Тематическое планирование по истории Отечества для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида для учащихся с ОВЗ.
календарно-тематическое планирование по истории (7 класс) на тему

Звонова Людмила Павловна

Данное тематическое планирование рассчитано на 34 часа в год (1 час в неделю). В планировании на каждый урок представлены разделы: № урока, тема урока, цель, основные термины и понятия, наглядные пособия и оборудование, основные знания учащихся при изучении данной темы. Планирование будет полезно для учителей истории Отечества СКШ VIII вида.

На уроках используется учебник "История России" для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: Б.П. Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СКОУ (VIII вида) № 18 Центрального района Санкт-Петербурга

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА»

7 КЛАСС

Учитель: Звонова Людмила Павловна, высшая квалификационная категория

2015-2016 учебный год

Учитель Звонова Л.П.

Тематическое планирование по предмету «История Отечества»

7 класс

на 2015-2016 учебный год

урока

Тема урока

Цель

Основные термины и понятия

Наглядные пособия,

оборудование

Основные знания

I четверть

Раздел 1. Введение в историю.

1

История – наука о прошлом. Исторические памятники.  

Дать представление об истории как науке. Дать учащимся сведения о различных источниках, с помощью которых мы узнаём о прошлом.

История, предки, исторические памятники, археологи.

Портрет С.М.Соловьёва. Схема «Исторические памятники», предметы и инструменты для археологических раскопок. Презентация.

История – рассказ о прошедшем. С.М.Соловьёв – известный русский историк. Исторические источники: устные, письменные, вещественные.

2

Наша Родина – Россия. Моя родословная.

Закрепить и расширить общественно-историческое представление и первоначальное понятие о нашей Родине, дать элементарные сведения о родословной человека.

Родина, Отчизна, генеалогия, личные имена, прозвища, отчество, фамилия.

Герб, флаг, гимн (аудиозапись), схемы «Генеалогическое древо семьи», карта «Народы РФ», портрет президента России. Презентация.

Россия – страна, где мы живём. Москва – столица. Генеалогия – родословная.

3

Счёт лет в истории. Историческая карта.

Научить определять последовательность событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием. Научить пользоваться исторической картой.

Дата, век. Историческая карта.

Лента времени. Карты: «Физическая карта России», «Древнерусское государство «Киевская Русь» в IX – начале XII в.», карта в учебнике. Презентация.

Дата, обозначение числа, месяца, года какого-либо события; век – сто лет; лента времени. Историческая карта – графическое изображение государства в разные исторические периоды времени.  

4

Повторительно-обобщающий урок. Самостоятельная работа.

Повторить и закрепить учебный материал по теме «Введение в историю».

Повторить основные термины и понятия по теме.

Портрет С.М.Соловьёва. Схема «Исторические памятники». Историческая карта. Лента времени. Презентация.

Обобщение и систематизация  знаний.

Раздел 2.  История нашей страны древнейшего периода.

5

Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов.

Роды и племена восточных славян.

Познакомить учащихся с восточными славянами – предками русских, украинцев, белорусов; показать сущность единства этих народов в современном обществе.

Познакомить учащихся с общественным строем восточных славян: как возникали и назывались племена; с возникновением социального  неравенства.

Восточные славяне, племена, братские народы.

Семья, род, вече, князь, дружина, знатные люди, соплеменник, старейшина.

Карта «Расселение древних славян». Презентация «Роды и племена восточных славян».

Восточные славяне – предки русских, украинцев, белорусов. Роды и племена восточных славян, их старейшины.

6

Славянский посёлок. Занятия и ремёсла восточных славян.

Познакомить учащихся с жизнью, трудом и бытом восточных славян до образования древнерусского государства.

Познакомить с условиями жизни и труда славян; обратить внимание на трудолюбие славян.

Поселения, частокол, мазанка, землянка, лучина, изба, амбар, хлев, сусеки; плуг, земледелие, соха, пашня, невод, собирательство, жито; кузнец, гончар, ладья.

Карта «Киевская Русь». Предметы старины, лук со стрелами, глиняный горшок. Презентация.

Поселение – место, где селились славяне; жилища славян; мазанка, изба, землянка; хозяйственные постройки.

Занятия и ремёсла славян.

7

Обычаи и верования восточных славян.

Формировать представление о традициях, обычаях и  религии восточных славян.

Курган, плач, тризна, каравай, оберег, жернова; волхвы, кудесники, святилище, жертва, обряд, идол, духи.

Каравай, обереги, кроссворд «Обычаи». Презентация.

Обычаи, традиции восточных славян. Язычество – вера во многих богов.

8

Соседи восточных славян. Славянские воины и богатыри.

Дать представление о жизни и занятиях соседей восточных славян.

Дать представление о военном искусстве славян

Кочевники, юрта, дань, варяги, базар; секира, палица, колчан, булава.

Карты в учебнике «Восточные славяне и их соседи», «Путь из варяг в греки». Кроссворд «Вооружение славянского воина».

Соседние племена – финны, половцы, литовцы, болгары. Вооружение славян, военное искусство.

9

Объединение восточных славян под властью Рюрика. Повторение. Самостоятельная работа.

Дать представление об объединении славян под началом Рюрика.

Проверить знания учащихся.

Послы, княжество, пленники, булава, кольчуга.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – начале XII века». Тестовые задания для самостоятельной работы.

IX век – объединение восточных славян. Рюрик – первый русский князь.

Подведение итогов тестовой работы учащихся.

II четверть

Раздел 3. Киевская Русь.

10

Образование государства восточных славян – Киевской Руси.

 Дать представление об образовании древнерусского государства.

Полюдье, император.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – начале XII века». Картина «Полюдье» К.В.Лебедева. «Вещий Олег» - рассказ. Презентация.

IX век – образование Древнерусского государства; полюдье – дань с людей.

11

Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга.

Укрепление власти князя.

Показать на примере деятельности первых русских князей основные направления внутренней и внешней политики Руси.

Дать представление об укреплении власти князя.

Мирный договор, династия.

Боярин, ополчение, раб, оборона, братина, пир.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – начале XII века». Презентация.

Первые русские князья: Олег, Игорь, Святослав, княгиня Ольга; династия Рюриковичей.

12

Оборона Руси от врагов. Крещение Руси.

Дать представление об обороне Руси от врагов.

Дать представление о крещении Руси при князе Владимире в 889 году.

Дозорные, дозорная служба.

Христиане, крещение, религия, крест, священник, молитва, патриарх, митрополит, проповедники.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – начале XII века». Картины: В.В.Васнецова «Три богатыря», К.Лебедева «Крещение киевлян», лента времени.

Оборона Руси от печенегов, хазаров, половцев; оборонительные сооружения – крепости, дозорная служба для охраны границ.

988 год – крещение Руси; христианство – вера в бога Иисуса Христа; заповеди Христа.

13

Былины, культура и искусство Киевской Руси.

Доказать на примере конкретных былин, что они являются источником знаний о Киевской Руси. Дать общее представление о культуре и искусстве Киевской Руси.

Былины, побратим. Алтарь, иконы, мозаика, фрески, церковная утварь.

Былины «Садко», Волга и Микула Селянинович», картина «Три богатыря».

Иллюстрации из серии «Культура Киевской Руси».

Былины – источник знаний о Киевской Руси.

Храм – центр Киевской Руси.

14

Жизнь и быт князей, бояр и простых людей в Киевской Руси.

Дать общее представление о частной жизни князей, дружинников и бояр.

Дать общее представление о жизни простых людей, их быте и традициях в Киевской Руси.

Горница, терем, челядь, воевода.

Натуральное хозяйство, усадьба, вотчина, смерды.

Макет терема, картинки «Одежда князя». Таблица-план. Презентация «Из истории русского костюма».

Князь – верховный правитель страны.

Натуральное хозяйство – это хозяйство, в котором производи всё необходимое для жизни.

15

Правление Ярослава Мудрого. Образование и грамотность на Руси. Летописи и летописцы.

Доказать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII веке.

Дать представление о распространённости грамотности на Руси.

Дать представление о древних записях, летописях.

Вира, закон, куны, «Русская Правда», царь.

Переписчики, устав, Библия, библиотека. Летопись, свиток.

Картина И.Билибина «Суд во времена «Русской Правды», иллюстрация «Софийский собор». «История славянской азбуки. Первая русская книга».

Иллюстрация «Памятник монаху-летописцу».

Князь Ярослав Мудрый, «Русская Правда» - первый русский сборник законов.

Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности; книжное дело, школы, рукописные книги.

Летопись – описание событий из года в год, «из лета в лето». Нестор – первый летописец.

16

Князь Владимир Мономах. Рост и укрепление древнерусских городов. Повторение. Самостоятельная работа.

Дать сведения о борьбе Владимира Мономаха за единство Руси.

Дать учащимся представление о древнерусских городах.

Обобщить и систематизировать знания учащихся о Киевской Руси.

Удельный князь, бармы, царский венец. Вече, корчма, посад, торг.

Рисунок- портрет Владимира Мономаха.

Рисунок древнего города.

Владимир Мономах – внук византийского императора Константина Мономаха; временное укрепление единства Руси.

Древнерусский город – крепость, центр культуры, ремесла и торговли.

III четверть

Раздел 4. Распад Киевской Руси.

17

Причины распада Киевской Руси. Образование самостоятельных княжеств.

Объяснить причины обособления княжеств, дать представление о периоде раздробленности в Киевской Руси.

Раздробленность, вотчинник, усобицы.

Период раздробленности.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – начале XII века». Карта в учебнике.

Основные причины распада – разделение княжеских уделов на более мелкие, а также усобицы между князьями за киевский престол.

В XII веке образование самостоятельных княжеств.

18

Киевское княжество в XII  веке. Владимиро-Суздальское княжество.

Характеристика Киевского княжества в условиях раздробленности.

Конкретизировать знания учащихся об образовании самостоятельных княжеств; Владимиро-Суздальское княжество.

Титул.

Торжок, хан, пир.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – начале XII века». Книга «История Москвы».

Ослабление власти киевского князя. 1147 г. – первые сведения о Москве; Юрий Долгорукий – основатель Москвы.

19

Господин Великий Новгород. Торговля и ремёсла.

Формировать представление о Великом Новгороде.

Хоромы, архиепископ, пошлина, пристань.

Лента времени, картина А.Васнецова «Новгородский торг».

 Новгород – важнейший торговый путь; 859 г. – первое упоминание о Новгороде.

20

Новгородское вече. Русская культура в XII-XIII веках.

Дать учащимся понятие о политической жизни в Новгороде.

Раскрыть отличительные черты культуры XII-XIII вв.

Вече, посадник, тысяцкий, архиепископ, республика.

Культура.

Картина «Новгородское вече», схема управления Новгородской республикой. Иллюстрации: Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде; церковь Покрова на Нерли во Владимире; предметы художественного ремесла.

Новгородское вече – народное собрание Новгорода; правители Новгорода – посадник, тысяцкий, архиепископ.

Культура – достижение деятельности людей; художественные ремёсла, прикладное искусство, архитектурные памятники.

21

Повторительно-обобщающий урок. Самостоятельная работа.

Обобщить и систематизировать знания учащихся по периоду Киевской Руси XII в., о распаде Киевской Руси.

Лента времени. Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – начале XII века». Презентация.

Тестовая работа по теме.

Раздел 5. Борьба Руси с иноземными завоевателями.

22

Монголо-татары. Нашествие монголо-татар на Русь.

Дать учащимся общее представление о жизни, быте монголо-татар.

Формировать представления о нашествии монголо-татар на русскую землю.

Пастбища, орда, караул, кумыс, кочевник, таран.

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.». Лента времени. Презентация.

Монголо-татары – кочевой народ. 1223 г. – первая встреча русских с монголо-татарами; 1237 г. – нашествие на Русь.

23

Борьба русских людей против монголо-татар. Русь под монголо-татарским игом.

Показать героизм русского и других народов нашей страны в борьбе с монголо-татарами.

Формировать представление, что монголо-татарское иго было бедствием для завоёванных народов.

Иго, Золотая Орда, ярлык, баскаки.

Лента времени. Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.».  Картина «Баскаки». Презентация.

Героическое сопротивление русских людей остановило монголо-татар от нашествия на Европу.

Установление господства монголо-татар на Руси.

24

Рыцари – крестоносцы. Александр Невский и новгородская дружина.

Познакомить с вооружением и военным опытом рыцарей-крестоносцев.

Раскрыть качества государственного деятеля, дипломатию полководца Александра Невского.

Ливония, рыцарь, Ливонский орден, Великий магистр.

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.».

Портрет Александра Невского. Презентация.

Рыцари-крестоносцы, цели рыцарей-крестоносцев.

Князь Александр Ярославич – новгородский князь.

25

Невская битва.

Дать учащимся представление о борьбе русских народов со шведами в 1240 г.

Герцог.

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.». Схема Невской битвы. Презентация.

1240 г. – битва на р. Неве. Биргер – основатель Стокгольма; русский полководец Александр Невский.

26

Ледовое побоище. Повторение.

Дать учащимся общее представление о героической борьбе русского народа с немецкими рыцарями в Ледовом побоище.

Повторить и закрепить знания учащихся о борьбе Руси с иноземными завоевателями.

Фланг, побоище.

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.». Схема Битвы на Чудском озере. Презентация.

Тестовое задание на тему «Борьба Руси с иноземными завоевателями».

1242 г. – Ледовое побоище.

Подведение итогов самостоятельной работы.

    IV четверть

Раздел 6. Начало объединения русских земель.

27

Возвышение Москвы. Московский князь Иван Калита.

 Раскрыть причины возвышения Москвы.

Рассказать о деятельности московского князя Ивана Калиты.

Кремль, династия, географическое положение Москвы.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX и начале XII в.». Книга «История Москвы». Карта Москвы в учебнике. Презентация.

Даниил Александрович – первый московский князь; причины возвышения Москвы.

28

Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси.

Показать, что русские люди упорным трудом преодолевали последствия страшного разорения.

Десятина, крестьяне, отрок, дворяне.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в XI и начале XII в.», таблица-план, рисунки «Жизнь простых людей».

Возрождение и развитие хозяйства – условие для объединения страны.

29

Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском.

Дать характеристику князю Дмитрию Ивановичу и его деятельности перед Куликовской битвой.

Полководец.

Картина «Московский кремль при Дмитрии Ивановиче», лента времени.

Объединение русских князей для борьбы за освобождение русских земель от власти Золотой Орды.

30

Сергий Радонежский.

 Рассказать о жизни святого Сергия Радонежского.

Отшельники, игумен, пустынь, послушник, жертвовать.

Иконописный портрет Сергия Радонежского, иллюстрация «Сергий Радонежский встречает Дмитрия Ивановича». Презентация.

Святой Сергий Радонежский – основатель Троице-Сергиева монастыря.

31

 Битва на Куликовом поле. Значение Куликовской битвы для русского народа.

Показать борьбу русского народа за независимость.

Показать, как повлияла победа в Куликовской битве на дальнейшее развитие Руси.

Полк, пехота, воевода.

Памятник.

 Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в XI и начале XII в.», схема Куликовской битвы; картины «Утро на Куликовом поле», «Поединок Пересвета с Челубеем». Презентация.

8 сентября 1380 г. – Куликовская битва, Мамаево побоище.

Значение Куликовской битвы для русского народа.

32

Иван III. Освобождение от иноземного ига.

Дать учащимся представление об освобождении русских земель от иноземно ига.

Пищаль, тюфяки.

Лента времени, изображение Ивана III. Презентация.

1480 г. – свержение монголо-татарского ига, значение освобождения; первое огнестрельное оружие.

33

Укрепление Московского государства.

Определить изменения в социально-экономическом развитии Московского княжества.

Монархия, монарх, скипетр, держава, бойницы.

Картины «Иван III топчет ханскую басму», «Московский кремль при Иване III». Презентация.

Русь – Российское государство, символы государственной власти – скипетр, держава; держава – новая форма правления на Руси.

34

Повторительно-обобщающий урок. Тестовая работа.

Закрепить и обобщить знания учащихся о жизни и труде народа, его борьбе за независимость, начале объединения русских земель вокруг Московского княжества.

Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX и начале XII в.». Презентация.

Тестовые задания.

Подведение итогов самостоятельной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»

Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»...

Урок истории в 8 классе специальной коррекционной школы VIII вида "Начало строительства Санкт-Петербурга"

Урок с применением мультимедийных технологий. На уроке дети строят пазлы по теме, учителем используется электронная презентация, в конце урока запланирована мультимедийная демонстрация видов Санкт-Пет...

Виды самоанализов на примере урока истории в 7 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Каждый учитель проводит открытые уроки. Всегда задаёт себе  вопрос,  все ли методические аспекты рассмотрены. Анализ урока (аспектный, комплексный, полный)  помогут  вам ответить н...

Календарно-тематическое планирование по математике для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Календарно-тематическое планирование по математике для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида разработано на основании программы под редакцией В. В. Воронковой и рассчитана на использова...

Юрченко Е.Ф. Тематический словарь по Истории Отечества. 8 класс. Специальная (коррекционная) школа VIII вида.

Тематический словарь по Истории Отечества для 8 класса - удачное учебное пособие для учащихся, которое можно использовать на уроках истории. Это сборник для работы над историческими понятиями. Может б...