Проектная работа по истории "Гори, гори, моя звезда..."
проект по истории (8 класс) на тему

Данный проект приурочен к теме "Воссание декабристов". На подготовку отводится 3-4 недели. Целесообразно работать совместно с учителем ИЗО. Получается отличый бинарный проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gori_gori_moya_zvezda.docx34.22 КБ

Предварительный просмотр:

 «Гори, гори, моя звезда…»

ЦЕЛЬ:

 воспитывать чувство гордости за историю страны, любви к Отечеству через расширение знаний о движении декабристов

ЗАДАЧИ:

  1. Расширить знания обучающихся по теме «Восстание декабристов».

2.Создавать  условия для личностного развития школьников через проектную деятельность.

3.Формировать ключевые компетенции у обучающихся: умение работать в группе, умение осуществлять проектную деятельность

4.Развивать творческие способности у школьников.

ФОРМА: творческий проект

ОБОРУДОВАНИЕ:  проектор, макеты созданных памятников, музыкальные записи: романс «Гори, гори, моя звезда…»,  «Тема декабристов» И. Шварц из кинофильма «Звезда пленительного счастья», «Увертюра» И. Шварц; фрагмент из фильма «Звезда пленительного счастья».

Ход мероприятия.

(Звучит музыка «Гори, гори, моя звезда»)

Человек, как звезда, рождается

Средь неясной, туманной млечности,

В бесконечности начинается

И кончается в бесконечности,

Поколениями созидается

Век за веком земля нетленная.

Человек, как звезда, рождается

Чтоб светлее стала Вселенная.

Звёзды неразрывно связаны с судьбой человека. Звёзд столько  сколько людей на земле; с рождением человека «зажигается звезда» ( или Бог зажигает свечу), она растёт вместе с человеком, а затем падает на землю или гаснет, как свеча, когда он умирает. Если звезда человека «сильная» он справляется со своими бедами, если «слабая», то и он слаб.

Сегодня мы будем говорить о людях, чьи звёзды были такими яркими, что освещали не только свой путь.

Поэтому неслучайно наша встреча  называется «Гори, гори, моя звезда…»

Ребята, мы завершаем работу над проектом «Жёны декабристов».

Перед нами стояла задача: изучить материал по данной теме и выразить в творческой форме своё отношение к поступку этих женщин.

         Итак, Россия. Год 1825.

(Звучит музыка «Тема декабристов» И. Шварц)

  • 14 декабря 1825 года в Петербурге на Сенатской площади произошло восстание.
  • Уже на следующий день в Петропавловскую крепость доставили его участников.
  • Новый царь Николай 1 жестоко расправился с восставшими
  • В течение 6 месяцев велось следствие по делу декабристов.
  • 12 июля 1826 года последовал приговор: пятеро были приговорены к смертной казни, 120 декабристов -  к пожизненной ссылке на каторжные работы в Сибирь.
  • Казнь происходила в крепости на плацу Кронверка в ночь на 13 июля 1826 года

Зловещая серость рассвета…

С героев Бородина

Срывают и жгут эполеты.

Бросают в огонь ордена!

И смотрит Волконский устало

На знамя родного полка.

Он стал в двадцать пять генералом,

Он всё потерял к сорока…

Бессильная ярость рассвета.

С героев Бородина

Срывают и жгут эполеты,

Швыряют в костёр ордена!

И даже воинственный пристав

Отводит от виселиц взгляд.

В России казнят декабристов,

Свободу и Совесть казнят!

Ах, царь милосердие дарит:

Меняет на каторгу смерть…

Восславьте же все государя

И будьте разумнее впредь!

Но тем, Пятерым, нет пощады,

На фоне зари – эшафот…

«Ну что же, жалеть нас не надо,

Знал каждый, на что он идёт».

Палач проверяет петли,

Стучит барабан, и вот

Уходит в бессмертие Пестель,

Каховского час настаёт…

Рассвет петербургский тлеет,

Гроза громыхает вдали…

О, боже! Сорвался Рылеев –

Надёжней петли не нашли!

О, боже! Собрав все силы,

Насмешливо он хрипит:

«Повесить – и то в России

Не могут как следует! Стыд!»

…Предутренний, серебристый,

Прозрачный мой Ленинград!

На площади Декабристов

Ещё фонари горят.

А ветер с Невы неистов,

Проносится вихрем он

По площади Декабристов,

По улицам их имён…

Одну партию за другой, по четыре человека в каждой, Николай Первый начал сразу же отправлять на каторгу. Это были суровые и мрачные этапы: Нерчинские рудники, читинский каторжный острог, тюрьма Петровского завода и, затем, разбросанные по необъятным сибирским просторам заснеженные медвежьи углы. Места ссылки и поселения – Шушенское, Нарым, Туруханск, Якутск…

        Первыми открыто выразили участие ссыльным женщины. Они стали  бороться за близких, пуская в ход всё: деньги, родственные связи, влиятельные знакомства, прошение на «Высочайшее имя». 11 женщин – 9 жён и 2 невесты, сознательно и бесповоротно порвали с прошлым, отказавшись от прежнего образа жизни. Отправившись в Сибирь. Совершив подвиг  - подвиг любви бескорыстной.

         Я предоставляю слово Гранкиной Кристине, которая представит свой проект.

Проект Альбом «В добровольном изгнании»

Я работала над проектом альбома о жёнах декабристов. Мной была поставлена задача: собрать и систематизировать материал об одиннадцати женщинах, которые последовали за своими мужьями в Сибирь.

Для альбома я выбрала название «В добровольном изгнании». На титульном листе помещены слова Николая Некрасова :

«Пленительные образы! Едва ли

В истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны»

Каждой женщине в альбоме отведено по три страницы. На первой помещён портрет; фамилия, имя, отчество и годы жизни. На второй странице – информация о  жизни женщины до и после восстания. Третья страница содержит два портрета: мужа и жены.

Материал расположен в следующем порядке.  Открывает Альбом материал о Екатерине Ивановне Трубецкой, т. к. «она другим дорогу проложила, она других на подвиг увлекла». За ней следует Мария Волконская, дочь генерала Раевского.  Полина Гебль, француженка по происхождению.  Она отправилась в Сибирь за Иваном Анненковым и там стала его женой. Александра Ентальцева  была старшей среди декабристок. Ей было 44 года.  Её муж Андрей Ентальцев заболел тяжёлым психическим заболеванием и она ухаживала за ним до конца дней. Ещё одна француженка Каммила Ивашёва последовала за своим избранником в Сибирь и там стала его женой. Александра Муравьёва  привезла в Сибирь стихи Пушкина А. С., адресованные декабристам: «Во глубине сибирских руд» и «Послание к И. Пущину». Елизавета Нарышкина, которая в ссылке сделала свой дом культурным центром. Анна Розен - урождённая Малиновская, дочь первого директора Царскосельского лицея. Её семья – это пример гармоничных взаимоотношений. Наталья Фонвизина оказывала помощь петрашевцем и переписывалась с  Достоевским. Мария Юшневская как и другие женщины разделила все тяготы каторжной жизни со своим мужем. Александра Давыдова  собрала  альбом акварелей, выполненных декабристами. Она говорила: «Это поэты потом сделали из нас героинь, а мы просто поехали за нашими мужьями».

Таким образом, Альбом состоит из 34 страниц. Он цветной, выполнен на фотобумаге. Его можно использовать на уроках истории при изучении темы «Восстание декабристов»,  на литературе при изучении творчества Некрасова, на уроках ИВТ как образец компьютерного дизайна.

А сейчас внимание на экран. (Фрагмент фильма)

Ребята,  фрагменты из какого фильма вы  увидели?

Фильм «Звезда пленительного счастья»

 Фильм о судьбе декабристов и их жён был снят в 1975 году. Режиссёр фильма – Владимир Мотыль. В основу сюжетной линии положены судьбы декабристов: Сергея Петровича Трубецкого  и Екатерины Лаваль, Сергея Григорьевича Волконского и Марии Раевской, а так же поручика Ивана Аненкова и француженки Полины Гебль.

В качестве названия взята строка из стихотворения А. С. Пушкина

«К Чаадаеву». В фильме показаны фрагменты восстания, казнь декабристов,

Следствие, борьба женщин за право ехать к своим мужьям в Сибирь.

        Музыку к фильму написал Исаак Шварц. Текст песенки кавалергарда написал Булат Окуджава.

Посмотрев фильм, вы написали отзывы о нём.  Какое же впечатление произвела на вас эта картина?

Свои чувства и мысли  вы выразили и в творческих работах. Представьте их, пожалуйста.

Рисунки.

Сорокина Кристина

Моя работа называется «Во имя любви».

 Я изобразила образ женщины – жены декабриста. В руке она держит пламенное сердце. Оно символизирует любовь, преданность, веру.  Свои сердца эти женщины отдали любимым. Это урок любви,  верности, душевной  силы и красоты.

 Богданов Артём

«Две жизни»

Моя работа называется «Две жизни». Я хотел показать жизнь женщин до и после восстания. Поэтому работу можно разделить на две части. Одна – выполнена в тёплых тонах. Это прошлая жизнь девушек, полная  радости и счастья. Но они добровольно отказались от этого.  Оставили светскую жизнь, своих детей, родных. Началась другая жизнь.  Она  изображена в более холодных тонах. Жить пришлось в тяжёлых, непривычных  условиях, много работать.  Но такую судьбу женщины выбрали для себя сами.

Черенкова Вика

«Бал»

«Храм Веры, Надежды и Любви»

 Савельева Наталья

«Деревенька под Иркутском»

Изучая тему «Жёны декабристов» Саша и Рита работали с произведением «Русские женщины». Ребята вам слово.

Поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины» была написана в 1871-1872 годах. При работе над поэмой Некрасов опирался на исторические источники. Первоначально он назвал произведение «Декабристки», затем дал более широкое название «Русские женщины».

Поэма состоит из двух частей «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская». Они написаны в разных тональностях, различаются по жанровым и стилистическим качествам.  Сильное впечатление на нас произвел диалог между губернатором Иркутска и княгиней Трубецкой.

Цейдлер:

 Позвольте-с. Я согласен сам,

 Что дорог каждый час,

 Но хорошо ль известно вам

 Что ожидает вас?

 Бесплодно наша сторона,

 А та — еще бедней.

 Короче нашей там весна,

 Зима — еще длинней.

 В казарме общей надо жить.

 А пища: хлеб да квас.

 Пять тысяч каторжников там,

 Озлобленны судьбой.

 Заводят драки по ночам,

 Убийства и разбой.

 Поверьте, вас не пощадят,

 Не сжалится никто!

Графиня Трубецкая:

 Ужасно будет, знаю я,

 Жизнь мужа моего.

 Пускай же будет и моя

 Не радостней его!

Цейдлер:

 Но вы не будете там жить,

 Тот климат вас убьет

 Я вас обязан убедить

 Не ездите вперед!

Графиня Трубецкая:

 Живут же люди в том краю,

 Привыкну я шутя.

Цейдлер:

 Живут? Но молодость свою

 Припомните…дитя.

Графиня Трубецкая:

 Покинув родину, друзей,

 Любимого отца,

 Приняв обет в душе моей

 Исполнить до конца

 Мой долг, я слез не принесу

 В проклятую тюрьму, —

 Я гордость, гордость в нем спасу

 И силы дам ему.

Цейдлер:

 Да, откровенно говорю,

 Вернитесь лучше в свет!

Графиня Трубецкая:

 Благодарю, благодарю

 За добрый ваш совет!

Цейдлер:

 Но муж же вас не пощадил?

 Подумайте, дитя.

 О ком тоска? К кому любовь?

 Увлекся призраком пустым,

 И вот – его судьба…

 И чтож?... бежите вы за ним,

 Как жалкая раба.

Графиня Трубецкая:

 Нет! Я не жалкая раба,

 Я женщина, жена!

 Пускай горька моя судьба —

 Я буду ей верна!

 О, если б он меня забыл

 Для женщины другой,

 В моей душе хватило б сил

 Не быть его рабой!

 Но знаю: к родине любовь

 Соперница моя.

 И если б нужно было вновь,

 Ему простила б я!..

Следующее направление нашей работы – это памятники жёнам декабристов.

        Я предоставляю слово Соболеву Дмитрию, который подготовил презентацию.

Презентация .

Итак, мы увидели памятники, которые уже существуют.  А мы с вами работали над своими собственными проектами памятников. Что же из этого вышло?

Заживихина Виктория.

Проект памятника «Кольцо»

Прежде чем представить свой проект памятника жёнам декабристов, я хочу поведать вам историю, которая натолкнула меня на мысль о нём.

Два года провели декабристы в тяжёлых кандалах. Однажды комендант явился в острог в полной парадной форме, с лентой через плечо, и объявил о снятии кандалов. Унтер – офицер отомкнул замки, и декабристы с шумом сбросили сковавшие их цепи. В первое время им было  даже как-то странно ходить без этих тяжёлых украшений – слишком привыкли они к ним за два года.

        Кому – то удалось оставить у себя кандальные цепи. Братья Бестужевы сделали из них кольца и браслеты для себя и для жён декабристов.  Под руководством Николая Бестужева декабристы научились накладывать на железные кольца тонкий слой золота. Кольца эти пользовались большим спросом. Начали поступать требования на них из России.

        До наших дней дошло  несколько таких колец. Например, сохранились кольца Волконских. На кольце Сергея  Волконского выгравированы его инициалы и изображена княжеская корона. На кольце Марии Николаевны  - маленький золотой крестик.

        Мой проект   памятника представляет собой кольцо – символ верности, преданности, любви. В него вставлен камень, который имеет 11 граней. На одной из них крест, который водрузили на свои плечи жёны декабристов, отправившись за мужьями в ссылку.

Памяти этих прекрасных женщин я посвящаю танец.

(Танец Анитры)

Коняева Наталья.

Проект памятника «Верность»

Перед вами  проект памятника «Верность». Я изобразила образ княгини Екатерины Трубецкой, т.к. она была первой женщиной, которая отправилась за своим мужем в Сибирь. Вся её фигура подалась вперёд, она как будто  стремится сделать шаг вперёд. На плечах княгини шарф, похожий на крылья. Ведь она как птица выпорхнула из родного гнезда. Вместе с  Екатериной летят ещё 10 голубок. Эти птицы ассоциируются с любовью, верностью, нежностью.

        Проект выполнен из скульптурного пластилина, покрыт серебрянкой. Такой памятник мог бы украсить наш город.

Мальчики.

Проект памятника «Возрождение»

  • Наш проект мы решили назвать «Возрождение».
  • Его основу составляет скала.  Сквозь камень проросло 11 цветов.
  • Именно столько женщин последовало  за мужьями в Сибирь.
  • Хрупкие, нежные как цветы они были сильны духом.
  • Женщины стойко переносили все невзгоды и лишения, выпавшие на их долю.
  • Эта деревянная скульптура изготовлена нашими руками на уроках технологии.

( Звучит музыка. «Увертюра» И. Шварц)

  • Одиннадцать женщин совершили подвиг во имя любви.
  • Они бросили всё: знатность, богатство, связи и родных, всем пожертвовали для высочайшего долга, самого свободного долга, какой только может быть.
  • Ни в чём не повинные, они в  долгие 25 лет перенесли всё, что перенесли их осуждённые мужья.
  • Их звёзды  не погасли, а разгорелись с новой силой, потому что должны были освещать путь двоим.

Екатерина Трубецкая умерла в Сибири в 1854 году, похоронена в Иркутске с тремя детьми.

Мария Волконская вернулась на родину в 50 лет.

Полина Аненкова  умерла в 1876 году в Нижнем Новгороде.

Наталья Фонвизина  дожила до 1869 года.

Камила Ивашёва скончалась в 1839 году при преждевременных родах, её муж умер ровно через год в день её похорон.

Елизавета Нарышкина  была похоронена в 1867 году в Донском монастыре вместе с мужем и единственной дочерью.

Мария Юшневская  умерла в Киеве в 1863 году.

Анна Розен умерла в 1873 году практически вместе с мужем.

Александра Потапова прожила 93 года, скончалась в 1895 году.

Александра Ентальцева 10 лет после смерти мужа прожила в Сибири.

Александра Муравьёва умерла в Сибири в возрасте 28 лет.

Когда я говорю,

 О думах чистых,

 Когда я хочу понять любимой суть,

 Я слышу голос женщин-декабристок,

 Я вижу их сибирский тяжкий путь.

 Когда сверяю горечи людские,

 И преданность,

 И верность в трудный час, -

 Волконские и рядом – Трубецкие

 Стоят передо мною всякий раз.

 Они страдали, плакали, как дети,

 Они такую силу обрели!

 Все потеряв

 На этом грешном свете,

 Они лишь верность милым сберегли.

 Их обжигала северная стужа,

 Тоска и смерть

 Стучала в их окно.

 Чтоб умереть за честь и дело мужа –

 Не всякой это женщине дано.

Звучит песня «Гори, гори, моя звезда»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Горит, горит, звезда моих полей… »

Литературно- музыкальный час, посвященный 75- летию со дня рождения Николая Михайловича Рубцова...

"Горит его звезда"

Презентация к уроку о жизни и творчестве Николая Рубцова...

Урок географии с учетом формирования УУД в условиях реализации ФГОС ТЕМА. Рельеф Земли. Горы. 5 класс ( линия учебников «Полярная звезда»)

Цели данного урока: сформировать понятие «горы», выяснить, как различаются горы по высоте, представление об условиях жизни   и хозяйственной деятельности людей в горах,  продолжить форм...

"Гори, гори, моя звезда"

Выступление на фестивале творчества преподавателей детских школ искусств "Россия - Родина моя"...

Кремлевские звезды над нами горят,повсюду доходит их свет! Хорошая Родина есть у ребят.И лучше той Родины нет! (С. Михалков) .Гражданско -патриотическое воспитание в школе.

Гражданско- патриотическое воспитание в школе - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества к и...