методическая разработка
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Ибатуллина Гузель Салаватовна

методическая разработка они сражались за родину

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oni_srazhalis_za_rodinu.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Они сражались за Родину»

Автор: учитель истории и обществознания МБОУ «Алмалинская СОШ» Ибатуллина Гузель Салаватовна

Цель: Патриотическое воспитание учащихся.

Задачи:

– Воспитание уважения к историческому прошлому своего народа;

  • Развитие познавательного интереса детей к истории Родины;
    – Знакомство с решающими битвами Великой Отечественной войны;

Оборудование:

– Выставка книг о войне;
– Выставка детских рисунков на военную тематику;
– Оформление стенгазеты «Великая война – Великая Победа»,

– Презентация «Моя семья в годы войны».

Ход урока

Актуализация знаний.

звучит стихотворение:

Воскресного дня накануне

Безоблачные небеса.

22 июня, ровно в четыре часа

Чёрные тени в тумане росли,

Туча на небе темна.

Первый снаряд разорвался вдали,

Так началась война.

 И в бой за Родину солдаты
Шли за шагом шаг.
Верили в победу свято –
Не сломил их враг...
За березы и пригорки,
За родимый дом,
За Кавказ, Кубань и Волгу,
За великий Дон.

 Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной

  Погибшие в бою.
У:– Какому событию посвящено это стихотворение?
– Какое настроение оно передает?
– Что вы знаете о Великой Отечественной войне?
– Когда началась ВОВ?(22 июня 1941года)
– Сколько лет длилась ВОв?(4года)
– Когда наш народ отмечает День Победы?(9 мая)

 Вступительное слово учителя:

Учитель: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Фашистской Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, вероломным.

Была нарушена граница на огромном участке – от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге.

Стояла теплая июньская ночь выходного дня.

Люди мирно спали, когда на их головы посыпались бомбы и снаряды. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Но планам фашистов не суждено было сбыться”.

За две недели войны фашистские танковые дивизии продвинулись на 600 км вглубь нашей страны. Уже к осени 1941 года немцы подошли к Москве, они намеревались захватить столицу нашей Родины. Под Москвой армия фашисткой Германии столкнулась с упорным сопротивлением Красной Армии. Москву отстояли. В сражениях под Москвой воевали наши односельчане: Щенов Михаил Васильевич, прадедушка ученика 4 класса

Щенова Петра.

(рассказ Петра о прадедушке )(слад с фото Щенова М.В.)

мой прадедушка Щенов Михаил призван в ряды вооруженной армии в октябре 1941 года, служил командиром орудия полковой артиллерии. Воевал под Москвой, погиб при освобождении Белоруссии 7 октября 1943 года. Похоронен в деревне Жуковка2 Витебской области.  В 2015 году на сайте Подвиг народа мы нашли наградной лист прадедушки. Он был представлен к награде – орден «Красная звезда» за боевые заслуги: «в боях под деревнями Бурцево, Иванцево Великолукского района Калининградской области с 24.12.42 г по 12.01.43 года находясь на передовом пункте корректировал огонь батареи, в результате чего подавлен огонь двух артиллерийских батарей противника и уничтожен один шестивольтный миномет, рассеяно и частично уничтожено до батальона пехоты противника, чем обеспечил возможность нашей пехоте продвинуться вперед и занять выгодный рубеж.»

Учитель:

 -Весь Советский народ как один встал на защиту Отечества. Ваши прадеды и прабабушки тоже защищали Родину в годы Великой Отечественной войны.

У Абдрахманова Ислама прадедушка тоже воевал под Москвой

Рассказ о Бикмухаметове Мустафе (слайд с фото Бикмухаметова М.)

По бабушкиной линии у нас воевал на войне дядя моего папы Мустафа. Ушел он на войну совсем мальчишкой. После авиабомбежки дядя Мустафа был ранен множественными осколками в тело и ногу. Он долго лежал в госпитале. Выздоровел и вернулся в строй. Но один осколок остался в его ноге, и началась гангрена. Его отправили в госпиталь, ногу ему ампутировали. Потом он вернулся домой, работал в колхозе счетоводом до самой пенсии.

Учитель

Война коснулась каждой семьи в нашей стране, из села Алмала на фрон ушли 310 человек, вернулось живыми всего 186 .

В наше село после войны приезжали жить люди,  которые бежали с разоренных немцами территорий. В годы войны фашисты на оккупированных территория очень жестоко расправлялись с мирным населением, с партизанами. В нашем селе живет  семья Елисеевых, их бабушка Мария Михайловна жила в оккупированной  Брянской области.

Расскажет нам о ней ее правнук Иван Кульсинбаев (Фото на слайде Елисеевой М.М.)

Моя прабабушка Елисеева Мария Михайловна родилась 1 августа 1928 года в селе Витич Брянской области в большой семье. В семье было 5 детей. Отец ее был сапожником, а мама занималась детьми и домом.

Во время войны прабабушка была ребенком. В их деревни были немцы, и им приходилось прятаться в погребе. В селе остались старики, женщины и дети. Все взрослые ушли в партизаны. После войны Мария уехала в Москву, там вышла замуж и с мужем Елисеевым Владимиров приехали в наше села Алмала. В их семье родилось 4 детей.

Прабабушка всю жизнь работала в колхозе. В 1983 году вышла на пенсию,  в 2008 году в возрасте 79 лет прабабушка умерла.

Учитель:

Фашисткая Германи планировала захватить весь Советский Союз, особенно ее интересовали стратегические запасы нефти и хлеба юга  страны и Кавказа.  На пути немцев стоял город Сталинград – город Сталина, но его немцам не удалось захватить. Под Сталинградом шли упорные бои, фашисты превратили город в руины, но смогли завоевать. Город Сталинград защищал наш односельчанин Сутурмин Василий Степанович.

Рассказ Кульсинбаевой Марии (на слайде фото Сутурмина В.С.)

Мой прадедушка    Сутурмин Василий Степанович родился 27 марта 1921 года в селе Варваринка. В их семье было трое детей. В 1941 году Василия призвали на фронт. Воевал он до 1943 года. В 1943 году получил ранение в ногу и вернулся домой. После войны работал в колхозе охранником. В 1964 году женился на Тюриной Елизавете. В их семье было двое детей. 2 марта 1999 года прадедушка умер.

Учитель

9 мая 1945 года Германия была повержена! Но это был еще не конец войны. Наша страна воевала с Японией на Дальнем востоке. В нашем селе живет один из вереранов той войны Каримов Мухтар Нугуманович.

Рассказ Кузичкина Дениса (на слайде фото Каримова М.Н.)

22 ноября 1944 года на фронт был призван мой прадед, Каримов Мухтар Нагуманович. Родился он в большой крестьянской семье, в селе Сянзяпово Кугарчинского района республики Башкортостан, Мухтар Нагуманович был третьим ребенком в семье, родился он 6 июля 1929 года. 17 января 1942 года погиб на фронте, под Москвой отец Мухтара Нагумановича.

Когда началась война всем детям приходилось работать наравне с взрослыми, мой прадед тоже много работал, как все дети. Работал он в колхозе, вставать приходилось в 5-6 утра, работали в поле, бороновали землю, лошадей не было, запрягали коров. Вместе с женщинами и стариками дети косили сено, убирали урожай в поле.

Когда моему прадеду  исполнилось 15 лет, он был призван в армию. Тогда многие из ребят «приписывали себе годы», чтобы попасть на фронт. Так было и с моим прадедом. 22 ноября 1944 года он был призван на фронт. Так Мухтар Нагуманович попал учебную часть  села Тоцкого, где находился 14 запасной артиллерийский полк, где он проходил обучение. В артиллерийском полку он научился стрелять из миномета, также обучался разведке. По окончанию обучения получил звание ефрейтора.

В апреле 1945 года прадед был отправлен на Дальневосточный фронт, служил он 464 Минометном полку  под командованием генерал-полковника Шестякова в селе Корховка на границе с Маньчжурией.

Война для Мухтара Нагумановича началась 9 августа 1945 года, когда начались бои с Японией.

- до 9 августа мы стояли на границе, - вспоминает прадед,- а 9 августа перешли границу, начались боевые действия. Часто ходили в разведку, поджигали наблюдательные пункты противника.

На вопрос было ли страшно на войне? Мухтар Нагуманович отвечает что нет, не страшно. Лицом к лицу с врагом мы не сталкивались, враги вели обстрелы из орудий и минометов. Мой прадед  был наводчиком миномета. О том, что война закончилась, солдатам объявили 31 августа 1095 года, 2 сентября официально было объявлено о капитуляции Японии, а 3 августа они праздновали победу, каждый солдат получил в честь победы свои 100 грамм водки. После окончания войны Мухтар Нагуманович продолжил службу, получил звание сержанта, был назначен командиром миномета. Прослужил он в армии до 1951 года. Вернулся домой, работал в колхозе, в 1955 году женился и вместе  переехал в село Высокая Поляна (ныне Тюльганский район Оренбургской обл., села не существует, находилось оно в 8 км. От села Алмала). До пенсии работал в Алмалинском лесничестве, в свободное от работы время делал сани, дуги. Вместе с моей прабабушкой Ишбикой Нуриевной они воспитали пятерых детей, сейчас у них 10 внуков и 10 правнуков.

Учитель 

Память о подвигах наших предков никогда не должна покидать сердца людей. Память о войне, о её немыслимом ужасе и беспредельной стойкости народа, эта память жива. Она в воспоминаниях и рассказах участников событий, в исследовательских работах юных краеведов, в экспозициях школьных музеев, залов и уголков. Пожелтевшие страницы газет, зачитанные ветхие книги, выцветшие фотографии, фронтовые письма, военные реликвии, архивные документы – бесценные свидетельства нашей истории, которые необходимо сохранить.

Во имя высшей справедливости, во имя гордого будущего России нельзя допустить, чтобы Великая Отечественная война стала для потомков «неизвестной войной».

5. Итог урока.

У: Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла более 27 миллионов человеческих жизней. Но русский народ не только выстоял в этой жестокой войне, но и разгромил фашизм.

24 июня 1945 года на Красной площади в Москве прошел Парад Победы. Торжественным маршем прошли по площади воины – победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгромленных фашистских войск.

Пусть не будет войны никогда,
                Не коснется нас больше беда!
                В День Победы все песни поют.
              В честь Победы сверкает салют!

(Звучит музыка и слова песни «День Победы».)

У: – Какое настроение передает эта песня?
   – Изменилось ли настроение?

     - Что еще мы можем сделать, чтобы память о Великой Отечественной войне жила в наших сердцах?(посещать музеи, смотреть фильмы…)

6. Домашнее задание.

У: - Вашим домашним заданием будет взять интервью у своих родственников и написать мини-сочинение «След войны в моей семье»

 -  Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...