Археология
статья по истории (10 класс) на тему

Воронцова Надежда Степановна

«Трехостровское» святилище

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arheologiya.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Святилище «Трехостровское».

Археологический феномен на территории Волгоградской области.

Актуальность темы исследования.

Памятники археологии представляют собой наиболее важный, ценный и комплексный источник для реконструкции истории человеческого общества. Любой памятник археологии представляет собой уникальное общецивилизационное наследие. На территории Волгоградской области известно и исследовано большое количество памятников археологии. Наиболее интересным, необычным и единственным в своем роде, является святилище «Трехостровское», датируемое концом II тыс. до н.э. Этот памятник является ценным источником для реконструкции материальной и духовной культуры, религиозных представлений человечества в эпоху бронзового века.

Цель и задачи исследования.

Основная цель предложенной работы – обобщение имеющихся научных и популярных данных по памятнику археологии святилище «Трехостровское» и попытка дать самостоятельную оценку и характеристику этого уникального сооружения. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- охарактеризовать основные этапы развития человеческого общества в эпоху бронзового века на территории южнорусских степей;

- выяснить основные известные типы памятников археологии в эпоху бронзового века;

- изучить историю исследования памятника археологии святилище «Трехостровское»;

- уточнить существующие версии времени возникновения и функциональной принадлежности памятника археологии святилище «Трехостровское»;

Методология исследования.

В данной работе, для достижения поставленных целей применялась традиционная методика исторического исследования:

- историко-сравнительный метод (сравнение различных типов памятников археологии, моделей и уровня развития человеческого общества).

- метод этнографических и исторических параллелей (сопоставление известных фактов с синхронными и более поздними по времени событиями и явлениями).

- методика междисциплинарного подхода (применение данных полученных из смежных научных областей).

Введение

На территории Волгоградской области известно и исследовано большое количество памятников археологии, относящихся к различным эпохам истории человечества. Памятники археологии эпохи бронзового века представлены одиночными курганами и курганными могильниками (надмогильными сооружениями из земли, дерна, камней), грунтовыми погребениями (захоронения без сооружения курганных насыпей), поселениями, городищами (укрепленные фортификационными сооружениями древние поселения), стоянками, ремесленными и производственными центрами и мастерскими, а также сооружениями культового и сакрального значения: святилища (места совершения культовых обрядов, поклонения духам, божествам), жертвенники (сооружение из камней, дерна, дерева, где приносились жертвы), кенотафы (ложные погребения, не содержащее тела или праха умершего) [1].

Наиболее ранние памятники относятся к эпохе камня – палеолиту и являются одними из самых древних на территории Волгоградской области, так и всей Российской Федерации. Наиболее ранним памятником истории человечества является палеолитическая стоянка «Сухая Мечетка», расположенная на северной окраине г. Волгограда, в районе поселка Спартановка. Стоянка возникла на правом берегу Волги, на правом склоне борта балки Сухая Мечетка 70-100 тыс. лет назад. Это один из самых ранних памятников эпохи камня на территории Европы [2]2. Археологам также известны и более поздние памятники и находки с территории нашей области.

Эпоха бронзового века на территории Восточной Европы.

На смену каменного века приходит эпоха металлов или палеометаллов. Началом эпохи бронзы является энеолит, или медно-каменный век, который являлся переходным этапом развития человечества от эпохи камня, к эпохи металла. Временные рамки этого периода ограничиваются с VI тыс. до н.э., до IV тыс. до н.э. В это время человечество активно применяет металлы, развивается производящее хозяйство, возрастает общий уровень материальной и духовной культуры. Оформился окончательный переход на две основных формы производящего хозяйства: земледелие и скотоводство. В лесостепной зоне, речных долинах и пойменных участках развивалось земледелие, в степной зоне активно осваивалось скотоводство. Кочевое скотоводство являлось одним из стимулов и толчков к обширным миграционным процессам и освоению территории южнорусских степей. По мнению большинства археологов и историков, именно в это время появляется колесо, первые повозки. В эпоху энеолита формируются племенные образования, с достаточной сложной социальной структурой [3]3.  

Эпоху энеолита сменяет бронзовый век. Эпоха бронзового века характерна массовым применением различных изделий (орудий труда, оружия, украшений и т.д.) из бронзы – сплава меди с оловом, мышьяком, сурьмой. Основными центрами древней металлургии являлись региона Кавказа, Урала и Карпат. В эту эпоху окончательно складывается ремесленные специализации: литейное, кузнечное, камнетёсное. Появляется и активно развивается товарообмен, а в дальнейшем и торговые отношения. Значительные изменения коснулись и социально-общественной организации: выделяются основные социальные группы вождей, воинов, жрецов, ремесленников. Преимущественно кочевой способ ведения хозяйства (скотоводство), предполагал освоение новых территорий – пастбищ, а это в свою очередь приводило к военным столкновениям и конфликтам. Это привело к появлению боевых колесниц, усовершенствованию оружия. Археологи достаточно часто находят предметы вооружения: бронзовые топоры, бронзовые наконечники копий, бронзовые ножи, кремниевые наконечники стрел, каменные булавы в погребениях кочевников эпохи бронзы. Известны поселения эпохи бронзы со следами валов и рвов, с первыми попытками изготовления защитных и фортификационных сооружений в степной полосе. В эпоху бронзы и энеолита в южнорусских степях появляются первые курганные захоронения. Курганы сооружались над погребальной камерой умершего. Курганная насыпь состояла из грунта, иногда с добавлением камня и дерева. Археологи считают, что курганы являлись не только могилами умерших, но и несли в себе другие функции: являлись показателем статуса и значимости погребенного, выполняли сакральную и религиозную роль, выступали в качестве границ кочевий и ориентиров в степи [4]4.

Бронзовый век, это второй по продолжительности этап развития человечества после каменного века. Бронзовый век датируется концом IV тыс. до н.э. – началом I тыс. до н.э. Археологи выделяю несколько крупных последовательно существовавших археологических культур или культурно-исторических общностей, которые сменяют друг друга в своем развитии в эпоху бронзового века. Наиболее крупными и значимыми являются: ямная культура, катакомбная культура и срубная культура. Свои названия культурно-исторические общности получили по типу и форме сооружения могильных ям курганных захоронений. Названия культур были введены в начале XX в. известным  историком и археологом В.А. Городцовым.

Ямная культура. Ямная культурно-историческая общность (II-IV четверть IV тыс. до н.э.) относится к ранней стадии бронзового века и совмещает в себе некоторые черты эпохи энеолита. В ямную культуру входили различные по происхождению племена, которых объединяла традиция совершения курганных погребений в грунтовых прямоугольных ямах.  Дно ям выстилалось органической подстилкой из камыша. Умершие расположены скорченно на боку, тела погребенных были обильно посыпаны охрой. Материальная культура населения ямной культуры, известная по археологическим находкам, представлена керамическими изделиями (круглодонными горшками), бронзовыми предметами (ножи, долота, тесла), изделиями из кости и камня [5]5.

Катакомбная культура. Катакомбная культурно-историческая общность относится к среднему периоду эпохи бронзы и датируется III тыс. до н.э. Название культуры происходит из особенности сооружения могильной ямы, которая выглядела как катакомба. Ее смысл – возможность проникновения в могилу после похорон, как правило, для совершения дополнительных и более поздних дозахоронений. Среди носителей катакомбной культуры был широко распространен культ огня. В захоронениях достаточно часто встречаются угли, глиняные жаровни. Согласно исследованиям археологов, социальная структура общества эпохи катакомбной культуры носит кастовый характер. Высшую ступень в социальной иерархии занимали племенные вожди. Захоронения вождей представлены большими курганами имеющие сложную конструкцию. Известны находки насильственно умерщвленных слуг или рабов в захоронении племенной аристократии. В вождестских погребениях, как правило находят статусные вещи, символизирующие высокое социальное положение и власть: навершия булав, жезлы, бронзовые украшения. Следующую ступень в иерархической лестнице носителей катакомбной культуры занимали воины. В воинских захоронениях известны находки бронзовых наконечников копий, ножей, топоров, каменных стрел и наверший булав. Высоким социальным статусом также обладали и жреческие погребения, в которых находят ритуальные курильницы и жаровни, для поддержания культа огня. Захоронения рядовых кочевников-скотоводов выглядят достаточно проще и не содержат богатого погребенного инвентаря[6]6.

Срубная культура. Срубная культурно-историческая общность (первая половина II тыс. до н.э.) является финальным, завершающим этапом эпохи бронзового века. Существует гипотеза, что племена катакомбной культуры были вытеснены более воинственными носителями срубной культуры из лесостепной полосы Восточной Европы. Название культуры произошло от особенностей конструкции могильной ямы, стенки которой были выложены деревом на манер сруба. Известно большое количество погребальных и бытовых памятников срубной культуры. В это время появляется большое количество поселений по берегам степных рек. Жилища поселений срубной культуры представлены полуземляночным типом, с укрепленными стенами и потолочным перекрытием. В центре жилых помещений располагались очаги. Частыми находками являются бронзовые серпы. Это позволяет говорить о развитии земледелия, а наличие большого количества поселений – о полукочевом образе жизни и ведении хозяйства. 

Социальная структура срубного общества, также имела строгую организацию. Во главе племени находился вождь, опиравшийся на касту воинов и жрецов, в захоронениях которых встречаются характерные находки. Среди воинских захоронений, кроме предметов вооружения, изготовленных из бронзы, камня и кости, встречаются находки боевых колесниц – основной ударной силы представителей срубной культурно-исторической общности. Особыми положениями пользовались жрецы и ремесленники (литейщики, плотники).

Аридизация (иссушение) климата в конце эпохи бронзы (XI - VIII век до н. э.) привела к деградации и исчезновению срубной культуры[7]7. 

Среди племен срубной культуры был особенно почитаемым культ огня. Наиболее ярким, интересным и уникальным памятником древних религиозных представлений носителей срубной культурно-исторической общности, является сооружение, которое археологами определено, как святилище, место поклонение огню.  

        По мнению большинства ученых, племена ямной, катакомбной и срубной культурно-исторических общностей принадлежали к протоиндоевропейской, праиндоевропейской языковой общности. В настоящее время существует несколько теорий, из которых наиболее распространена «курганная гипотеза», предложенная в 1956 г. Марией Гимбутас. Согласно её предположению, прародиной индоевропейцев являются волжские и причерноморские степи (ямная культура). Постепенно различные ветви индоевропейцев волнами мигрировали на юг, восток, запад и север от прародины.

Общий для всех индоевропейских народов лексикон свидетельствует о том, что это был воинственный кочевой народ, одним из первых одомашнивший лошадь и использовавший для передвижения на большие расстояния повозки сначала на массивных сплошных, а позднее облегчённых колёсах со спицами. Благодаря использованию таких технологий, как колесо и колесница, их потомки — индоевропейцы — смогли заселить огромные просторы Евразии. Самоназвание праиндоевропейцев неизвестно.

К началу II тыс. до н. э. начинается распространение индоевропейских племён на восток и запад, занимает обширные пространства Центральной Евразии. Залогом успеха распространения индоевропейцев стало наличие у них таких новаторских технологий, как колесница и меч.

Влиянием европеоидных пришельцев с запада отмечены культуры бронзового века в Южной Сибири. Находки идентичного оружия на территории в тысячи километров  позволяют археологам предположить, что над туземными народами лесной полосы Евразии с XVI в. до н. э. господствовала некая подвижная дружинная элита [8]8. 

Эпоха бронзового века, на мой взгляд, является наиболее интересным периодом в истории изучения развития человеческой цивилизации. В это время человечество строит себя. Закладываются основы хозяйственной и производственной деятельности. Формируются религиозные, культурные, этические и мировоззренческие основы общества, закладывается база необходимых знаний и умений. Происходит значительное расширение обитаемых земель, на фоне которого развивается уровень военного дела.

Основной проблемой в процессе исследования различных процессов эпохи бронзового века, является полное отсутствие письменных источников. Реконструкция всех событий, явлений, исторических фактов, возможна лишь на основе данных археологии. Поэтому памятники археологии играют главную роль в процессе изучения истории бронзового века.

История исследования памятника археологии святилище «Трехостровское».

На мой взгляд, наиболее интересным и самым необычным является археологический памятник, получивший название святилище «Трехостровское». Памятник расположен на территории Иловлинского муниципального района Волгоградской области, на правом берегу р. Дон, располагающимся на правобережном плато малой излучины Дона, в 7 км к северу от станицы Трехостровской Иловлинского муниципального района.

Первые сведения и частичное описание этого сооружения находятся в работе сталинградских археологов и краеведов А.И. Ильиной и П.Н. Шишкина: «114. Хут. Хлебный, Иловлинского района. … Между оврагом Хлебным и Качалинской балкой расположено «Городище» круглой формы, обнесенное рвом глубиной 1 сажень 8 вершков и свыше 10 саженей шириной, и валом, достигающим ширины 5 сажень 2 аршина. Центр «Городища» занимает эполетообразная возвышенность, имеющая следы 3 глубоких ям. В одной из ям под дерновым слоем видна порошкообразная обожженная докрасна земля, смешанная с обожженными камнями. На поверхности «Городища» найдены: железный шлак, оплавленный с одной стороны кусок железистого песчаника, кусок обожженной глины и кусок известняка. По словам П.М. Авдеева, при рытье клада на «Городище» им найдено несколько возов древесного угля»[9]9. 

Впервые этот памятник был обследован археологической экспедицией Волгоградского университета в 1997 г. Дальнейшие исследования этого сооружения, проводились до 2003 годы экспедицией Волгоградского государственного университета совместно с Институтом физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН. В ходе указанных исследований, на памятнике были заложены разведочные шурфы, взяты пробы образцов грунта из насыпи [10]10.

Описание памятника археологии святилище «Трехостровское».

Сооружение отличается внушительными размерами  и, как оказалось, сложной внутренней архитектурой. Внешне это сооружение представляет собой искусственный холм высотой 3 м и диаметром около 150 м,  окруженный мощным рвом, ширина которого колебалась от 24 до  32 м, а современная глубина - 2 м. Таким образом, диаметр сооружения по внешним краям рва колеблется в пределах 200 м. Центральная возвышенная часть его повреждена несколькими ямами, оставшихся от кладоискательских раскопок, проводившихся в начале XX в. местным населением. В результате этих раскопок из глубины на поверхность были перемещены крупные обломки стекловидного шлака с остатками сожженного дерева, спекшейся массы красноватого суглинка [11]11.

По мнению археологов и почвоведов, строительство данного сооружения осуществлялось в несколько этапов. Первоначально на площади диаметром около 100 м был срезан гумусный слой (верхний плодородный почвенный слой) и аккуратно перемещен на периферию и уложен на ненарушенную дневную поверхность в виде кольца шириной до 15 м, за которым начал сооружаться ров. Из верхнего слоя - светло-коричневого суглинка, вынимаемого изо рва, были изготовлены блоки, затем использованные для возведения в центре специального очага. Большая же часть грунта, вынутая изо рва первоначально, была выложена по его наружному краю.

Следующий этап связан с возведением в центре очага. Материалом для этого служили вышеупомянутые блоки, изготовлявшихся в простых формах, сделанных из прутьев, отпечатки которых сохранились на стенках блоков. Своеобразная печь представляла собой, вероятно, круглую конструкцию диаметром до 40 м. Высоту ее определить трудно, она могла равняться нескольким метрам. Дно и внутренние стены печи предположительно были выложены сепиолитом (минерал класса силикатов, обладающий термоизолирующими качествами), выходы которого имеются в обнажениях близлежащих  оврагов.

Пространство между внешней стороной стены печи и кольцом, выложенным из гумуса, было заполнено жидкой глиной, а сверху устроен настил из радиально расположенных по отношению к печи ветвей деревьев. Затем печь была заполнена деревом, доставленным, скорее всего, из поймы Дона, после чего сверху она была закрыта крупными обломками известняка.

Только после всех этих операций дрова в печи были подожжены. Для поддержания процесса горения в стенке печи, вероятно, были сделаны вентиляционные отверстия. Температура горения в печи по данным химических анализов шлаков могла достигать 1100-1300ºС. Как долго функционировала печь сказать трудно. В 2002 г. при раскопках рва с восточной стороны было выявлено три уровня погребенных почв, свидетельствующих о чередовании делювиальных и почвообразующих процессов, которые могли охватывать десятки, а, возможно, и сотни лет. Причем наличие во всех этих уровнях продуктов горения свидетельствует о том, что все это время печь функционировала. Вероятно,  процесс горения в ней поддерживался достаточно долго. Но в какой-то период времени печь была развалена, ее фрагментами была занята большая часть площадки, покрытой глинистым раствором и ветками деревьев. После чего весь этот развал, начиная от внутреннего края рва, был засыпан грунтом, вынутым ранее изо рва, который представлял из себя супесь зеленоватого цвета. Образовавшейся насыпи была придана определенная форма. Ото рва она круто поднималась вверх, затем шла практически горизонтально дневной поверхности, а в центральной части имела куполообразное возвышение. Затем, после придания сооружению такой формы, вся его поверхность была покрыта щебенкой из известняка. Таким образом, все сооружение внутри рва приобрело белый цвет. По мнению почвоведов, все перечисленные строительные мероприятия заняли весьма продолжительный период времени, около нескольких десятков лет [12]12.

В процессе раскопок не было обнаружено ни одного артефакта, ни одного предмета материальной культуры. Отобранные образцы почв для радиоуглеродного датирования были отправлены в разные лаборатории: Института географии РАН,  Бета-аналитическую лабораторию Майами штат Флорида (США), университета Аризоны (США), Дарден Худ штат Пенсильвания (США), Потсдам (Германия). Были получены следующие результаты: три даты пришлись на поздний бронзовый век в пределах XV-XIII вв. до н.э.

В окрестностях святилища «Трехостровского» археологи обнаружили следы нескольких поселений срубной культуры, которые являются синхронными ему. Возможно, население этой культуры и возводило данный памятник [13]13.    

Среди ученых занимающихся проблемой интерпретации святилища «Трехостровское», основная версия возникновения и функционирования памятника сводится к следующему: это исключительно культовое сооружение, не имеющее отношение ни к производственному, ни к бытовому отношению. Сооружение связано с культом огня и теми представлениями, которые этот культ отражает. Огонь, как известно, почитался многими народами древности. Круг, как один из наиболее распространенных элементов древней символики, часто воплощал идею единства, законченности и высшего совершенства. Придание святилищу формы холма связано именно с религиозными и культовыми представлениями. Выбор места для возведения святилища у станицы Трехостровской, видимо, сопровождался ритуальными действиями. По крайней мере, можно считать, что выбрано оно было жрецами и сопровождалось определенным церемониалом.      

Можно предположить, что возведение этого святилища, кроме отправления традиционного культа, было вызвано и какими-то практическими целями. Например, как акт закрепления какой-либо группой населения  за собой определенной территории [14]14.

        Кроме официальной, научной теории о происхождении святилища «Трехостровское», существует большое количество популярных, бытовых версий о назначении и функционировании этого памятника.

Существует несколько легенд, связанных с этим местом. По одной - здесь была посадочная площадка для инопланетян, по другой - загадочное погребение могущественных правителей древности, охраняемое страшными проклятиями колдунов. Но старожилы станицы, многих из которых уже нет в живых, рассказывали иначе. В конце XIX века некий Петр Авдеев решился поискать в «кургане» золото, но, перелопатив огромное количество земли, смог вывезти оттуда лишь несколько возов древесного угля. А в 20-е годы прошлого столетия тайну попыталась раскрыть серьезная археологическая экспедиция. Однако ничего путного из этого не вышло. По ночам выкопанная земля неведомо как возвращалась в свежевырытые траншеи, странным образом отвязывались от своих привязей и исчезали в ночи экспедиционные лошади... Словом, археологам в тот раз пришлось в спешном порядке свернуть свои исследования и убраться восвояси. Люди говорили, что сила там темная, могучая: тронешь – развеет.

Евграф Савельев писал: «В 10 вер. от ст. Трех-Островянской и в 4-х от развалин городища, называемого Качалинским, возвышается большой бугор, под названием Иловлинский Маяк, с которого открывается обширный вид на степи верст на 100 и откуда казаки в старое время наблюдали за движениями татарских полчищ» [15]15.

У уфологов и прочих исследователей аномальных явлений есть своя точка зрения на Трёхостровское святилище. Они склонны считать, что никаких ритуальных костров на площадке никогда не разводили, да и гигантской печи в центре тоже не было, так как это была площадка для приземления НЛО.

Биоэнергетики же отмечают, что в центре святилища из земли бьёт небывалой силы поток энергии. Связывают они это и самим его расположением, (находится капище в излучине Дона, в своеобразном треугольнике расстояние от него до берега реки с Севера и Запада и Юга — 9 километров), и с неиссякшей силой древних обрядов [16]16.

        Современные последователи зороастризма связывают святилище «Трехостровское» именно с этой религией. Есть утверждения, что пророк окончил свои дни где-то на территории южной оконечности нынешнего Волгограда. По крайней мере, современные огнепоклонники и гуру иногда проводят свои ритуалы в потайном месте в пойме за Светлым Яром, где якобы похоронен Заратустра [17]17.

        

Заключение

На мой взгляд, святилище «Трехостровское» было создано в эпоху бронзового века, носителями срубной историко-культурной общности, что подтверждается данными полученными почвоведами и археологами. Основную функциональную принадлежность стоит определить, как культовое и ритуальное место поклонению огня или поклонению богу огня. Длительный процесс сооружения этого памятника и колоссальные трудозатраты, говорят о едином, сплоченном коллективе, с едиными целями и общими задачами. Феномен данного памятника заключается в его статусе. Подобных объектов больше не зафиксировано. Это очень интересный объект для дальнейшего изучения. Очевидно, что дальнейшие исследования святилища «Трехостровское» позволит более точно и объективно реконструировать духовную, материальную культуру населения эпохи поздней бронзы южнорусских степей.


[1] Мартынов А.И. Археология. М., 1996. С.408-415.

[2]2 Археологическая энциклопедия Волгоградской области. Волгоград, 2009. С. 247-248.

[3]3 Археологическая энциклопедия Волгоградской области. Волгоград, 2009. С. 35-36; Мартынов А.И. Археология. М., 1996. С. 115-118

[4]4 Археологическая энциклопедия Волгоградской области. Волгоград, 2009. С. 35-36

[5]5 Археологическая энциклопедия Волгоградской области. Волгоград, 2009. С. 304-305.

[6]6 Археологическая энциклопедия Волгоградской области. Волгоград, 2009. С. 110-111.

[7]7 Археологическая энциклопедия Волгоградской области. Волгоград, 2009. С. 245.

[8]8 Праиндоевропейцы. Интернет-портал Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/праиндоевропейцы.

[9]9 Ильина А.И., Шишкин П.Н. Материалы к археологической карте Сталинградского, Хоперского, и некоторой части Астраханского и Камышинского Округов Нижнее Волжского края. Сталинград н/В. 1929. С.26.

[10]10 Порох А.Н. Некоторые данные к определению назначения сооружения у хут. Хлебного // Нижневолжский археологический вестник. Вып. 1. Волгоград, 1998; Демкин В.А., Алексеева Т.В., Сергацков И.В., Алексеев А.О., Демкина Т.С. Итоги естественно-научного изучения археологического памятника у станицы Трехостровская в Волгоградском Задонье // Нижневолжский археологический вестник. Вып. 4. Волгоград, 2001.

[11]11 Порох А.Н. Некоторые данные к определению назначения сооружения у хут. Хлебного // Нижневолжский археологический вестник. Вып. 1. Волгоград, 1998; Демкин В.А., Алексеева Т.В., Сергацков И.В., Алексеев А.О., Демкина Т.С. Итоги естественно-научного изучения археологического памятника у станицы Трехостровская в Волгоградском Задонье // Нижневолжский археологический вестник. Вып. 4. Волгоград, 2001.

[12]12 Демкин В.А., Алексеева Т.В., Сергацков И.В., Алексеев А.О., Демкина Т.С. Итоги естественно-научного изучения археологического памятника у станицы Трехостровская в Волгоградском Задонье // Нижневолжский археологический вестник. Вып. 4. Волгоград, 2001. С.90.

[13]13 Древнее святилище огнепоклонников на берегах Дона //http://nasledie34.ru/index.php/2013-02-05-22-37-14/item/285-trehostrovskoe-svyatilische.

[14]14 Древнее святилище огнепоклонников на берегах Дона //http://nasledie34.ru/index.php/2013-02-05-22-37-14/item/285-trehostrovskoe-svyatilische.

[15]15 http://www.miroznai.ru/ Святилище Трехостровское.

[17]17 http://pagan.ru/forum/index.php?/topic/1082-трехостровское-святилище/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное исследование памятников археологии: городище Коломна «Блюдечко», Коробчеевское городище.

В работе исследуются и анализируются два археологических памятника. Первый на территории города Коломна (городище «Блюдечко»), второй на территории Коломенского района (Коробчеевское городище). Ставит...

Археология - помощница историков

Конспект урока по истории Древнего мира по пропедевтическому курсу "Что изучает история"...

Археология - это история, вооруженная лопатой

Цель урока: углубить понятие учащихся об археологии, её предмете и методах, подготовить учащихся к сбору археологических находок (в помощь археологам будущим летом), подготовить учащихся к посещению...

Археология Кубани

Археология -наука котрая помогает восстановить прошлое...

археология города Зубцова

подробное описание города Зубцова с эпохи неолита. Содержит карту и археологиеские находки....

программа для НОУ. археология и краеведение

Программа разработана для организации научного общества учащихся, занимающихся изучением краеведения и археологии....