« Применение информационных технологий на уроках истории в соответствии с требованиями ФГОС».
статья по истории на тему

Савинова Ирина Ивановна

   Современный урок истории — это урок с использованием информационных технологий, позволяющий наглядно применить теорию на практике. Информационные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной и дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. При организации и осуществлении учебно - познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании истории, активно использую новые информационные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Применение информационных технологий на уроках истории в соответствии с требованиями ФГОС».

   Савинова И.И., учитель истории и обществознания МКОУ Тойдинская СОШ, Панинского муниципального района.

     Выпускник современной школы, который будет жить, и трудиться в грядущем тысячелетии в постиндустриальном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, в первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети Интернет. Широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, и новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. В соответствии с Концепцией информатизации общего образования в качестве одной из главных задач утверждается формирование информационной компетентности. На уроках с использованием ИКТ учащиеся не только получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности.  Формирование ИКТ- компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и  формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень  самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.

    В настоящее время главной задачей учителей-предметников, в том числе учителей истории, становится обеспечение условий для широкой межпредметной интеграции и индивидуализации обучения. Использование ИКТ на уроках – достаточно новое для школы явление, способствующее выполнению поставленной задачи.

   Использование  ИКТ  позволяет по-новому организовать самостоятельную учебную деятельность школьников. Например, с помощью мультимедиа-учебников учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающие, тренировочные, игровые) и тестовых заданий, вести учет результатов. Большинство практических заданий носят игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения учащихся. При этом школьник может дополнительно использовать информацию из учебника, исторических карт и других средств обучения.

   Современный урок истории — это урок с использованием информационных технологий, позволяющий наглядно применить теорию на практике. Информационные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной и дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. При организации и осуществлении учебно - познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании истории, активно использую новые информационные технологии.

    Применение ИКТ помогает формированию мотивации успеха у учащихся. Развитые навыки работы на компьютере вызывают уважение у школьников, помогают самоутвердиться среди сверстников. Многие учащиеся имеют еще и профессиональную мотивацию, понимая, что на современном рынке труда профессиональные навыки работы на компьютере востребованы. Самое главное, что учащиеся привыкают самостоятельно работать с информацией: искать, анализировать, сравнивать, обобщать, перерабатывать, трансформировать, создавать свои проекты в разных формах. Учитель в этом случае – координатор деятельности, а не поставщик готовой информации.

Уроки с использованием ИКТ можно разделить на несколько групп:

Уроки с использованием презентаций, подготовленных учителем.

Учитель в программе Power Point создает презентацию своего урока. Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, что дает возможность учащимся в течение лекции учителя сконцентрировать на них внимание. Лекция учителя сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми картами и схемами. Преимущество представления информации в виде презентации над информацией в виде речи состоит в том, что при необходимости в процессе обучения учащийся может самостоятельно вернуться к той части информации, которую не усвоил, не отвлекая при этом учителя. И напротив, комментируя материал, который находится на слайдах, учитель может более подробно остановиться на определённых моментах. Кроме этого, активнее работает первая сигнальная система. Наиболее важную информацию на слайде можно анимировать. Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание учащегося. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала.

 Уроки, на которых учащиеся представляют свои проекты в форме презентаций.

Очень интересна форма подготовки домашнего задания (в том числе и опережающего) в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. При этом, с помощью учителя в ходе подготовки презентации ученик перерабатывает огромное количество материала, преобразуя имеющуюся информацию в совершенно новый продукт. Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу). Часто такую работу предлагается выполнять группам, поэтому уч-ся учатся работать вместе, организовывать совместную деятельность, распределять время, учебные задания, наконец, постигают азы культуры общения в совместной работе.

Уроки с использованием учебных фильмов и мультимедийных пособий. 

На таких уроках очень высока степень наглядности, они содержательны и динамичны.

В наше время школа обеспечена большим количеством таких пособий, например, мультимедийное учебное пособие «История для 5-9 классов» электронная библиотека «Просвещение»; энциклопедия «Вехи истории», учебное электронное издание по всеобщей истории для 5-9 классов, учебное электронное издание по обществознанию для 8-9 классов и другие. Многие из них отвечают требованиям к современному уроку, содержат интересный, разнообразный материал, задания для закрепления, исторические документы, тестовые задания.

Уроки с использованием Интернет-ресурсов.

Интернет можно рассматривать как часть информационно – коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Учитель истории может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. На уроках права и обществознания можно организовать работу с источниками (например, с кодексами, постановлениями, текущими федеральными законами). Можно организовать работу с сайтами образовательных материалов (например, www.school-collection.ru ) На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в 5 -9 классах.

Уроки компьютерного тестирования.

Такие занятия позволяют быстро и эффективно проверить уровень усвоения материала по теме. Задания могут быть различных типов: вопросы с несколькими вариантами ответов; вопросы, ответы на которые должны вводиться тестируемым с клавиатуры; вопросы, для ответа на которые нужно установить соответствие между элементами двух или трех списков; вопросы, где в качестве ответа нужно указать правильную последовательность элементов в предлагаемом списке. Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обуславливающую ее появление.

В ходе уроков с использованием ИКТ разных типов и форм проведения учащиеся овладевают следующими навыками:

1) сбор и хранение информации; 2) поиск информации; 3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации; 4) организация и представление информации; 5) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека; 6) планирование информации, коммуникация; 7) моделирование; 8) проектирование. Владение всем перечисленным составляет основу информационной компетентности учащегося.

Использование ИКТ на уроках способствует  эффективному решению таких педагогических проблем, как: развитие коммуникационных компетенций у всех школьников; сближение обучения в школе с повседневной жизнью общества; обогащение формального учебного материала, к которому имеют доступ школьники; включение в содержание образования освоение методов, специфичных для научной деятельности (например, метод проектов), широкое использование моделирования при изучении различных процессов и явлений и, в целом, овладение учащимися информационной компетентностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий на уроке математики в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Из опыта использования Case - технологии на уроке математики. Материал содержит презентацию....

Урок истории в соответствии с требованиями ФГОС

Урок истории в 6 классе "Русские князья и Золотая Орда" составлен в соответствии с требованиями ФГОС, содержит технологическую карту дидактической и методическо структуры урока....

Методическая разработка урока истории в соответствии с требованиями ФГОС ООО. 5 класс Тема "Первые христиане и их учение"

Данное учебное занятие относится к курсу «Всеобщая история», занятие должно способствовать осмыслению учащимися гуманистических ценностей христианской религии.Учебное занятие входит в раздел «Древний ...

Построение комбинированного урока истории в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения

В методической разработке представлена схема  построения комбинированного урока истории, описаны методические приемы  технологии проблемного обучения и развития критического мышления, позвол...

Игровые технологии на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Выступление по теме "Игровые технологии на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС ООО" в рамках семинара "Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках посредст...

Технологическая карта урока истории в соответствии с требованиями ФГОС

Технологическая карта урока истории по теме "Литовское государство и Русь"...