Рабочий лист к уроку "Рабство в Древнем Риме"
учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему

Рабочий лист для учащихся к уроку "Рабство в Древнем Риме"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochiy_list_k_uroku.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочий лист ___________________________________________

Задание 1: расположи события в правильной последовательности:_________________________

1 – Битва при Каннах

2 – Основание г. Рима

3 -  Битва близ г. Зама

4 -  Завоевание Римом Италии

5 -  Переход Ганнибала через Альпы

6 - Разрушение Карфагена и Коринфа

7 - Начало пунических войн

                                                Поставь себе отметку:_______ (1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3»)

Задание 2:  подпиши  диаграмму в соответствии со следующими фактами: В Италии в  эпоху завоеваний было 2-3 миллиона рабов и еще 4-5 миллионов свободных граждан (соотношение 1 к 2).

Задание 3: вставь пропущенное слово в предложение: «Главное отличие раба от свободного человека состоит в том, что свободный человек имел права и _____________________, а раб сам был  _____________________________ своего господина»

Задание 4: придумай синквейн «Раб»:

 1 строка – название                                                       Раб

 2 строка – 2 прилагательных      __________________   ____________________

3 строка – 3 глагола     _________________    _________________   _________________

4 строка – фраза     ___________________________________________________________

5 строка – 1 слово                                              __________________

 (синоним, ассоциация 1-го слова)

Задание 5: Что из перечисленного относится  к источникам рабства, к положению рабов, к использованию рабов? Номера ответов занеси в таблицу.

  1. Прислуживание в доме
  2. Неуплата налогов жителями провинций
  3. Захват в плен на войне
  4. Распятие на кресте
  5. Производство продуктов питания
  6. Участие в боях гладиаторов
  7. Захват пиратами или разбойниками
  8. Работа в ремесленных мастерских и рудниках
  9. Рождение в семье раба
  10. Битье за малейшую провинность.

Источники рабства

Положение рабов

Использование труда рабов

Задание 6: Ответь на вопросы:

  1. Ты доволен (довольна) тем, как прошел урок?    ____  
  2. Было ли тебе интересно?   ________
  3. Ты  был (была) активен?     _________
  4. Домашнее задание будешь выполнять с удовольствием?  ________
  5. Что тебя удивило, поразило, вызвало интерес?   ___________________________________

_______________________________________________________________________________

Напиши, сколько жетонов получил(а) на уроке ___________________________

Рабочий лист ___________________________________________

Задание 1: Вставь пропущенные имена, даты, названия:

Главным соперником Рима в Западном Средиземноморье был _______________ . Карфаген был побежден в _______ г. до н. э. в сражении близ г. __________. В этом сражении римляне разбили войско _______________, который за 15 лет войны в Италии не потерпел ни одного поражения.  После победы над Карфагеном Рим стал господствовать в ________________ Средиземноморье.

                                       Поставь себе отметку:_____  (такую, сколько у тебя правильных ответов)

Задание 2:  Какие страны подчинил себе Рим в Восточном Средиземноморье?

__________________________________________________________________________________

Задание 3: Подчеркни правильный ответ:

Наиболее крупными государствами  Восточного Средиземноморья были (Македония, Финикия, Палестина, Сирия, Египет). Римляне по отношению к ним проводили  политику (миролюбивую, «разделяй и властвуй!», дружескую). Первой римляне сокрушили ( Сирию, Грецию, Македонию), объявив себя освободителями этого государства  от (сирийцев, македонян, греков).

Задание 4: Ответь на вопросы:

Ты работал(а) в полную силу на уроке?________________

Нравится ли тебе работать с «рабочим листом»? ________

Какую оценку ты бы поставил(а) себе за урок? _________

Напиши, сколько жетонов получил(а) на уроке ___________________________

Рабочий лист ___________________________________________

Задание 1: Вставь пропущенные имена, даты, названия:

Главным соперником Рима в Западном Средиземноморье был _______________ . Карфаген был побежден в _______ г. до н. э. в сражении близ г. __________. В этом сражении римляне разбили войско _______________, который за 15 лет войны в Италии не потерпел ни одного поражения.  После победы над Карфагеном Рим стал господствовать в ________________ Средиземноморье.

                                       Поставь себе отметку:_____  (такую, сколько у тебя правильных ответов)

Задание 2:  Какие страны подчинил себе Рим в Восточном Средиземноморье?

__________________________________________________________________________________

Задание 3: Подчеркни правильный ответ:

Наиболее крупными государствами  Восточного Средиземноморья были (Македония, Финикия, Палестина, Сирия, Египет). Римляне по отношению к ним проводили  политику (миролюбивую, «разделяй и властвуй!», дружескую). Первой римляне сокрушили ( Сирию, Грецию, Македонию), объявив себя освободителями этого государства  от (сирийцев, македонян, греков).

Задание 4: Ответь на вопросы:

Ты работал(а) в полную силу на уроке?________________

Нравится ли тебе работать с «рабочим листом»? ________

Какую оценку ты бы поставил(а) себе за урок? _________

Напиши, сколько жетонов получил(а) на уроке ___________________________

Рабство в Древнем Риме.

   1.  Источники рабства были разнообразны. Рабами становились пленные, осужденные за преступления. Была распространена самопродажа в рабство бедняков и детей на Восток.  Пополняли рынок рабов морские пираты. Они бороздили моря, грабили корабли и приморские поселения, похищали и продавали в рабство свои жертвы.  Некоторое значение имело также и внутреннее воспроизводство рабской силы, т. е. воспитание рабов, рожденных рабынями, что поощрялось некоторыми рабовладельцами. Воспитанные с малых лет в рабстве, они были обучены, послушны и высоко ценились. Пользуясь попустительством римской администрации, римские сборщики налогов в провинциях давали в долг жителям деньги под огромные проценты (48%), а когда должники оказывались не в состоянии уплатить долг, их превращали в рабов.  Таким образом, долговое  рабство  в  провинциях  служило  одним  из  источников  рабства  во II-I вв. до   н. э. В каждом  городе существовали рынки рабов, где любой гражданин мог купить или продать раба. Самым крупным рынком средиземноморья считался остров Делос. Однажды здесь за день продали 10 тысяч рабов. Ни в одной стране Древнего мира – ни в Греции, ни в эллинских государствах не было такого огромного количества рабов и такой их дешевизны. Цены колебались в зависимости от притока рабов на рынок от 4 до 400 денариев. Образованные рабы, а также танцовщицы, повара, актеры стоили значительно выше.

____________________________________________________________________________

    2. В имениях работало огромное количество рабов. Положение их было крайне тяжелым. Чтобы предупредить возможность побега, рабов заставляли работать в цепях и колодках, а на ночь запирали в особые помещения. Положение образованных рабов – врачей, чтецов, актеров, учителей, музыкантов, которых было принято держать в богатых домах, было лучше положения остальной массы рабов, но крайне унизительно.

      По законам римского права, раб был не личностью, а вещью. Господин владел его жизнью и смертью. Все рабы были абсолютно бесправны. Вся жизнь рабов проходила в тяжелом непрестанном труде и была строго расписана управляющим. Некоторых ждала жестокая расправа – плети, наложение клейма, ссылка в рудники, смерть на арене цирка или на кресте.  По старому обычаю больных рабов вывозили на остров  на Тибре и оставляли там на произвол судьбы. Богач Ведий имел обыкновение бросать своих провинившихся рабов на съедение муренам – хищным рыбам, которых он держал в специальных садках. Наказание могло последовать за разбитый бокал.

____________________________________________________________________________

    3. Часть рабовладельцев понимали, что люди должны быть равными. Они советовали видеть в рабах не только врагов, а друзей, рассказывали о их самоотверженности, доброте и талантах. Другие жаловались на трудности содержания рабов, указывали, что труд рабов невыгоден, что земля давала обильные плоды, когда на ней работали свободные, истощалась в руках рабов, урожаи понизились.

     Раб не имел никакой надежды на улучшение своей жизни и будущего своих детей. Поэтому в своей работе он был не заинтересован и ненавидел ее. Рабы убивали своих владельцев, портили скот и инвентарь. Только плетьми и угрозами можно было заставить их работать. Хотя в сельском хозяйстве применялись некоторые изобретения – водяная мельница, тяжелый плуг, жатка, прессы для винограда, но из-за сопротивления рабов применение их было ограничено.

     Превращение в раба основного труженика в сельском хозяйстве и в ремесле подрывало мелкое производство, разоряло крестьян и превращало их в нищих, состоящих на содержании у государства. Это привело к возмущениям крестьян.

     Тяжелое положение рабов приводило к многочисленным восстаниям. Самые крупные из них были в середине XI века до н. э. на Сицилии (30 тысяч восставших), восстание Спартака в 74 г. до н. э. (70 тысяч).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маршрутный лист " Культура Древнего Рима" по посещению зала ГМИИ им. Пушкина

Маршрутный лист "Культура Древнего Рима" разработан для  самостоятельного посещения зала ГМИИ им. А.С.Пушкина. Задания, предложенные в нем используются для самостоятельной работы учащихся или при...

Цикл проверочных работ "Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима"

Проверочная работа по теме "Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима"  из Цикла проверочных работ по всеобщей истории для 10 класса. 4 варианта....

Кроссворд по истории Древней Греции и Древнего Рима

Использовать при повторении резделов "Древняя Греция", "Древний Рим"...

Рабочий лист к уроку Колонии Древней Греции

Рабочий лист к учебнику Сферы по истории Древнего мира...

Рабочий лист урока истории 5 класс "Завоевание Римом Италии"

Рабочий лист урока истории  для 5 класса по теме "Завоевании Римом Италии" (используется как один из вариантов дистанционного обучения)...

Рабочий лист по всеобщей истории " Древняя Спарта"

Рабочий лист по всеобщей истории " Древняя Спарта"...

рабочий лист "Религия Рима. Первые христиане и их учение" 5 класс

рабочий лист Религия Рима. Первые христиане и их учение. Составлен по учебнику Вигасина.Есть развивающее метапредметное задание...