«Становление парламентаризма в России»
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме

Зорина Наталья Петровна

Интегрированный урок по Истории и Обществознанию в 11 классе по теме «Становление парламентаризма в России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

   Конспект к  уроку  истории  (11 класс)  

  «Становление парламентаризма в России».

                                        Материал разработан и                                                                                                                           подготовлен учителем истории

 и обществознания

  МОАУ «Лицей №21» г. Кирова

Зориной Н.П.

Модель урока:

 «Становление парламентаризма в России».  11 класс.

Тип урока: интегрированный урок истории и обществознания в 11 классе.

Задачи урока:

  1. Закрепление стандарта знаний учащихся, полученных на уроках истории и обществознания о форме государства, форме правления, политическом режиме;
  2. Формирование информационных компетентностей: умение работать с документами, находить необходимую информацию, анализировать ее и использовать для решения задач; в данном случае при сравнении двух особо значимых исторических ситуаций;
  3. Формирование коммуникативных компетентностей: умение работать в команде, согласовывать свои действия, что позволит учащимся чувствовать себя увереннее во время публичных выступлений.

Организация учебного процесса:

            1.Организация работы в группах по 5 человек над заданием. Группа              дифференцирована: в ней сильные и слабые ученики, что позволит все справиться с заданием.

           2. В ходе урока каждая группа получает раздаточный материал (извлечения из документов), вопросы для обсуждения

           3. В ходе обсуждения, группа, при обнаружении затруднений, может обратиться к учителю.

          4.На завершающем этапе урока каждая группа должна заполнить таблицу (см. приложение), что и будет являться закреплением усвоения материала.

На уроке используется частично-поисковый метод.

Ресурсы урока: «Манифест об усовершенствовании государственного порядка.  17 октября 1905г.», «Основные государственные законы Российской империи (в новой редакции)», «Конституция РФ 1993г.».

Мотивационный блок: Учащимся предлагается обсудить цитату «Избирательный бюллетень сильнее пули» (Авраам Линкольн)

Вводная часть урока: Актуализация знаний. Кроссвордный диктант.

1.Форма правления, при которой высшие органы власти выбираются на определенный срок (республика)

2.Простое, единое государство, управляемое из одного центра (унитарное)

3.Народовластие, осуществляемое через выборы и референдум, провозглашение и гарантированность прав граждан (демократический режим)

4.Форма правления, при которой власть передается по наследству и принадлежит одному человеку (монархия)

5. Сложное государство, основанное на неограниченной власти правителя, сложившееся в результате присоединения территорий (империя)

6.Форма правления, сложившаяся как переходная от абсолютной к ограниченной монархии, при которой существует двухпалатный  парламент и монарх сохраняет за собой исполнительные функции (дуалистическая монархия)

 Вводное слово учителя:

      Ребята, не так давно (лишь в конце прошлого века) Россия встала на путь демократического построения общества. А такой шанс у нее был еще в 1905 году. Так почему же он был упущен? На основе анализа двух ключевых исторических событий: принятия Манифеста 17 октября 1905 года, утверждавшего представительный и законодательный орган власти  Государственную думу и принятия Конституции 1993 года,  мы должны дать ответы на вопросы. В каких условиях принимались документы, что повлияло на их принятие? От кого они исходили? Какие политические права утверждали на законодательном уровне? Какие демократические ценности провозглашали эти законы?

  Основной этап урока: 

Организация работы в 5 группах, где учащиеся получают раздаточный материал, заполняют таблицу и публично представляют результат. Работа над документами рассчитана на 10 минут.  

Приложение 1.

Таблица для каждой из групп, заполняется по мере ответов каждой группой.

Группа 1

Время и условия, в которых принимался документ, учреждающий Государственную Думу  и закон об избирательных правах

   

         1905г.

          1993г.

Группа 2

Форма правления, сложившаяся в ходе реформы.

Группа 3

Характеристика полномочий главы государства, в т.ч. в отношении к законодательной власти

Группа 4

Принципы избирательного права

Группа 5

Принцип разделения властей, как основа правового государства.

Вывод: Какие общие демократические принципы и ценности продекларированы в документах? Какие проблемы не были решены? Какие это имело последствия?

Приложение 2

Задание группе 1:

Прочтите выдержки из документов и, привлекая  знания по истории и обществознанию, охарактеризуйте условия, в которых принимался в новой редакции Свод Основных Государственных Законов Российской империи (1906г.)  и  Конституция РФ 1993г.

Документ 1. (Объяснение Николая II своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне).

  «Представлялось избрать один из двух путей: … Постараться всеми силами раздавить крамолу, затем была бы передышка и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силою, но это стоило бы потоков крови и в конце концов привело бы неминуемо к теперешнему положению. Т.е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался тот же самый.

  Другой путь – представление гражданских прав населению: свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности, кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную Думу – это, в сущности, и есть Конституция. Этот путь хоть и рискованный, тем не менее, единственный  в настоящий момент. Я не мог объяснить тебе все обстоятельства, приведшие меня к этому страшному решению».

Документ 2. Из выступления М.С. Горбачева в период перестройки 1985-1991гг.

  «Дорогие соотечественники! Сограждане!

В силу сложившейся ситуации…считаю нужным высказать свою оценку пройденного с 1985 г. пути реформ.

Совершен прорыв на пути к демократическим преобразованиям. Реальными стали свободные выборы, свобода печати, представительные органы власти, многопартийность.

Ликвидирована тоталитарная система.

Началось движение к многоукладной экономике.

Жизненно важным мне представляется сохранить демократические преобразования последних лет».

Документ 3. Конституция РФ. Преамбула:

  «Мы, многонациональный народ РФ… принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Предполагаемый ответ:

  • Манифест принят в условиях кризиса,
  • исходил от верховной власти, т.е.  дарован  «сверху», как вынужденная мера,
  • Конституция 1993 года принималась в период перестройки (в условиях политических реформ),
  • Конституция РФ всенародно одобренный документ.

Задание группе 2:

Используя представленные схемы государственного устройства после принятия Манифеста 1905 г. и Конституции РФ 1993г., а также знания, полученные в основной школе, дайте характеристику органам власти и их функциям.

Схема 1.

Император

Государственный

Совет

Совет министров

Правительствующий Сенат

Святейший Синод

Государственная

Дума

Схема 2.

Президент

Федеральное собрание

Правительство РФ

Конституционный суд

Совет Федерации

Высший Арбитражный суд

Государственная Дума

Верховный суд

Данное задание не представляет сложности, поэтому у учителя нет необходимости направлять ответ. Однако, ребята должны отметить, что новый порядок организации власти утвержденный в 1906 г. был вполне конституционным –  был сделан решительный шаг к подчинению системы власти и управления в России четким требованиям закона, к демократизации социально-политической жизни.

Задание группе 3. Прочтите документы и ответьте на вопросы: какие полномочия имеет глава государства  в отношении к законодательной власти:

  • законодательной инициативы
  • принятия законов
  • формирования и роспуска законодательного и представительного органа власти.

Документ 1. Выдержки из новой редакции Свода Основных Государственных законов Российской империи» 1906г.

«Ст.4. Императору Всероссийскому принадлежит  Верховная Самодержавная власть. Повиноваться власти Его не за страх, но за совесть, Сам Бог повелевает.

Ст.7. Государь император осуществляет  законодательную власть в единении с Государственным Советом и Государственной думой.

Ст.8. Государю императору принадлежит почин (инициатива) по все предметам законодательства.

Ст.9.Государь император утверждает  законы и без Его утверждения никакой закон не может иметь свершения.

Ст.89. В случае прекращения или приостановления деятельности Государственной думы…, если чрезвычайные обстоятельства вызывают необходимость, законопроекты обсуждаются в Совете Министров и утверждаются в форме императорских высочайших указов, которые сразу вступают в силу.»

Документ 2. « Конституция РФ 1993г.»

«Ст.84. Президент РФ назначает выборы Государственной Думы…распускает Государственную Думу… назначает референдум в случаях и порядке, установленных федеральным конституционным законом.

Вносит законопроекты в Государственную Думу.

Подписывает и обнародует федеральные законы.

Ст.107. Если Президент РФ отклонит федеральный закон, то Государственная Дума и Совет Федерации… вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении будет одобрен двумя третями голосов Совета Федерации и Государственной Думы…он подлежит подписанию Президентом РФ».

Предполагаемый ответ:

  • монарх сохраняет за собой права роспуска думы,
  • монарх сохраняет право принятия законов в перерывах между работой дум, т.о. Парламент не самостоятелен,
  • по Конституции1993г. Президент имеет право роспуска ГД только в случаях, предусмотренных Основным законом,
  • в 1905 г. – Россия становится дуалистической монархией, поэтому в ней не в полной мере реализованы демократические принципы,
  • РФ – республика,  в которой провозглашены основные демократические принципы.

Задание группе 4.

Прочтите извлечения из документов и ответьте на вопрос:

  • какие принципы избирательных прав провозглашают документы.

Документ 1. «Манифест об усовершенствовании государственного порядка.  17 октября 1905г.»

1.Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы … совести, собраний и союзов…

2.Привлечь к участию в Думе …те классы населения, которые нынче совсем лишены избирательных прав.

Документ 2. Извлечения на основе закона 11 декабря 1905 г. о выборах в Государственную думу.

« Все население страны делится на четыре избирательные курии (группы):

Землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не всеобщие в них не участвовали женщины, военнослужащие, граждане до 25 лет, некоторые национальные меньшинства, работники по найму. Выборы не были равными : один голос помещика приравнивался 3 голосам буржуазии ,15 голосам крестьян, 45 голосам рабочих. Выборы не прямые: для крестьян – четырехстепенные, для рабочих – трехстепенные, для буржуазии и помещиков – двухстепенные».

Документ3. Извлечения из ФКЗ  «О гарантиях избирательных прав в РФ» 1993г.

«Избирательное право является всеобщим для лиц, достигшим 18 лет, независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, места жительства, образования. Исключение составляют лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда , а также признанные в судебном порядке недееспособными.

Избирательное право является равным

Выборы являются прямыми и проводятся путем тайного голосования»

Предполагаемый ответ:

  • По избирательному закону Российской империи выборы не были всеобщими, равными, прямыми,
  • В Российской Федерации по Основному закону выборы являются всеобщими, прямыми, равными, при тайном голосовании.

Задание группе 5.

Прочтите выдержки из новой редакции Свода  Основных Государственных законов Российской империи, извлечения из Конституции РФ и ответьте на вопросы:

  • реализован ли формально принцип разделения властей
  • реализован ли фактически

Документ 1. « Основные государственные законы  Российской империи (в новой редакции) 1906г.

Ст.17. Государь Император назначает и увольняет Председателя Совета  министров, министров…, а также прочих должностных лиц.

Ст.18. Государю Императору принадлежит помилование осужденных, смягчение наказаний и общее прощение совершивших преступные деяния и прекращение судебных против  них преследований и освобождение их  от суда и наказания»

Документ 2. « Конституция РФ 1993г

Ст. 10. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Предполагаемый ответ должен содержать анализ: все ли из перечисленных ниже  демократических ценностей были реализованы  в сравниваемых исторических ситуациях.

  • народовластие,
  • верховенство закона
  • равенство всех перед законом
  • провозглашение политических прав и свобод
  • политический и идеологический плюрализм
  • многопартийность.

Заключительный этап урока:

Слово учителя: Итак, мы с вами проследили процесс становления демократии в России и выявили причины его незавершенности на первом этапе. Назвали причины, какие события прервали его. Сегодня одним из важнейших условий сформированности  правового общества с развитыми демократическими ценностями являются наличие гражданского общества и диалога между народом и властью.  Какие, на Ваш взгляд, проблемы существуют в современной России?

  • активно ли принимают участие граждане в политической жизни, в выборах?
  • считаете ли вы, что можете повлиять на  политический процесс?
  • Как вы поняли афоризм: «Избирательный бюллетень сильнее пули»?

Группы сдают таблицы для оценивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему «Развитие парламентаризма в России» для учащихся 9-10-х классов.

Цели мероприятия:1. формировать представление об исторических этапах развития отечественного парламентаризма, его особенностях;2. активизировать гражданскую позицию старшеклассников посредством ознако...

Разработка урока по теме "Парламентаризм в России"

Разработка урока обществознания в 11 классе. Рассматривается деятельность Федерального Собрания и местных законодательных органов....

Развитие парламентаризма в России

Цель: Показать учащимся развитие парламентаризма в России. Задачи:1.    Познакомить с историей парламента в России2.    Показать эволюцию паламентаризма от гос...

развитие парламентаризма в России

презентация по обществознанию 11 класс...

Методическая разработка урока "Развитие парламентаризма в России"

Урок посвящён истории парламентаризма в нашей стране....

Открытый урок по обществознанию. Тема: «Развитие парламентаризма в России».

Форма урока:  урок – лекция, с элементами беседы.  (ученические сообщения , презентация докладовЦели и задачи урока:формировать представление об исторических этапах развития отечественного п...

Презентация "Парламентаризм в России" Становление.

Презентация может использоваться на уроках истории и обществознания.  Презентация была большая, поэтому я разбила её на 2  части....