Основные занятия восточных славян
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Безгин Сергей Владимирович

Конспект урока "Основные занятия восточных славян", проведенного 10 октября 2014 года с учениками 7 А класса КГКСКОУСКОШ VIII вида № 3.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass._osnovnye_zanyatiya_vostochnyh_slavyan_remeslo.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Основные занятия восточных славян (включая ремесло).

Тип урока

: Урок формирования и закрепления умений и навыков.
Цель:
Познакомить учащихся с условиями жизни и труда восточных славян.
Задачи:
1. Обучающие:
сформировать представление об основных занятиях восточных славян.
2. Коррекционно-развивающие:
развивать внимание через раскодирование названий типов жилищ славян;
развивать мышление и память группировкой и сравнением в таблице основных занятий восточных славян;

развивать самостоятельность и аккуратность при выполнении практической работы по заполнению таблицы.
3.Воспитательные:
активизировать познавательный интерес, воспитывая уважение к трудовой деятельности.
Оборудование: учебник Пузанов Б.П. и др. История России. 7 класс; учебно-методическое пособие Пузанов Б.П. и др. Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида; иллюстрации в учебнике, таблица «Основные занятия восточных славян».
Ход урока
ЭтапЦелиучащиесяучительОрганизационный моментПодготовка учащихся к работе на урокеВстают при входе учителя в класс.

Присаживаются.
Проверяют готовность к уроку.

10.10.2014 (09,11)
Пятница (вчера – четверг, завтра – суббота)
Осень, большинство деревьев без листьев (с приходом холодов и снега наступит зима).Здравствуйте, дети! Сегодня мы познакомимся с занятиями восточных славян.
Присаживайтесь.
У всех на партах я вижу тетради и учебники, письменные принадлежности, карандаши.
Какая сегодня дата? (вчера, завтра)
Какой сегодня день недели? (вчера, завтра)
Какое время года мы наблюдаем за окном? (а какое время года наступит, когда придут холода и выпадет снег?)Постановка целей и задачАктивизация учащихся к деятельности на урокеЗаписывают тему урока, план урока, слушают учителя о предполагаемых результатах урокаМы узнаем, чем занимались восточные славяне:
1. Земледелие
2. Охота и рыболовство
3. Скотоводство

4. Бортничество

5. Собирательство

6. РемеслоПовторениеПовторить пройденный на прошлом уроке материал для лучшего усвоения новогоИсточники, по которым изучают прошлое.
Это календарные отметки важных событий в истории. Оно должно иметь начало и конец.
На исторической карте – территория в разные прошлые века, показано изменение границ.
Древляне – от слова дерево, дреговичи – от слова дрегва (болото), поляне – от слова поле.
Племя состояло из родов – объединений семей.

На юге строили мазанки, в лесной полосе – избы, а на севере – землянки и полуземлянки.Что такое исторические памятники?
Что такое исторические даты? Как определить, что событие уже произошло?
Чем отличается историческая карта от географической карты?

Как и почему назывались отдельные племена славян?

Каков был состав славянского племени?

Какие жилища строили восточные славяне на севере, в лесной полосе и на юге восточноевропейской равнины?ЗакреплениеЗакрепить умения и навыки при выполнении самостоятельной работы с новым материаломВыполняют задания:
1. Обработка земли.

Сеяли рожь и ячмень, овес и просо, гречиху, выращивали репу и капусту, свеклу, морковь и редьку.

Основную пищу: хлеб, каши и похлебки.
2. Ловля диких животных и рыбы.

Ловили рыбу сетями (неводом), рогатиной ловили медведей и кабанов, зайцев, лисиц и бобров, а и луком со стрелами ловили птиц: лебедей, гусей и уток.

Пищу: свежую, соленую, сушеную и вяленую рыбу и мясо диких животных; также шили одежду, обувь, шапки, делали постель.
Физминутка (двигательную и зрительную гимнастику)
3. Разведение домашнего скота.

Разводили лошадей, волов, коз, овец, свиней.

Пищу: мясо и молоко, а из молока – сыр, творог и масло.

4. Сбор меда диких пчел.

Вычерпывали мед из бортей (дупла диких пчел).

Сладости, медовуху.

5. Сбор грибов, орехов, ягод и трав.

Собирали в лесу малину и землянику, чернику и клюкву, ежевику и смородину, яблоки и груши, вишню и рябину, калину и боярышник, лопух и подорожник, одуванчик и крапиву, щавель, лебеду, дикий лук.

Напитки, настои, отвары и щи.

6. Ручное изготовление орудий труда и быта.

Шили пряжу, ткани, плели сети, месили глину, ковали железо, обрабатывали дерево.

Одежду, посуду, бочки и кадки, лодки (ладьи)…Организация практической работы:
1. Что такое земледелие?
Что делали, занимаясь земледелием?


Что

 получали, занимаясь земледелием?
2. Что такое охота и рыболовство?
Что делали, занимаясь охотой и рыболовством?

Что получали, занимаясь охотой и рыболовством?



Физминутка (восточные славяне)

3.

Что такое скотоводство?

Что делали, занимаясь скотоводством?

Что получали, занимаясь скотоводством?

4. Что такое бортничество?

Что делали, занимаясь бортничеством?

Что получали, занимаясь бортничеством?

5. Что такое собирательство?

Что делали, занимаясь собирательством?

Что получали, занимаясь собирательством?

6. Что такое ремесло?

Что делали, занимаясь ремеслом?