Состязание знатоков истории "Первые киевские князья"
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Петрова Алина Анатольевна

 Цели и задачи занятия:

- обучающая: расширить знания о восточных славянах и их образе жизни, систематизировать знания об истоках государственности Киевской Руси (с древнейших времен до конца X века), рассмотреть и обобщить личности русских князей и политику их правления;

- развивающие: развивать навыки групповой работы, уметь искать материал в учебнике, дополнительной литературе, исторических источниках и  анализировать полученную информациюэ;

- воспитательные: способствовать формированию доброжелательных взаимоотношений в группах, в классе,  воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека, пробудить у учащихся интерес к Отечественной истории, воспитывать чувство патриотизма и беззаветного служения Родине на примере данных исторических личностей.

 

Тип занятия: повторительно-обобщающий

Форма проведения: беседа

Технологии: групповая деятельность, сотрудничество

 

Учебное оборудование: учебник  История России с древнейших времен до конца 16 века, 6 класс Данилов А. А., Косулина Л. Г. Москва «Просвещение», 2012, компьютерная презентация «Первые киевские князья», фотоизображения первых русских князей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryto_vneklassnoe_meropriyatie.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия

по истории России для шестых классов

Состязание знатоков истории

на тему:

«Первые киевские князья»

учителя истории и обществознания Петровой А.А.

 

 Цели и задачи занятия:

- обучающая: расширить знания о восточных славянах и их образе жизни, систематизировать знания об истоках государственности Киевской Руси (с древнейших времен до конца X века), рассмотреть и обобщить личности русских князей и политику их правления;

- развивающие: развивать навыки групповой работы, уметь искать материал в учебнике, дополнительной литературе, исторических источниках и  анализировать полученную информациюэ;

- воспитательные: способствовать формированию доброжелательных взаимоотношений в группах, в классе,  воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека, пробудить у учащихся интерес к Отечественной истории, воспитывать чувство патриотизма и беззаветного служения Родине на примере данных исторических личностей.

Тип занятия: повторительно-обобщающий

Форма проведения: беседа

Технологии: групповая деятельность, сотрудничество

Учебное оборудование: учебник  История России с древнейших времен до конца 16 века, 6 класс Данилов А. А., Косулина Л. Г. Москва «Просвещение», 2012, компьютерная презентация «Первые киевские князья», фотоизображения первых русских князей.

Оформление доски: тема занятия, эпиграф по теме, фотоизображения первых русских князей, имена исторических личностей по курсу, настенная исторические карты, физическая карта современной России, доска для просмотра презентации, видеофрагмента, документов, таблица «Периодизация Киевской Руси» и «Династия Рюриковичей».

 

Структура занятия:

1. Организационный момент.  

- сообщение темы, проблемы и целей занятия

- создание  групп

- правила работы в группе

2. Основная часть занятия.  

- вступительное слово учителя

- выступления  групп

3. Подведение итогов.  

   - анализ хода урока учителем

   - оценка знаний учащихся и их активности

4. Рефлексия.  

Ход занятия.

1. Организационный момент.  

Учитель:  Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались с вами на состязание знатоков истории Древней Руси и эпиграф этого состязания: Слава нашей стороне!
                                                                         Слава русской старине!
                                                                         А преданья старины
                                                                         Забывать мы не должны!

А тема состязания «Первые киевские князья».

На протяжении многих уроков мы изучали о том, как становилось и развивалось Российское государство, какие князья стояли во главе страны и какой вклад они внесли в развитие нашего государства. Сегодня нужно будет вспомнить все это и показать свои знания. Ведь все мы должны знать прошлое нашей Родины, для того чтобы лучше разбираться в нашей сегодняшней жизни и правильно оценивать те или иные ситуации.

2. Основная часть занятия

 Учитель: Ребята, обратите внимание  на доску, где отмечен вопрос: «Почему мы не должны забывать политику первых русских князей»? (учащиеся отвечают на этот вопрос в конце мероприятия, в ходе подведения итогов).

Понятие «Отечество» для человека связано с конкретным краем, страной. Существует связь поколений, и каждому интересно знать, кем и как обстраивалась территория его государства. История Отечества показывает единство народов России, вызывает наше уважение и восхищение их достойными делами. История России дает нам возможность познать процесс создания человеческого общества на территории нашей страны, выявить ступени развития государственности у восточных славян и рассмотреть роль первых политических деятелей в формировании единого государства в X веке.      

Итак, на  нашем состязании знатоков истории участвуют  две команды учащихся 6 класса. Они должны были приготовить название команды и приветствие.

Вы, готовы! (Ответ учащихся: «Да!»)

Оценивать ваши знания буду я. За правильно выполненные задания вы получите бумажные жетончики.

Команды вам слово.  Представление команд:

          1 команда «Витязи»

Мы витязи без страха и упрека,

И не пасуем в жизни мы нигде,

Чрез все преграды мы проскочим.

 И не утонем никогда в воде.

                                                                          2 команда «Богатыри»        

                                                                          Богатыри смелее в бой!

                                                                          Не трусь и не робей

                                                                          К бою готовы всегда!

                                                                          Да! Да! Да!        

                                                                          Ждет нас везде успех,

                                                                          Мы сильнее всех.

Учитель: Предлагаю вашему вниманию конкурсы.

1. «Разминка» (вопрос- ответ)

2. «Откуда есть пошла Русская Земля…» (работа с историческим  документом)

3. «Покажи на карте» (работа с картой)

4. «Первые князья»

       5. «Сюрприз» (домашнее задание)

       6. «Что в прозвище твоем?»    

1. Конкурс «Разминка» (вопросы- ответы)

Учитель:  Я по очереди каждой команде задаю вопрос. Если команда затрудняется с ответом – вопрос переходит другой команде.

1. Как называлась соседская община у славян? (вервь)

2. Как назывались места сбора дани? (погосты)

3.Славянский бог грозы и войны? (Перун)

4. Бог солнца у восточных славян? (Ярило)

5. Сбор меда диких пчел? (бортничество)

6. Народное собрание у славян? (вече)

7. Наемные скандинавские воины? (варяги)

8. Объезд киевским князем с дружиной  своих земель для сбора дани? (полюдье)

9. Как называется точный размер дани? (уроки)

10. Основатель Киева? (Кий)

2. Конкурс «Откуда есть пошла Русская Земля…» (работа с историческим документом)

Учитель: Ребята, теперь вам предстоит поработать с документом из «Повести временных лет». Вы должны, выяснить о каком событии идёт речь в документе и когда это произошло?

«В год ___?____. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью… Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик… И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: „Чей это городок?». Те же ответили: „Были три брата» Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде».

«В год___?____. Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де „мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: „Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: „А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира…И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским»... Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира…»

Ответы:

1 документ: «Повесть временных лет»- О призвании варягов на Русь, в 862 году.

2 документ: «Повесть временных лет»- О захвате Олегом  Киева, в 882 году.

3. Конкурс «Покажи на карте»

Учитель:  Отметьте на карте важнейший торговый путь «из варяг в греки». Где проходил этот путь, какие моря соединял. 

Ответы: Проходил по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, Озеро Ильмень, Ловати и Днепру, соединявший море Варяжское с морем Русским.

4. Конкурс «Первые князья»

Учитель:  «…Да ведают потомки православных

                   Земли родной минувшую судьбу,

                   Своих князей великих поминают

                   За их труды, за славу, за добро…»

Ребята, прочтите отрывки из сочинения историка и назовите князя, о котором идёт речь. 

1) «Сказал (он) матери своей и боярам своим: "Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные аллоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мёд и рабы"».

2) «Великий князь... совершенно уничтожил идолопоклонство в своей стране и потребовал от своих подданных, чтобы они приняли греческую веру. По русской летописи и другим источникам, гораздо достовернее, что это произошло около 988 г., когда братья Василий и Константин были на востоке, а Оттон III — на западе императорами. Русский князь... около этого времени, после многих побед отнял у обоих этих братьев город, расположенный на Понте и называемый... Херсонесом; потом же, когда они подружились, [князь] получил в жены их сестру Анну и, приняв христианскую веру, вернул им означенный город обратно».

1) «Но отсвет её дел, отсвет её имени доходят до нас даже сквозь эту тысячелетнюю мглу. Её свершения во многом определили и наш сегодняшний день, и всё содержание нашей истории, которая – в том виде, в котором она дана нам, — была бы невозможна без её усилий по созданию Киевской державы, без осознанного ею выбора веры, без её путешествия в Царьград…».

2) «Древляне же, услышав, что идёт [князь] снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит". И послали к нему, говоря: "Зачем идёшь опять? Забрал уже всю дань". И не послушал их [князь]; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили [князя] и всю дружину его, так как было её мало. И погребён был [князь], и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени».

Ответы:

1) Слова принадлежат киевскому князю Святославу. Во время войны с Дунайской Болгарией, одержав ряд побед, Святослав решил перенести столицу в город Переяславец в устье Дуная.

2) Крещение Руси осуществил Владимир Красное Солнышко в 988 г.

3) В тексте речь идет о киевской княгине Ольге, которая совершила поездку в Константинополь (Царьград) и приняла христианство.

4) В 945 г. древлянами был убит князь Игорь за попытку собрать дань два раза.

5.  Конкурс «Сюрприз» (Домашнее задание)

Учитель: Для этого конкурса команды заранее подготовили рисунок, изображающий какой-то фрагмент из истории Древней Руси. Представители другой команды должны определить, о каком событии идет речь, когда оно произошло, назвать героев, указать его значение.

Слово команде «Витязи» с рисунком «Призвание варягов» - (Какое событие изображено на данном рисунке,  когда оно произошло, назовите героев).

Слово команде «Богатыри» с рисунком «Полюдье» - (Какой фрагмент из истории Древней Руси

здесь нарисовано и что означает данное слово).

Ответы:

1. «Полюдье», полюдье- форма сбора дани, объезд киевским князем со своей дружиной подвластных земель для сбора дани.

2. «Призвание варягов», 862 год, три брата Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик стал основателем российской государственности.

6. Конкурс «Что в прозвище твоем?»

Учитель: Ребята. Вы должны отгадать, откуда пошли прозвища русских князей?

1) Олег Вещий

2) Святослав Храбрый

3) Владимир Красное Солнышко

4) Игорь Старый.

Ответы:

1) Олег Вещий. Олег является основателем Древнерусского государства. Вещий -  отношение народа к своему правителю, как к предусмотрительному, рассудительному, дальновидному человеку.

2) Святослав Храбрый. Храбрый – олицетворение  русской воинской доблести, мужества, неустрашимости и чести.

3) Владимир Святой. Князь Владимир принял христианскую веру и окрестил Русь по византийскому обряду.

4) Игорь Старый. Его прозовут так за долгие годы державной работы, состоявшей в основном из постоянных военных походов во все стороны от стольного града Киева.  

 

Учитель: Вот и закончилось наше состязание. Мы надеемся, что он прошел с большой пользой для вас. Вы повторили и углубили свои знания по истории Древней Руси, а кто-то может узнал что-то новое для себя. Вместе работали в одной команде, боролись за результат и, конечно же, стали еще дружнее друг с другом.  

Учитель: Ребята, возвращаемся к нашему вопросу: Почему мы не должны забывать политику первых русских князей?

Выводы учащихся:

- князья проводили политику объединения земель вокруг Киева;

- укрепляли центральную власть;

- охраняли и защищали торговые пути, а также русскую землю от кочевников.

Учитель: Каждый из этих князей внес огромный вклад в развитие Российского государства, они не только управляли страной, они служили ей верой и правдой и по праву достойны нашего уважения, восхищения и подражания.

4. Рефлексия.                                                                            

1. Чем занятие понравилось (не понравилось)?

2. Как вы оцениваете свою работу на занятии и работу своих товарищей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Жизнь и быт древних славян. Первые киевские князья»

Повторительно-обобщающий урок-игра по теме: "Древняя Русь" для обучающихся 6 класса. Представленный материал может использоваться при проведении внеклассного мероприятия в рамках предметной недели....

Проверка знаний по теме "Первые киевские князья"

Данная работа предлагает в нетрадиционной форме осуществить проверку знаний обучающихся по теме "Первые киевские князья"...

Первые киевские князья

Урок-презентация по истории России с древнейших времён до конца ХVI века, 6 класс. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина - М. Просвещение, 2010.Тема урока "Первые киевские князья". Цель: продолжить работу над фор...

Первые киевские князья

Презентация к уроку...

Первые киевские князья

Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы князя Святослава....

Интернет-конференция IV Епархиальных образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси». Тема: Киевский князь Владимир Святой и его значение в русской истории. Итоги и последствия принятия христианства

История государства Российского насчитывает почти полторы тысячи лет. Эта история связана с именем Великого Князя Киевского Владимира Святославича, внука основателя династии Рюрика, сына первого русск...