  он  обладал?  Каким  он  был  человеком?

                 (Возможные  ответы  учеников:  решительным,  смелым,  мужественным,  волевым,  властолюбивым,  жестоким…).

                 Действительно,  князь  Владимир  был  непростым  человеком.  Посудите  сами.

  • Слайд 3. Был  он  младшим  сыном  князя  Святослава,  а  матерью  его  была  рабыня,  

ключница  княгини  Ольги,  Малуша.  Поэтому  он  был  низкого  происхождения  и  не  мог  стать киевским   князем.  Но  после  смерти  Святослава  началась  усобица  между  его  сыновьями.  Князь  Владимир  одержал  победу.  Но  для  этого  он  приказал  убить  одного  из  своих  братьев – Ярополка.  

  • Он  был  довольно  жестоким  человеком,   жестоко  расправлялся  с  непокорными,  

поддерживал  человеческие  жертвоприношения  богам.

Слайд 4. Тем  не  менее  в  былинах  и  сказаниях  его  называют  «Красным  солнышком»,  «Славным  Владимиром  стольне – киевским»,  «защитником  Русской  земли»,  которому  служили  русские  богатыри  Илья  Муромец  и  Алёша  Попович.

                 - Давайте  подумаем,  судя  по  этим  оценкам,  каким  было  отношения  народа  к  князю  Владимиру?

                 (Возможные  ответы  учеников: относились  хорошо,  по – доброму,  любили  его,  ласковые  слова  оставались).

                 Действительно,  народ  сохранил  добрую  память  о  князе  Владимира.

                 Проблема.  Давайте  постараемся  разобраться,  почему  несмотря  ни  на  что,  в  народе   сохранилась  добрая  память  о  князе  Владимире.  А  для  этого  нам  надо  выяснить,  какую  «внутреннюю  и  внешнюю  политику»  проводил  князь  Владимир.

                 3. 1)О  том  как  началось  княжение  князя  Владимира  расскажет  Диана  Малиновская (ученица  рассказывает,  используя  материал  учебника  п.5 п.1,  сопровождая  рассказ  показом  по  карте  Слайд  5).

                   2)Так  при  помощи  войска  князь  Владимир  укреплял  свою  власть,  объединял  под  своей  властью  восточнославянские  племена.  Но  вскоре  он  понял,   что  одной  военной  силы  недостаточно,  нужна  другая  сила,  способная  сплотить  славян  под  властью  князя.  Такую  силу  он  увидел  в  религии.

                 В  980 году  он  провёл  языческую  реформу.  В  Киеве  по  его  приказу  были  поставлены  идолы  6  языческих  богов,  а  главным  среди  них – бог  Перун.  Но  Перуна  во  многих  землях  в  качестве  главного   бога  не  признавали.  Реформа  провалилась.  Князь  решил  отказаться  от  язычества  и  выбрать  другую  религию.

Слайд  6.

Инсценировка.  Как  князь  Владимир  выбирал  веру. 

                 - Скажите,  ребята,  какую  религию  выбрал  князь  Владимир?

                 (ответ  ученика: христианство  по  греческому  образцу,  православие).

                 - Давайте  уточним,  почему  князь  Владимир  отказался  от  язычества  и  выбрал  христианство,  православную  веру.

                 Прочитайте,  в  учебнике  п.5 п.2,  стр. 38-39 (работа  учащихся  по  тексту  в  учебнике,  беседа).

                 (Возможные  ответы  учащихся:

                 1)византийские  христиане,  в  отличие  от  хазар  и  булгар,  не  посягали  на  восточно – славянские  территории;

                 2)Русь  поддерживала  тесные  торговые  связи  с  Византией;

                 3)Часть  жителей  Руси,  особенно  киевляне,  использовали  христианство.

                 4)При  Игоре  киевские  христиане  возвели  для  себя  храм  Святого    Ильи.

                 5)Христианской  была  бабка  Владимира  княгиня  Ольга.

                 6)Главное  состояло  в  том,  что  киевский  князь  нуждался  в  религии,  способной  не  только  сплотить  племена,  но и  укрепить  княжескую  власть.

                 7)К  принятию  христианства  Владимира  подталкивало  стремление  укрепить  международный  авторитет  Руси.).

                 3)Выбрав  веру  князь  Владимир  в  988 году  крестился  в  городе  Корсуни  в  Крыму.  Почему  именно  там  и  как  всё  это  происходило  прочитаете  дома  в  учебнике.  Потом  он  женился  на  византийской  принцессе  Анне.

                 Слайды 7, 8, 9. (показ  слайдов  сопровождается  комментариями  учителя).

                Крещение – это  такой  обряд  в  христианстве,  который  совершается,  когда  человек  принимает  христианскую  веру.  Совершается  он  священниками  при  помощи  воды.  После  этого  князь  Владимир  крестил  киевлян.  Происходило  это  в  988 году (запишите  дату),  а  потом  и  всю  Русь.  Продолжалось  это  более  100 лет.

                 Слайды  8, 10, 11, 12.

                 - Давайте  выясним,  как  жители  Руси  относились  к  смене  религии,  крещению.  Для  этого  обратимся  к  отрывкам  из  книги  В.Д.Сиповского  «Родная  старина».  Это  рассказы  для  детей,  написанные  ещё  в  1879 году.

                 Работа  с  отрывками  из  книги  В.Д.Сиповского.  

                 Беседа.

                 а)Как  киевляне  относились  к  крещению?  Было  ли  оно  добровольным?

                 б)Как  новгородцы  отнеслись  к  крещению?  Какая  поговорка  сложилась  о  новгородцах?.

                 в)Подумайте,  почему  в  южных  землях,  люди  чаще  крестились  добровольно,  новая  религия  распространялась  мирно,  без  сильного  сопротивления,  а  на  севере,  в  Новгороде,  люди  чаще  оказывали  сопротивление?

                (возможные  ответы  учеников: на  юге,  в  Киеве  христианство  уже  давно  получило  распространение,  там  до  крещения  уже  были  христиане,  там  более  сильным  было  влияние  Византии.  На  севере  язычество  было  прочным.  Людям  вообще  очень  трудно  отказаться  от  своей  веры).

                 4)А  теперь  давайте  выясним,  какое  значение  имело  принятие  христианства  на  Руси.

                 - Прочитайте  п.5 стр.41  текст  в  учебнике  с  карандашом,  подчеркните  в  тексте  значение (Работа  по  тексту  учебника.  Беседа.).

     Давайте  подведём  итоги.

                 Слайд 13. Вспомните  вопрос,  который  мы  поставили  в  начале  урока.     –  

                 Почему  народ  сохранил  добрую  память  о  князе  Владимира  в  былинах?

                  (Возможные  ответы  учащихся:

                  а)защищая  Русь  от  кочевников,  построил  оборонительную  систему;

                  б)принял  христианство  и  тем  укрепил  государство,  свою  власть,  объединил

                  славян;

                  в)строил много  храмов,  открыл  школу  в  Киеве;

                  г)укрепил  связь  с  другими  странами.

                 

                  - А  теперь  проверим,  что  вы  запомнили  на  уроке.

                  Слайд 14. Решаем  тест.

                  Слайд 15. Ключи  к  тесту,  проверьте  друг  у  друга,  поставьте  оценку.

Ответьте  на  вопрос.  Что  интересного  сегодня  вы  узнали  на  уроке?  Что  вам  особенно  понравилось?

                 

               

                   

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Владимир Святославович. Принятие христианства.

Слайд 2

Князь Владимир (980 – 1015)

Слайд 3

Отрок Владимир, с отцом князем Святославом Игоревичем Малыш Владимир со своей материю, рабыней Малушей .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Великий князь Владимир выбирает религию

Слайд 2

Храм, где крестился князь Владимир в Херсонесе в Крыму

Слайд 3

Свержение языческих идолов в Киеве.

Слайд 4

Почему народ сохранил добрую память о князе Владимире?

Слайд 5

Тест для повторения: 1.Кто был правителем Руси в 980 – 1015 годах? 1)Владимир; 2) Игорь; 3) Олег; 4) Святослав. 2.Причиной принятия христианства на Руси было стремление киевских князей: 1)породниться с правителями европейских стран; 2)избежать порабощения хазарами; 3)укрепить княжескую власть и объединить славянские племена; 4)установить дружеские отношения с кочевниками. 3.Из многих религий князь Владимир выбрал: 1)христианство; 2)ислам; 3) иудаизм; 4)буддизм. 4.Русь приняла крещение в: 1)980 году; 2)988 году; 3)992 году; 4)1015 году. 5.Принятие христианства: 1)замедлило развитие культуры; 2)привело к усилению усобиц; 3)ослабило княжескую власть; 4)укрепило международное положение Руси.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающие уроки "Класс Птицы", "Класс Млекопитающие"

В презентации основной целью является - закрепить и углубить знания учащихся 7 класса по теме "Класс Птицы". Я предлагаю выполнить тестовые задания, ответить на фотовопросы викторины, к вопросу подобр...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных.

Цель  урока: дать общую, полную характеристику класса Земноводных, особенности их происхождения, строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных, имеющих определенные приспособления к...

Тесты по биологии к урокам "Класс Птицы" , "Класс Млекопитающие".

Тесты  содержат  задания с выбором одного правильного  ответа , задания  на  соответствии. Задания соответствуют  программным  требованиям. Материал  можно...

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

урок "Класс Птицы" 7 класс

Ознакомить учащихся с особенностями организации класса Птицы в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания;Сформировать знания учащихся о местообитании, внешнем и внутреннем строении тела пт...

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...