Урок истории для 5 класса
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Полякова Людмила Михайловна

Урок по истории на тему "Древнейшая Греция"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon n1_pi1_korkina.doc.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме « Древнейшая Греция. Греки и  критяне»

5 класс

        

2014 год

Пояснительная записка:

Тема урока: « Древнейшая Греция. Греки и Критяне».

Образовательная цель: Познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями, с древнейшим периодом греческой истории. Познакомить учащихся с мифами « О Тесее и Минотавре» и « О Дедале и Икаре».

Развивающая цель: развитие умения работать с исторической картой, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать природные условия разных стран, решать проблемные задачи.

Воспитательная цель: Подвести учащихся к пониманию роли Древней Греции в мировой культуре, как страны с высокой культурой и древнейшей историей.

Учебник: История Древнего мира. 5 класс. А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая.-М.: Просвещение, 2007

Урок открывает изучение новой главы учебника: Древнейшая Греция. Урок  направлен на создание образа и знакомство учащихся с новым государством древности - Грецией. Форма урока путешествие, в ходе которого учащиеся работают с путевыми листами. Выполняя задания, на закрепление каждого этапа новой темы  идет формирование умонастроения путешествия, которое движется и развивается в течение всего урока. Урок разработан с опорой на технологию модульного обучения, которая вовлекает детей в самостоятельную творческую деятельность, ведь только через деятельное начало знания становятся внутренним миром ребенка. Исходя из этого, логичными становятся активизация воспоминаний детей с помощью предметов-символов появляющихся в начале урока, содействие детей с персонажами мифов, когда учитель останавливает свой рассказ и ставит детей в ситуацию затруднения « А как бы вы попытались найти выход из лабиринта? Что бы для этого сделали?» и далее демонстрирует клубок ниток и поясняет значение крылатого выражения «нить Ариадны». И домашнее задание нарисовать иллюстрации к понравившемуся мифу позволяет детям раскрыть свой творческий потенциал и сохранить настроение созданное на уроке. Урок построен с использованием мультимедиа- презентации по теме урока.

Оборудование: компьютер, проэктор, экран, мультимедиа-презентация, предметы символы, путевые листы, учебники.

План урока:

1.Организационный момент.

2.  Проверка знаний.

3. Образ - символ.

4. Поэтапного усвоения образа.

5. Репродуктивного действия.

6. Домашнее задание.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Давайте проверим вашу готовность к уроку. Посмотрите внимательно на нашу доску. Какое слово на ней написано? Слово «ТРУД». Что такое труд? Ответы детей: это работа, деятельность, выполнение заданий. Давайте вспомним, что оно обозначает на нашем уроке?

Труд на нашем уроке это шифровка где Т- это наши тетеради. Покажите ваши тетради. (Дети поднимают и показывают тетради). Р. - это наши? (Ручки, демонстрируют наличие ручек) У - это наши учебники, Д-дневники. Покажите ваши дневники, (демонстрируют учебники и дневники). Хорошо, значит, мы готовы к уроку и можем начинать.

2.Проверка знаний.

-На предыдущих уроках мы познакомились с вами с историей стран Древнего Востока и Азии. Познакомились с их природными условиями, географическим положением, занятиями населения структурой обществ, религиозными верованиями, изобретениями и открытиями, сделанными в древности.

-А сейчас я прошу вас обратить внимание на этот стол, здесь собраны предметы из разных стран, это обычные предметы которыми мы пользуемся одними часто, другими реже, но мы с вами теперь знаем из каких стран, они к нам пришли. Наша с вами задача, вспомнить из какой страны они к нам попали? (Учитель поочередно демонстрирует предметы, а ученики называют страну, из которой они пришли к нам)

Предметы:

  1. Лист бумаги – ответ учащихся: бумага изобретена в Древнем Китае.
  2. Шахматные фигуры – ответ учащихся: шахматы - игра для царей была придумана в Индии.
  3. Прозрачное стекло- ответ учащихся: В Финикии было изобретено прозрачное стекло.
  4. Монета – ответ учащихся: Первую в мире монету начали чеканить в Лидии.
  5. Компас – ответ учащихся: Древнейший компас изобретен в Китае.
  6. Сахар – ответ учащихся: Древней Индии впервые появился сахар, его делали из сладкого сока сахарного тростника.
  7. Пачка чая – ответ учащихся: В Древнем Китае  научились выращивать чайные кусты.
  8. Лилово-красная краска – ответ учащихся:  В Финикии  из раковин улиток добывали пурпурную, лилово-красную краску.
  9. Компас – ответ учащихся: Древнейший компас изобретен в Китае.

3.Образ - символ.

Среди этих предметов есть, какой либо предмет о происхождении, которого мы еще не знаем? Ответ учащихся: да есть ваза, на стенках которой есть интересные рисунки. Учитель: Эта ваза пришла к нам из района Керамик, древнегреческого города Афины. В этом городе существовал целый квартал, где проживали ремесленники гончары и живописцы, создававшие великолепные расписные вазы. Греческая керамика, вазы сосуды являются

 наиболее распространённой находкой в археологических исследованиях античной Греции, обнаружить её можно во всём ареале расселения древних греков. Это и западное побережье Малой Азии, острова Эгейского моря, остров Крит, и заселённые греками районы южной Италии. Как экспортный товар греческая керамика, а вместе с ней древнегреческая вазопись, попала в Этрурию, на Ближний Восток, в Египет и Северную Африку. Расписную греческую керамику находят даже в захоронениях кельтской знати. Древние греки расписывали любые виды глиняной посуды, использовавшейся для хранения, приёма пищи, в обрядах и праздниках. Произведения керамики, оформленные особо тщательно, приносили в дар храмам или вкладывали в захоронения. Прошедшие сильный обжиг, стойкие к воздействиям окружающей среды керамические сосуды и их фрагменты сохранились десятками тысяч, поэтому древнегреческая вазопись незаменима при установлении возраста археологических находок, а стенки сосудов украшенные разнообразными сюжетами могут многое рассказать нам о событиях истории Древней Греции. Большая коллекция ваз находится в Эрмитаже одном из крупнейших русских музеев, расположенном в Санкт-Петербурге.

Прекрасные эти античные вазы.

Итак, с историей какого государства начнет наше знакомство эта ваза? ( Учащиеся: с историей Древней Греции)

Это конечно Древнейшая Греция. И тема нашего урока: Древнейшая Греция. Греки и Критяне.

4. Поэтапного усвоение образа.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами ребята отправимся в путешествие в Древнейшую Грецию. Билеты я вам приобрела, (Демонстрация билетов и путевых листов) К ним еще прилагаются путевые листы, выполняя задания в которых мы будем продвигаться в нашем путешествии. Подпишите ваши билеты.

Итак, мы готовы отправиться в путешествие. Представьте что мы с вами финикийские мореплаватели, которые отправляются в далёкое плавание.  Двигаясь на северо-запад мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него и жил народ называвший себя эллинами, а свою страну Элладой. Мы же называем их греками, а страну Грецией. Греция это страна дала человечеству очень многое: театр, скульптуру, архитектуру, живопись, олимпийские игры. Греция не большая страна, но с высокой культурой, в русском языке множество слов греческого происхождения: школа, география, арифметика, тетрадь, кино и даже история это все греческие слова. Многие наши имена тоже греческого происхождения: Екатерина, Елена, Галина, Марина, Александр и другие. Итак, первая наша остановка в путешествии называется порт «Практический» здесь мы познакомимся с географическим положением Греции. А для этого обратимся к карте на нашей доске (учебник стр.111)

Учитель: Восточные народы жили по берегам больших рек, а греки расселились вокруг Эгейского моря, по выражению одного древнего писателя, как лягушки вокруг озера. Пришли они в эти края во втором тысячелетии до нашей эры с севера, примерно в тоже время, когда на востоке возникло Вавилонское царство. Эгейское море разделяет Европу и Азию, на его европейской стороне греки заняли полуостров, давайте найдем его на карте, как он называется? (это Балканский полуостров, дети показывают полуостров и называют его). Учитель: - Какими морями омывается Греция и Балканский полуостров? Ученики: Эгейское и Ионическое. Учитель: Покажите их на карте. Учитель: Есть ли в Греции крупные реки? Ученики: Нет.

На какие части условно мы можем разделить Грецию? Ученики: Северная Греция, Средняя Греция и Южная - Пелопоннес. Покажите их на карте. Учитель: Пелопоннес  по очертаниям похож на большой кленовый лист; черенок, соединяющий его с остальными греческими землями, называется Истмийским перешейком. Покажите его на карте. На Азиатской стороне моря греки из племени Иона основали 12 городов на берегу Малой Азии. По их племенному имени эта прибрежная страна получила название Ионии. Найдите на карте Ионию и покажите ее. Греческие племена заселили многочисленные острова Эгейского моря, найдите самый крупный остров, как он назывался? Ученики: остров Крит. Какие крупные города Греции, опираясь на карту, вы можете назвать? Ученики: Фивы, Афины, Микены, Тиринф, Пилос.

Показывают их на карте.

А теперь обратимся к нашим путевым листам и выполним задание №1 на контурной карте. Проверка выполнения задания.

Итак, мы справились с этим задание и можем продолжить наше путешествие к следующему порту « Познавательный» он познакомит нас с природными условиями Греции и основными занятиями жителей. Рассказ учителя о природных условиях.

1)Важнейшая природная особенность Греции состоит в том, что с запада, востока и юга она окружена морем, с востока – Эгейское, с запада – Ионическое, с юга – Критское. На морях много островов (о. Эвбея, о. Делос. О. Саламин), самый крупный из них – остров Крит. В жизни древних греков, море играло громадную роль. Во многих местах побережья море глубоко вдаётся в сушу, образуя заливы и удобные бухты. Ещё будучи детьми, греки учились плавать, грести, ставить парус. Греков считали морским народом, умеющим строить корабли. В древности греки плавали вдоль берегов, избегая выходить в открытое море. На это были причины: во-первых, штормы и бури были опасны для деревянных судов; во-вторых, без компаса, который был известен только китайцам, легко было заблудиться; в–третьих, постоянно нужно было пополнять запасы воды и продовольствия.

                2) Другая важная особенность природы Греции состоит в том, что это горная страна. Горы покрывают значительную часть Греции, поэтому земель, пригодных для хлебопашества и пастбищ, здесь немного. Горные хребты пересекают страну вдоль и поперёк. Самая высокая гора – Олимп. Как и всякая страна, где есть горы, Греция богата полезными ископаемыми. Это медная, железная, серебряная руды, большие запасы хорошей глины, разнообразные породы камня. Лесов в Греции было мало, каменистые склоны гор были голы или покрыты кустарниками и низкорослыми деревьями с искривлёнными стволами. Такой лес не годился для построек.

3) третья особенность природы Греции заключается в том, что здесь нет полноводных рек, как Нил, Евфрат или Инд. Когда в марте в горах тают снега, реки переполняются и клокочут. Но уже в мае реки мелеют. А в июле стоит сильная жара до + 40 ˚ (в тени), когда выгорает трава, склоны гор приобретают желтоватый оттенок. Эти природные условия во многом повлияли на основные занятия жителей Греции. Давайте предположим, чем занимались древние греки. Ученики:  ремесло, рыбная ловля, хлебопашество, торговля. Пояснения учителя.

В Греции сама природа заставляла человека овладевать всеми видами хозяйственной деятельности на суше и на море. В долинах занимались земледелием. На склонах гор пасли овец и коз, охотились на кабанов, оленей, лисиц… На побережье занимались рыболовством, ремеслом и торговлей. На каменистых холмах и равнинах Эллады в поте лица трудились земледельцы, возделывавшие виноградники, оливковые сады и хлебные поля. Три растения - виноградная лоза, масличное дерево и пшеничный колос - были священны для греческого крестьянина. Они дарили ему главные продукты питания – вино, оливковое масло и хлеб. Мы познакомились с природой Греции, и пришло время снова заглянуть в наши путевые листы и выполнить задание №2.Заполнить сравнительную таблицу «Природные условия Древнего Востока и Древней Греции».

Проверка заполнения таблицы.

Учитель: Любая страна интересна не только с точки зрения природы, она славится, прежде всего, людьми. Поэтому мы с вами отправляемся в следующий порт «Мифический».Эгейское море усеяно множеством островов. Они находятся так близко друг от друга, что с них видны соседние острова. Самый большой остров – Крит. Этот остров считается частью Европы. В III тыс. до н. э. здесь возникло древнейшее в Европе государство.

С историей, которого мы познакомимся, обратившись к мифам « О Тесее и Минотавре» и  «О Дедале и Икаре». Но прежде давайте вспомним на основе, каких источников историки изучают прошлое? Ученики: Письменных и вещественных. Мифы мы отнесем, к каким источникам? Ученики: Письменным.

Рассказ учеником  мифа о «Тесее и Минотавре» с постановкой проблемной задачи: а как бы выбрались из лабиринта вы? Чтобы смогли для этого придумать? Рассказ о том, как эта проблема решена в мифе с демонстрацией клубка ниток. Как вы понимаете теперь выражение «нить Ариадны»? (ученик использует презентацию).

Со вторым мифом учащиеся знакомятся через представление видео одноклассницы. После просмотра они стараются ответить на вопрос что сказочного в этих мифах, а что могло соответствовать исторической действительности? Ученики: сказочным могло быть чудовище Минотавр и происхождение названия Эгейского моря. А вот наличие государств в то время, так как есть упоминание слов «цари», «дань» могло соответствовать исторической действительности. Существование городов, дворцов, искусных мастеров, развитие мореплавания, строительство кораблей тоже отнесем к действительности.

Учитель: Заметили ли вы что-то общее, что объединяет эти мифы? Ученики: В обоих мифах дети не послушались своих родителей. В первом Тесей не сменил парус, забыл просьбу отца и тот погиб. А во втором Икар взлетел слишком высоко, и его тоже постигла гибель.

Учитель: Какой мы с вами можем сделать вывод для себя ребят? Ученики: Не обходимо прислушиваться к советам и наставлениям родителей, так как они нам желают только добра.

А теперь мы снова обращаемся к нашим путевым листам. Задание №3 там записаны имена всех героев наших мифов, но некоторые буквы как непослушные дети, потерялись. Ваша задача восстановить эти имена. Проверка выполнения задания.

Учитель: Кроме письменных ученые изучают историю и по вещественным источникам, поэтому сейчас мы с вами обратимся к результатам археологических исследований на острове Крит и отправимся в порт «Дворец в Кноссе».

Рассказ ученика (использование видеофильма и презентации): В 1900 году на остров Кносс прибыл английский археолог Артур Эванс. Его внимание привлек большой холм Кефал недалеко от древнего города Кносс. Эванс предполагал что под холмом тоже может располагаться древний город но в результате исследований он обнаружил там и раскопал огромный дворец. Как сказочный лабиринт он имел сотни помещений, коридоров, лестничных подъемов, окон в нем было мало, свет поступал через световые колодцы- отверстия в крыше. Стены дворца художники украсили росписями. Одна из них изображает игры с быком, которого на Крите почитали как священное животное. На Крите также найдено несколько глиняных дисков, содержащих критские письмена, но до сих пор ни одному ученому не удалось их расшифровать. 

 Критская письменность до сих пор тайна, которую может быть  удастся в будущем решить кому-то из вас. Зато ученым удалось решить другую загадку Крита, надеюсь, она будет по силам и нам с вами.

Задание: Как вы думаете почему на острове Крит археологи не нашли не одной крепости, а рядом на Балканском полуострове все города были окружены крепостными стенами? Ученики высказывают предположения. А теперь обратимся к тому, как ответили на эту загадку ученые  перечисление причин.

Учитель: Но в 15 веке до нашей эры на острове Фера близь берегов Крита произошло землетрясение и извержение вулкана. Ураганный ветер, чудовищной величины волна и тучи пепла обрушились на Крит. Почти все постройки на нём были разрушены, население спаслось бегством. Вскоре после катастрофы на обезлюдевший Крит стали переселяться греки, перенявшие во многом культуру и традиции критян.

5.Репродуктивное действие.

Задачи: Закреплять умение решать исторические задачи, используя ленту времени. Закрепит знания, полученные на уроке о географическом положении, природных условиях и основных занятиях населения Древней Греции. Уметь выделять и анализировать трудности, возникшие при изучении нового материала. Самостоятельно оценивать свою работу на уроке.

Итак, мы снова обращаемся к нашим путевым листам и выполняем задание №4.Это задание - задача: В 1500 году до нашей эры прекратила свое существование цивилизация Крита. Сколько лет прошло с момента гибели Критской цивилизации до сегодняшнего дня?

Один ученик выполняет задачу на доске остальные в путевых листах, проверка решения и ответа. Итак, со времени гибели Критской цивилизации прошло 3511лет и мы с вами возвращаемся в наш 2014 год, наше путешествие подошло к концу.

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с географическим положением Греции, ее природными условиями, узнали об основных занятиях населения, о результатах археологических исследований острова Крит а также узнали два новых мифа «О Тесее и Минотавре» и  « О Дедале и Икаре». По какой стране мы путешествовали сегодня? Ученики: По Древнейшей Греции.  

Где расположено государство Древняя Греция?

Какие моря омывают Балканский полуостров?

Какие особенности греческих природных условий вы можете назвать?

Назовите основные занятия населения? ( Ответы учащихся)

Рефлексия. Что вам больше всего запомнилось и понравилось в нашем путешествии? Что вызвало затруднения, какие задания вам показались наиболее сложными? Ответы учеников. В ваших путевых листах остался только один не заполненный квадратик, выберите цвет и закрасьте квадратик тем цветом, который выражает вашу активность на сегодняшнем уроке, как вы сами оцениваете свою работу сегодня, каким цветом. Сдайте путевые листы. Спасибо всем за работу.

Домашнее задание: параграф 24, прочитать, уметь пересказывать, подготовить развернутый ответ на вопрос: « Как мы узнаем о жизни древних греков?». Объясните значение выражения «нить Ариадны», нарисуйте иллюстрации к понравившемуся мифу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

презентация к уроку истории 5 класс История Древнего мира

Урок по истории Древнего мира. История это прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой сложнейшее переплетение событий, человеческих судеб, культур – настоящий исторически...

Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"

Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....