Церковь и государство в15-16 вв
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Рак Наталья Павловна

 Определение места и роли Русской церкви в Древнерусском государстве;

суть христианского подвига православных святых;

самостоятельная работа обучающихся с текстом учебника и дополнительной литературой, выделение главного, краткого изложения изученного  материала, умение выступать перед аудиторией, умение слушать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tserkov_i_gosudarstvo_v15-16_vv.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Церковь и государство в конце XIV- начале XVI веков.   (6 кл.)

ЗАДАЧИ:

 - определить место и роль Русской церкви в Древнерусском государстве;

- раскрыть суть христианского подвига православных святых;

- продолжить формирование основных умений у учащихся; самостоятельной работы с текстом учебника и дополнительной литературой, выделения главного, краткого изложения изученного  материала, умения выступать перед аудиторией, умения слушать.

ПЛАН УРОКА:

I. Организационный момент:

      1. Тема урока.

      2. Задачи.

II. Изучение нового материала:

  1. Игра «Слова – предложения».
  2. История храма Рождества Пресвятой Богородицы.
  3. Работа с текстом учебника по пункту «Изменения в положении Русской православной церкви.
  4. Монастыри: а)Иосифо-Волоколамский;  б)Троице-Сергиев;   в) Киево-Печерский.
  5. Ереси.

III. Итог урока:

  1. Обобщающее повторение
  2. Оценка работы учащихся

IV. Задание на дом.

__________________________________________________________________________________________________________________

I. Организационный момент:

Уч-ль: Сегодня на нашем уроке присутствуют гости.

И я очень хочу, чтобы  им понравилось то, как вы умеете работать.

А для этого вам необходимы всего лишь внимание и активность.

Откройте свои тетради и запишите  число.

                   Научи меня, Боже, любить всем умом Тебя, всем помышленьем,

                  Чтоб и душу Тебе посвятить, и всю жизнь с каждым сердца биеньем.

                                                                                                                     К. Романов (Молитва)

Уч-ль: Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдет речь? Итак, тема нашего урока «Церковь и государство в конце XIV- начале XVI веков».

ЗАДАЧИ:

- определить место и роль Русской церкви в Древнерусском государстве;

- раскрыть суть христианского подвига православных святых;

- продолжить формирование основных умений у учащихся; самостоятельной работы с текстом учебника и дополнительной литературой, выделения главного, краткого изложения изученного  материала, умения выступать перед аудиторией, умения слушать.

II. Изучение нового материала:

  1. Игра «Слова – предложения».

Уч-ль: Ребята, с какими словами у вас ассоциируется Церковь? Составьте с этими словами свои  предложения. (самостоятельная работа уч-ся)

  1. История храма Рождества Пресвятой Богородицы.

Уч-ль: Для каждого из нас большая Родина начинается с того места, где он родился и вырос. На территории нашего поселения тоже есть храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. И о нём вам  расскажет Глебова Виктория.

        История  нашего храма своими корнями уходит в далекий 1723 год, когда Семен Яковлевич Галецкий  крестьянские дворы «леговал», что значит «завещал» Киево-Софийскому монастырю – собору, который основал здесь скит для «ченцев», отшельнтков-иноков, носивший название Стеченского или Погарского Рождественского монастыря, просуществовавшего до 1735 года.

     

     Эти данные мы нашли в книге А.М. Луферова  «Погар. История  и  современность».

А вот о чем  поведали старейшие жительницы Стечны.

     Андоралова Варвара Андреевна  вспоминает, как её дед Василий рассказывал о том, что когда монастырь построили в лесу за Дедами, иноки со Стечны перешли туда. А на месте скита в Стечне организовали церковь. Рассказывали, что умерших монахи хоронили без гроба, только одевали их в черные одежды. Заранее в теплое время года выкапывали достаточно длинную траншею метра 2 высотой, а когда кто–то умирал, на дне траншеи сбоку выкапывали нишу на длину роста человека, клали  туда покойника  и засыпали землей. Варвара Андреевна поведала о том, что ей, маленькой девочке, показывали место захоронения монахов. Находится оно в лесочке недалеко от поселка Деды. Конечно, от времени все уже сгладилось, да и в самих  Дедах нет ни жителей, ни домов, но   найти это место можно.

    Некоторые сведения о Стеченском храме  удалось узнать в архивном фонде Черниговской духовной консистории. В клировой ведомости церкви Рождества Богородицы с. Стечна Стародубского уезда Черниговской губернии за 1854 год имеется запись  со следующими сведениями:

   «1. Зданием  деревянная, ветхая, таковою же особою колокольнею.

2. Пристолов в ней два, первый по имя Рождества Богородицы, второй Святого Великомученика Харлампия.

3. Причта положена по штату, высочайше утвержденному 1843 года, священник один, дьячок один и пономарь один.

    В 1861 году с разрешения епархиального начальства церковь была капитально отремонтирована на средства прихожан.

     В течение 1873 года  наблюдающим церкви в Стечне был священник из села Чеховка Иван Николаевский. Исполняющим дела псаломщика при нем был Иван Рубисов.   

            В 1900 году церковь была «… возобновлена подведением каменного фундамента, перестилкою полов, устройством солей, трех с навесами крыльцами и нового иконостаса».

 

      Первоначально церковь была построена без единого гвоздя. Она стояла на возвышенном месте возле реки и была хорошо видна с дорог, ведущих в Почеп и Трубчевск. На церковной территории осуществлялись

захоронения священнослужителей. По словам старожил села здесь же была захоронена местная помещица Галочка Сухова.  

   В период становления советской власти церковь Рождества Богородицы разделила судьбу многих и многих православных храмов нашей многострадальной Родины.    

    Страшные  жернова,  движимые рьяными исполнителями, заработали во всю мощь. Страну захлестнула волна террора против священнослужителей и верующих.      

                                       

    Могла ли маленькая провинциальная церковь противостоять той мощной, разрушительной машине, не пощадившей более значимые храмы?

    Конечно, нет!  Предположительно она была закрыта в 1933-1934 годах.

                   

                             ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ОДНОСЕЛЬЧАН.

    Котикова Татьяна Семеновна  ( родилась в с. Стечна в 1928 году)

   В мое раннее детство в церкви еще проходила служба. Во время православных праздников и когда умирал кто из прихожан звонили в колокола. Колоколов было два.      

 Андоралова  Варвара Андреевна   (родилась в п. Деды в 1935 году).

   Когда я родилась, в нашей церкви служба уже не велась. Она была закрыта, поэтому крестили меня  в с. Грязивец  в Николаевской церкви.

   Помню, после войны территория церкви вместе с садом была огорожена невысокой ажурной оградой, видимо из чугуна. На этой территории было много могил священнослужителей. Когда рыли траншеи под фундамент во время строительства детского садика, выкопали останки женщины, на голове которой была высокая накидка как кокошник и широкий пояс. Несмотря на то, что они достаточно долго пролежали в земле, пояс и головной убор хорошо сохранились. Они были ажурными, как кружева, вышитые желтыми, видимо позолоченными и серебряными нитками. Ткань была очень плотная.

   Кости вместе с убранством стеченцы бережно собрали и захоронили на местном кладбище.

      В начале 70-х годов полуразвалившееся здание церкви с выбитыми окнами и дверьми местные власти использовали как хранилище для удобрений.

   По какой причине в июне 1974 года заполыхало здание церкви, сегодня сказать трудно.

     Несколько лет пепелище напоминало о себе полуразрушенным фундаментом, да черными головешками, верх над которыми со временем взяли полынь да бурьян.

   Инициатором восстановления храма в  селе Стечна стала  Зинаида Михайловна Масюк.  Многие односельчане её инициативу поддержали. В то время старое здание школы пустовало.

28 октября 1998 года был подписан акт о приеме – передаче этого здания под церковь.  

    И работа закипела. В общей сложности на все ушло 3 года.

     По благословению высоко преосвященнейшего Мелхиседека архи-епископа Брянского и Севского освящение храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы состоялось одновременно с первой службой 1 января 2001 года.

 Первым настоятелем Храма стал Иерей Петр Латышов  

            Из статьи  газеты «Вперед» от 30. 01. 2001 года: «… Тихий январский день с легким морозцем украсил ветви деревьев. Сама природа своей дивной красотой радовала глаз, напоминала, что 19 января – один из самых главных праздников православных христиан – Крещение.

…На улицах Стечны тихо и спокойно, лишь редкие прохожие спешат в церковь. В храме идет праздничная служба. Тихо горят свечи, ровно поет хор…»

   Говорят, что мир спасет красота. Может быть, но не без оснований теперь можно сказать, что спасет мир красота, сотворенная человеком с верой. И яркое подтверждение этих слов – красивый храм, который построили простые сельские труженики с верой в душах своих. Возрождаются храмы, воспрянет духом и народ.

  1. Работа с текстом учебника по пункту «Изменения в положении Русской православной церкви.

Уч-ль: Внимательно прочитайте первый пункт параграфа на стр. 183-184 и ответьте на вопрос

-какую роль в жизни государства играла церковь в 14-16 вв.?   (самостоятельная работа учащихся; проверка)

  1. Монастыри:

 Уч-ль: В конце XIV – начале XV вв. монастыри в России переживали расцвет. Появилось множество новых обителей в разных местах страны. И с некоторыми из них мы сегодня познакомимся. А помогут мне в этом мои помощники.

       а) Иосифо-Волоколамский;  

    Иосифо-Волоколамский  монастырь был основан в 1479 году известным церковным деятелем Иосифом Волоцким.

    При основании этого монастыря Иосиф Волоцкий ( в миру Иван Иванович Санин) получил от удельного князя Бориса Волоцкого, брата Ивана III, богатое село и большие денежные пожертвования. Настоятель монастыря стремился привлечь в свою обитель богатых людей.

     Среди монахов Волоцкого монастыря были бояре и даже члены княжеских фамилий. Переступая порог обители, князья и бояре расставались со своим богатством.

    Монастырские владения быстро расширялись, пополнялась казна. В течение семи лет Иосиф истратил тысячу рублей на строительство каменного храма - неслыханную сумму по тем временам. В то же время крупные средства монастырь тратил на благотворительность.

б) Троице-Сергиев;

    Сергий Радонежский (в миру Варфоломей)  родился в Ростове Великом. С молодых лет посвятил себя служению Богу, постригся в монахи. Близ города Радонеж под Москвой основал монастырь, позже названный Троице-Сергиевым.

    Стал игуменом этого монастыря. Авторитет Сергия на Руси был очень велик. Личным примером он показал верность заповедям Христа, не гнушался любой работы, учил справедливой жизни в труде и молитвах.

   Русская православная церковь Сергия Радонежского причислила  к лику святых.

  в) Киево-Печерский.

Уч-ль:

  1. Ереси.

Уч-ль: Ересь  (греч. «выбор, направление, мнение») —

сознательное отклонение от правил веры, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины.

Самостоятельная работа уч-ся

ЗАДАНИЕ: внимательно прочтите отрывок указанного в задании текста и ответьте на поставленный перед вами вопрос.

  1. Кто такие стригольники и что они отвергали?
  2. Почему в Новгороде новые еретики получили название «жидовствующие»?
  3. В чём суть ересей «жидовствующих»?
  4. Как и почему столь сурово расправились с «жидовствующими»?
  5. Какой город и почему стал центром возникновения ереси?

Уч-ль: Еретики отрицали божественное происхождение Иисуса Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон, монашество, поклонение святым.

    Ереси подрывали устои церкви, а поскольку церковь поддерживала государство,

обосновывала божественное происхождение верховной власти, власти великих московских князей, то борьба против церковных устоев означала и подрыв государственных интересов.

III. Итог урока

1.Обобщающая беседа

  • Какое значение имела Русская православная церковь в XV- XVI вв?
  • Что было характерно для монастырской жизни?
  • Что такое «ересь»?
  • Почему центром еретических движений был Новгород?

  1. Оценка работы учащихся на уроке.

  1. Задание на дом.

§ 22, дополнительный материал на стр.191-192, определения понятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока:«Церковь и государство в XV – начале XVI вв.»

Цели: Дать представление о взаимоотношениях церкви и государства. Ознакомить учащихся с характерными чертами монастырской жизни. Рассказать о религиозных спорах. Выявить причины появления теории...

Конспек урока по истории Средних веков :"Церковь и государство в 11 -13 в"

Тема: "Церковь и государство в 11 - 13 веках" изучается в 6 классе.Используя разнообразные формы работы учащихся на уроке, можно добиться того, что даже самые пассивные ученики с интересом включаются ...

Церковь и государство в 15 - 16 вв.

Мультимедийная презентация к уроку истории России "Церковь и государство в 15 - 16 вв."...

Рабочий лист по теме "Церковь и государство в 16в."

Рабочий лист по теме "Церковь и государство в 16в." предназначен учащимся 7 класса...

Церковь и государство в XVIв.

Презентация к уроку истории России для 7 класса...