Они победили. Они обрели бессмертие.
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Соклакова Надежда Владимировна

Урок можно использовать как урок - обобщение по теме Великая отечественная Война в 9 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Они победили. Они обрели бессмертие.

Цели:

  1.  Содействовать развитию интереса учащихся к изучению истории и литературы, через работу с документами и произведениями русской поэзии о ВОВ;
  2. Проследить трагедию российского народа в 1941 – 1945 годах и приоритет общечеловеческих ценностей над идеологическими;
  3. Развивать дедуктивное логическое мышление, монологическую речь;
  4. Формировать навыки самостоятельной поисковой деятельности, умение обобщать и систематизировать знания.
  5. Проведение работы над выразительным чтением стихотворений о войне;
  6. Воспитать толерантность, патриотизм и активную жизненную позицию.

Тип урока: интегрированный, повторно-обощающий урок.

Оформление урока (средства):

  1. Презентация
  2. Стихи и песни  ВОВ.
  3. Фонохрестоматия «Литература 9 класс»
  4. Раздаточный материал: карточки.

Ход урока

Вступление. Звучит песня «Священная война» А. Александров на стихи  В. И.Лебедева - Кумача.

Учитель литературы (далее Л.) с этой песней на вокзалах Москвы родные и друзья провожали солдат на смертельный бой с фашизмом. Слова и мелодия песни звучали почти как воинская присяга. В ней голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг.

С каждым днем уходит все дальше в прошлое героические и трагические годы ВОВ. Мы отметили уже 67-ю годовщину Победы над фашистской Германией. Прошло 67 лет. Значит это о нашем времени писал поэт Сергей Орлов. Приложение 1

Основная часть.

  1. Учитель истории (далее И.) Мы не должны забывать  тех, кто нес на своих плечах командование  советской армии.

Назовите советских полководцев, изображенных на портретах: слайд 3-7

1) Константин Константинович  Рокоссовский

2) Александр Михайлович Василевский

3) Иван Степанович Конев

4) Георгий Константинович Жуков

5) Николай Герасимович Кузнецов

  1. Л.:   время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. История, литература и искусство выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей ушли на фронт и свыше 400-х сот не вернулись домой. По горячим следам войны создавали свои произведения поэты и прозаики, надевшие военную форму. Слайд 9-15

  1. И.: Работа по карточкам. Соотнести авторов и произведения. Приложение 2

  1. Л.: «О войне необходимо знать все, - утверждал К. Симонов. – Надо знать и чем она была, с какой безмерной, душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем для нас была Победа. Надо знать и о том, какие разрушения принесла она, оставив раны и в душах людей, и на теле земли, каких жертв нам стоила война».

Работа со стихотворением К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» Приложение 3

  1. Выразительное чтение
  2. Беседа по содержанию

5. И.: Сражений было много, самые важные имели свои кодовые названия. Перечислите их по кодовым названиям операций (отметить советские и немецкие).

Слайд16,17

1) Московская операция (немецкая).

2) Сталинградская операция (советская).

3) Курская операция (немецкая).

4) Белорусская операция (советская).

5) Орловская операция (советская).

1) “Тайфун”.

2) “Уран”.

3) “Цитадель”.

4) “Багратион”.

5) “Кутузов”.

Многим городам было присвоено звание города-герои, перечислите их.

Брестская крепость, Волгоград, Керчь, Киев, Курск, Ленинград, Минск, Москва, Мурманск, Новороссийск, Одесса, Смоленск, Тула.

Каждое имя, каждый бой, каждый освобожденный город – все это сохранено в архивах.

О каком событии идет речь в документах?

  1. Из документа немецкого генерального штаба 21 сентября 1941 г.

Сначала мы блокируем город (геометрически) и разрушим его, если возможно, артиллерией и авиацией…

Когда террор и голод в городе сделают свое дело, откроем отдельные ворота и выпустим безоружных людей…

…весной мы проникнем в город, вывезем все, что осталось живое, в глубь России или возьмем в плен, сровняем город с землей и передадим район севернее Невы Финляндии.

Блокада Ленинграда.

  1. Из воспоминаний командующего 1-й гвардейской танковой армии М. Е. Катукова.

16 апреля в пять утра оглушительный грохот тысяч орудий возвестил о начале последнего, решающего наступления советских войск на столицу рейха. В небе не смолкал гул наших бомбардировщиков. После артиллерийской подготовки вспыхнуло 140 прожекторов…

Бои на Зееловских высотах достигли наивысшего накала. Противник бросал в бой все новые и новые дивизии, батальоны фольксштурма, команды истребителей танков

Штурм Берлина.

  1. Из воспоминаний члена Военного совета Донского фронта А.С. Чуянова: Кольцо окружения с каждым днем сжимается. Фашистское командование посылает в “котел” продовольствие и боеприпасы. Летчики сбрасывают “подарки” в контейнерах на парашютах… Я был свидетелем того, как к городу, к “котлу”, под прикрытием мессершмиттов приближалась большая группа транспортных самолетов противника. Навстречу поднимались наши истребители. В коротком воздушном бою они сбили все транспортные самолеты. Тридцать четыре немецких летчика спаслись на парашютах и были взяты в плен… Теперь господство в воздухе принадлежало нам…

… На высоте Садовой взят в плен генерал. Он заявил: Паулюс надломлен. Он бы сдался в плен немедленно, но получил от Гитлера радиограмму – любой ценой выстоять и не омрачать десятилетие фашистского строя в Германии, которое исполняется 30 января. Паулюс ждет с нетерпением этой даты…

Разгром немецких войск под Сталинградом.

  1. Л.:  Искусство рождается из великой трагедии в неменьшей степени, чем из великого счастья. Те, кто вернулись с войны стали в нашей поэзии полпредами своих ровесников, которым так и не довелось больше переступить порог родного дома, обнять мать, жену, детей.

Слушание песни Е. Винокурова.  «Москвичи»

Звучит стихотворение «Забыть нельзя разорванное небо…» (раздача черного хлеба) приложение 4

Л.: Все павшие как бы обрели голос в стихотворении А. Твардовского «Я убит подо Ржевом» приложение 5

1. Чтец читает стихотворение приложение 6

6.   И.: Определите название советских орденов и медалей.

1) Орден Красной Звезды.

2) Орден Красного Знамени.

3) Орден В.И.Ленина.

4) Орден Победы.

5) Медаль “Золотая Звезда” Героя Советского Союза.

6) Орден Славы.

  1. Л.:  А эти мужественные и гордые слова незадолго до победы скажет о своем поколении С. Гудзенко

1й. Чтец читает стихотворение. приложение  7

2й Чтец декламирует стихотворение С. Орлова «Его зарыли в шар земной…» приложение 8

Л.:  Они не забыты, они всегда в наших сердцах – люди одной героической судьбы. С Щипачев в стихотворении «Павшим» приложение 9

Заключение. Звучит песня муз. Яна Френкеля «Журавли» на фоне песни звучат слова

Великая сила нужна поэту, чтобы описать всю боль моей земли, - сказал осетинский поэт Хазби Калоев, в 22 года погибший под Белгородом. Ушедшие на фронт с винтовкой и блокнотом русские поэты обладали этой силой. Они сказали свое слово. Они победили. Они обрели бессмертие.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Когда это будет, не знаю.

В тени белоствольных берез

Победу 9 Мая

Отпразднуют люди без слез.

Подымут победные марши

Армейские трубы страны,

И выедет к армии маршал,

Не видевший этой войны…

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

К.Симонов

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как, детей, от дождя их к груди.

Как слезы они вытирали  украдкою,

Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!»

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

 Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в Бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и песнею женскою

Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

 По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну, что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала: «Родимые.

Покуда идите, мы вас подождем».

«Мы вас подождем!»-говорили нам пажити.

«Мы вас подождем!»-говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следам за мной их идут голоса

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

ПРЛОЖЕНИЕ 4

Забыть нельзя разорванное небо,

Друзей своих могильные холмы,

И каравай простреленного хлеба

В хозяйственных ладонях старшины…

Забыть нельзя! Уже ли мы забудем?

Уж слишком много испытали бед.

И неспроста в огне военных буден

Мы поседели в 18 лет.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5,6

И у мертвых, безгласных.

Есть отрада одна;

Мы за Родину пали ,

Но она- спасена.

Наши очи померкли,

Пламень сердца погас,

На земле на поверке

Выкликают не нас.

Нам свои боевые

Не носить ордена

Вам- все это, живые,

Нам- отрада одна:

Что недаром боролись

Мы за Родину-мать,

Пусть не слышан наш голос-

Вы должны это знать.

Пусть живые запомнят

И пусть поколения знают

Эту, взятую с боем,

Суровую правду солдат.

И твои костыли,

И смертельная рана сквозная

И могилы над Волгой,

Где тысячи юных лежат..

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Да, сделали все, что могли мы.

А были мы солнцем палимы,

 И шли мы по сотням дорог.

Да, каждый был ранен, контужен,

А каждый четвертый убит.

И лично Отечеству нужен,

И лично не будет забыт.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

С.Орлов.

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля –

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой…

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей…

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

Что гибель нам?

Мы даже смерти выше.

В могилах мы построились в отряд.

И ждем приказа нового.

И пусть не думают,

Что мертвые не слышат,

Когда о них живые говорят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция. Вам, ушедшим в бессмертие, - вечная слава и память потомков.

Предназначена для выступления учащихся 9-11 классов. Посвящена Дню Победы....

Урок - мужества "Из юности в бессмертие"

Каждый год, 9 Мая наша страна отмечает самый светлый праздник на земле - День Великой Победы. Более 20 миллионов жизней унесла эта война, в том числе и 17-ти выпускников средней школы №65 ...

"Я знак бессмертия себе воздвиг...", посвященный жизни Михаила Васильевича Ломоносова

Данный классный час предназначен для учащихся 7 классов. Мероприятие знакомит с жизнью великого ученого М.В.Ломоносова. Ребята учатся самостоятельности, умению применять полученные ранее знания на пра...

Презентация "Апельсины - "Яблоки бессмертия""

Презентация "Апельсины - "яблоки бессмертия"" выполнена преподавателем ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум Мусиной Ж.М. Работа состоит из 13 слайдов с анимацией и комментариями в поле "З...

Урок литературы в 6 классе ",,,Они обрели бессмертие!" и презентация к уроку

Урок литературы в 6 классе ",,,Они обрели бессмертие!" (Великая Отечественная война в стихотворениях самарских поэтов) построен на материале о жизни и творчестве самарских поэтов, участников Великой О...

«Они шли на смерть - обрели бессмертие».

Презентация рассказывает о подвиге разведывательной группы 66  "Максим", погибшей  при исполнении особо важного задания  в тылу противника....

Театральная постановка по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка" в рамках XV городского Пушкинского праздника "Всё в нём Россия обрела"

С октября 2011 года в нашем городе Полярные Зори "Мурманская область) проходит городской Пушкинский праздник. В рамках этого грандиозного и всеми любимого мероприятия проводятся различные конкурс...