статья "Развитие исследовательской компетенции обучающихся в изучении истории и обществознания"
статья по истории на тему

Иваненко Ольга Борисовна

Научно - методическая статья о применениии  исследовательской технологии в преподавании предметов общественно - исторических дисциплин, о роли исследовательской деятельности в реализации деятельностного подхода в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ivanenko_issledovat_deyatelnost.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья учителя общественно- исторических дисциплин

МОБУГ № 2 г.Новокубанска  Иваненко О.Б..

«Развитие исследовательской компетенции обучающихся в изучении

 истории и обществознания»

Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню, 
вовлеки меня, и я  научусь.

Китайская мудрость

        

В качестве основных направлений модернизации российского образования  выделены и такие как  деятельностный характер образования, направленность содержания образования  на формирование практической деятельности и получение опыта этой деятельности, формирование ключевых компетенций, готовности учащихся использовать новые знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Модернизация школьного образования ориентирует учителя на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирования у них умений исследовательской деятельности. Исследовательская работа является высшей формой воспитания творческой инициативы школьников, их самостоятельности, активизирует познавательные интересы, способствует формированию личностных качеств учеников. Умея самостоятельно добывать знания, ученик сможет успешно продолжить образование на любом уровне – от школы до ВУЗа и далее. Исследовательская деятельность вырабатывает инициативность поведения, а человек инициативный всегда стремится наиболее оптимальными способами добиться получения результатов своей деятельности.

Суть исследовательской деятельности состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основании новых выводов.

             Организация научно-исследовательской деятельности может осуществляться на уроках, в рамках научно-исследовательских обществ, в кружковой работе, через социальное проектирование.

             Отдельные элементы исследовательской работы учащихся встречаются при выполнении домашних заданий, контрольных, практических и лабораторных работ, во время подготовки к олимпиадам различного уровня. Основные методы исследовательской работы (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, моделирование) отрабатываются на уроках при самостоятельной работе с книгой и документами, диалогическом обучении, составлении тематических и синхронистических таблиц, решении логических заданий, подготовке учащимися сообщений и рефератов.

             Высшей формой исследовательской деятельности является написание научной работы. Но, к сожалению, часто за научно-исследовательскую работу выдается просто добросовестно переписанный из различных источников материал. Отсутствие знаний, умений и навыков исследовательской работы (в средних школах не предполагается проведение уроков по методике исследования) не позволяют школьнику создать полноценное исследование. Каждый педагог должен сам знать основные составляющие исследовательской работы и научить им школьника. Нужно знать не только

что изучать, то есть ясно представлять себе объект и предмет исследования;

как изучать, то есть, какие методы исследования использовать;

как оформлять результаты исследования;

но и:

на чем основываться, то есть иметь первоначальное представление об источниках информации, на которых можно базироваться;

где искать, то есть знать основные виды библиотек, архивов и музеев, специфику их фондов;

как искать, то есть знать основные правила поиска источников информации и выявления в них нужных фактов, данных, сведений и т. п.

Исследовательская работа учащихся по общественным дисциплинам предполагает анализ исторических источников. Важно научить школьников правильно отбирать и анализировать их. Методика работы с различными видами исторических источников вырабатывалась многими поколениями ученых. Для школьного исследования не существует каких-то особых, отличных от известных в науке исторических источников и методов их изучения. Речь идет лишь о том, какие научные методы более соответствуют интересам и возможностям учащихся.

Также нужно научить школьника пользоваться средствами поиска материалов к исследованию: краеведческими каталогами, картотеками, путеводителями, описями дел (документов), Интернет – ресурсами и находить в них сведения о нужной литературе, а также при получении найденной литературы (книг, статей, архивных документов, сайтов в Интернете) быстро находить в них полезную информацию.

Очень важно точно сформулировать название и выбрать оптимальную структуру исследовательской работы. Как правило, она состоит из введения, основной части (2,3 главы), заключения, списка используемых литературы и источников, приложений.

Работы моих учеников отмечены призовыми местами в различных конкурсах: «Православные храмы Новокубанского района», «Комсомольцы – беспокойные сердца» (региональный конкурс «Моя малая Родина»), «Из истории олимпийского движения» (региональный конкурс «Эврика»), социальный проект «Времен связующая нить (о создании школьного музея)» (региональный конкурс «Я – гражданин России»), кроссворд «Кубань в годы ВОВ» (конкурс КрайСЮТур), «Великая Отечественная война в судьбе человека» (всероссийский конкурс «Человек в истории. ХХ век»), «Роль патриотизма в процветании общества (по материалам социологического опроса жителей Новокубанского района)» (международный конкурс «Леонардо»), «Социологический аспект молодежных субкультур Новокубанского района» и «Политическая культура старшеклассников МОБУГ № 2 г.Новокубанска» (региональный этап конкурса «Эврика») …

Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся способствует развитию социально-активной личности субъектов образовательного процесса. В учебном заведении создается новая образовательная среда, что является важнейшим фактором развития школы как инновационного учебного заведения нового типа. Технология исследования позволяет достичь целей школьного образования в контексте компетентностного подхода: школьники учатся самостоятельно анализировать ситуации,  принимать оптимальные решения, решать проблемы,  объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь,  учатся учиться (определять цели, пользоваться разными источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать.

Научить и создать с учащимся научно-исследовательскую работу – это колоссальный труд учителя во внеурочное время. Но он окупается важными результатами:  у школьников повышается уровень познавательных процессов,  формируются исследовательские навыки, закрепляются умения грамотно выполнять и оформлять научные работы, происходит их психологическое развитие. А учитель, занимаясь с учащимися исследовательской работой, выполняет важную функцию привития любви к творчеству,  формированию общей культуры граждан.

     

Список использованной литературы.

1. Беляков, Е. М. Проектная деятельность в образовании // Преподавание истории в школе. – 2007. – № 5. - С. 3 – 13.

2. Герасимова, Т. Б. Организация проектной деятельности в школе// Преподавание истории в школе. – 2007. - № 5. – С. 3 – 13.

3. Каменский, А. М. От школьных инноваций – к инновациям страны//  Нар. образование. – 2011. - № 1. – С. 101-105.

4. Карпов, А. О. Исследовательское образование как педагогическая парадигма современной культуры знаний// Нар. образование. - 2011. - № 7. - С. 149-160.

5. Лисова, К. Л. Воспитательные возможности проектной деятельности школьников// Воспитание школьников. – 2011. - № 2. – С. 40 – 46.

6. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие /

Г. К. Селевко. – М. : Нар. образование, 1998. – 256 с.

7. Шаповал, В.В. Задания, мотивирующие познавательную деятельность // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2006. - № 3. –с.34 - 38


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предметных компетенций при изучении истории Великой Отечественной войны

Изучение темы «Вторая мировая и Великая Отечественная война советского народа» даёт неограниченные возможности для формирования у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности це...

Содержание и организация учебно - исследовательской деятельности при изучении истории обществознания ( из опыта работы)

Организация исследовательской  деятельности  на уроках  истории и обществознания и во внеурочное время. Из опыта работы учителя...

Внеурочная проектно-исследовательская деятельность обучающихся, как фактор развития основных учебных компетенций при изучении истории и обществознания

Особенности организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Её влияние на развитие сновных учебных компетенций при изучении истории и обществознания....

Проект учителя по теме Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности в процессе изучения истории и обществознания с целью развития ключевых компетентностей учащихся.

Данная работа представляет сосбой проект учителя, в котором рассматриваются вопросы, связанные с развитием ключевых компетенций учащихся посредством организации проектной и исследовательской деятельно...