№4.От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта
презентация к уроку по истории (7 класс) на тему

Бабушкина Анастасия Вячеславовна

Цели урока:

- Рассмотреть зарождения и падение якобинского террора во время французской революции. Изучить причины смены власти с режима директории на диктатуру Наполеона Бонапарта;

- Совершенствовать навыки работы с исторической картой, развивать умение делать логические выводы, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, развивать навыки рефлексии своей и чужой работы.

- Воспитать активную гражданскую позицию. Помочь осознать важности исполнения конституционного закона, как государством, так и гражданами страны;

Понятия: революция, конституция, революционная война, террор, диктатура;

Время проведения: 1 академический час (45 минут).

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока №4: Великая Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

Класс: 7;

Учебное пособие: учебник Новая История 7класс/ А.Я. Юдовский, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; 

Тип урока: комбинированный;

Тема урока: Великая Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

Оборудование: учебник Новая История 7класс/ А.Я. Юдовский, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина, презентация «Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта;

Цели урока:

- Рассмотреть зарождения и падение якобинского террора во время французской революции. Изучить причины смены власти с режима директории на диктатуру Наполеона Бонапарта;

- Совершенствовать навыки работы с исторической картой, развивать умение делать логические выводы, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, развивать навыки рефлексии своей и чужой работы.

- Воспитать активную гражданскую позицию. Помочь осознать важности исполнения конституционного закона, как государством, так и гражданами страны;

Понятия: революция, конституция, революционная война, террор, диктатура;

Время проведения: 1 академический час (45 минут).

Ход урока:

Этап урока

Что делает учитель

Что делают ученики

Организационный момент

Здравствуйте, можете садиться.

Дети приветствуют учителя, затем садятся за парты.

Целеполагание

1 слайд:  Тема нашего урока: Великая Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

Записывают тему в тетрадь

Актуализация знаний

2 слайд: Какое событие не оставила надежды на восстановления монархии во Франции?

Как вы думаете, какую реакцию в Европе вызвала казнь  короля?

 Стр. 238 обратим внимания на карту, вспомним, что против Франции была создана коалиция из стран монархической Европы.

Отвечают на вопрос: Казнь Людовика XVI  не  оставила надежды на восстановления монархии во Франции.

Отвечают на вопрос: Монархическая Европа была возмущена таким поступком революционного правительства.

Перечисляют страны, входившие в коалицию против Франции в 1792-1794 гг.

Изучения нового материала

3 слайд: Европейские страны после казни короля почувствовали угрозу, монархическому строю. Что привело к усилению коалиции против Франции. И в скорее  революционные войска начали вновь терпеть сплошные поражения. Ситуация выходила из-под контроля.

4 слайд: По всей Франции вспыхнули мятежи, направленные против новой власти. Наиболее известны восстания в Нормандии и Ванде. Карта на слайде отражает вандейское восстание, обратите на количества захваченных городов и размеров очагов восстания.

В Париже не хватала хлеба. Социальные проблемы, так и небыли решены.

5 слайд: Как вы думаете, на кого падала ответственность за все, происходящее в стране?

6 слайд: К чему недовольство могло привести?

2 июня 1793 г. отряд Парижской коммуны, и Национальной гвардии окружили здание Конвента и потребовали исключить жирондистов  из его состава. Кто мог прийти к власти на место жирондистов?

7 слайд: Было образовано новое правительство – Комитет общественного спасения, во главе которого встал Максимилиан Робеспьер.

8 слайд: Теперь сформулируйте и запишите причины, которые повлекли за собой отстранения жирондистов от власти. После обсудим и дополним все вмести.

9 слайд: Были недовольны и новой властью летом 1793 г. Шарлота Корде убила якобинца Ж.П. Марата. Также вспыхнули мятежи в 60 из 83 департаментов вспыхнули мятежи. Поэтому Комитет общественного спасения, принимал самые крайние меры для спасения достижения революции.

10 слайд: Что могли предпринять якобинцы, для признания своей власти? Июнь 1793 г. – принятие первой республиканской конституции в истории Франции. Тем не менее, конституция не действовала, так как Франция находилась в чрезвычайном положении.

11 слайд:

По мимо введения конституции, якобинцы:

1) Окончательно освободили крестьян от феодальных повинностей;

2) Конфисковали земли эмигрантов;

3) Установили твердые цены на продукты первой необходимости;

4) Установили максимум зарплат.

Как вы думаете к чему могли привести 2 последние меры. (Учитель наводит на правильный ответ).

12 слайд: Все эти меры привели к всеобщему недовольству.

С недовольными якобинцы боролись самым решительным образом. 17 сентября 1793 г. был принят закон о подозрительных, согласно которому можно было арестовать любого, подозреваемого в заговоре против республики. Казни подвергались любые представители оппозиции. В октябре 1793 г. была казнена бывшая королева Мария Антуанетта.

13 слайд: Подавлять недовольных надо было и за  приделами Парижа. В начале 1794 г. был захвачен Марсель, а 9 октября того же года революционными войсками был разгромлен Леон.

Работа с картой:

Стр. 238 Выпишите основные победы революционных  войск.

14 слайд: Как мы видим в стране установился террор. В чем была его задача? (Учитель наводит на правильный ответ).

Как вы думаете, в чем была опасность террора?

15 слайд: В ходе якобинского террора  был казнен лидер «бешеных» Жак Ру. «Бешенные» движения городской бедноты. Находились в тактическом союзе с якобинцами. Жак Ру требовал смертной казни за спекуляцию.

16 слайд: Были гильотинированы лидеры крайнего крыла якобинства. Был казнен Дантон. Вспомним, кто был лидерами в якобинском клубе, во время их прихода к власти. Жан Поль Марат, который уже убит оппозицией, Жорж Жак Дантон казнён и остается Робеспьер Максимилиан, который потерял какую либо поддержку в стране.

27 июля 1794 г. фактически осуществился государственный переворот. Робеспьеру не дали слово во время заседания конвента, и большинство проголосовали за объявления его вне закона, что обозначала казнь без суда.

Переворот произошел в месяце термидор по революционному календарю, именно поэтому пришедшие к власти якобинцев стали называться термидорианцами.

17 слайд: Вскоре термидорианцы контролирующие конвент, приняли решения о снятии ограничение на рост цен. В итоге цены в стране установили спекулянты, что вызвало возмущения населения. В марте 1795 г. имели место даже волнения среди городской бедноты. Также были выпущены из тюрем подозрительные, а террор был направлен против якобинцев осуществлявших прежде террор.

18 слайд: Как вы думаете, что должны были сделать термидорианцы для укрепления своей власти?

19 слайд: В августе 1795 г. Конвентом была принята новая конституция, согласно которой:

- Законодательная власть переходила двух полатному законодательному собранию;

- Исполнительная власть переход 5 директорам. (Поэтому установившийся режим получил наименования Директория);

- Упразднялось всеобщее избирательное право.

20 слайд: Директория вела агрессивную внешнею политику. Она укрепила власть Франции над левым берегом Рейна, Бельгией, в Голландии была превращена в зависимую Республику.

21 слайд: В 1796-1797 гг. французские войска вторглись в Италию. Армией командовал молодой генерал Наполеон Бонапарт.

22 слайд: Доклад: «Биография Наполеона Бонапарта».

В 1797 г. Австрия была вынуждена подписать мир, признав господства Франции на Апеннинском полуострове. В мае 1898 г.

22 слайд: Бонапарт был послан на завоевания Египта. Как вы думаете, зачем директория послала Наполеона Бонапарта в Египет? (Учитель наводит на правильный ответ).

23-24 слайд: Наполеон одерживал одну победу за другой, но все эти усилия были напрасны, так как английский адмирал Нельсон уничтожил французскую флотилию в Абукирском заливе. Таким образом, армия была отрезана от Франции. Понимая бесперспективность своего дальнейшего пребывания в уже покоренном Египте, Наполеон вмести с 500 избранными солдатами на двух фрегатах отплывает в Европу.

А что в это время происходит во Франции?  Франция держит сплошные поражения в Швейцарии и Италии. И достигнутое Наполеоном Бонапартом, Франция начинала терять.

25 слайд: Иными словами правления директории привили Францию к  состоянию системного кризиса: дестабилизация в экономической сфере.

В чем она заключалась?

Следующим признаком системного кризиса является поражения армии. В стране высказывались мысли о необходимости диктатуры.

26 слайд: Кто был лучший претендент на место диктатора?

27 слайд: Должен ли был Наполеон Бонапарт прийти к власти во Франции или это неправильный выбор для страны?  

Класс делится на две группы.

1 группе предлагается доказывать с помощью аргументов и фактов, что Наполеон Бонапарт - тот, кто должен был прийти к власти. При защите данной точки зрения используются факты и события, происходившие до прихода Наполеона Бонапарта к власти.

2 группе предлагается доказать с помощью аргументов и фактов, что Наполеон Бонапарт тот кто не должен был прийти к власти.  При защите данной точки зрения используются факты и события, происходившие до прихода Наполеона Бонапарта к власти.

28 слайд: 9 ноября  1799 г. Наполеон Бонапарт под угрозой применения силы заставил  верхнюю палату Законодательного собрания  передать власть трём консулам, одним из которых был сам Наполеон Бонапарт.

Называют города,  захваченные во время вандейского восстания.

Отвечают на вопрос (На находившихся у власти жирондистов).

Отвечают на вопрос (отстранения жирондистов от власти).

Отвечают на вопрос: Власть перешла к якобинцам.

Записывают в тетрадь: приход к власти якобинцев 2 июня 1793 г. с помощью мятежа.

Образования Комитета общественного спасения во главе с Максимилианом Робеспьером.

Отвечают на вопрос письменно:

Причины отстранения жирондистов от власти:

- поражения на фронтах;

- не решенные социальные проблемы;

- голод;

- обвинения во всех бедах правительства, а именно жирондистов. (Ответ обсуждается устно).

Отвечают на вопрос: Для признания своей власти французским народом якобинцы могли принять новую конституцию. Записывают в тетрадь:  Июнь 1793 г. – принятие первой республиканской конституции в истории Франции (конституция не действовала, из-за чрезвычайного положения в стране).

Записывают в тетрадь:

Мероприятия, предпринятые якобинцами:

1) Окончательно освободили крестьян от феодальных повинностей;

2) Конфисковали земли эмигрантов;

3) Установили твердые цены на продукты первой необходимости;

4) Установили максимум зарплат.

Отвечают на вопрос:

  1. Прилавки магазинов опустели, так как крестьяне не хотели продавать хлеб по установленным цена, вследствие чего снова голод.
  2. Установления максимум зарплат, якобинцы защитили предпринимателей, от шантажа со стороны рабочих, при этом ущемили права рабочих, поскольку максимум был не высок.

Записывают в тетрадь: 17 сентября 1793 г. принят закон о подозрительных, установления террора в стране.

Записывают в тетрадь: Жесткое подавление мятежей.

Работа с картой: выписывают в тетрадь основные победы революционных войск.

Отвечают на вопрос: Мобилизация общества в борьбе за революционные идеалы.

Отвечают на вопрос: Террор было очень легко начать и крайне сложно остановить. Он требовал все новых жертв. И ими неизбежно стали сами якобинцы.

Перечисляют лидеров якобинского клуба.

Записывают в тетрадь: 27 июля 1794 г. – свержения якобинской диктатуры и приход к власти термидорианцев.

Отвечают на вопрос: Термидорианцы для укрепления своей власти должны  принять новую конституцию.

Записывают в тетрадь схему:  

Конституция 1795 г

Один учащийся выступает с докладом, после этого остальные задают вопросы, касающиеся темы доклада. Записывают в тетрадь: 1796-1797 гг. – итальянский поход Наполеона.

Отвечают на вопрос: Директория боялась талантливого и популярного генерала и предпочла его иметь далеко от Парижа.

Записывают в тетрадь: Египетский поход Бонапарта 1798-1799 гг.

Отвечают на вопрос: Дестабилизация в экономики Франции заключалась в расцвете спекуляции в стране вследствие чего тяжелые жизненные условия населения.

Записывают в тетрадь: Во время правления директории наступил системный кризис, который поразил сферы экономики и армии.

Отвечают на вопрос: Лучшим претендентом на место диктатора являлся Наполеон Бонапарт.

Дискуссия на тему:  Должен ли был Наполеон Бонапарт прийти к власти во Франции или это неправильный выбор для страны?  

Класс делится на 2 группы и каждая доказывает предложенную ей точку зрения.

Аргументы первой группы:

- Наполеон Бонапарт победитель и талантливый полководец;

- Он популярен в стране, повышения патриотического духа за счет прихода такого человека к власти и т.д.

Аргументы второй группы:

- Военный человек у власти приведет к диктатуре;

- Экономическая сфера Франции будет направлена на милитаризацию страны и т.д.

Записывают в тетрадь: 9 ноября 1799 г. – захват Наполеоном Бонапартом власти.

Д/З

29 слайд: Домашнее задания повторить параграфы 24-26 подготовиться к контрольной работе. Вопросы после 26 параграфа устно. Сдаются тетради для проверки домашнего задания.

Записывают Д/З в дневник. Сдают тетради с домашним заданием.

Оценивание

Оценивается работа класса в целом, и отмечаются отдельно успехи учеников. Предлагается нескольким ученикам оценить работу класса, отметить успехи одноклассников, и оценить свою работу на уроке. Озвучиваются оценки.

Дети оценивают свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-суд по теме "Наполеон Бонапарт: великий злодей или великий герой?»

Тип урока: обобщения и систематизацииФорма урока: урок-судМетоды: проблемного обучения, частично-поисковый, исследовательский (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер);практический; стимулирования и мотивации (Ю.К....

«М.И.Кутузов и Наполеон Бонапарт. (Опыт сравнительной характеристики)»

Аннотация       Работа представляет собой исследовательский проект в форме исторического расследования. Автор выдвигает гипотезу, которая...

план-конспект урока "Великая Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта"

В конспекте урока охарактеризован заключительный этап революции, определены причины падения диктатуры якобинцев....

Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта

Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта...

урок по теме Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта 8 класс

Методическая разработка урока истории.Тема «Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта».Цель урока: охарактеризовать  заключительный этап...