Урок- памяти, посвящённый 70-летию Победы в войне с милитаристской Японией
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Папын Маргарита Ондаровна
Урок Памяти, посвящённый Победе в войне с милитаристской Японией 2 сентября 1945 г., посвящён героическим страницам истории Великой Отечественной и Второй мировой войны. Цель: создание педагогических условий для формирования гражданских и патриотических чувств у учащихся через обращение к памяти о героических событиях Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Задачи: • актуализация исторической памяти, формирование интереса и уважения к историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа; • воспитание обучающихся в духе патриотизма и гражданственности, гордости за достижения родной страны, горечи за её неудачи и поражения; • воспитание гуманистических качеств личности обучающихся, уважения к другим народам и странам; • развитие познавательной компетентности обучающихся на основе работы с первоисточниками, воспоминаниями военачальников, писателей, журналистов, ветеранов Великой Отечественной войны; • формирование коммуникативной культуры, способности к общению со сверстниками и старшим поколением. Педагогическими основами и методическими условиями успешного проведения занятия являются: • раскрытие значимости Победы в войне с милитаристской Японией для Советского Союза, для послевоенного мира; • изучение примеров массового героизма, проявленного защитниками Родины; • формирование понимания Победы как результата героических усилий многонационального и поликонфессионального советского народа; • опора на межпредметные связи, актуализирующие знания обучающихся по истории Отечества, литературе, географии, краеведению; • реализация воспитательного потенциала учебных предметов, в содержании которых раскрываются аспекты истории Второй мировой и Великой Отечественной войн; • использование документов, наглядного материала, фонозаписей, музыкальных произведений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока Памяти, посвящённого 70-летию Победы в войне с милитаристской Японией

Разработала:

преподаватель истории

____________М.О.Папын

. Кызыл, 2015 г.

Пояснительная записка.

Урок Памяти, посвящённый Победе в войне с милитаристской Японией 2 сентября 1945 г., посвящён героическим страницам истории Великой Отечественной и Второй мировой войны.

Цель: создание педагогических условий для формирования гражданских и патриотических чувств у учащихся через обращение к памяти о героических событиях Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

Задачи:

  • актуализация исторической памяти, формирование интереса и уважения к историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа;
  • воспитание обучающихся в духе патриотизма и гражданственности, гордости за достижения родной страны, горечи за её неудачи и поражения;
  • воспитание гуманистических качеств личности обучающихся, уважения к другим народам и странам;
  • развитие познавательной компетентности обучающихся на основе работы с первоисточниками, воспоминаниями военачальников, писателей, журналистов, ветеранов Великой Отечественной войны;
  • формирование коммуникативной культуры, способности к общению со сверстниками и старшим поколением.

Педагогическими основами и методическими условиями успешного проведения занятия являются:

  • раскрытие значимости Победы в войне с милитаристской Японией для Советского Союза, для послевоенного мира;
  • изучение примеров массового героизма, проявленного защитниками Родины;
  • формирование понимания Победы как результата героических усилий многонационального и поликонфессионального советского народа;
  • опора на межпредметные связи, актуализирующие знания обучающихся по истории Отечества, литературе, географии, краеведению;
  • реализация воспитательного потенциала учебных предметов, в содержании которых раскрываются аспекты истории Второй мировой и Великой Отечественной войн;
  • использование документов, наглядного материала, фонозаписей, музыкальных произведений.

Сценарий урока Памяти, посвящённого 70-летию Победы в войне с милитаристской Японией.

Вступительное слово учителя

Здравствуйте, в этот день, 2 сентября 1945 года японская делегация подписала Акт о капитуляции, это событие завершило боевые действия во Второй мировой войне. С того дня прошло ровно 70 лет, именно поэтому сегодняшний наш урок, посвящён 70-летию Победы во Второй мировой войне.

На сегодняшнем уроке мы с Вами узнаем об этом событии из сообщений наших студентов и из документального фильма.

Вторая мировая война длилась 6 лет, началась 1 сентября 1939 года, закончилась 2 сентября 1945 года. Это война двух мировых военно-политических коалиций, ставшая крупнейшим вооружённым конфликтом в истории человечества. В ней участвовало 62 государства из 73 существовавших на тот момент (80% населения Земного шара). Боевые действия велись на территории трёх континентов и в водах четырёх океанов. Это единственный конфликт, в котором было применено ядерное оружие.

Япония вступила во Вторую мировую войну 8 декабря 1941 года.

Выступление студента

Доклад на тему Япония во Второй мировой войне.

Вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз в июне 1941 года было воспринято японскими милитаристами как удобный случай для реализации своих агрессивных планов в отношении СССР. Министр иностранных дел Мацуока настаивал на немедленном вступлении Японии в войну на стороне Германии, и многие высшие императорские советники поддерживали его. Однако часть руководителей армии заняла более сдержанную позицию они считали, что Советский Союз потерпит поражение в этой войне и им удастся одержать победу над ними с минимальными потерями.

Уже 2 июля 1941 года японские руководители на тайном совещании с участием императора приняли решение о применении оружия против Советского Союза в момент, когда советско-германская война примет неблагоприятный для СССР оборот.

1 декабря 1941 года на совещании японских лидеров у императора, было окончательно решено начать войну против США, Англии и Голландии 8 декабря, если к этому времени условия Японии не будут приняты на переговорах в Вашингтоне. Для продвижения японской армии на юг требовалось прежде всего уничтожить американский тихоокеанский флот. 7 декабря 1941 года, в то время, когда в Вашингтоне ещё продолжались усилия для возобновления переговоров, Япония внезапно атаковала военно-морскую базу США на Гавайский островах. Застигнутые врасплох, американцы в течение двух часов потеряли 90% своих военно-морских и военно-воздушных сил на Тихом океане. Были потоплены или выведены из строя 18 военных кораблей, в том числе все 8 линкоров, а на аэродромах на острове Оаху уничтожено 188 и повреждено 128 самолётов. Погибло свыше 2,5 тыс. американских солдат и офицеров.

Одновременно с эти рейдом и в ближайшие дни после него японские вооружённые силы высадились на Малаккском полуострове, захватили принадлежащие США острова Уэйк и Гуам.

10 декабря японская авиация потопила у побережья Малайи британский линкор «Принс ов Уэльс» и линейный крейсер «Ри-иалс», обеспечив Японии господство в Индийском океане. К середине 1942 г. Япония добилась ряда важных военных успехов. Западные колониальные страны были фактически изгнаны из Юго-Восточной Азии. Она получила территории, богатые нефтью и другими природными ресурсами.

Однако уже летом 1942 года Япония исчерпала свои наступательные возможности. Англия и США, оправившись от первых поражений, развернули наступательные операции. В сражении 4 – 6 июня у острова Мидуэй японский флот потерял четыре авианосца и один крейсер, в результате чего Япония лишилась своей основной ударной силы. Американский флот и армия одержали ряд важных побед, которые привели к отставке генерала Тодзио и образованию нового правительства во главе с генералом Коисо.

Однако и при новом правительстве тон задавали военные во главе с генералом Тодзио, выступавшие за продолжение войны всеми доступными средствами, за тотальную мобилизацию для решающих боёв на территории Японских островов. Их ударной силой была огромная сухопутная армия, насчитывавшая летом 1945 г. более 4 млн. человек. Начальники американских штабов утверждали, что «Япония может капитулировать только в 1947 г. или позже, а разгром её может стоить Америке миллиона солдат.

Правительства США и Англии понимали, что только вступление СССР в войну на Дальнем Востоке обеспечит разгром вооружённых сил Японии и ускорит её капитуляцию. Советский Союз также был заинтересован в ликвидации очага военной опасности на своих дальневосточных границах и в скорейшем окончании Второй мировой войны.

В феврале 1945 года на Ялтинской конференции глав трёх держав – СССР, США и Англии – было заключено соглашение, по которому Советский Союз взял обязательство вступить в войну против Японии через два-три месяца после окончания войны с Германией и о возвращении Советскому Союзу отторгнутых от России Южного Сахалина и Курильских островов.

5 апреля 1945 года Советское правительство денонсировало пакт о нейтралитете, указав в своём заявлении, что Япония помогает Германии воевать против СССР и воюет против его союзников – США и Англии – и, следовательно, «пакт о нейтралитете Японии и СССР потерял смысл». В июле 1945 года на конференции в Потсдаме была принята Потсдамская декларация, потребовавшая от Японии безоговорочной капитуляции. Япония отвергла этот ультиматум.  

Выступление студента

Подписание акта о капитуляции Японии

К концу июля 1945 года Императорский Японский флот потерял свою боеготовность, возникла угроза вторжении союзников на территорию Японии. В то время как публичными заявлениями объявлялось намерение воевать до конца, члены Высшего военного совета Японии («Большой шестёрки») тайно предлагали нейтральному Советскому Союзу временный мирный договор на выгодных для себя условиях. Между тем Советский Союз готовился к нападению на Японию для выполнения условий Тегеранской и Ялтинской конференций.

Как уже было сказано, 25 июля 1945 года президент США Трумэн, Премьер министр Великобритании Уинстон Черчиль и Президент Китайского Национального правительства Чин Кайши в Потсдамской Декларации выставили условия безоговорочной сдачи для Имперской Японии. В ультиматуме заявлялось, что если Япония не сдастся, то она предстанет перед угрозой полного уничтожения.

6 августа 1945 года американские ВВС сбросили ядерную бомбу на Хиросиму (город, где было сосредоточено большое количество штабов и складов японской армии, а также военных училищ). Поздно вечером 8 августа, согласно Ялтинским соглашениям, Советский Союз объявил войну Японии и вскоре после полуночи 9 августа напал на Маньчжоу-Го. В этот же вечер американские ВВС сбросили атомную бомбу на Нагасаки (город, где находился крупный военно-морской порт, ряд верфей дл ремонта военных судов, большое количество войсковых частей). Общий шок от этих событий, заставил императора Хирохито вмешаться и обязать Большую Шестёрку согласовать сроки прекращения войны, принятые Союзниками в Потсдамской декларации. После нескольких дней закулисных переговоров и безуспешных попыток отбить захваченные советскими десантниками арсеналы бактериологического оружия в Маньчжурии, и неудачной попытки государственного переворота, Хирохито 15 августа по радио обратился к нации и объявил о капитуляции Японии.

28 августа началась оккупация Японии союзниками. Церемония подписания акта о капитуляции состоялась 2 сентября на борту линкора ВМС США «Миссури», где официальные представители правительства Японии подписали акт о капитуляции Японии, завершая Вторую мировую войну. Военнослужащие союзников отпраздновали победу над Японией, хотя некоторые подразделения отдалённых и разбросанных в Азии и на островах Тихого океана японских войск в течение длительного времени отказывались сложить оружие. После того как Япония капитулировала, между историками не прекращались дискуссии относительно целесообразности ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.

Боевые действия официально завершились подписанием Сан-Францисского мирного договора 8 сентября 1951 года.

Просмотр фильма «Великая война. 18 серия. Война с Японией»

Мы с вами посмотрели одну из серий цикла исторических фильмов о Второй мировой войне, и сейчас попробуем сделать выводы.

Уроки и итоги Второй Мировой войны. (2 человека)

В истории Второй Мировой войны принято выделять несколько периодов.

1 период – 1 сентября 1939 – июнь 1941 года:

  • захват государствами фашистского блока контроля над большей частью Европы;
  • начало военных действий в Северной Африке;
  • расширение японской агрессии в Восточной и Юго-восточной Азии.

2 период – июнь 1941 – ноябрь 1942 года:

  • начало Великой Отечественной войны, оккупация гитлеровцами значительной части европейской территории СССР;
  • провал плана «Барбаросса»;
  • создание антигитлеровской коалиции.

3 период – ноябрь 1942 – конец 1943 года:

  • коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн, переход стратегической инициативы в руки союзников антигитлеровской коалиции,
  • фашистские государства потерпели полное поражение в Северной Африке;
  • англо-американские войска высадились в Италии, что привело к её выходу из войны.

4 период – 1944 – май 1945 года:

  • полное освобождение территории СССР;
  • открытие второго фронта в Европе;
  • разгром фашистской Германии;
  • завершение Великой Отечественной войны.

5 период – лето – 2 сентября 1945 года:

  • разгром Японии;
  • завершение Второй мировой войны.

Разумеется, любая периодизация условна, например некоторые исследователи выделяют лишь три этапа: 1 – до июня 1942 года – расширение масштабов войны при сохранении превосходства сил агрессора; 2 – по январь 1944 года  коренной перелом в войне; 3 – по 2 сентября 1945 года – заключительный этап, разгром Германии и Японии.

Какая бы периодизация не использовалась, итоги Второй мировой войны, остаются неизменными: фашистский блок государств потерпел в ней полное и сокрушительное поражение. Это поражение выражалось не только в разгроме вооружённых сил агрессора, но и в том, что полный крах потерпела их идеология, фашистские режимы были ликвидированы, партии и организации запрещены.

Впервые в истории состоялся суд над организаторами преступлений против мира и человечности.

Война стала своеобразным переломным моментом в современной истории, изменилось соотношение сил на мировой арене. Сформировался социалистический лагерь, сложилась и до начала 1990-х годов сохранялась биполярная, то есть двухполюсная система международных отношений, она привела к развёртыванию холодной войны между Востоком и Западом.

Появилась новая влиятельная международная организация – ООН, главной целью которой, было провозглашено содействие мирному разрешению конфликтов между странами, организация сотрудничества в решении общих проблем человечества. Особую остроту приобрёл вопрос о соблюдении прав человека и прав народов, в том числе на суверенное развитие.

Начался распад колониальной системы. Уже в ходе войны многие колонии – Корея, Индонезия, Филиппины, Бирма, Вьетнам, Камбоджа, Сирия, Ливан провозгласили свою независимость. Метрополии так и не смогли удержать в них своё господство.

Вторая мировая война – самая масштабная и кровопролитная в истории человечества. Она продолжалась 6 лет: с 1 сентября 1939 года по 2 сентября 1945 года.

Участие в ней приняло 61 государство, в то время в них проживало 80% населения мира.

Военные действия, которые вели к гибели людей и разрушению материальных ценностей происходили на территории 40 стран.

Точное число жертв Второй мировой назвать достаточно трудно. На сегодняшний день исследователи говорят о почти 100 миллионах убитых и раненных.

Наиболее пострадавшими государствами являлись Китай и Советский Союз. С 1937 года, когда Япония начала вторжение  в Центральный Китай по 1945 год там было убито 35 миллионов человек, с учётом жертв гражданской войны.

Число погибших военнослужащих и мирных граждан в СССР оценивается  в 27 миллионов человек.

Политика геноцида, которую проводили государства фашистского блока, привела к созданию настоящих фабрик уничтожения людей, концлагерей и лагерей смерти, число заключённых в них достигло 18 миллионов человек из них 11 миллионов погибли.

Общая материальная потеря во время Второй мировой войны оцениваются в переводе на современные цены в 2 триллиона долларов. А если учитывать те средства, которые были затрачены на ведение военных действий, цифру необходимо увеличить, как минимум, в два раза.

Наибольший урон понёс Советский Союз – было разрушено 1710 городов, более 70 тысяч деревень и сёл, около 32 тысяч промышленных предприятий.

Сумма ущерба составила 610 миллиардов долларов. Многие культурные ценности разрушенные или утраченные во время войны в принципе невозможно оценить в денежном выражении.

Какие же уроки человечество могло и должно было извлечь после окончания этого разрушительного конфликта?

Самый первый и главный урок – недопустимость третьей мировой войны. Учитывая постоянно возрастающую мощь военной техники, наличие оружия массового поражения, в первую очередь атомного. В новой войне – победителей не будет. Человеческая цивилизация может просто исчезнуть с лица планеты. Не исключено что и вместе с самой планетой.

Во-вторых, пока военное столкновение не началось, есть возможность его предотвратить. Существовала такая возможность и на кануне Второй мировой, при условия создания работающей системы коллективной безопасности в Европе. Фашистской Германии с самого начало пришлось бы вести военные действии на два фронта – на Западе и на Востоке. В такой ситуации её руководство вряд ли бы решилось начать войну. Но и в случае начала, конфликт не принял бы такие масштабные размеры и не привёл бы к таким разрушительным последствиям. Конечно, договориться о совместных действиях странам с разным, можно даже сказать противоположным политическим строем было достаточно сложно, но не невозможно, что доказывает создание и деятельность антигитлеровской коалиции. Но в конце 30-х годов XX века руководители Западных государств и СССР стремились обеспечить безопасность своей страны за счёт соседей, пытались использовать агрессоров для решения собственных геополитических задач.

3 урок заключается в том, что попытки остановить агрессоров путём частичных уступок не дают результатов. Политика умиротворения, которую проводило западное правительство в отношение гитлеровской Германии, заключение с ней сепаратных договоров и сделок – лишь разжигало аппетит нацистского руководства, облегчало ему подготовку к захватническим действиям.

Можно также назвать 4 урок: наибольшая опасность начала большой войны исходит от государств с тоталитарным политическим режимом. В таких странах общество полностью контролируется властями, население практически не может оказывать воздействие на политику государства. Протестующие и сомневающиеся подавляются, в том числе уничтожаются физически.

Много лет прошло со дня окончания Второй мировой войны. Уходят от нас в мир иной люди, видевшие страшное лицо войны. Мы с вами можем узнать о тех страшных событиях только из рассказов ветеранов, из книг, документальных фильмов.

Мы с вами не должны забывать этот страшный урок истории, и должны сохранить память о тех, кто не вернулся с той далёкой и страшной войны, кто о тех, кто был на ней, но не дожил до сегодняшнего дня, о тех кто победил!

Список используемых источников.

  1. видеоурок по истории «Уроки и итоги Второй мировой войны» -http://www.youtube.com/watch?v=H50mWi_Ie14
  2. http://history-of-world.ru/yaponiya-vo-vtoroj-mirovoj-vojne.html
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Вторая_мировая_война 
  4. Цикл фильмов «Великая война. 18 серия. Война с Японией»

Внеклассное мероприятие,  

 посвящённое 70-летию Великой Победы.

Устный журнал  «Дорогами войны»

Цель и задачи данной работы:  

  1. Показать,  какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 Мая в истории развития нашей страны.
  2. Закрепление и углубление исторических знаний о Великой Отечественной войне.
  3. Развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы у учащихся.
  4. Воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа.
  5. Воспитание любви к своей Родине и уважения к её защитникам.

Оборудование:

Экран, проектор , диск с документальными кадрами Великой Отечественной войны, компьютер,  мультимедийная презентация, документальный видеоролик, запись военных песен.  

Предварительная работа:

  1. Подбор материала о Великой Отечественной войне,
  2. Оформление фотовыставки «Дети-герои войны» ,
  3. Оформление выставки детских рисунков «Война глазами детей»,  
  4. Разучивание стихов и песен о войне,
  5. Подготовка наглядного материала  (выставка книг о войне, медалей, солдатских предметов времён войны),
  6. Подготовка военной формы для учащихся,  
  7. Подготовка презентации и проекта «Дорогами войны»

Содержание мероприятия:

Преподаватель:

- Ребята, совсем скоро мы будем отмечать знаменательный день – день Победы. Вот уже 70 лет прошло с тех пор, как закончилась Великая  

Отечественная война, но каждый год снова и снова мы вспоминаем тех, кто отстоял нашу Родину в том страшном испытании. Сегодня я вам предлагаю пройти тот же путь, какой пришлось пройти нашим солдатам и мирным людям по тяжёлым  дорогам войны.  

(звучит музыка марша «Прощание славянки»)  

         Студент:

На грозную битву вставайте!

Защитники русской земли!

Прощайте, прощайте, прощайте,

Пожары пылают вдали!

Преподаватель:

- 22 июня 1941 года ровно в 4 часа утра немцы стали бомбить г.Киев, по радио прозвучало сообщение  - «Началась война!»    

(Прослушивание записи слов Левитана по радио о начале войны)

СТРАНИЦА  1 -  «Ленинград»  

(Фоновая музыка)

Преподаватель:  - Уже через два месяца основные  военные события стали разворачиваться вокруг Ленинграда. Зима 1941-1942 года на редкость выдалась суровой.

В 1942г. немцы взяли город в плотное кольцо, отрезали все пути к отступлению. Блокада Ленинграда длилась 900 дней и ночей… Каждый из них  был наполнен неимоверными страданиями.  

Студент: Немцы бомбили город несколько раз в день. Недостаток продуктов питания, медикаментов, наступившие холода и постоянное нервное напряжение испытывали ленинградцы. И даже дети , наравне со взрослыми, переносили все тяготы и лишения этой страшной войны.  

     Преподаватель: - В осаждённом городе оказалось 2,5 млн. гражданского населения, в том числе 400тыс. детей.

 Слайд    

Преподаватель: -    Для всех осаждённых самым страшным испытанием стал голод. Пайка хлеба в сутки составляла 125 гр. От голода, холода люди гибли непрерывно. В годы блокады умерло 641803 человека.

Слайд  

Преподаватель:   -   Важное значение для ленинградцев имела “Дорога жизни” по Ладожскому озеру. Старались вывезти, в первую очередь, детей и распределить их в детские дома на большой земле.

 Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой. 

СТРАНИЦА 2 – «Дневник Тани Савичевой»

  Слайд  

"Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра 1941 г. Бабушка умерла 25 января. В 3 часа дня 1942 г. Лека умер 17 марта, в 6 часов утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля, в 2 часа ночи 1942 г. Мама - 13 мая, в 7 часов 30 минут утра 1942 г. ...Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня".     


(на фоне слайда)

Это написано одиннадцатилетней школьницей, которая не намного пережила своих близких.  

СТРАНИЦА  3 -  «Дорога жизни»  

Преподаватель: - Единственной дорогой, по которой можно было доставить в город военное снаряжение и продовольствие, вывезти раненых и больных, была дорога через Ладожское озеро.  

- Как называли её ленинградцы?  («Дорога жизни»).

Преподаватель:  - Под вражескими обстрелами и бомбёжками (зимой – по льду, на машинах и санях, весной и летом - на катерах, баржах и лодках) доставлялись по озеру различные грузы, в том числе продукты питания, боеприпасы, медикаменты.

     Слайд            

Преподаватель: 

 Почти три года – 900 дней и ночей сдерживал Ленинград бешенный натиск врага. Но ленинградцы выстояли.

- Усилиями советских воинов 27 января 1943 года блокада полностью была прорвана. На месте прорыва блокады теперь установлен мемориальный комплекс «Дорога жизни»  

Слайд

Студент: Стираются лица, стираются даты,

               Порой ваша память не всё сохранит.

               Но видят и нынче седые солдаты

               Приволжскую степь, черноморский гранит.  

Какими путями прошли вы, солдаты?

Какие преграды сумели сломить?

Стираются лица, стираются даты,

Военных дорог никогда не забыть.  

 

(Просмотр ВИДЕО под песню «ДЕСЯТЫЙ наш десантный батальон»)

СТРАНИЦА  4  -  «Москва»  

Преподаватель:

- В октябре 1941 года немцы начали наступление на Москву. Немцы рвались к нашей столице. Но на пути у них встали отважные защитники Москвы. Здесь фашистская армия потеряла 300 тыс. своих солдат.  

Студент:                                                        

Война… Жестокая война

Не первый месяц длится.

Жизнь, как струна, напряжена,  

В опасности столица

Преподаватель:

Советским командованием было принято твёрдое решение: Москву не сдавать! 

Студент:

Страна стонала  под чужими сапогами                

Фашист германский пол-Европы растоптал

«Назад ни шагу, ведь уже Москва за нами!»

Слова священные здесь политрук сказал.

Преподаватель:    С этими словами обратился  политрук Клочков к защитникам Москвы.   7 ноября 1941 года в осаждённой Москве состоялся военный парад на Красной площади . После парада воинские части уходили прямо на фронт.  Наши доблестные войска отстояли Москву,  и враг не прорвался в столицу.

Студентка:

Шинель                                                      

- Почему ты шинель бережёшь?

  Я у папы спросила.

- Почему не порвёшь, не сожжёшь?

  Я у папы спросила. 

Потому я её берегу,

  Отвечает мне папа,

  Потому не порву, не сожгу,

  Отвечает мне папа,  

Потому мне она дорога,

Что вот в этой шинели  

Мы ходили, дружок , на врага

И его одолели!  

Преподаватель:  Ребята,  как вы думаете , что помогло нашим солдатам   выстоять в тяжёлых  боях на полях сражений в годы войны?    

 (Солдатская дружба, взаимовыручка , сила духа, смелость, воля к победе, ненависть к врагу, любовь к Родине), а ещё  - хорошая песня.

(Уч-ся исполняют песню  «Три танкиста»)

Преподаватель:   Отцы и деды героически сражались за независимость нашей Родины, а дети ждали своих отцов с войны и писали им письма.

 Студент:

Письмо папе на фронт                                  

Папа! Ты вернёшься невредимый!

Ведь война когда-нибудь пройдёт?

Миленький, голубчик мой родимый

Знаешь, вправду, скоро Новый год!

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть.

Я тебе желаю – прежелаю

Поскорей фашистов одолеть!  

Чтоб они наш край не разрушали,

Чтоб как прежде можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить.

Чтоб над всем таким большущим миром

Днём и ночью был весёлый свет…

Поклонись бойцам и командирам,

Передай им от меня привет.  

Пожелай им всякую удачу,  

Пусть идут на немцев, как один…

…Я пишу тебе и чуть не плачу,

Это так…от радости…                  Твой сын.  

(Уч-ся исполняют песню  «Четвёртый год воюет взвод»)

Преподаватель:  - Родные писали письма на фронт своим защитникам и  домой их ждали со скорой победой .  

Ждёт сына мать не год, а много лет.

Она всё ждёт его и в будни, в праздник.

А сын не едет, даже нет примет,

Что ожиданье это не напрасно.

Как ей поверить, как ей жизнь прожить?

Если поверить в то, что он убитый,

Под звёздами огромными лежит,  

Под серебристой киевской ракитой.

А мать всё ждёт, с войны всё сына ждёт.

Вот он идёт, плывёт к ней, едет, мчится,

Ну, вот сейчас к калитке подойдёт

И снимет шлем, и тихо постучится.

СТРАНИЦА  5  «Дети-герои войны»

Преподаватель:    - Такие же ребята,  как  вы , бесстрашно сражались с врагом на фронте и в тылу.  Дети вместе со взрослыми приближали нашу победу!

 Рассказ студентки:

Слайд:

Зина Портнова

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это недалеко от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодёжная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом её комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

Рассказ студентки:

Надя Богданова

       Надю Богданову дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья  долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.  

       В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде «дяди Вани» Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

 СТРАНИЦА  6  -   «Города-Герои»  

Слайд:

Преподаватель:  -  Много городов героически отстаивали  свою свободу, их жители защищали нашу Родину. После войны этим городам  присвоены звания «городов-героев». Ребята, назовите какие города-герои вы знаете?

Москва, Ленинград, Тула, Орёл, Волгоград, Смоленск, Брест, Минск, Киев, Одесса, Севастополь, Керчь  и т.д.

СТРАНИЦА  - «Награды Родины»  

Преподаватель:  - За мужество и героизм на фронте солдатам и командирам присваивались очередные воинские звания  и вручались ордена и медали, часто посмертно.

(выставка орденов и медалей Великой Отечественной войны).

СТРАНИЦА  7  - «Пословицы»

Преподаватель:

Много жизней унесла война. Люди не теряли веры в победу даже в самые тяжёлые времена. «Враг будет разбит, Победа будет за нами!» - эти слова звучали повсюду. На войне было сложено много пословиц и поговорок бойцами. Назовите их  и объясните их значение.    

Пословицы

  • Русский солдат не знает преград.
  • Солдатское дело – воевать храбро и умело.
  • Друг за друга стой и выиграешь бой.
  • Набирайся ума в ученье, храбрости – в сраженье.
  • С родной земли умри – не сходи!
  • Где смелость, там и победа.
  • Кто дрожит, тот и от врага бежит.
  • Умелый боец – везде молодец!

СТРАНИЦА  8  - «Интересные факты из жизни нашей страны»

Почему на Параде Победы 24 июня 1945 года одну собаку несли на руках на сталинской шинели?

Во время Второй мировой войны разминировать объекты сапёрам активно помогали дрессированные собаки. Одна из них по кличке Джульбарс обнаружила при разминировании участков  в европейских странах в последний год войны 7468 мин и более 150 снарядов. Незадолго до Парада Победы 24 июня в Москве Джульбарс получил ранение и не мог пройти в составе школы военных собак. Тогда Сталин приказал нести пса по Красной площади на своей шинели.

СТРАНИЦА  9  - «Спасибо за Победу!»

Ведущий:  Внимание! Сейчас мы перевернём последнюю страницу журнала. Великая Отечественная война нашего народа закончилась 9 мая 1945 года полным разгромом гитлеровских армий. Наша победа спасла многие народы от порабощения, от ужасов и мракобесия поработителей. Оставшиеся в живых  и их потомки должны помнить, какой ценой достался нам этот мир (читает на фоне музыки).

У каждого была своя война,  

Свой путь вперёд, свои участки боя,  

И каждый был  

Со всем самим собою,

И только цель

У всех была одна!   (М. Алигер)  

Преподаватель:  Цель  – победить врага , спасти свою Родину, свой народ. Ребята,  мы должны всегда помнить подвиг нашего народа, который выстоял и победил в этой жестокой войне.  

- Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за неё заплатили.  

Студент:

Спасибо ВАМ…                                          

Спасибо Вам за подвиг ваш,

За вашу преданность Отчизне,  

За то, что ради мирных лет

Свои вы не жалели жизни.  

И сложно выразить в словах

Всю благодарность за Победу,

Вам память вечная в веках

За героизм ваш, наши деды!  

(Исполнение уч-ся песни «Победа!»)

Литература:

  1. Андросова В.Г., Лазыкина Л.Г. Во имя Победы // Химия в школе. – 1985. – С.73-77.
  2. Браверман Э.М.  Альманах «Подвиг» //Физика в школе. – 1985.-№2  
  3. Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. «Наша Родина» -2000.-С.52-59.
  4. Журнал «Семь+»  - 1-2, 2014.
  5. Дунаева И.А. Учёные фронту // Воспитание школьников. – 2013.-№4




Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие,  

 посвящённое 70-летию Великой Победы.

Устный журнал  «Дорогами войны»

Цель и задачи данной работы:  

1.        Показать,  какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 Мая в истории развития нашей страны.

2.        Закрепление и углубление исторических знаний о Великой Отечественной войне.

3.        Развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы у учащихся.

4.        Воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа.

5.        Воспитание любви к своей Родине и уважения к её защитникам.

Оборудование:

Экран, проектор , диск с документальными кадрами Великой Отечественной войны, компьютер,  мультимедийная презентация, документальный видеоролик, запись военных песен.  

Предварительная работа:

1.        Подбор материала о Великой Отечественной войне,

2.        Оформление фотовыставки «Дети-герои войны» ,

3.        Оформление выставки детских рисунков «Война глазами детей»,  

4.        Разучивание стихов и песен о войне,

5.        Подготовка наглядного материала  (выставка книг о войне, медалей, солдатских предметов времён войны),

6.        Подготовка военной формы для учащихся,  

7.        Подготовка презентации и проекта «Дорогами войны»

Содержание мероприятия:

Преподаватель:

- Ребята, совсем скоро мы будем отмечать знаменательный день – день Победы. Вот уже 70 лет прошло с тех пор, как закончилась Великая  

Отечественная война, но каждый год снова и снова мы вспоминаем тех, кто отстоял нашу Родину в том страшном испытании. Сегодня я вам предлагаю пройти тот же путь, какой пришлось пройти нашим солдатам и мирным людям по тяжёлым  дорогам войны.  

(звучит музыка марша «Прощание славянки»)  

         Студент:

На грозную битву вставайте!

Защитники русской земли!

Прощайте, прощайте, прощайте,

Пожары пылают вдали!

Преподаватель:

- 22 июня 1941 года ровно в 4 часа утра немцы стали бомбить г.Киев, по радио прозвучало сообщение  - «Началась война!»    

(Прослушивание записи слов Левитана по радио о начале войны)

СТРАНИЦА  1 -  «Ленинград»  

(Фоновая музыка)

Преподаватель:  - Уже через два месяца основные  военные события стали разворачиваться вокруг Ленинграда. Зима 1941-1942 года на редкость выдалась суровой.

В 1942г. немцы взяли город в плотное кольцо, отрезали все пути к отступлению. Блокада Ленинграда длилась 900 дней и ночей… Каждый из них  был наполнен неимоверными страданиями.  

Студент: Немцы бомбили город несколько раз в день. Недостаток продуктов питания, медикаментов, наступившие холода и постоянное нервное напряжение испытывали ленинградцы. И даже дети , наравне со взрослыми, переносили все тяготы и лишения этой страшной войны.  

     Преподаватель: - В осаждённом городе оказалось 2,5 млн. гражданского населения, в том числе 400тыс. детей.

 Слайд    

Преподаватель: -    Для всех осаждённых самым страшным испытанием стал голод. Пайка хлеба в сутки составляла 125 гр. От голода, холода люди гибли непрерывно. В годы блокады умерло 641803 человека.

Слайд  

Преподаватель:   -   Важное значение для ленинградцев имела “Дорога жизни” по Ладожскому озеру. Старались вывезти, в первую очередь, детей и распределить их в детские дома на большой земле.

 Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой.

СТРАНИЦА 2 – «Дневник Тани Савичевой»

  Слайд  

"Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра 1941 г. Бабушка умерла 25 января. В 3 часа дня 1942 г. Лека умер 17 марта, в 6 часов утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля, в 2 часа ночи 1942 г. Мама - 13 мая, в 7 часов 30 минут утра 1942 г. ...Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня".    

(на фоне слайда)

Это написано одиннадцатилетней школьницей, которая не намного пережила своих близких.  

СТРАНИЦА  3 -  «Дорога жизни»  

Преподаватель: - Единственной дорогой, по которой можно было доставить в город военное снаряжение и продовольствие, вывезти раненых и больных, была дорога через Ладожское озеро.  

- Как называли её ленинградцы?  («Дорога жизни»).

Преподаватель:  - Под вражескими обстрелами и бомбёжками (зимой – по льду, на машинах и санях, весной и летом - на катерах, баржах и лодках) доставлялись по озеру различные грузы, в том числе продукты питания, боеприпасы, медикаменты.

     Слайд            

Преподаватель:

 Почти три года – 900 дней и ночей сдерживал Ленинград бешенный натиск врага. Но ленинградцы выстояли.

- Усилиями советских воинов 27 января 1943 года блокада полностью была прорвана. На месте прорыва блокады теперь установлен мемориальный комплекс «Дорога жизни»  

Слайд

Студент: Стираются лица, стираются даты,

               Порой ваша память не всё сохранит.

               Но видят и нынче седые солдаты

               Приволжскую степь, черноморский гранит.  

Какими путями прошли вы, солдаты?

Какие преграды сумели сломить?

Стираются лица, стираются даты,

Военных дорог никогда не забыть.  

 

(Просмотр ВИДЕО под песню «ДЕСЯТЫЙ наш десантный батальон»)

СТРАНИЦА  4  -  «Москва»  

Преподаватель:

- В октябре 1941 года немцы начали наступление на Москву. Немцы рвались к нашей столице. Но на пути у них встали отважные защитники Москвы. Здесь фашистская армия потеряла 300 тыс. своих солдат.  

Студент:                                                        

Война… Жестокая война

Не первый месяц длится.

Жизнь, как струна, напряжена,  

В опасности столица

Преподаватель:

Советским командованием было принято твёрдое решение: Москву не сдавать!

Студент:

Страна стонала  под чужими сапогами                

Фашист германский пол-Европы растоптал

«Назад ни шагу, ведь уже Москва за нами!»

Слова священные здесь политрук сказал.

Преподаватель:    С этими словами обратился  политрук Клочков к защитникам Москвы.   7 ноября 1941 года в осаждённой Москве состоялся военный парад на Красной площади . После парада воинские части уходили прямо на фронт.  Наши доблестные войска отстояли Москву,  и враг не прорвался в столицу.

Студентка:

Шинель                                                      

- Почему ты шинель бережёшь?

  Я у папы спросила.

- Почему не порвёшь, не сожжёшь?

  Я у папы спросила.

- Потому я её берегу,

  Отвечает мне папа,

  Потому не порву, не сожгу,

  Отвечает мне папа,  

Потому мне она дорога,

Что вот в этой шинели  

Мы ходили, дружок , на врага

И его одолели!  

Преподаватель:  Ребята,  как вы думаете , что помогло нашим солдатам   выстоять в тяжёлых  боях на полях сражений в годы войны?    

 (Солдатская дружба, взаимовыручка , сила духа, смелость, воля к победе, ненависть к врагу, любовь к Родине), а ещё  - хорошая песня.

(Уч-ся исполняют песню  «Три танкиста»)

Преподаватель:   Отцы и деды героически сражались за независимость нашей Родины, а дети ждали своих отцов с войны и писали им письма.

 Студент:

Письмо папе на фронт                                  

Папа! Ты вернёшься невредимый!

Ведь война когда-нибудь пройдёт?

Миленький, голубчик мой родимый

Знаешь, вправду, скоро Новый год!

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть.

Я тебе желаю – прежелаю

Поскорей фашистов одолеть!  

Чтоб они наш край не разрушали,

Чтоб как прежде можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить.

Чтоб над всем таким большущим миром

Днём и ночью был весёлый свет…

Поклонись бойцам и командирам,

Передай им от меня привет.  

Пожелай им всякую удачу,  

Пусть идут на немцев, как один…

…Я пишу тебе и чуть не плачу,

Это так…от радости…                  Твой сын.  

(Уч-ся исполняют песню  «Четвёртый год воюет взвод»)

Преподаватель:  - Родные писали письма на фронт своим защитникам и  домой их ждали со скорой победой .  

Ждёт сына мать не год, а много лет.

Она всё ждёт его и в будни, в праздник.

А сын не едет, даже нет примет,

Что ожиданье это не напрасно.

Как ей поверить, как ей жизнь прожить?

Если поверить в то, что он убитый,

Под звёздами огромными лежит,  

Под серебристой киевской ракитой.

А мать всё ждёт, с войны всё сына ждёт.

Вот он идёт, плывёт к ней, едет, мчится,

Ну, вот сейчас к калитке подойдёт

И снимет шлем, и тихо постучится.

СТРАНИЦА  5  «Дети-герои войны»

Преподаватель:    - Такие же ребята,  как  вы , бесстрашно сражались с врагом на фронте и в тылу.  Дети вместе со взрослыми приближали нашу победу!

 Рассказ студентки:

Слайд:

Зина Портнова

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это недалеко от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодёжная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом её комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

Рассказ студентки:

Надя Богданова

       Надю Богданову дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья  долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.  

       В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде «дяди Вани» Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

 СТРАНИЦА  6  -   «Города-Герои»  

Слайд:

Преподаватель:  -  Много городов героически отстаивали  свою свободу, их жители защищали нашу Родину. После войны этим городам  присвоены звания «городов-героев». Ребята, назовите какие города-герои вы знаете?

Москва, Ленинград, Тула, Орёл, Волгоград, Смоленск, Брест, Минск, Киев, Одесса, Севастополь, Керчь  и т.д.

СТРАНИЦА  - «Награды Родины»  

Преподаватель:  - За мужество и героизм на фронте солдатам и командирам присваивались очередные воинские звания  и вручались ордена и медали, часто посмертно.

(выставка орденов и медалей Великой Отечественной войны).

СТРАНИЦА  7  - «Пословицы»

Преподаватель:

Много жизней унесла война. Люди не теряли веры в победу даже в самые тяжёлые времена. «Враг будет разбит, Победа будет за нами!» - эти слова звучали повсюду. На войне было сложено много пословиц и поговорок бойцами. Назовите их  и объясните их значение.    

Пословицы

•        Русский солдат не знает преград.

•        Солдатское дело – воевать храбро и умело.

•        Друг за друга стой и выиграешь бой.

•        Набирайся ума в ученье, храбрости – в сраженье.

•        С родной земли умри – не сходи!

•        Где смелость, там и победа.

•        Кто дрожит, тот и от врага бежит.

•        Умелый боец – везде молодец!

СТРАНИЦА  8  - «Интересные факты из жизни нашей страны»

Почему на Параде Победы 24 июня 1945 года одну собаку несли на руках на сталинской шинели?

Во время Второй мировой войны разминировать объекты сапёрам активно помогали дрессированные собаки. Одна из них по кличке Джульбарс обнаружила при разминировании участков  в европейских странах в последний год войны 7468 мин и более 150 снарядов. Незадолго до Парада Победы 24 июня в Москве Джульбарс получил ранение и не мог пройти в составе школы военных собак. Тогда Сталин приказал нести пса по Красной площади на своей шинели.

СТРАНИЦА  9  - «Спасибо за Победу!»

Ведущий:  Внимание! Сейчас мы перевернём последнюю страницу журнала. Великая Отечественная война нашего народа закончилась 9 мая 1945 года полным разгромом гитлеровских армий. Наша победа спасла многие народы от порабощения, от ужасов и мракобесия поработителей. Оставшиеся в живых  и их потомки должны помнить, какой ценой достался нам этот мир (читает на фоне музыки).

У каждого была своя война,  

Свой путь вперёд, свои участки боя,  

И каждый был  

Со всем самим собою,

И только цель

У всех была одна!   (М. Алигер)  

Преподаватель:  Цель  – победить врага , спасти свою Родину, свой народ. Ребята,  мы должны всегда помнить подвиг нашего народа, который выстоял и победил в этой жестокой войне.  

- Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за неё заплатили.  

Студент:

Спасибо ВАМ…                                          

Спасибо Вам за подвиг ваш,

За вашу преданность Отчизне,  

За то, что ради мирных лет

Свои вы не жалели жизни.  

И сложно выразить в словах

Всю благодарность за Победу,

Вам память вечная в веках

За героизм ваш, наши деды!  

(Исполнение уч-ся песни «Победа!»)

Литература:

1.        Андросова В.Г., Лазыкина Л.Г. Во имя Победы // Химия в школе. – 1985. – С.73-77.

2.        Браверман Э.М.  Альманах «Подвиг» //Физика в школе. – 1985.-№2  

3.        Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. «Наша Родина» -2000.-С.52-59.

4.        Журнал «Семь+»  - 1-2, 2014.

5.        Дунаева И.А. Учёные фронту // Воспитание школьников. – 2013.-№4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока-памяти, посвящённая 65-летию победы

Разработка мероприятия посвящена 65-летию Великой Победы. Проводилось данное мероприятие во 2 классе. Урок памяти сопровождался презентацией....

Мероприятие, посвящённое 67- летию Победы в Великой Отечественной войне «Вечной памятью живы…»

У времени есть своя память - история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших плане­ту в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней,   р...

Презентация к уроку Памяти "70-летие победы в войне с милитаристской Японией"

В 2015 г. исполняется 70 лет со дня Победы в войне с Японией. Предлагаем в этот день провести урок Памяти. Это будет урок, посвященный героическим страницам истории Великой Отечественной и Второй миро...

Методическая разработка урока Памяти, посвящённого 70-летию Победы в войне с милитаристской Японией

Урок Памяти, посвящённый Победе в войне с милитаристской Японией 2 сентября 1945 г., посвящён героическим страницам истории Великой Отечественной и Второй мировой войны.Цель: создание педагогических у...

Сценарий мероприятия «Мы этой памяти верны», посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Сценарий митинга "Мы этой памяти верны", посвящённый 70 годовщине Победы в Великой Отечественной войне...

Конкурс чтецов стихотворений для учащихся 5-11 классов, посвящённый 200-летию победы в войне 1812 года

Цели и задачи конкурса:1. Повысить внимание школьников к художественной литературе как к неиссякаемому духовно-нравственному источнику. 2. Содействовать читательскому становлению школьников, разв...

Урок мужества, посвящённый 75-летию победы в Сталинградской битве.

Россия всегда была и будет сильна героями. Её многовековая история показывает, что патриотизм издревле является защитной системой народов России и отдельно взятого человека. Героизм и подвиг как высше...