Портрет планеты Земля
презентация к уроку по истории (5 класс) на тему

Вокуева Татьяна Викторовна

Урок разработан  и основан на использовании элементов НРК, модульной технологии и носит ярко выраженную практическую направленность на формирование в сознании учащихся целостной картины мира. Учтены когнитивные и личностные особенности восприятия учебного материала, используются элементы игры, инсценировки, выступление "Говорящей карты", жетоны - следы ног, работа в группах - "экипажах", проблемные ситуации, творческие, практические, эвристические познавательные задания.

Задачи урока:  1.  Способствовать личностному росту учащихся.                                                                                                                                                                                                                                

                            2.  Воспитывать материалистическое мировоззрение.

                            3. Формировать гуманистическое отношение к человеку и родной планете.

Новизна и необычность урока состоит в том, что учтены когнитивные и личностные особенности восприятия учебного материала, использовались элементы игры. В ходе путешествия выполнялись творческие, практические, эвристические познавательные задания.

Главный акцент урока сделан на мысль о том, что человек с древности познает и изучает планету, на которой живет, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира.

Опережающие задания носили характер домашней импровизации: инсценировка и "говорящая карта".

Особый вид мотивации – проблемная ситуация – развивает умение видеть ранее изученное в контексте новой информации.

Урок разработан с использованием элементов модульной технологии и носит ярко выраженную практическую направленность.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portret_zemli.pptx2.91 МБ
Microsoft Office document icon portret_zemli.doc72.5 КБ
Файл prilozheniya_k_uroku.docx15.54 КБ
Файл soobshcheniya_obuchayushchimsya.docx14.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бинарный интегрированный урок (история + естествознание) «Портрет планеты Земля» Есть две науки обо всем на свете, и им подвластна вся огромная Земля. Своя история у каждого открытия, у каждого материка – история своя. Науки древние, объединившись, придут к тебе на помощь сквозь века. В одно мгновенье ты увидишь вечность и небо в чашечке цветка. И, вечно молоды, стремятся к познанью истины науки древние – … история с естествознанием.

Слайд 2

Карта мира по Геродоту Карта Клавдия Птолемея

Слайд 3

Геродот родился в 484 до н.э. в Галикарнасе ; умер в 425 до н.э. в Фуриях — "отец истории" , первый из 3-х великих древнегреческих историков (Геродот, Фукидид, Ксенофонт ), автор монументрального труда "История". Бюст Геродота из коллекции Фарнезе ныне находится в археологическом музее Неаполя. Так потомки представляли себе облик «отца истории» во времена римского владычества.

Слайд 4

Клавдий Птолемей - древнегреческий астроном, родился в Египте, учился и работал в Александрии. Был всесторонне образованным человеком: занимался астрономией, географией, математикой. Разработал свою систему мира, в центре которой поместил Землю …

Слайд 6

Махмуд Кашгари крупнейший тюркский филолог XI в. Долго путешествовал, аккуратно записывая легенды и предания, исторические рассказы, одновременно делая заметки о языках и диалектах тюркских племен и географии расселения. Он нанёс на карту 26 государств. на рисунке : карта мира 1436 г., приложенная к труду М. Кашгари

Слайд 7

На карте Магелланова пролива юг нанесен сверху.

Слайд 8

Один из старинных атласов, хранимых в Государственной библиотеке в Берлине и школьный глобус

Слайд 9

… Ну что ж, нам все неизвестно! Туманы плывут над парусами корабля. Там, позади, – покинутые страны. Там, впереди, – чудесная земля. Семь футов под килем…

Слайд 10

На берегу бухты «Историческая» племя Гуа-гуа .

Слайд 11

- Древние индийцы полагали, что Земля плоская и опирается на спины гигантских слонов, которые в свою очередь, покоятся на черепахе. Огромная черепаха стоит на змее, которая олицетворяет небо и как бы замыкает земное пространство. – Иной виделась Вселенная народам, живущим на берегах рек Тигр и Евфрат. Земля, по их мнению, это гора, которую со всех сторон окружает море. Над ними в виде опрокинутой чаши расположено звёздное небо.

Слайд 12

… Ну что ж, нам все неизвестно! Туманы плывут над парусами корабля. Там, позади, – покинутые страны. Там, впереди, – чудесная земля. Семь футов под килем…

Слайд 13

Земля имеет форму ___. Это подтверждено фотографиями из_______ . Если на Землю смотреть из космоса, то она имеет Цвет _______ , потому что _______. Первым человеком, увидевшим Землю из космоса, был ______ _. шара космоса шара или геоида, приплюснута с полюсов Синий, голубой 71 % всей поверхности земли покрыт водой Ю. Гагарин

Слайд 14

… Ну что ж, нам все неизвестно! Туманы плывут над парусами корабля. Там, позади, – покинутые страны. Там, впереди, – чудесная земля. Семь футов под килем…

Слайд 15

Нет на свете дали, нет таких морей, Где бы не видали наших кораблей. погода, которая сопровождала наше сегодняшнее путешествие. 36,6 – увлекательно, полезно; 39 – слишком сложно, не интересно 34 – слишком просто, бесполезно.

Слайд 16

Источники : Материал из Википедии Материалы из энциклопедии по истории Древнего мира Материал «Мифы народов коми» Материалы из учебника «История древнего мира» 5 класс

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Бинарный интегрированный урок (история + естествознание)

в 5-м классе "Портрет планеты Земля"

Урок разработан  и основан на использовании элементов НРК, модульной технологии и носит ярко выраженную практическую направленность на формирование в сознании учащихся целостной картины мира. Учтены когнитивные и личностные особенности восприятия учебного материала, используются элементы игры, инсценировки, выступление "Говорящей карты", жетоны - следы ног, работа в группах - "экипажах", проблемные ситуации, творческие, практические, эвристические познавательные задания.

Задачи урока:  1.  Способствовать личностному росту учащихся.                                                                                                                                                                                                                                

                            2.  Воспитывать материалистическое мировоззрение.

                            3. Формировать гуманистическое отношение к человеку и родной планете.

Новизна и необычность урока состоит в том, что учтены когнитивные и личностные особенности восприятия учебного материала, использовались элементы игры. В ходе путешествия выполнялись творческие, практические, эвристические познавательные задания.

Главный акцент урока сделан на мысль о том, что человек с древности познает и изучает планету, на которой живет, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира.

Опережающие задания носили характер домашней импровизации: инсценировка и "говорящая карта".

Особый вид мотивации – проблемная ситуация – развивает умение видеть ранее изученное в контексте новой информации.

Урок разработан с использованием элементов модульной технологии и носит ярко выраженную практическую направленность.

План-конспект урока.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Подумайте, почему?

Есть две науки обо всем на свете, и им подвластна вся огромная Земля.
Своя история у каждого открытия, у каждого материка – история своя.
Науки древние, объединившись, придут к тебе на помощь сквозь века.
В одно мгновенье ты увидишь вечность и небо в чашечке цветка.
И, вечно молоды, стремятся к познанью истины науки древние – …              
история с естествознанием.

-  Итак, ребята, почему урок необычный?  (Да, мы сегодня попытаемся объединить две великие и древние науки – историю и естествознание.       

Тема – «Портрет планеты Земля» 

- А сейчас к нам обратятся  первые герои нашего урока,  кто это – отгадайте.

Моря есть – плавать нельзя, дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя. Что это?
     (карта).

- Правильно, это карта, но не простая, а «говорящая». (Выступление "говорящей карты" – 2 ученика рассказывают, а  на них изображение древних карт).

(Звучит мелодия песни В. Малежека  «Острова». На фоне музыки учитель читает стихи, и «говорящие карты»  выходят).

Ты только вглядись, и она оживет, старинная карта морская:
И лес зашумит, и река потечет, в далекий поход увлекая.
Диковинных птиц зазвучат голоса, над пальмами солнце заблещет,
И ветер наполнит опять паруса, и море седое заплещет.

(Музыка выключается).

1. Добрый день, дорогие друзья!   С самой седой древности люди стремились нанести Землю на карту. Карта – это  чертёж поверхности Земли, небесного тела или звёздного неба. Первооткрывателям прошлых веков требовалось много личной отваги,  и  сил, чтобы совершить далекое путешествие, увидеть неведомый мир и вернуться обратно. Посмотрите внимательно на    карты Геродота и Клавдия Птолемея и вы увидите, как они представляли себе мир. (Показ на слайде карты Геродота и Птолемея).                                                                                                                  

- Кто такой Геродот? («Отец истории», первый из 3 великих древнегреческих историков: Геродот, Фукидид, Ксенофонт).

- Кто такой Клавдий Птолемей? (Древнегреческий астроном. Был всесторонне образованным человеком: занимался астрономией, географией, математикой. Разработал свою систему мира, в центре которой поместил Землю).

2. Вот карта Махмуда Кашгари в форме окружности. (Показ на слайде карты М. Кашгари).  Карта мира, сделанная в 1436 году, мало похожа на современную. Плоской пока еще представлялась Земля человеку. Со всех сторон она окружена океаном. Нет Америки, остальные континенты, включая Африку, соединены в один.  А особенность карты Магелланова пролива в том, что юг нанесен сверху. На первых картах Америки, кроме очертаний земли, изображены животные и растительность.

1.  Впервые  Землю в форме шара (глобуса) изобразил  немецкий географ Бехайм в 1492 году, основываясь на карту Птолемея.  Глобус – это вращающаяся модель земного шара, с его картографическим изображением. На глобусе  изображается вся земная поверхность   с сохранением геометрического подобия контуров и соотношения площадей. Поэтому поверхность Земли на глобусе отображается точнее.

- Вот такие  представления были об облике Земли в истории. Геродот, Птолемей, Махмуд  Кашгари,  Бехайм и многие другие известные люди, оставили «след» в истории человечества своими изобретениями, открытиями. А чтобы нам  полнее  узнать об этих открытиях, о родной земле, о представлении планеты Земля, о сотворении мира по мифологии народов коми мы отправимся    в   путешествие по рекам Ижма – Печора. Вы –   будете моряками, пока что ничем не прославившимися. А я – лоцманом. Лоцман - это человек, который обеспечивает беспрепятственное движение корабля. Тетради на сегодня станут бортжурналами.  

- Я надеюсь, что каждый из вас постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знаниями и тем самым оставить как можно больше хороших «следов»  в памяти товарищей, учителей.

- За ответы вы будете получать жетоны – «следы» ног, чтобы увидеть, кто оставил более значительный «след» во время нашего путешествия. 

- Каждый из вас входит в состав одного из «экипажей». Названия ваших «экипажей» указаны на флажках, которые стоят на ваших столах.

 (Шум моря).

…Ну что ж, нам все неизвестно!  Туманы плывут над парусами корабля.
Там, позади, – покинутые страны. Там, впереди, – чудесная земля.

- Представьте, что перед вами простирается безбрежная водная гладь. И нам необходимо пересечь ее. С самой глубокой древности ориентирами путникам служили небесные тела. А какие, мы узнаем, ответив на следующие вопросы (за правильные ответы учащимся вручаются жетоны-следы):

1.  Сам тысячеглазый, движется торжественно,
    Словно на базар.
(Млечный путь).

2.  Висит пололок – весь в заплатках. (Небо).

3.  Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? (Созвездие  Большая Медведица).

4.  Какая звезда является центром Солнечной системы? (Солнце).

5.  Какую звезду называют путеводной?  Почему?  (Полярную. По этой звезде можно ночью определить направление на север).

- Итак, отважные путешественники, мы прошли предстартовые испытания и можем отправляться в путь. Желаю вам семь футов под килем! А это значит, …счастливого плавания!

- Открываем бортжурналы,  записываем число и  тему нашего путешествия. В ходе путешествия мы должны будем ответить на вопросы:                                                     - как представляли в далёком прошлом  планету Земля?                                                       - как и кем была сотворена Земля по преданиям народов коми?                              - изобразить портрет планеты Земля с точки зрения древнего человека; современного человека;   народов коми, опираясь на мифы.

(Звучит запись звуков шума морского прибоя).

- Итак, мы отчаливаем и плывём по реке Ижма. Она впадает в реку …Печору. От языка манси  Печора происходит от слов «песер» + «я», т.е. «песер» – пещера, «я» – ю (река).  Значит, получается Печора -  «вдоль реки расположенная пещера».  (Включается песня «На берегах Печоры» Глеба Семяшкина. Через какое-то время музыка выключается и учитель продолжает рассказывать).  Люди    заметили  рядом с пещерой окаменелые следы человеческих ног, как будто кто-то ходил здесь босиком.  Учёные говорят, что это следы ног древнейших жителей  этих мест. Сейчас там три комнаты. Они соединены коридорами, их длина, примерно, составляет 300 м. Археологи нашли здесь наконечники стрел, серебряные и медные украшения,  кости животных и мн. др. Здесь люди жили около 3500 тыс. лет тому назад. И вот мы как раз проходим вдоль этой  пещеры.  Входим в бухту Историческую. На берегу этой бухты живет древнее могущественное племя. У нас есть уникальная возможность послушать   разговор древних людей.  Давайте   послушаем, о чем говорят соплеменники.      (Шум моря).

Сценка из жизни древнего племени.

Автор:  на берегу океана проживало многочисленное и могущественное племя Гуа-гуа. И большой мудростью славился его старейшина. С трепетом слушали его подрастающие юноши. Кроме забот по управлению племенем и его защите были у него и другие интересы. Не было вопроса, на который он не мог бы ответить. Однажды  соплеменники спросили у него:

1 юноша:  - Скажи, мудрейший, на чем стоит твердь земная?

Автор:  старейшина задумался.

2 юноша:  - А я думаю, что она стоит на черепахах. Или даже на одной.

1 юноша:  - А я думаю, что земля держится на большой рыбе.

2 юноша:  - Нет, у черепахи панцирь прочнее, чем рыбья чешуя. Я бил его камнем, и не смог разбить.

3 юноша:  - Нет животного сильнее и надежнее, чем слон. Он нам помогает в работе и может поднять любую тяжесть.

1 юноша:  - Да, прирученные слоны очень верны человеку, они даже охотятся вместе с нами.

2 юноша:  - А помнишь, черепаха спасла нас в песках, когда мы заблудились. Она нашла воду.

3 юноша:  - Так ответь же, мудрейший, кто держит нашу Землю?

Вождь:  -  Плывет в океане огромная черепаха. На ее прочном панцире стоят 3 слона. А на их спинах лежит наша большая Земля.

- Примерно так же о Земле представляли и древние индийцы. Они  полагали,  что Земля плоская и опирается на спины гигантских слонов, которые покоятся на черепахе. Огромная черепаха стоит на змее, которая олицетворяет небо и как бы замыкает земное пространство.

- Иной виделась Вселенная народам, живущим на берегах р. Тигр и Евфрат. Земля, по их мнению, это гора, которая со всех сторон окружена морем. Над ними в виде опрокинутой чаши расположено звёздное небо.

Вопросы для обсуждения сценки.  За правильные ответы учащиеся получают жетоны-следы:

  1. Почему у древних людей были такие представления о Земле? (Земля человеку представлялась плоской. Со всех сторон она окружена океаном). 
  2. Что такое Вселенная? (Космическое пространство и всё, что его заполняет: космические или небесные тела, газ, пыль. Она включает в себя Землю, Солнце, Луну, миллиарды звёзд и всё пространство между ними, то есть это весь мир).

Вывод: 1. Древние люди: Земля плоская, окружена океаном.

 Физминутка. (Шум моря).

- Ой, что-то река разволновалась. Ребята, встаньте, пожалуйста, возле своих кораблей и выполняйте упражнения за мной.                                                                   -Река разволновалась раз,        (плавные упражнения руками, как волны)                                                                                                           -река разволновалась два, (плавн. упр. рук., как волны и вращ. вокруг себя)                                                                                                                                                 -река разволновалась три, (плавные упр. руками, как волны, вращения вокруг себя и неглубокие приседания)                                                                                            -речная фигура замри! (При желании учитель может сфотографировать «речные фигуры» учащихся).

- Шторм стих и  наше плавание продолжается. Мы покинули Бухту Историческую и входим в течение Теории. Прямо по курсу я вижу какую-то бутылку. Возьмем её на борт. Да это же бутылочная почта! (Учитель достает бутылку, из нее – бумагу с "посланием"). Документ сильно попорчен   водой, но некоторые слова можно разобрать. Давайте попробуем восстановить текст документа, вписав пропущенные слова. (На слайде проецируется текст письма).

Земля имеет форму __________________ (шара).  

Это подтверждено фотографиями из__________(Космоса).

Если на Землю смотреть из космоса, то она имеет ____(форму шара или геоида_-_приплюснута с полюсов, примерно, на 21 км с северного и  южного полюсов).

Цвет,   ___, потому что _______(голубой, синий т.к. очень много морей и океанов. 71 % всей поверхности Земли  покрыт водой).                      

Первым человеком, увидевшим Землю из космоса, был ____(Юрий Алексеевич Гагарин).

- Это было 1961 г., а значит, в этом году исполняется 50 лет со дня полёта в космос. И в честь такой даты, 2011 год в России объявлен годом космонавтики. (Если позволит время,  можно включить видеоролик «Полёт в космос»).

Вывод: 2. Современный человек: Земля шарообразная, преобладает голубой цвет.

(Шум моря).

- Мы успешно прошли течение  Теории,  и оно нас  принесло   к   берегу  Мифологии!  А вот и учёные, исследователи на берегу, которые нам поведают о размышлениях мировоззрения народов коми, кем и как был сотворён мир по мифологии народов коми.

1. - Есть несколько версий о сотворении мира, известных народам коми. Мы вам расскажем о деятельности двух богов – Ена и Омоля. В начале, мир   представляли в виде безбрежной водной стихии, по которой плавала утка-мать. Она снесла два яйца, которые упали на дно моря. А из последних двух яиц вылупились боги-творцы в облике Ена – утки и Омоля – гагары. Это были два брата, противостоящие друг другу. До году  утка-мать  носила их на своей спине, а затем попросила достать со дна моря упавшие яйца.  Утка-мать умерла. Братья достали яйца и разбили о спину утки-мамы. И на этом месте из одного яйца появились лес, трава, цветы. Всё зазеленело.

2. - Ен так же создал камни, они сами росли и тянулись высоко-высоко до тех пор, пока Ен не остановил их рост. Так появились горы; реки возникли на месте троп, по которым ходил мамонт. Или же на плоскую ещё Землю пришёл огромный медведь и всю её расцарапал, после чего и появились болота и горы. Так появилась Земля. После появления земли из другого яйца   были сотворены небесные светила: Солнце и Луна. Сотворение мира завершилось, когда Ен создал небо, куда он после победы над Омолем  и  удалился жить. Омоль же отправился под землю.  Вот так были  созданы   – мир верхний, мир средний и мир нижний – структуры космоса.  

Вывод: 3. По мифологии народов коми: Землю сотворили боги-творцы, Ен – утка и Омоль – гагара, из двух яиц.

(Шум моря).

- Мы отчаливаем от  берега Мифологии и берём курс обратно домой.  Смотрите!  Прямо по курсу какой-то остров. Да это же остров  практических бурь.   И каждый экипаж будет выполнять свое задание.              

- Экипаж «Мудрые » племени «Гуа-Гуа» изобразит портрет планеты Земля с точки зрения древнего человека;                                                                                                  -  Экипаж «Успех», состоящий  из учёных, исследователей – изобразят  портрет планеты Земля, опираясь на мифы народов коми;                                                                                                             -  «Экипаж» «Удача» - с точки зрения современного человека.

(Под  песню «На берегах Печоры» выполняется творческое задание). 

- Наше путешествие заканчивается.  

- Нет на свете дали, нет таких морей, где бы не видали наших кораблей.                         И мы причаливаем к берегу успеха.

- Домашнее задание: творческая работа на тему "Что бы я хотел рассказать представителям инопланетной цивилизации о своей планете Земля».

- Спасибо вам всем за  увлекательное путешествие. Я желаю вам успешного плавания по морю знаний!

-   Отметьте, пожалуйста,  на термометре   погоду, которая сопровождала наше сегодняшнее путешествие.

36,6 – увлекательно, полезно

39 – слишком сложно, не интересно

34 – слишком просто, бесполезно.

- Сдайте материалы урока на проверку учителю.

 

 

 



Предварительный просмотр:

         



Предварительный просмотр:

Сообщения в самом начале урока после вступительных слов учителя

Сообщения команде №1(двум учащимся)

1. Добрый день, дорогие друзья!   С самой седой древности люди стремились нанести Землю на карту. Карта – это  чертёж поверхности Земли, небесного тела или звёздного неба. Первооткрывателям прошлых веков требовалось много личной отваги,  и  сил, чтобы совершить далекое путешествие, увидеть неведомый мир и вернуться обратно. Посмотрите внимательно на    карты Геродота и Клавдия Птолемея и вы увидите, как они представляли себе мир.

2. Вот карта Махмуда Кашгари в форме окружности.   Карта мира, сделанная в 1436 году, мало похожа на современную. Плоской пока еще представлялась Земля человеку. Со всех сторон она окружена океаном. Нет Америки, остальные континенты, включая Африку, соединены в один.  А особенность карты Магелланова пролива в том, что юг нанесен сверху. На первых картах Америки, кроме очертаний земли, изображены животные и растительность.

1.  Впервые  Землю в форме шара (глобуса) изобразил  немецкий географ Бехайм в 1492 году, основываясь на карту Птолемея.  Глобус – это вращающаяся модель земного шара, с его картографическим изображением. На глобусе  изображается вся земная поверхность   с сохранением геометрического подобия контуров и соотношения площадей. Поэтому поверхность Земли на глобусе отображается точнее.

__________________________________________________________

Слова команде №2

Сценка из жизни древнего племени.

Автор:  на берегу океана проживало многочисленное и могущественное племя Гуа-гуа. И большой мудростью славился его старейшина. С трепетом слушали его подрастающие юноши. Кроме забот по управлению племенем и его защите были у него и другие интересы. Не было вопроса, на который он не мог бы ответить. Однажды  соплеменники спросили у него:

1 юноша:  - Скажи, мудрейший, на чем стоит твердь земная?

Автор:  старейшина задумался.

2 юноша:  - А я думаю, что она стоит на черепахах. Или даже на одной.

1 юноша:  - А я думаю, что земля держится на большой рыбе.

2 юноша:  - Нет, у черепахи панцирь прочнее, чем рыбья чешуя. Я бил его камнем, и не смог разбить.

3 юноша:  - Нет животного сильнее и надежнее, чем слон. Он нам помогает в работе и может поднять любую тяжесть.

1 юноша:  - Да, прирученные слоны очень верны человеку, они даже охотятся вместе с нами.

2 юноша:  - А помнишь, черепаха спасла нас в песках, когда мы заблудились. Она нашла воду.

3 юноша:  - Так ответь же, мудрейший, кто держит нашу Землю?

Вождь:  -  Плывет в океане огромная черепаха. На ее прочном панцире стоят 3 слона. А на их спинах лежит наша большая Земля.

___________________________________________________________

Сообщения команде №3.

1. - Есть несколько версий о сотворении мира, известных народам коми. Мы вам расскажем о деятельности двух богов – Ена и Омоля. В начале, мир   представляли в виде безбрежной водной стихии, по которой плавала утка-мать. Она снесла два яйца, которые упали на дно моря. А из последних двух яиц вылупились боги-творцы в облике Ена – утки и Омоля – гагары. Это были два брата, противостоящие друг другу. До году  утка-мать  носила их на своей спине, а затем попросила достать со дна моря упавшие яйца.  Утка-мать умерла. Братья достали яйца и разбили о спину утки-мамы. И на этом месте из одного яйца появились лес, трава, цветы. Всё зазеленело.

2. - Ен так же создал камни, они сами росли и тянулись высоко-высоко до тех пор, пока Ен не остановил их рост. Так появились горы; реки возникли на месте троп, по которым ходил мамонт. Или же на плоскую ещё Землю пришёл огромный медведь и всю её расцарапал, после чего и появились болота и горы. Так появилась Земля. После появления земли из другого яйца   были сотворены небесные светила: Солнце и Луна. Сотворение мира завершилось, когда Ен создал небо, куда он после победы над Омолем  и  удалился жить. Омоль же отправился под землю.  Вот так были  созданы   – мир верхний, мир средний и мир нижний – структуры космоса.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Портрет планеты Земля"

Бинарный интегрированный урок (история +природоведение) в 5-м классе Учитель природоведения Колташева М.В. Учитель истории Асадченко О.В....

Методическая разработка урока Групповой проект "Скульптурный портрет планеты"

Урок географии в 5 классе разработан в связи с новыми требованиями ФГОС...

Раздаточный материал для группового проекта "Скульптурный портрет планеты"

Это материал предназначен для выполнения группового проекта "Скульптурный портрет планеты"....

Всемирный День Земли. Животные на планете Земля.

Раскрываются вопросы защиты прав животных; правила обращения с дикими животными....

Всемирный День Земли. Растения на планете Земля.

Растения на планете Земля. Берёза. Есенин....