Методическая разработка «Великие географические открытия и развитие предпринимательства в Европе. Обобщающий урок». 7-й класс
методическая разработка по истории (7 класс)

Урок обобщения с элементами ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Великие географические открытия и развитие предпринимательства в Европе. Обобщающий урок». 7-й класс 

Лоскутникова О.П. – учитель истории и обществознания, лицей № 273, Колпинский район, г.Санкт-Петербург

«Повсюду в Новом Свете, равно как и в Старом,
Колумб разжег огонь в сердце каждого моряка.
Этот огонь стал предвестником новой эпохи,

так как был неугасим».
Чарльз Кендалл Адамс.

Тип: систематизация и обобщение знаний;

Цели:

  • образовательные: систематизация и обобщение знаний о Великих географических открытиях и их значении; о зарождении и развитии предпринимательства в начале Нового времени; развитии торговли, значении образовании банков и бирж; переходе от ремесленной мастерской к мануфактуре; формировании новых социальных слоев европейского общества и их отличительных чертах;
  • воспитательные: формирование собственного отношения к периоду Раннего Нового времени; ориентация на "проживание" учащимися исторической эпохи  данного периода;
  • развивающие: формирование умения самостоятельно делать выводы; аргументировать свое мнение.

Оборудование:

  • рабочая тетрадь, карта, таблица, иллюстрации;

Ход урока

План:

  1. Вступительное слово учителя. Обоснование значения темы урока.
  2. Основная часть.

Великие географические открытия;

развитие предпринимательства;

представление проектов;

выводы;

3. Заключительная часть. Подведение итогов, оценка действий, знаний и умений.

Учитель: Сегодня мы проводим урок обобщения по теме "Великие географические открытия и развитие предпринимательства в Европе".

Эпиграфом урока станут слова американского историка Чарльза Кендалла Адамса:

«Повсюду в Новом Свете, равно как и в Старом, Колумб разжег огонь в сердце каждого моряка. Этот огонь стал предвестником новой эпохи, так как был неугасим»

Как вы думаете, что влекло европейцев в Новый свет в далекие путешествия в 15 – 17 веках?  (ответы о причинах ВГО)

Сегодня мы перенесемся в 16 век и отправимся в далекое путешествие …..

- Как вы думаете, что нам необходимо, чтобы наше путешествие состоялось?

- На каком корабле мы поплывем?

- В чем преимущество каравеллы перед  другими кораблями?

- Что еще необходимо в путешествиях?

- Конечно же, карта.

 Задание 1.

Задания для групп:

(группы получают задания с портретами мореплавателей) 5 минут

1 группа:

Определите, о каком мореплавателе идёт речь, и укажите на карте путь его экспедиции. Назовите часть света. Когда было совершено открытие? Какое значение имело это открытие?

В 1488 году этот мыс он назвал "мысом Бурь", т.к. матросы на себе испытали силу бури, были измучены полугодовалым плаванием и отказались плыть дальше. Но последующие путешественники назвали совсем иначе этот мыс. Как? Кто он?   (мыс Доброй Надежды, Бартоломео Диаш)

2 группа:

Определите, о каком мореплавателе идёт речь, и укажите на карте путь его экспедиции. Назовите часть света. Когда было совершено открытие? Какое значение имело это открытие?

Он нашел морской путь в Индию и через два года вернулся в Португалию, при этом погибло 2 корабля и более половины экипажа. Однако груз в 60 раз превышал то количество денег, которые были затрачены на экспедицию. Кто он? (Васко.де Гама)

3 группа:

Определите, о каком мореплавателе идёт речь, и укажите на карте путь его экспедиции. Назовите часть света. Когда было совершено открытие? Какое значение имело это открытие?

Он был человеком Нового времени, т.к. родившись в Генуе, в семье небогатого ткача, не последовал отцовской специальности. Занимался географией, собрал большую библиотеку, где было много сочинений, доказывающих шарообразность Земли и ,живя в Лиссабоне, занимался изготовлением морских карт. Именно с ним в 1492 Фердинанд и Изабелла испанские подписали договор, согласно которому в случае удачи он бы назначался "Вице-королём всех островов, которые он откроет". Кто он?   (Христофор Колумб)

4 группа:

Определите, о каком мореплавателе идёт речь, и укажите на карте путь его экспедиции. Назовите часть света. Когда было совершено открытие? Какое значение имело это открытие?

Его экспедиция окончательно доказала, что земля имеет форму шара, обогнув которую можно вернуться в порт отплытия, а также наличие "часовых поясов" т.е. разницы во времени, происходящей из-за вращения Земли. Кто он?   (Фернан Магеллан)

Проверка правильности ответов с показом путей мореплавателей на карте (работа на мультимедийной доске) 5 мин

Задание 2.    (5 мин.)

Великие географические открытия устранили изоляцию 2-х миров, но это сопровождалось уничтожением других государств с их высокой культурой и физическим истреблением местных жителей. Как вы думаете, следует ли считать Великие географические открытия прогрессивным явлением?

2 команды должны подобрать факты, доказывающие, что ВГО прогрессивное явление.

2 команды приводят факты, отвергающие прогрессивность ВГО.

  1. Перемещение главных торговых путей в океаны.
  2. «Продовольственная революция» в Европе, связанная с внедрением множества новых культур: картофеля, кукурузы, томатов, подсолнечника, широким импортом различных пряностей, кофе, какао, чая.
  3. Расширение кругозора европейцев: бурное развитие географии контакты с народами разных культур, лучшее понимание разнообразия животного и растительного мира.
  4. Власть Европы над другими частями света. Поведение Европы было связанно с колониальной политикой
  5. Изменения в социальной структуре. Появление новых слоёв.
  6. Пиратство. Работорговля.
  7. Уничтожение культуры индейцев, (Ацтеки, Инки).
  8. Распространение иноземных товаров в Европе.
  9. Научно-технический прогресс.
  10. Христианизация индейцев
  11. Также Великие географические открытия повлекли за собой революцию цен.
  12. Создание колониальной системы

Итак, действительно ВГО были в большей степени прогрессивным явлением.

 Учитель:

Великие географические открытия способствовали обогащению европейцев - драгоценные металлы и товары из Нового Света и с Востока наполняли сундуки предприимчивых людей. Это богатство поначалу радовало европейцев, но вскоре они обнаружили обратную отрицательную сторону лёгкого и быстрого обогащения.

Пришлось европейцам думать, как сохранить и приумножить свои богатства. Выход они нашли простой -НАДО ДЕНЬГИ (БОГАТСТВО) ЗАСТАВИТЬ РАБОТАТЬ И ПРИНОСИТЬ ПРИБЫЛЬ.

Одной из характерных черт предпринимательства (нового капиталистического уклада) является развитие торговли, и мы с вами совершаем путешествие в один из центров мировой торговли в начале Нового времени - город Лондон.

Обширен Лондон и хорош
В крещеном мире не найдешь
Второго города такого - 
Столь модного и столь большого.
Богата тамошняя знать,
Себя умеет показать.

В стране английской места нету - 
Прекрасней и важней чем это.
Туда по Темзе многоводной
Добро из разных стран везет
Хитер и ловок там народ.
(Легенда о Тристане и Изольде).

Задание 3

 Мы - на рыночной площади Лондона, толкаясь среди торговых рядов, мы слышим обрывки фраз, различные высказывания, присказки и пословицы. В карточках выберите только те изречения, которые отражают отношение лондонцев к рынку:

  • "Рыцарство было убито пушкой";
  • "На бирже можно было купить и продать ветер";
  • "Ваше величество не могло бы получить римской короны без моей помощи";
  • "Штыком коли, прикладом бей";
  • "Все продается на рынке, кроме молчаливой осторожности и чести";
  • "Лучше иметь друзей на рынке, чем монеты в сундуке";

- Как вы понимаете эти выражения?

- Какое место рынок занимал в жизни горожан?

- Какое значение имели биржи для развития торговли?

Задание 4    (5 мин).

 Соотнесите понятие и определение

прибыль

предприятие, основанное на ручном труде,    наёмных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции

мануфактура

специальное место, где осуществлялись купля и продажа товаров и ценных бумаг

монополия

превышение доходов от продажи товаров или услуг над затратами на их производство и реализацию

биржи

исключительные права на производство или торговлю с какой-либо страной или группой стран; исключительное право на пользование чем-либо

Проверка результатов

  

Задание 5

Представление проектных работ групп по теме: «Развитие предпринимательства в Европе»

Каждой группе отводится по 2 мин. (всего 10 мин.)

Подведение итогов.

Вывод по уроку. Значение сделанных  открытий велико: они изменили и расширили представление человечества о мире, подтвердили учение о шарообразности земли, дали толчок развитию торговли, промышленности и предпринимательству, это начало перехода от традиционного общества к капиталистическому, основанному на частной собственности и рыночной экономике.

Дополнительное задание

С развитием мировой торговли увеличился спрос на изделия ремесла, ремесленные мастерские не могли его удовлетворить, нужны были большие, крупные предприятия. В XVI веке появляются мануфактуры. Мы должны выявить отличия мануфактуры от ремесленной мастерской.

Задание 1

2 группа:

Определите, о каком мореплавателе идёт речь, и укажите на карте путь его экспедиции. Назовите часть света. Когда было совершено открытие? Какое значение имело это открытие?

Он нашел морской путь в Индию и через два года вернулся в Португалию, при этом погибло 2 корабля и более половины экипажа. Однако груз в 60 раз превышал то количество денег, которые были затрачены на экспедицию. Кто он? 

Задание 2

Подобрать факты, доказывающие, что ВГО прогрессивное явление.

   

1.        Перемещение главных торговых путей в океаны.

2.        «Продовольственная революция» в Европе, связанная с внедрением множества новых культур: картофеля, кукурузы, томатов, подсолнечника, широким импортом различных пряностей, кофе, какао, чая.

3.        Расширение кругозора европейцев: бурное развитие географии контакты с народами разных культур, лучшее понимание разнообразия животного и растительного мира.

4.        Власть Европы над другими частями света. Поведение Европы было связанно с колониальной политикой

5.        Изменения в социальной структуре. Появление новых слоёв.

6.        Пиратство. Работорговля.

7.        Уничтожение культуры индейцев, (Ацтеки, Инки).

8.        Распространение иноземных товаров в Европе.

9.        Научно-технический прогресс.

10.        Христианизация индейцев

11.        Также Великие географические открытия повлекли за собой революцию цен .

12.        Создание колониальной системы

Задание 1

3 группа: 

Определите, о каком мореплавателе идёт речь, и укажите на карте путь его экспедиции. Назовите часть света. Когда было совершено открытие? Какое значение имело это открытие?

Он был человеком Нового времени, т.к. родившись в Генуе, в семье небогатого ткача, не последовал отцовской специальности. Занимался географией, собрал большую библиотеку, где было много сочинений, доказывающих шарообразность Земли и, живя в Лиссабоне, занимался изготовлением морских карт. Именно с ним в 1492 Фердинанд и Изабелла испанские подписали договор, согласно которому в случае удачи он бы назначался "Вице-королём всех островов, которые он откроет". Кто он?   

Задание 2

Подобрать   факты, отвергающие прогрессивность ВГО.

1.        Перемещение главных торговых путей в океаны.

2.        «Продовольственная революция»  в Европе, связанная с внедрением множества новых культур:  картофеля, кукурузы, томатов, подсолнечника, широким импортом различных пряностей, кофе, какао, чая.

3.        Расширение кругозора европейцев: бурное развитие географии контакты с народами разных культур, лучшее понимание разнообразия животного и растительного мира.

4.        Власть Европы над другими частями света. Поведение Европы было связанно с колониальной политикой

5.        Изменения в социальной структуре. Появление новых слоёв.

6.        Пиратство. Работорговля.

7.        Уничтожение культуры индейцев, (Ацтеки, Инки).

8.        Распространение иноземных товаров в Европе.

9.        Научно-технический прогресс.

10.        Христианизация индейцев

11.        Также Великие географические открытия повлекли за собой революцию цен.

12.        Создание колониальной системы

Задание 1

4 группа:

Определите, о каком мореплавателе идёт речь, и укажите на карте путь его экспедиции.  Когда было совершено открытие? Какое значение имело это открытие?

Его экспедиция окончательно доказала, что земля имеет форму шара, обогнув которую можно вернуться в порт отплытия, а также наличие "часовых поясов" т.е. разницы во времени, происходящей из-за вращения Земли. Кто он?

Задание 2

Подобрать   факты, отвергающие прогрессивность ВГО.

1.        Перемещение главных торговых путей в океаны.

2.        «Продовольственная революция»  в Европе, связанная с внедрением множества новых культур:  картофеля, кукурузы, томатов, подсолнечника, широким импортом различных пряностей, кофе, какао, чая.

3.        Расширение кругозора европейцев: бурное развитие географии контакты с народами разных культур, лучшее понимание разнообразия животного и растительного мира.

4.        Власть Европы над другими частями света. Поведение Европы было связанно с колониальной политикой

5.        Изменения в социальной структуре. Появление новых слоёв.

6.        Пиратство. Работорговля.

7.        Уничтожение культуры индейцев, (Ацтеки, Инки).

8.        Распространение иноземных товаров в Европе.

9.        Научно-технический прогресс.

10.        Христианизация индейцев

11.        Также Великие географические открытия повлекли за собой революцию цен.

12.        Создание колониальной системы

Задание 1

1 группа:

Определите, о каком мореплавателе идёт речь, и укажите на карте путь его экспедиции. Назовите часть света. Когда было совершено открытие? Какое значение имело это открытие?

В 1488 году этот мыс он назвал "мысом Бурь", т.к. матросы на себе испытали силу бури, были измучены полугодовалым плаванием и отказались плыть дальше. Но последующие путешественники назвали совсем иначе этот мыс. Как? Кто он?   

Задание 2

Подобрать факты, доказывающие, что ВГО прогрессивное явление.

   

1.        Перемещение главных торговых путей в океаны.

2.        «Продовольственная революция» в Европе, связанная с внедрением множества новых культур: картофеля, кукурузы, томатов, подсолнечника, широким импортом различных пряностей, кофе, какао, чая.

3.        Расширение кругозора европейцев: бурное развитие географии контакты с народами разных культур, лучшее понимание разнообразия животного и растительного мира.

4.        Власть Европы над другими частями света. Поведение Европы было связанно с колониальной политикой

5.        Изменения в социальной структуре. Появление новых слоёв.

6.        Пиратство. Работорговля.

7.        Уничтожение культуры индейцев, (Ацтеки, Инки).

8.        Распространение иноземных товаров в Европе.

9.        Научно-технический прогресс.

10.        Христианизация индейцев

11.        Также Великие географические открытия повлекли за собой революцию цен .

12.        Создание колониальной системы

Задание 3

Выберите только те изречения, которые отражают отношение лондонцев к рынку:

  • "Рыцарство было убито пушкой";
  • "На бирже можно было купить и продать ветер";
  • "Ваше величество не могло бы получить римской короны без моей помощи";
  • "Штыком коли, прикладом бей";
  • "Все продается на рынке, кроме молчаливой осторожности и чести";
  • "Лучше иметь друзей на рынке, чем монеты в сундуке";

Задание 4

Соотнесите понятие и определение

прибыль

предприятие, основанное на ручном труде,    наёмных работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции

мануфактура

специальное место, где осуществлялись купля и продажа товаров и ценных бумаг

монополия

превышение доходов от продажи товаров или услуг над затратами на их производство и реализацию

биржи

исключительные права на производство или торговлю с какой-либо страной или группой стран; исключительное право на пользование чем-либо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии 5 класс по образовательной программе "Школа-2100" "Великие географические открытия"

Урок по географии  в 5 классе по программе"Школа 2100".Проблемно-диалогический  с использованием ЭОР....

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....

Методическая разработка урока истории в 7 классе "Великие географические открытия"

Методическая разработка урока истории в 7 классе по теме: "Великие географические открытия". На уроке применяются приёмы организации КОД (контрольно-оценочная деятельность) на уроках истории...

Методическая разработка по теме: "Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках физики в рамках реализации ФГОС"

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствован...

Тесты по истории (Великие географические открытия и Реформация в Европе)

Данные тесты можно использовать на обобщающих урокакх в качестве проверки усвоения маетриала после прохождения тем "Великие географические открытия" и "Реформация в Европе"...

Методическая разработка урока Всеобщей истории в 7 классе «Великие географические открытия и их последствия»

Цель данной разработки – создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов через процесс организации контрольно-оценочной деятельности на уроке и развития контрольн...