Урок истории в коррекционной школе VIII вида
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Данный урок может быть использован учителями коррекционных школ VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_istorii.doc616 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории Отечества

в 7 классе МКСОУ Починковской СКО школы-интерната VIII вида, Нижегородская область.

Учитель: Страздина С.Н.- учитель истории.

Обучение детей с отклонениями в развитии выступает, как одно из условий вхождения человека в общество  на правах его  полноправного члена. К сожалению, в силу некоторых объективных причин не все дети могут усваивать знания в том объеме, на который в данный момент способна наша наука.

Вопрос о возможности усвоения исторических знаний учащимися коррекционной школы VIII вида, на мой взгляд, является проблемой в теории и практике обучения истории. Детям с отклонениями в интеллектуальном развитии, сложно понять историю как процесс, осмыслить исторические события как прогрессивное развитие человечества, усвоить такие сложные понятия как «общество», «монархия», «патриарх», «митрополит». Одним из сложных моментов в изучении предмета детьми с интеллектуальной недостаточностью является постижение причинно-следственных связей. Практически всегда приходится сталкиваться с заучиванием текста учебника без его понимания. Поэтому сложный материал урока представляется скучным, интерес ребенка к предмету постепенно истощается.

Анализ наблюдений за поведением ребенка во время выполнения учебных  заданий на компьютере позволяет сделать заключение, что уроки, проводимые с использованием компьютерных технологий,  являются  одним из высокоэффективных  способов воспитания положительной мотивации ребенка с отклонениями в развитии к изучению предмета.

Тема:  Крещение Руси при князе Владимире.

Цель

Дать представление о крещении Руси при князе Владимире     в 988 году.

Задачи

Образовательные:

Дать общее представление об учении христианства, о значении князя Владимира в крещении Руси; раскрыть значение принятия христианства.

Коррекционно- развивающие: развивать умения работать с источниками: учебник, иллюстрации, дополнительный материал.

Коррекция зрительного восприятия детей посредством использования ИКТ.

Воспитывать уважительное отношение к людям религиозных убеждений, гуманистическим правилам жизни.

Воспитание положительной мотивации к усвоению программного материала по предмету. Осуществление межпредметных связей, опора на жизненный опыт детей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: ТСО (компьютер, мультимедиа проектор), статические экранные пособия (экран, слайды), печатная продукция (учебник для учащихся 7 класса специальных (коррекционных) школ под ред. В.В. Воронковой), словесный дидактический материал (инд. карточки)

Ход урока

  1. Организационный момент.

Психологический настрой на урок.

Рано утром я встаю,

Землю я благодарю.

Солнцу, ветру улыбаюсь,

И, при этом не стесняясь,

Слово «Здравствуй» говорю.

С кем встречаюсь поутру,

Всем здоровья  я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на Земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем ДОБРА!

  1. Сообщение учащимся темы урока и формы проведения.

Какую тему мы изучали на предыдущем уроке?

-Оборона Руси от врагов.-

Кто из соседей угрожал Киевской Руси?

Расшифруйте анаграммы:

Епечениг, хызар, пловцы.

-Опишите, как выглядел приграничный город- крепость?

Используется наглядность- плакат с изображение крепости.

Вокруг приграничных городов строились высокие стены с башнями. Вокруг копали глубокие рвы и насыпались высокие валы в два ряда. Дозорные на башнях наблюдали, нет ли поблизости неприятеля. Как только они замечали конницу кочевников, тут же зажигали на башнях костры. Костры эти были видны издалека. Дозорные на башнях соседнего города, увидев дым и огонь, тоже зажигали костры на башнях. Так соседние города узнавали о нападении врага. Бояре немедленно собирали дружину. На башнях и крепостных стенах устанавливали котлы с кипящей водой и смолой. Городские ворота запирались. Никто не мог войти и выйти из города.

-Кто охранял границы Руси?

Дозорная служба.

Исторический диктант. (cлайд 2,3).

Богатый, знатный дружинник (боярин),

Временное войско- (ополчение),

Полностью зависимый от своего хозяина человек (раб),

Снаряжение воина, сделанное из железа (доспехи).

- Знаете ли вы, как раньше, в древние времена называлась наша страна?

Государство Русь.

1. Работа устно. Задание «Определи век»

Слайды № 4

Работа с лентой времени

2. Параллельно проводится индивидуальная работа с детьми, которые слабо усваивают материал по предмету.

Карточка №1

Слайд 5

3. Работа письменно.- Мы оказались с вами в  Х веке. Давайте вспомним князей Древней Руси.

4. Индивидуальная работа с детьми, слабо усваивающими материал

Карточка №2      

Угадайте исторического героя, о ком идёт речь.

До наших дней сохранилось древнее предание об этом человеке. Однажды собрался он в поход против хазар. Перед походом решил он позвать кудесника, чтобы тот предсказал его судьбу. Кудесник сказал, что поход его будет удачным и много славы он принесёт земле русской. Но умрет он от любимого своего коня. Посмеялся тогда этот человек. Но коня своего в поход не взял. А велел поставить в конюшню, сытно кормить его, водить в поле гулять. Когда же он вернулся из похода, то узнал, что любимый конь его умер. Решил посмотреть он на кости своего коня. Наступил он на череп коня и засмеялся : «Неужто от этой кости я умру?».В это время выползла из черепа коня змея и укусила его. От  змеиного укуса он и умер. Кто он?

Князь Олег.

5. Проверка материала.

III. Подготовка к изучению новой темы.

2. Беседа «Язычество – религия наших предков»

Какая вера была на Руси?

Языческая, т.е. вера во многих богов.

А ещё во что верили славяне?

В духов.

Доклады приготовлены о духах заранее.

Новиков Коля рассказывает о домовом, о русалке рассказывает Агрикова Наташа, о водяном- Матвеев Сергей, о лешем- Шароватова Саша.

Далее под музыку Агрикова Наташа читает стихотворении «У лукоморья дуб зелёный» отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Задание

Перемешались боги и духи. Распределите в первую группу языческих богов, а во вторую духов.

        Боги        Духи

1.Перун- бог грома и молнии,        1.Домовой,

2.Даждь бог- бог Солнца.        2.Русалка,

3.Мокошь-богиня земли.        3.Леший,

4.Велес-покровитель животных,        4.Водяной.

5.Стрибог - бог ветра.

6.Сварог - бог неба.

Карточки с заданиями

Слайд 7.

Игра «Третий лишний».

Перун-Велес-домовой.

Рюрик- Олег- Август

Оратор-кузнец-плотник

Соха- серп- копье.

Далее просматривается анимированная карта Древнерусского государства.

Записывается дата в тетрадь.

Эмоционально-психологический настрой

(Звуковое оформление: звучит запись колокольного звона)/

Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

 Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

И князь Владимир в ней

Слайд 8,9.

Изучение новых слов.

  • Религия – вера в бога
  • Христиане – люди, которые верят в Иисуса Христа
  • Крещение – принятие христианства
  • Священник – служитель богу
  • Крест – символ христианства

Составить предложения с новыми словами.

  1. Изучение новой темы.

1. Объяснение учителя:

а) выбор веры князем Владимиром; 

Их рассказ о православной службе в храмах был дополнен доказательством важности этой веры: «Если бы вера в Христа не была лучше других вер, то не приняла бы ее бабка твоя Ольга мудрейшая из людей».

В 983 г. Владимир ходил войной на ятвягов и покорил их. Возвратившись в Киев, он совершил жертвоприношение идолам. Старшины и бояре советовали Владимиру: «Бросим жребий на отрока или девицу: на кого падет того и принесем богам». Жребий пал на юного Ивана, сына одного варяга-христианина по имени Федор. Посланные сказали отцу: «Отдай сына богам, они выбрали его себе в жертву». Федор же отвечал: «Ваши боги – истуканы, сотворенные руками человеческими. Един Бог, которому покланяются греки, сотворил небо и землю. Не дам сына моего бесам». Услышав этот ответ, киевляне сбежались и разрушили двор варяга. Федор стоял с сыном на сенях. Народ кричал ему: «Дай сына своего богам!». Он отвечал: «Пусть боги сами придут и возьмут его, если они боги. А вы о чем хлопочите?». Яростный крик был ответом толпы язычников, которые убили варягов.

Слайд 10 говорит о князе Владимире до крещения.

ОХАРАКТЕРИЗУЙ ВЛАДИМИРА

Суровый

Воинственный

Уважаемый среди дружины

Умный

Любил устраивать пиры.

 Самостоятельная работа по рабочим листам.

  • Вы догадаетесь, почему князь Владимир стал сомневаться в силе языческих богов, если установите смысловые связи между следующими суждениями и пронумеруете их.

-Итак, какова же была причина, по которой князь Владимир решил крестить Русь? (языческие боги не помогали людям, несмотря на то, что наши предки приносили им в жертву юношей и девушек).

Физкультминутка.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

И на месте развернитесь,

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Спину прямо все держите,

 Раз и два, раз и два!

На друзей мы посмотрели

И за парты тихо сели.

Слайд 12, 13, 14.

Инсценирование проблемной ситуации.

  • Соседи, узнав, что князь Владимир решил выбрать новую веру для своего народа, прислали к нему послов. Какой разговор мог бы состояться между князем и послами из разных стран.

Учащиеся читают текст по ролям за послов, а учитель за князя Владимира.

Автор. Пришли к князю мусульмане.

Мусульманин. Ты- князь мудрый, а закона не знаешь. Прими нашу веру и поклонись нашему богу Аллаху.

Князь Владимир. А какова же ваша вера?

Мусульманин. Наш Бог учит нас не есть свинины и не пить вина.

Князь Владимир. Веселие Руси-  в еде и питье. Не может наш народ жить без этого. Идите с миром.

 - Как вы думаете, ребята, почему князь Владимир отослал мусульман домой?

(Русский человек любит поесть и выпить, а мусульманская вера в этом человека ограничивает).

Автор. Пришли к князю Владимиру евреи.

Еврей. Прими, князь Владимир, нашу веру.

Князь Владимир. А где же ваша земля?

Еврей. В Иерусалиме.

Князь Владимир. Но там ли вы живёте теперь?

Еврей. Нет, бог разгневался на наших отцов и разбросал нас за грехи наши по разным странам, а землю нашу отдал христианам.

Князь Владимир. Зачем же нам вера людей, отверженных богом? Если бы бог любил вас, вы бы не жили в чужих странах. Вы что хотите, чтобы и с нами было тоже?

  • Итак, ребята, почему же князь решил не принимать веру евреев? (выслушиваются мнения детей).
  • Чтобы узнать о других верах, отправил князь Владимир послов в дальние страны. Побывав в католической церкви, вернулись послы из Рима. Послушаем, что они сказали.

Посол из Рима. Красива католическая церковь и внутри, и снаружи, священники носят богатые одежды, но не понравилось нам то, что поют там на непонятном для верующих языке.

Автор. Вернулись послы и от немцев. Послушаем их речь.

Посол от немцев. Бедна, некрасива их церковь.

Автор. Возвратились послы и от греков. Вот что рассказали.

Посол от греков. В церкви у греков не знаешь, где и находишься: то ли на небе, то ли на земле, потому что на земле не бывает такой красоты… чудесное пение на понятном для каждого верующего языке, и красота внутри церкви вызывает неописуемый восторг! Тот, кто верит в их Бога, хоть умрёт, но потом воскреснет и будет жить вечно.

Автор. Веру греков, веру православную выбрал князь Владимир для своего народа.

  • Поясните, ребята, почему?

Показ анимированной карты Древнерусского государства.

Записывают дату крещения 988.

Слайд 15 ,16, 17, 18 ,19, 20,21, 22, 23, 24.

Гимнастика для глаз:

1.Закрыть веки, помассировать их круговыми движениями пальца. Повторить 1 минуту.

2.Мысленно нарисуйте глазами «восьмёрку» сначала расположенную вертикально, затем горизонтально.

3.Крепко зажмурить глаза 3-5 секунд, затем открыть глаза на 3-5 секунды, затем открыть глаза на 3-5 секунды. Повторить 6-8 раз.

Много слов было заимствовано из греческого языка. Отгадайте загадки.

Слова тетрадь, лампа.

Также имена греческого происхождения: Софья, Александр, Алексей.

б) крещение Владимира; 

Первичное закрепление нового материала.

Применение игры «Поймай рыбку и свари уху».

-Когда было принято христианство на Руси?

-Чему учит христианство?

-При каком князе произошло крещение Руси?

-Какие заповеди вы запомнили?

-Откуда пришло христианство?

- Как народ встречал введение новой религии?

2. Работа устно.

а) вопросы по пройденному.

VI. Рефлексия.

VII. Домашнее задание – выучить словарные слова.

Слайд 25.

                                                                   

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение кроссвордов на уроках истории в коррекционной школе VIII вида

Применение кроссвордов на уроках истории в школе 8 вида как один из вариантов закрепления и повторения  учебного материала...

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Дидактический материал для работы с учебником на уроках истории в коррекционной школе VIII вида

В архиве находится дидактический материал для самостоятельной работы учащихся с учебником истории в школе 8 вида по некоторым темам. Темы материала соответствуют темам в учебнике....

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории в коррекционной школе VIII вида

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории в коррекционной школе VIII вида...

Здоровьесбережение на уроках истории в коррекционной школе VIII вида

Здоровьесбережение на уроках истории в коррекционной школе VIII вида...

Юрченко Е.Ф. "Проблема организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках истории в коррекционной школе VIII вида".

В статье раскрыта методика организации самостоятельной работы учащихся в коррекционной школе VIII вида....

Юрченко Е.Ф. "Приёмы и формы успешного обучения учащихся на уроках истории в коррекционной школе VIII вида".

В статье раскрывается содержание методических приёмов обучения учащихся на уроках истории в коррекционной школе VIII вида....