КИМы к рабочей программе по курсу «История Древнего мира» 5 класс
тест по истории (5 класс) на тему

Скороход Алеся Анатольевна

Варианты контрольно-измерительных материалов по темам разделов курса "История Древнего мира": ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ, ДРЕВНИЙ ВОСТОК,  ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ, ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «ДРЕВНИЙ ВОСТОК», ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ, ПОЛИСЫ ГРЕЦИИ И ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ, АФИНЫ В 5-м веке до н.э. И РАСЦВЕТ ДЕМОКРАТИИ, ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ», ДРЕВНИЙ РИМ, ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_kimy_5_klass_prilozhenie.docx123.11 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

Варианты контрольно-измерительных материалов по темам

Раздел I

 ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

ВАРИАНТ 1

1. Древнейшие люди жили в Восточной Африке более:

а)  2 миллионов лет назад;

б)  3 миллионов лет назад;

в)  1 миллиона лет назад;

г)  5 миллионов лет назад;

д)  4 миллионов лет назад.

2.  В Западной Азии люди научились обрабатывать металлы около:

а)  7 тысяч лет назад;

б)  8 тысяч лет назад;

в)  9 тысяч лет назад;

г)  10 тысяч лет назад;

д)  6 тысяч лет назад.

3. Ученые считают, что раньше, чем в других районах, земледелие возникло в:

а)  Южной Африке;

б)  Западной Азии;

в)  Передней Азии;

г)  Северной Америке;

д)  Южной Америке;

е)  Австралии.

4. Главное отличие древнейших людей от животных:

а)  прямохождение;

б)  речь;

в)  умение изготовлять орудия труда;

г)  объем мозга;

д)  надбровный валик.

5. К орудиям труда и предметам быта, используемым первобытными людьми до перехода к занятию земледелием и скотоводством, относятся:

а)  деревянная мотыга;

б)  деревянное копье;

в)  ткацкий станок;

г)  гарпун;

д)  лодка-долбленка;

е)  рубило;

ж)  одежда из льняных тканей.

6. Первые земледельцы вскапывали землю при помощи:

а)  копья с каменным наконечником;

б)  рубила;

в)  палки-копалки;

г)  мотыги;

д)  гарпуна;

е)  серпа.

7. Первым домашним животным стала:

а)  свинья;

б)  корова;

в) собака;

г)  кошка;

д)  коза;

е)  курица.

3. В период 40—14 тысяч лет назад основными занятиями людей были:

а)  охота;

б)  собирательство;

в)  рыболовство;

г)  ткачество;

д)  земледелие;

е)  ремесло;

ж) скотоводство.

9. Жилищами первобытным людям служили:

а) глиняные дома; .

б) пещеры;

в)  деревянные постройки;

г)  землянки;

д)  шалаши из жердей;

е)  дома из ивовых прутьев.

10.  Выберите признаки, характеризующие племя:

а)  коллектив древнейших людей;

б)  Совет старейшин;

в)  единая территория проживания;

г)  небольшой коллектив людей (5—10 человек);

д)  объединение нескольких родовых общин;

е)  совместный труд;

ж)  коллектив соседей.

11.  Самые мудрые и опытные старики, управлявшие жизнью родовой общины, назывались:

а)  старейшинами;

б)  вождями;

в)  сородичами;

г)  знатными воинами;

д)  царями;

е)  мужчинами-воинами.

12.  Овладение огнем дало древнейшему человеку возможность:

а)  отпугивать диких зверей;

б)  заниматься земледелием и скотоводством;

в)  готовить вкуснее и питательнее мясо;

г)  согреваться холодной ночью;

д)  строить жилища;

е)  устраивать празднества в честь богов;

ж)  охотиться удачнее.

13.  Впервые настенные рисунки были найдены археологом Сауту-олой в:

а)  Майкопском кургане на юге России;

б)  Каповой пещере на Урале;

в)  пещере Альтамира в Северной Испании;

г)  среди вариантов а), б), в) нет правильного ответа.

14. Сверхъестественное существо, которое обитает в каждом человеке, покидает его тело и возвращается в него:

а)  оборотень;.

б)  душа;

в)  жертва;

г)  идол;

д)  НЛО;

е)  молитва.

15.  Религиозные верования у первобытных людей возникли в связи с тем, что они:

а)  не могли объяснить естественные причины природных явлений;

б)  боялись встретить в пещерах оборотней;

в)  думали, что вера в сверхъестественные силы будет способствовать удачной охоте;

г)  среди вариантов а), б), в) нет правильного ответа.

16.  В 1997 году археологи нашли остатки древнего поселения, которое было сожжено 5533 года назад. Пожар произошел в:

а)  3000 году до н.э.;

б)  3536 году до н.э.;

в)  7530 году;

г)  7530 году до н.э.;

д)  8436 году до н.э.;

е)  8486 году до н.э.

ВАРИАНТ 2

1.  Человек стал таким же, как люди нашего времени:

а)  2 миллиона лет назад;

б)  1 миллион лет назад;

в)  40 тысяч лет назад;

г)  10 тысяч лет назад;

д)  30 тысяч лет назад.

2. Земледелие возникло в Западной Азии более:

а)  20 тысяч лет назад;

б)  10 тысяч лет назад;

в)  5 тысяч лет назад;

г)  3 тысяч лет назад;

д)  2 тысяч лет назад.

3.  Предполагаемой областью прародины человека является:

а)  Северная Европа;

б)  Южная Австралия;

в)  Восточная Африка;

г)  Южная Америка;

д)  Северная Америка;

е)  Гренландия.

4.  «Человек разумный» отличался от древнейшего человека:

а)  объемом мозга;

б)  владением речью;

в)  владением мастерством художника;

г)  умением изготавливать орудия труда;

д) способностью общаться с помощью разных звуков.

5. К орудиям труда и предметам быта, используемым первобытными людьми после перехода к занятию земледелием и скотоводством, относятся:

а)  серп;

б)  одежда из шкур;

в)  деревянная мотыга;

г)  гарпун;

д)  ткацкий станок;

е)  глиняная посуда;

ж)  деревянное копье.

6. Первобытные люди охотились на крупную рыбу при помощи:

а) рубила;

б) дубины;

в) лука;

г) гарпуна.

7. Первый металл, из которого люди научились изготавливать орудия труда:

а)  олово;

б)  бронза;

в)  железо;

г)  медь;

д)  серебро;

е)  золото.

8. Древнейшие люди, жившие около 2 миллионов лет назад, добывали себе пищу, занимаясь:

а)  охотой;

б)  скотоводством;

в)  ремеслом;

г)  земледелием;

д)  собирательством;

е)  ткачеством;

ж)  рыболовством.

9. Первобытные люди шили себе первую одежду из:

а)  хлопка;

б)  льна;

в)  звериных шкур;

г)  шелка;

д)  шерсти.

10.  Выберите признаки, характеризующие родовую общину:

а)  действие обычая «один за всех и все за одно го»;

б)  коллектив древнейших людей;

в)  коллектив родственников;

г)  объединение нескольких родов;

д)  непостоянный коллектив людей;

е)  руководили общиной старейшины;

ж)  общее хозяйство.

11.  Глава племени, избиравшийся для ведения военных действий:

а)  старейшина;

б)  соплеменник;

в)  знатный воин;

г)  вождь;

д)  сородичи;

е)  воины.

12.  Важнейшими изобретениями первобытных людей являются:

а)  лук и стрелы;

б)  стекло;

в)  пурпурная краска;

г)  глиняная посуда;

д)  лодка и плот;

е)  ткацкий станок;

ж)  письменность.

13.  Первобытные художники на стенах пещер изображали:

а)  сородичей-охотников;

б)  разбогатевших знатных вождей;

в)  мудрых старейшин;

г)  животных и птиц.

14.  Вера в существование в природе сверхъестественных сил называется:

а)  колдовством;

б)  религией;

в)  магией;

г)  искусством;

д)  молитвой;

е)  жертвой.

15.  В могилу умершего первобытные люди клали все необходимое для загробной жизни, потому что:

а)  верили в продолжение жизни в «стране мертвых »;

б)  считали, что каждый должен пользоваться своими вещами;

в)  боялись вещей умершего;

г)  среди вариантов а), б), в) нет правильного ответа.

16. В 1900 году археологами был раскопан могильник вождя, где найдены остатки бус из драгоценных камней, золотые и серебряные сосуды. Установлено, что захоронение было сделано 7240 лет назад. Вождь был захоронен в:

а)  9140 году до н.э.;

б)  5340 году до н.э.;

в)  7240 году до н.э.;

г)  6540 году до н.э.;

д)  5840 году до н.э.

Раздел II

 ДРЕВНИЙ ВОСТОК

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

ВАРИАНТ 1

1.  Первые государства образовались в долинах рек:

а)  5 тысяч лет назад;    в) 3 тысячи лет назад;

б)  6 тысяч лет назад;    г) 2 тысячи лет назад.

2. Завоевательные походы фараона Тутмоса Третьего были с вершены около:

а)  5500 года до н.э.;     в) 1500 года до н.э.;

б)  2600 года до н.э.;     г) 1100 года до н.э.

3. Египет расположен:

а)  вдоль побережья Красного моря;

б)  на берегах полноводной реки Нил от перво1 до четвертого порога;

в)  в дельте реки Нил между вторым и седьмьи рукавами;

г)  на берегах реки Нил от первого порога до Средиземного моря.

4. Ближайшими помощниками фараона в управлении государств были:

а)  жрецы;

б)  вельможи;

в)  писцы;

г)  воины.

5. Приспособление, при помощи которого в Египте поливали и огороды, на которые не доходила вода во время разливов

а)  насыпь;                       в) канал;

б)  рельеф;                       г) шадуф.

6. Служителями бога в египетском храме были:

а)  жрецы;                            в) фараоны;

б)  писцы;                            г) вожди.

7. На обеденном столе у египтянина-земледельца можно было увидеть:

а)  ячменные лепешки;      д) грецкие орехи;

б)  горячий чай;                 е) пироги с финиками;

в)  вяленую рыбу;               ж) виноград.

г)  печеный картофель;

8. Отметьте профессии древнеегипетских ремесленников:

а)  ювелир;                           г) кораблестроитель;

б)  сапожник;                      д) столяр;

в)  ткач;                               е) сталевар.

9. Древние египтяне почитали священных животных. Это были:

а)  бык;                  в) кенгуру;           д) кошка;

б)  медведь;            г) верблюд;           е) крокодил.

10.  Во времена правления фараона Тутмоса Третьего египетское войско имело на вооружении:

а)  кольчуги;

б)  боевые колесницы;

в)  лук и стрелы;

г)  стенобитные снаряды (тараны);

д)  длинные копья и кинжалы;

е)  шарообразные булавы;

ж)  короткие копья — дротики.

11.  Жители Египта использовали для письма:

а)  пальмовые листья;     в) папирус;

б)  глиняные таблички;    г) бамбуковые дощечки.

12. Древнеегипетская школа готовила:

а)  земледельцев;              в) жрецов;

б)  писцов;                         г) вельмож.

ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «ДРЕВНИЙ ВОСТОК»

ВАРИАНТ 1                                          

1. Сходными природно-климатическими условиями для Египта и Индии являются:

а)  мягкие и плодородные почвы;

б)  пустыни;

в)  высокие горы;

г)  труднопроходимые джунгли;

д)  полноводные реки.

2. Жители Двуречья строили дома из:

а)  обожженных глиняных кирпичей;

б)  высокого тростника-папируса;

в)  высушенных глиняных кирпичей;

г)  ливанского кедра;

д)  ивовых прутьев, обмазанных глиной.

3. В древнем мире появление неравенства и знати связано с:

а)  изобретением лука и стрел;

б)  развитием ремесла;

в)  возникновением родовой общины;

г)  ведением военных действий.

4. Вавилонские купцы привозили в Двуречье из разных стран мира:

а)  строительный лес;

б)  рогатый скот;

в)  финики;

г)  глиняные кирпичи;

д)  пурпурные ткани;

е)  зерно;

ж)  металлы.                                                                                                  

5. Вводя в Вавилонии законы, царь Хаммурапи хотел:

а)  защитить своих подданных от обращения в

рабство;

б)  защитить рабов от чрезмерного произвола хозяина;

в) узаконить разделение людей на богатых и бедных;

г)  ограничить произвол властей и установить

правопорядок.

6. Около 600 года до н.э. египетский фараон, решив узнать, вся ли Африка омывается морем, дал поручение мореплавателям:

а)  египтянам;                г) грекам;

б)  финикийцам;            д) ассирийцам;

в)  вавилонянам;            е) персам.

7. Великая китайская стена строилась для того, чтобы:

а)  удержать отвоеванные у гуннов земли;

б)  защитить торговые пути от набегов разбойников;

в)  помешать побегам рабов;

г)  поддержать правопорядок в стране.

8. По верованиям древних индийцев, из стоп бога Брахмы появились:

а)  брахманы;

б)  знатные воины;

в)  земледельцы;

г)  ремесленники;

д)  слуги.

9. Культурно-историческими достижениями древних индийцев являются:

а)  шахматы;                                                          

б)  компас;                                                              

в)  ткани из хлопка

г)  свод законов Хаммурапи;

д)  поэма «Рамаяна»;

е)  цифры;

ж)  бумага.

10.  Система письма, используемая жителями Финикии, называется:

а)  клинопись;

б)  алфавит;

в)  рисунчатое письмо;

г)  иероглифическое письмо.

11. Укажите мифы и сказания, созданные в странах Древнего Востока:

а)  о Гильгамеше;

б)  о Прометее;

в)  о всемирном потопе;

 г)«Рамаяна»;

д)  об Осирисе;

е)  о Геракле;

ж)  о троянском коне.

12.  В разные периоды истории столицами древневосточных стран были:

а)  Вавилон;

б)  Мегиддо;

в)  Асуан;

г)  Ниневия;

д)  Фивы;

е)  Иерусалим; ,  

 ж) Мемфис.

13.  Отметьте имя правителя, не являвшегося царем Палестины в 10-м веке до н.э.:

а)  Соломон;

б)  Саул;

в)  Ашшурбанапал;

г)  Давид.

14 Соотнесите исторические факты с именами исторических деятелей:

а)  Тутмос Третий;       1) создание древнейших за-

конов;

б)  Дарий Первый;      2) завоевание Палестины и

Сирии;

в)  Цинь Шихуан.        3) строительство Великой

китайской стены;

4)  создание в Персии почтовой службы;

5)  строительство    храма богу Яхве.

15. Соотнесите события с датами:

а)  3000 год до н.э.;     1) объединение Южного и

Северного царств Египта;

б)  6-й век до н.э.;       2) объединение индийских

царств под властью Ашо-ки;

в)  3-й век до н.э.        3) образование Ассирий-

ской державы;

4)  строительство пирамиды Хеопса;

5)  образование персидской державы «царя царей».

16. Установите последовательность событий, происшедших в истории Египетского государства:

а)  завоевательные походы Тутмоса Третьего;

б)  существование 42 небольших царств;

в)  строительство пирамиды Хеопса;

г)  завоевание Египта персами;

д)  объединение Южного и Северного царств.

ВАРИАНТ 2

1. Сходными природно-климатическими условиями для Египта и Двуречья являются:

а)  опасность наводнений;

б)  плодородные почвы;

в)  разливы рек;

г)  заросли тростника;

д)  жаркий климат.

2.  Население древнего мира научилось делать первые металлические орудия труда из:

а)  бронзы;

б)  железа;

в)  меди;

г)  олова;

д)  золота.

3.  Военные успехи ассирийского войска во многом можно объяснить применением в сражениях:

а)  конницы;

б)  пращи;

в)  боевых колесниц;

г)  таранов.

4. Финикийские купцы привозили в разные страны мира:

а)  оливковое масло;

б)  пшеницу;

в)  шерсть;

г)  пурпурные ткани;

д)  живой товар — рабов;

е)  финики;

ж)  строительный лес.

5.  По законам царя Хаммурапи:

а) любого человека могли пожизненно обращать в рабство за долги;

б)  людей строго наказывали за преступления по обычаю «око за око, зуб за зуб»;

в)  было невозможно купить или продать рабов на рынках Вавилона;

г)  свободные люди освобождались от уплаты налогов в царскую казну.

6. Древние индийцы поклонялись богу:

а)  Ганешу с головой слона;

б)  Гебу с головой змеи;

в)  Тоту с головой птицы;

г)  Амону-Ра в облике кота;

д)  Апопу в облике змеи;

е)  Сету в облике осла.

7. Финикийцы основывали свои поселения-колонии для:

а)  ведения военных действий с местным населением;

б)  оживления торговли с другими странами;

в)  подготовки к новым, более далеким путешествиям;

г)  распространения своего образа жизни среди местного населения.

8. По верованиям древних индийцев, цари происходили из касты:

а)  брахманов;

б)  знатных воинов;

в)  земледельцев;

г)  ремесленников;

д) слуг.

9. Культурно-историческими достижениями древних китайцев являются:

а)  иероглифическое письмо;

б)  шахматы;

в)  ткани из хлопка;

г)  бумага;

д)  ткани из шелка;

е)  компас;

ж)  чай.

10. Древнекитайская книга представляла собой связку:

а)  пальмовых листьев;

б)  расщепленного бамбука;

в)  глиняных табличек;

г)  листов папируса.

11. Древневосточными мудрецами были:

а)  Конфуций;

б)  Кир Великий;

в)  Гаутама Будда;

г)  Хаммурапи;

д)  Цинь Шихуан;

е)  Соломон;

ж)  Тутанхамон.

12.  По территории стран Древнего Востока протекали реки:

а)  Нил;

б)  Волга;

в)  Хуанхэ;

г)  Евфрат;

д)  Ока;

е)  Инд;

ж)  Днепр.

13. Отметьте растение, которое не выращивали древние индийцы:

а)  рис;

б)  хлопчатник;

в)  оливковые деревья;

г)  сахарный тростник.

14. Соотнесите исторические факты с именами исторических деятелей:

а) Хаммурапи;

в) Соломон.

1) создание древнейших

законов;

б) Ашшурбанапал;      2) завоевание Египта и Китая;

3)организация    первой библиотеки глиняных

книг;

4)  строительство    храма богу Яхве в Иерусалиме;

5)  строительство Великой китайской стены.

15. Соотнесите события с датами:

а) 3-е тысячелетие до н.э.; 1) образование первых го-

сударств в Двуречье;

б)  8—7-й века до н.э.;     2) образование персидской

державы «царя царей»;

в)  221 год до н.э.            3) завоевание Египта пер-

сами;

4)  объединение Китая под властью Цинь Шихуан;

5)  образование ассирийской державы.

16. Установите последовательность событий, происшедших в период становления персидской державы «царя царей»:

а)  завоевание Египта;

б)  покорение Вавилонии;

в)  правление Дария Первого;

г)  объединение персидских племен;

д)  смерть Кира Великого.

Раздел III

 ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ

ВАРИАНТ 1

1.  Во 2-м тысячелетии до н.э. греческие племена жили:

а)  на островах Эгейского моря;

б)  на восточном побережье Средиземного моря;

в)  в южной части Балканского полуострова;

г)  в западной части полуострова Малая Азия.

2.  Большую часть территории Греции покрывают:

а)  крутые и обрывистые горы;

б)  плодородные равнины;

в)  труднопроходимые джунгли;

г)  огромные пустыни.

3. Могущественный древнейший греческий город Микены расположен на скалистом холме:

а)  в Северной Греции; в) в Средней Греции;

б)  на острове Крит;       г) в Южной Греции.

4. Причиной Троянской войны было стремление греков:

а)  укрепиться по берегам Черного моря;

б)  завоевать побережье Малой Азии;

в)  господствовать на Средиземном море;

г)  получить яблоко раздора богини ссор Эриды.

5. Дочь царя Миноса, давшую Тесею меч и клубок ниток, звали:

а)  Иштар;.                      в) Ариадной;

б)  Семирамидой;           г) Еленой Прекрасной.

6.  Бесстрашный Тесей, сын Эгея, прославился тем, что:

а)  помог бежать Дедалу и Икару с острова Крит;

б)  убил минотавра в лабиринте острова;

в)  возглавил оборону крепости Иерихон;

г)  хитростью захватил богатый город Вавилон.

7. Поэма Гомера о троянской войне названа «Илиадой» по:

а)  имени греческого царя;

б)  второму названию города Трои;

в)  имени троянского царя;

г)  названию греческого города.

8. Осада греками Трои закончилась тем, что:

а)  троянцы разбили войско греков;

б)  греки разрушили и сожгли Трою;

в)  греки заключили перемирие с троянцами;

г)  троянцы запросили мира у греков.

9. Установите последовательность событий, описанных в поэме «Илиада»:

а)  гибель и похороны царевича Трои Гектора;

б)  Гектор возглавляет атаку на греческий лагерь;

в)  поединок Ахиллеса с Гектором;

г)  прощание Гектора с Андромахой;

д)  смерть Патрокла от руки Гектора;

е)  ссора Ахиллеса с Агамемноном из-за рабыни.

10.  Успешного плавания кораблю греки просили у бога:

а)  Зевса;                        в) Аида;

б)  Посейдона;                г) Гермеса.

11.  Греки верили, что главные боги живут во дворцах:

а)  острова Крит;           в) на дне Эгейского моря;

б)  на вершине Олимпа; г) высоко в небе.

12.  Каким занятиям людей покровительствовали боги:

а)  Гефест;         1) кузнечное дело;

б)  Афина;         2) ткачество и ремесло;

в)  Дионис.        3) виноградарство;

                           4) военное дело.

                                                                               ВАРИАНТ 2

1. Территорию Греции омывают моря:

а) Эгейское;                  

 в) Черное;

б) Средиземное;

г) Ионическое.

2.  Природные условия позволяли грекам:

а)  выращивать пшеницу и ячмень;

б)  разводить виноградники;

в) пасти рогатый скот;

г) сажать оливковые деревья.

3.  Город Троя расположен:

а)  в южной части Балканского полуострова;

б)  на острове Крит;

в)  в западной части полуострова Малая Азия;

г)  в северной части Балканского полуострова.

4. Причиной гибели Критского царства в 15-м веке до н.э. стало:

а)  наводнение, полностью затопившее остров;

б)  извержение вулкана и землетрясение на острове Фера;

в)  завоевание Крита афинскими войсками;

г)  пожар, уничтоживший все постройки острова.

5. Три греческие богини обратились за разрешением спора о золотом яблоке с надписью «Прекраснейшей» к царевичу:

а)  Тесею;

б)  Миносу;

в)  Парису;

г)  Эгею.

б. Царевич Тесей забыл выполнить просьбу старого отца. Он:

а)  не палил из пушек по прибытии в порт Афин;

б)  не сменил черный парус на белый;

в)  не привез отцу рог побежденного Минотавра;

г)  не высадил Дедала и Икара в Афинах.

7. По преданию, происхождение названия «Эгейское море» связано с именем царя:

а)  Афин;

б)  Микен;

в)  Крита;

г)  Пилоса.

8. Грекам удалось одолеть троянцев при помощи:

а)  золотого яблока;

б)  свирепого минотавра;

в)  деревянного коня;

г)  золотого руна.

9. Установите последовательность эпизодов морского пути, который после падения Трои преодолели Одиссей и его спутники:

а)  Одиссей попадает на остров циклопов;

б)  отплытие корабля Одиссея из-под поверженной Трои;

в)  Одиссей во дворце у царя феаков Алкиноя;

г)  кораблекрушение и гибель спутников Одиссея;

д)  соревнование Одиссея и женихов Пенелопы в стрельбе из лука;

е)  встреча Одиссея с поющими сиренами.

10.  Громовержец Зевс отдал красавицу Персефону в жены богу:

а)  Аиду;                        в) Аресу;

б)  Аполлону;                 г) Гермесу.

11.  В честь богов греки:

а)  приносили жертвы; в) строили пирамиды;

б)  возводили храмы;     г) сочиняли сказания.

12.  Каким занятиям людей покровительствовали боги:

а)  Деметра;                   1) земледелие;

б)  Арес;                         2) мореплавание;

в)  Артемида.                 3) военное дело;

4) охота.

ПОЛИСЫ ГРЕЦИИ И ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ

ВАРИАНТ 1

1. Полис — это:

а)  область в Южной Греции;

б)  небольшой самостоятельный город-государство в Греции;

в)  страна Греция;

г)  небольшой самостоятельный город на острове Крит.

2.  В Афинском полисе Совет знати назывался:

а) архонтом; б) демосом; в) ареопагом; г) кастой.

3. Они «писаны не чернилами, а кровью». Так греки говорили о законах:

а) Дракона; б) Хаммурапи; в) Миноса; г) Ману.

4. По законам Солона, архонтом мог быть избран грек:

а)  знатный и богатый;

б)  незнатный, но богатый;

в)  незнатный и бедный;

г)  знатный, но разорившийся.

5.  В древней Спарте за соблюдением всех законов следил:

а)  демос;                       в) Совет старейшин;

б)  архонт;                      г) Совет знати.

6.  Главным занятием спартанцев было:

а)  ремесло;                   в) военное дело;

б)  земледелие;               г) рыболовство.

7.  Греки покидали Родину и основывали колонии из-за:

а)  набегов кочевых племен скифов;

б)  угрозы голода и долгового рабства;

в)  вторжения северных племен дорийцев;

г)  ожесточенной борьбы демоса и знати;

д)  надежды завязать торговлю с новыми поселениями;

е)  увеличения притока рабов в Афины.

8. Бог Зевс повелел устраивать состязания атлетов на земле Олимпии в память о победе над богом: а) Гермесом; б) Посейдоном; в) Кроном; г) Аидом.

9. На Олимпийских играх знаменитым бегуном и кулачным борцом считался:

а) Милон; б) Феаген; в) Полидам; г) Скил.

10.  Царь персов Ксеркс покинул Грецию после:

а)  Марафонской битвы;

б)  боев в Фермопильском ущелье;

в)  Саламинского сражения;

г)  битвы при Платеях.

11. Соотнесите события с именами исторических деятелей:

а)  Ксеркс;         1) Марафонская битва;

б)  Мильтиад;   2) Троянская война;

в)  Солон.          3) бои в Фермопильском .ущелье;

4)  отмена долгового рабства;

5)  Олимпийские игры;

6)  создание трагедии «Персы».

12. Соотнесите события с датами:

а) 776 год до н.э.;        1) реформы Солона;

                                      2)  Олимпийские игры;

                                      3)  бои в Фермопильском ущелье;

                                      4)  битва при Платеях;

                                      5)  Марафонская битва;

                                      6)  законы Дракона.

б)  480 год до н.э.;

в)  479 год до н.э.

ВАРИАНТ 2

1. Территорию греческого полиса составляли:

а)  город и близлежащие поселения;

б)  острова Эгейского моря;

в)  усадьбы богатых землевладельцев;

г)  поля, пастбища, оливковые рощи.

2.  В Афинском полисе правителей называли:

а)  властителями;          в) архонтами;

б)  брахманами;             г) фараонами.

3.  «Мать черная, земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы...» — так говорил о своих законах:

а)  Дракон;

б)  Хаммурапи;

в)  Ликург;

г)  Солон.

4.  По законам Солона, судей должны были выбирать из числа граждан независимо от их:

а)  места проживания;

б)  знатности и богатства;

в)  пола и возраста;

г)  знатности и богатства, не моложе 30 лет.

5. В Народном собрании древней Спарты выступать имели право:

а)  члены собрания;       в) старейшины;

б)  жители Спарты;        г) предводители войска.

6. Спартанцы считались хорошими:

а)  строителями;            в) воинами;

б)  мореплавателями;    г) купцами.

7. В 7-м веке до н.э. недовольство афинского демоса было связано с:

а)  плохими урожаями зерновых культур;

б)  несправедливым делением земли;

в)  существованием долгового рабства;

г)  нехваткой полей для разведения олив;

д)  плохим качеством строящихся кораблей;

е)  невозможностью участвовать в управлении государством.

8. Олимпийские игры греки посвящали богу:

а)  Посейдону;                в) Зевсу;

б)  Крону;                       г) Гермесу.

9. Многократным победителем Олимпийских игр среди борцов был:

а)  По ли дам;                  в) Феаген;

б)  Ми л он;                      г) Скил.

10.  Персы перестали считаться непобедимыми после:

а)  Марафонской битвы;

б)  боев в Фермопильском ущелье;

в)  Саламинского сражения;

г)  битвы при Платеях.

11. Соотнесите события с именами исторических деятелей:

а)  Леонид;                1) бои в Фермопильском ущелье;

б)  Дарий Первый;   2) Марафонская битва;

в)  Фемистокл.         3) Олимпийские игры;

                                  4)  создание трагедии «Персы»;

                                  5)  Троянская война;

                                  6)  Саламинское сражение.

12. Соотнесите события с датами:

а)  594 год до н.э.;    1) Троянская война;

б)  490 год до н.э.;    2) битва при Платеях;

в)  480 год до н.э.     3) Саламинское сражение;

                                   4)  реформы Солона;

                                   5)  Олимпийские игры;

                                   6)  Марафонское сражение.

АФИНЫ В 5-м веке до н.э.

 И РАСЦВЕТ ДЕМОКРАТИИ

ВАРИАНТ 1

1. Главная площадь Афин, где располагался рынок и правительственные здания, называлась:

а)  Керамик;

б)  Агора;

в)  Акрополь;

г)  Пникс.

2. Греческая монета, чеканившаяся из серебра, называлась:

а)  рублем;                     в) копейкой;

б)  сиклем;                     г) драхмой.

3. Купцы из разных стран мира привозили в Афины:

а)  зерно;                        г) виноградное вино;

б)  папирус;                   д) мраморные статуи;

в)  оливковое масло;      е) слоновую кость.

4.  Гражданами Афин по закону считались:

а)  все люди, родившиеся в городе;

б)  жители Афин, чья мать родилась в Афинах;

в)  жители города, чьи родители были коренными афинянами;

г) жители, приехавшие в город и оставшиеся там навсегда.

5. Соотнесите права и возможности граждан и переселенцев в Афинах:

1)  граждане;        -а) участие в управлении государством;

2)  переселенцы,  б) право на владение землей;

в) служба на военных кораблях;

г) уплата налога за право жить в городе.

б. Перикл ввел плату за исполнение выборных должностей, чтобы:

а)  уменьшить доходы богатых граждан Афин;

б)  привлечь беднейших граждан к управлению государством;

в)  уравнять имущественное положение граждан

Афин;

г)  не допустить к управлению государством незнатных граждан.

7. Современниками Перикла были:

а)  Хеопс и Геродот;                 в) Солон и Софокл;

б)  Анаксагор и Фидий;            г) Ксеркс и Леонид.

8. Посещение театральных представлений было:

а)  бесплатным для всех желающих;

б)  бесплатным для почетных гостей;

в)  бесплатным для беднейших граждан;

г)  платным для всех желающих.

9. Рождение греческого театра связано с празднествами в честь бога: а) Зевса; б) Крона; в) Посейдона; г) Диониса.

10.  Металлическая или костяная палочка с острым концом, которой ученики выдавливали буквы, называлась:

а)  тростниковым пером;         в) стилем;

б)  кисточкой;                         г) писалом.

11.  С 12 лет мальчики посещали школу для занятий гимнастикой — борьбой, бегом, метанием копья и диска, прыжками, называемую:

а)  Академией;               в) лицеем;

б)  палестрой;                г) Музеем.

12.  В Афинских школах обучались:

а)  все дети жителей города;

б)  сыновья афинских граждан;

в)  дочери афинских граждан;

г)  сыновья и дочери афинских граждан.

ВАРИАНТ 2

1. Холм с крутыми и обрывистыми склонами в Афинах, где находились главные храмы города:

а)  Агора;                       в) Академия;

б)  Акрополь;                 г) Керамик.

2. Денежный сбор за право торговать в Афинах назывался:

а) ценой; б) налогом; в) монетой; г) драхмой.

3.  Купцы из разных стран мира вывозили из Афин:

а)  амфоры и пифосы;   г) изделия из шерсти;

б)  виноградное вино;    д) оливковое масло;

в)  зерно;                        е) изделия из серебра.

4.  В Народном собрании Афин могли участвовать:

а)  граждане-мужчины с 20-летнего возраста;

б)  граждане Афин с 30-летнего возраста;

в) граждане и переселенцы, достигшие 25-летнего возраста;

г)  все жители Афин, достигшие 18 лет.

5.  Соотнесите права и возможности переселенцев и рабов в Афинах:

1)  переселенцы; а) лишены права свободно распоряжаться собой и своим трудом;

2)  рабы.              б) уплата налога за право жить в городе;

                             в) лишены возможности менять место жительства;

                             г)  лишены возможности создавать семью.

6.  В период деятельности Перикла как первого стратега:

а)  уничтожено долговое рабство;

б)  принят закон об оплате за исполнение выборных должностей;

в)  возведен храм богини Афины на Акрополе;

г)  разрешено всем жителям участвовать в заседаниях Народного собрания.

7. Современниками Перикла были:

а)  Софокл и Геродот;

б)  Анаксагор и Ксеркс;

в)  Хаммурапи и Цинь Шйхуан;

г)  Фидий и Хеопс.

8. Казна Афинского государства пополнялась за счет:

а)  платы за право жить в Афинах;

б)  денег, вырученных от продажи рабов;

в)  налога на ввозимые в Афины товары;

г)  переплавки привозимых египетских монет.

9. Театральные представления устраивались:

а)  по праздникам Диониса;

б)  во время Олимпийских игр;

в)  каждый день;

г)  каждый месяц.

10.  В 5-м веке до н.э. для письма школьники Афин использовали:

а)  бумагу;                     в) папирус;

б)  пергамент;                г) дощечки с воском.

11.  Места в Афинах, где взрослые греки проводили свободное время и обучались красноречию, назывались:

а)  лицеями;                   в) Музеями;

б)  гимнасиями;             г) палестрами.

12.  Афиняне ставили своей целью воспитать из школьника:

а)  бесстрашного воина;

б)  всесторонне развитого гражданина;

в)  хитроумного купца;

г)  отважного мореплавателя.

ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ»

ВАРИАНТ 1

1. Не строили крепостных стен и великолепных храмов, запрещали ездить за границу и обедать дома в:

а)  Афинах;

б)  Спарте;

в)  Трое;

г)  Коринфе.

2. Один из самых знаменитых поэтов Древней Греции Гомер создал произведения:

а)  «Илиада»;

б)  «Антигона»;

в)  «Персы»;

г)  «Одиссея».

3.  «Я называюсь Никто, мне такое название дали Мать и отец, и товарищи так все меня величают». Эти слова произнес:

а)  Телемак;

б)  Ахиллес;

в)  Одиссей;

г)  Алкиной.

4. Впервые в истории греки стали обозначать буквами:

а)  согласные звуки;

б)  короткие односложные слова;

в)  гласные звуки;

г)  гласные и согласные звуки.

5.  По законам архонта Дракона:

а)  запрещалось долговое рабство;

б)  назначалась смертная казнь за тяжкое и мелкое преступление;                                                                                                              

в)  государственные дела решались Советом старейшин;

г)  выкупались рабы-греки, находящиеся за границей;

д)  одинаково наказывались убийство человека и

кража вещи;

е)  разрешалось продавать хлеб за границу;

ж)  судей выбирали из числа незнатных жителей полиса.

6. Для системы государственного управления Афинами при Солоне характерно:

а)  тайное голосование с помощью черных и белых камешков;

б)  командование войском двух царей;

в)  выбор судей из числа граждан независимо от знатности и богатства;

г)  осуществление высшей власти в полисе стратегом;

д)  вхождение в состав Народного собрания всех свободных мужчин-афинян;

е)  обсуждение важнейших вопросов Советом старейшин;

ж)  избрание архонтом только знатного и богатого жителя Афин.

7. Афиняне называли управление в своем полисе:

а)  диктатурой;

б)  демократией;

в)  тиранией;

г)  республикой.

8. Орхестра — это:

а)  место, где размещали оркестр театра;

б)  круглая площадка для выступлений актеров и хора;

в)  вид веселого представления, где действующими лицами были современники зрителей;

г)  постройка, к стене которой прикреплялись декорации.

9. По-гречески «комедия» означает:

а)  «песнь козлов»;

б)  «божественная песня»;

в)  «веселое шествие»;

г)  «песня неба».

10.  Фронтоны Парфенона заполняли статуи, изображавшие:

а)  спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой;

б)  вручение золотого яблока Афродите;

в)  рождение дочери Зевса богини Афины;

г)  борьбу Крона и Зевса за власть над миром.

11.  Соотнесите имена выдающихся людей, живших во времена Перикла, с их деятельностью:

а) Анаксагор;      1) автор трагедии «Антигона»;

2)  создатель статуи «Дискобол»;

3)  ученый, изучавший явления природы и считавший, что Солнце и Луна это не боги, а раскаленные камни;

4)  автор комедии «Птицы»;

5)  создатель скульптуры  «Копьеносец»;

6)  ученый, считавший, что даже самая высокая цель не может оправдать дурных деяний.

12.  Человек, умеющий произносить речи и убеждать слушателей:

а)  стратег;                     в) академик;

б)  оратор;                      г) поэт.

13. Местом проведения конных состязаний на Олимпийских играх был:

а)  Акрополь;

б)  Эрехтейон;

в)  ипподром;

г)  стадион.

14. Установите последовательность событий, происходивших в ходе греко-персидских войн:

а)  поражение персов в Марафонской битве;

б)  победа греческого флота в Саламинском сражении;

в)  окончательное поражение персидской армии

в битве при Платеях;

г)  вторжение персов в Элладу под предводительством Ксеркса;

д)  подвиг 300 спартанцев в Фермопильском

ущелье.

15. Слова Диогена: «Отступи чуть в сторону и не заслоняй мне солнца» — были обращены к:

а)  Фемистоклу;

б)  Мильтиаду;

в)  Демосфену;

г)  Александру Македонскому.

16. В результате завоевательных походов Александра Македонского произошло:

а)  уничтожение Персидского царства;

б)  разделение Греции на Северную, Среднюю и Южную;

в)  образование огромной державы;

г)  объединение греческих полисов в единое государство.

ВАРИАНТ 2

1.  «Если ты был в ... и не восторгался ими, то ты осёл!» — так говорили о городе:

а)  Спарта;

б)  Афины;

в)  Троя;

г)  Тиринф.

2. Автором «Илиады» и «Одиссеи» ученые считают величайшего поэта:

а)  Эсхила;

б)  Тиртея;

в)  Гомера;

г)  Аристофана.

3. «Друга не мог защитить я! Далёко от родины милой Пал он, — ив этой беде я на помощь ему не явился!» Эти слова произнес:

а)  Патрокл;

б)  Ахиллес;

в)  Гектор;

г)  Приам.

4. Греческая письменность была составлена на основе:

а)  китайской иероглифики;

б)  финикийского алфавита;

в)  клинописи Междуречья;

г)  египетской иероглифики.

5.  В новых законах архонт Солон повелел:

а)  отменить рабство за долги;

б)  разрешить продавать хлеб за границу;

в)  выкупить греков-рабов за деньги государства;

г)  всем гражданам обязательно служить в войске;

д)  выбирать судей только из знатных жителей Афин;

е)  обращать должников в рабство в случае нехватки рабов;

ж)  для решения государственных дел созывать Народное собрание.

6. В 6-м веке до н.э. для системы государственного управления Спарты характерно:

а)  голосование криком «за» или «против» предложений старейшин;

б)   введение платы за исполнение выборных должностей;

в)  тайное голосование с помощью черных и белых шаров;

г)  вхождение в состав Народного собрания мужчин-спартанцев;

д)  обсуждение важнейших вопросов Советом старейшин;

е)  командование спартанским войском двух царей;

ж)  бесконтрольное управление полисом первым

архонтом.

7. Самым справедливым в древности было государственное устройство:

а)  Египта;

б)  Спарты;

в)  Афин;

г)  Персидской державы.

8. Скене — это:

а)  круглая площадка для выступлений актеров

и хора;

б)  постройка, к стене которой прикреплялись

декорации;

в)  полукруглая площадка для размещения зрителей;

г)  проходы, разделяющие места для зрителей на секции.

9. По-гречески «трагедия» означает:

а)  «божественная песня»;

б)  «веселое шествие»;

в)  «песнь козлов»;

г)  «песня солнца».

10.  На вершине Акрополя находилось самое прекрасное творение греческих архитекторов:

а)  храм Ники Бескрылой;

б)  Парфенон;

в)  Эрехтейон;

г)  храм Артемиды.

11. Соотнесите имена выдающихся людей, живших во времена Перикла, с их деятельностью:

а)  Геродот;          1) создатель статуи «Копьеносец»;

б)  Фидий;           2) «отец истории», описавший

события греко-персидских войн;

в)  Аристофан.     3) автор комедии «Птицы»;

4)  ученый, считавший что Земля вращается вокруг Солнца;

5)  знаменитый скульптор, создатель статуи богини Афины;

6)  создатель трагедии  «Антигона».

12 Военачальник, командующий греческим войском в 5-м веке до н.э.:

а)  царь;

б)  вождь;

в)  вельможа;

г)  стратег.

13.  На Олимпийских играх состязались в силе и ловкости:

а)  пловцы;

б)  бегуны;

в)  атлеты;

г)  фигуристы.

14.  Установите последовательность завоевательных походов Александра Македонского:

а)  битва при Гавгамелах и гибель Персидского царства;

б)  осада Тира и завоевание Финикии;

в)  поход в Индию и возвращение в Вавилон;

г)  поражение персов в битве на реке Граник;

д)  вступление в Египет и основание Александрии Египетской.

15.  «Стыдно нам, перешедшим морской пролив, бояться ручейка. Трубите к наступлению», — так обратился к своим воинам:

а)  Дарий Первый;

б)  Ксеркс;

в)  Дарий Третий;

г)  Александр Македонский.

16.  В результате греко-персидских войн:

а)  Греция отстояла свою независимость;

б)  персидским военным кораблям разрешалось плавать по Эгейскому морю;

в)  Греция признала власть персидских царей;

г)  усилился Афинский полис, имевший сильнейший военный флот.

Раздел IV

 

ДРЕВНИЙ РИМ

                                                                                        ВАРИАНТ 1

1. Римская империя была разделена на 2 государства — Восточную империю и Западную империю в:

а) 300 году;

б) 395 году;

в) 410 году;

г) 476 году.

2.  Город Рим был назван в честь первого царя:

а)  Рема;

б)  Ромула;

в)  Рамзеса;

г)  Рамы.

3. В походе, даже останавливаясь на одну ночь, римляне разбивали укрепленный лагерь:

а)  по строго установленному плану в форме треугольника;

б)  по строго установленному плану в форме четырехугольника;

в)  каждый раз по новому плану в зависимости от места расположения;

г)  без строго установленного плана, по желанию римского главнокомандующего.

4. Государство римлян после изгнания последнего царя Тарквиния Гордого вместе с семьей стало называться:

а)  империей;

б)  царством;

в)  республикой;

г)  диктатурой;

д)  монархией.

5. Отметьте черты, отличающие управление Римской республикой от управления Афинами во времена Перикла:

а)  с предложением закона мог выступать гражданин, занимающий государственную должность;

б)  с предложением закона мог выступать любой

гражданин города;

в)  за исполнение государственных должностей платили деньги;

г) исполнение государственных должностей было бесплатным;

д)  огромной властью обладал сенат;

е)  огромной властью обладало Народное собрание;

ж)  судьями могли стать только сенаторы.

6. К концу 2-го века до н.э. римляне установили свою власть:

а)  в Западном Средиземноморье;

б)  во всем Средиземноморье;

в)  в Египте;

г)  на территории Персидской державы.

7. «Наше море» — так назвал Средиземное море:

а)  Помпеи;

б)  Красе;

в)  Пирр;

г)  Цезарь;

д)  Юстиниан.

8. Октавиан Август был пожизненным:

а)  народным трибуном;

б)  консулом;

в)  диктатором;

г)  сенатором;

д)  царем.

9. В 1-м веке до н.э. появилась монета с портретом здравствующего героя, основателя империи:

а)  Гая Юлия Цезаря;

б)  Октавиана Августа;

в)  Нерона;

г)  Траяна.

10.  Падение Западной Римской империи было вызвано:

а) делением империи на Восточную и Западную;

б)  непрочностью императорской власти;

в)  упадком хозяйства римских землевладельцев;

г)  ослаблением римского войска;

д)  развитием торговли и мореплавания;

е)  ростом территории империи.

11.  При императоре Траяне:

а)  прекратились казни по ложным доносам;

б)   увеличились налоги и злоупотребления наместников провинций;

в)  знатные провинциалы получили права римского гражданина;

г)  поощрялись доносчики, которым доставалась часть имущества казненного.

12.  Укажите имя человека, не являвшегося римским историком и философом:

а)  Тацит;

б)  Аристотель;

в)  Сенека;

г)  Тит Ливии.

13.  К любимым зрелищам римлян относились:

а)  гладиаторские бои;

б)  театральные представления;

в)  Олимпийские игры;

г)  конные состязания.

14 В честь военных побед полководцев в Риме возводились:

а)  акведуки;                  г) триумфальные арки;

б)  термы;                      д) храмы;

в)  колонны;                   е) пирамиды.

15.  Зажиточные римляне надевали:

а)  шерстяную рубаху с короткими рукавами — тунику;

б)  тогу белого цвета;

в)  тогу с пурпурной полосой по краю;

г)  рубаху из льняной ткани — хитон.

16. Соотнесите имена исторических личностей с их деятельностью:

а)  Ганнибал;              1) полководец, победивший

римлян в битве при Каннах;

б)  Тиберий Гракх;    2) полководец, разбивший

римлян в битве близ города Зама;

3)  предводитель восставших рабов в Италии;'

4)  император, разрешивший деятельность христиан на территории империи;

5)  народный трибун, добившийся продажи зерна из государственных амбаров;

6)  полководец, подавивший восстание рабов в Италии;

7)  народный трибун, добившийся принятия закона о переделе земли;

8)  предводитель готов, разграбивших Рим.

в)  Спартак;

г)  Константин.

                                                                           

                                                                                ВАРИАНТ 2

1.  Варвары лишили власти императора Западной империи Ромула в:

а)  330 году;

б)  395 году;

в)  410 году;

г)  476 году.

2. Город Александрия был назван в честь:

а)  самой крупной библиотеки города;

б)  римского императора Августа;

в)  выдающегося ученого Анаксагора;

г)  великого полководца Александра Македонского.

3.  В знак того, что Риму не грозит ничье вторжение, на высоком берегу Тибра:

а)  взвивался белый флаг;

б)  взвивался красный флаг;

в)  каждый час били в колокол;

г)  помещали венок с изображением зубчатой стены.

4. Долговое рабство в Риме было запрещено во времена:

а)  республики;

б)  семи царей;

в)  императоров;

г)  Пунических войн;

д)  гражданских войн.

5. Отметьте черты сходства в управлении Римской республикой и Афинами во времена Перикла:

а)  высшая власть принадлежит Собранию граждан;

б)  неограниченная власть сенаторов;

в)  выбор судей из числа граждан независимо от их знатности и богатства;

г)  ежегодные выборы правителей города;

д)  предложение нового закона любым гражданином города;

е)  ежегодное избрание народных трибунов;

ж)  командование армией первым стратегом.

6. Римское государство называлось империей во времена правления:

а)  Цезаря;

б)  Октавиана Августа;

в)  Траяна;

г)  Нерона.

7. «И ты, дитя мое!» — падая под ударами кинжалов заговорщиков, произнес:

а)  Антоний;

б)  Нерон;

в)  Цезарь;

г)  Октавиана Август;

д)  Траян.

8. Сенат даровал пожизненно звание диктатора:

а)  Тиберию Гракху;

б)  Крассу;

в)  Цезарю;

г)  Помпею;

д)  Сципиону.

9. «Римлянин! Ты научись народами править державно — милость покорным являть и смирять войною надменных!» — утверждал:

а)  Вергилий;

б)  Октавиан Август;

в)  Цезарь;

г)  Меценат.

10.  Падение республики в Риме было вызвано:

а)  двухсотлетней борьбой патрициев и плебеев;

б)  вторжением с севера Италии варварских племен;

в)  созданием наемной армии;

г)  ростом территории республики;

д)  принятием земельного закона Тиберия Гракха;

е)  усилением власти полководцев.

11.  Во времена правления императора Нерона:

а)  начались гонения на христиан;

б)  прекратились казни по ложным доносам;

в)  был осужден писатель Петроний по ложному доносу;

г)  уменьшилось количество злоупотреблений наместников в провинциях.

12. Укажите имя человека, не являющегося римским поэтом:

а)  Лукреций Кар;

б)  Вергилий;

в)  Гомер;

г)  Гораций.

13.  К легендам и преданиям римлян относятся:

а)  сказания о Гильгамеше;

б)  легенда о капитолийской волчице;

в)  легенда о подвиге Муция;

г)  миф о Прометее.

14.  Культурно-историческими достижениями римлян являются:

а)  мосты;

б)  бетон;

в)  водопровод;

г)  компас;

д)  цифры;

е)  алфавит.

15.  Граждане, занимающие важные государственные должности, носили:

а)  шерстяную рубаху с коротким рукавом — тунику;

б)  тогу, выкрашенную пурпуром и расшитую золотом;

в)  тогу с широкой пурпурной полосой по краю;

г)  овальный кусок материи — гиматий.

16.  Соотнесите имена исторических личностей с их деятельностью:

а)  Сципион;        1) предводитель римлян, разгро-

мивший готов;

б)  Гай Гракх;    2) римский полководец, получив-

ший прозвище Африканский за победу  над Карфагеном;

в)  Стилихон;      3) народный трибун, добивший-

ся принятия закона о переделе земли;

г)  Аларих.         4) предводитель восставших ра-

бов в Италии;

5)  вождь готов, разграбивших Рим в течение 3 дней;

6)  народный трибун, добившийся продажи зерна из государственного амбара по низким ценам;

7)  богач, помогавший поэтам, артистам и художникам;

8)  римский император, увеличивший владения римлян в Галлии.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

ВАРИАНТ 1

1. Первые государства в истории человечества возникли в долинах рек:

 а) Нила;                                                  

б)  Луаны и Сены;   в) Инда и Ганга;

г) Волги и Оки; -д) Янцзы и Хуанхэ; е) Тигра и Евфрата; . ж) Тибра и По

2.Родиной демократии является:

а)  Римская республика; б) Греция;

в)  Египет;

г)  Вавилония;

д)  Персия.

3. Всесильным владыкой Египта был:

- а) фараон;

б)  император;

в)  стратег;

г)  архонт;

д)  консул.

4. В 1-м веке до н.э. в Риме устанавливается империя, что означает:

а)  правление аристократии;

б)  власть сенаторов;

в)  единоличное правление;

г)  власть народа;

д)  власть консулов.

5. Соотнесите имена выдающихся полководцев древности и битвы, в которых они участвовали:

а)  Ганнибал;

б)  Тутмос Третий;

в)  Мильтиад;

г)  Кир Великий;

д)  Филипп Македонский.

1)  битва при Херонее;

2)  Марафонское сражение;

3)  бои в Фермопильском ущелье;

4)  битва при Мегиддо;

5)  завоевание Вавилона;

6)  битва при Гавгамелах;

7)  покорение Заальпийской Галлии;

8)  битва при Каннах.

6. Укажите имя человека, никогда не занимавшего должность стратега:

а)  Мильтиад;

б)  Бренн;

в)  Фемистокл;

г)  Перикл.

7. Римскими императорами, прославившими свое имя и как выдающиеся полководцы, были:

а)  Цезарь;

б)  Нерон;

в)  Юстиниан;

г)  Октавиан Август;

д)  Траян;

е)  Марк Аврелий;

ж)  Гонорий.

8. «Если человек украл осла, овцу или раба, он — вор и должен быть казнен», — записано в законах:

а)  Ману;

б)  Хаммурапи;

в)  12 таблиц;

г)  Юстиниана.

9. Укажите архитектурные сооружения, принадлежащие Египту, Риму, Константинополю:

1)  Рим;                         а) храм Святой Софии;

2)  Египет;                    б) куполообразный Пантеон;

3)  Константинополь,    в) гробница фараона Тутанхамона;

г)  Большой сфинкс;

д)  Колизей;

е)  колонна Траяна; ж)пирамида Хеопса.

10. До сегодняшнего дня мы пользуемся изобретениями первобытных людей:

а) цифрами;

 б) глиняной посудой;

 в) охотничьим луком со стрелами;

г)  шахматами;

д)  компасом;

 е) лодкой и плотом;

ж), ткацким станком.

11. Особенностью древнеегипетского письма не является.

а)  рисунчатый облик египетских знаков;

б)  передача гласных и согласных звуков отдельными буквами;

в)  передача рисунками значений отдельных слов;

г)  существование знаков — определителей понятий.

12. Отметьте зрелище, нелюбимое древними греками:

а)  театральные представления;

б)  гонки колесниц на ипподроме;

в)  гладиаторские бои;

г)  посещение гимнасиев.

13. Соотнесите имена выдающихся поэтов, писателей и их произ-

ведения:

а)  Вергилий;

б)  Аристофан;

в)  Гомер;

г)  Цезарь.

1)  «Записки   о   Галльской войне»;

2)  «Энеида»;

3)  «Антигона»;

4)  «История»;

5)  «Птицы»;

6)  «Илиада»;

7)  «О природе вещей»;

8)  «Рамаяна».

14 Великий римский историк, живший во времена Августа, описавший правление царей, установление республики, Пунические войны в «Римской истории от основания города»:

а)  Тацит;

б)  Сенека;

в)  Лукреций Кар;

г)  Тит Ливии;

д)  Геродот;

е)  Аристотель;

ж)  Плутарх.

15, Первобытные люди верили в то, что:

а)  существует сверхъестественная связь между животным и его изображением, созданным художником;

б)  стихийные явления природы (гром, дождь) зависят от воли духов соседнего стада;

в)  урожай дикорастущих плодов и ягод не за-<       висит от количества выпавших осадков;

д) в каждом человеке обитает сверхъестественное существо — душа.

16. Первобытные художники изображали на стенах пещер раненых животных, так как считали, что они помогают:

а)  привлечь зверей в пещеру;

 б)  добиться успеха на охоте;

в)  умилостивить силы природы;

г)  защититься от хищников.

17. По представлениям древних египтян, «страна мертвых»:

а)  не существует;

б)  похожа на земной мир;

в)  является страшным подземельем;

г)  наполнена чудовищами.

18. Философ Конфуций учил, что высшей добродетелью является:

а)  личная свобода человека;

б)  стремление к богатству;

в)  покаяние и милосердие;

 г)  уважение к старшим.

19.Соотнесите мифы и сказания Двуречья и сказания библейские:

а)  сказание о первых людях;

б)  миф о сотворении мира;

1)  Двуречье;

2)  библейские сказания.

в)  сказания о Гильгамеше;

г)  миф о вавилонском столпотворении;

д)  миф об Утнапишти;

е)  миф о Ноевом ковчеге.

20. Вера в одного бога появилась у:

а)  египтян;

б)  римлян;

 в)  евреев;

г)  греков;

д)  ассирийцев;

е)  вавилонян.

21. В 3-м веке до н.э. царь Ашока заявил о своей преданности учению:

а)  Рамы;

б)  Конфуция;

в)  Будды;

г)  Яхве;

д)  Иисуса Христа.

22.'Финикийские купцы привозили в разные страны мира:

а) строительный лес;

б)  пшеницу;

в)  шерсть;

г)  мраморные статуи;

 д) оливковое масло;

 е) пурпурные ткани;

ж)  слоновую кость.

21.Во 2—1-м веках до н.э. самым большим по территории было:

 а) Римское государство;

б)  Персидское царство;

в)  Сирийское царство;

г)  Македонское царство;

д)  Ассирийское государство.

24. Установите последовательность событий мировой истории:

а)  взятие Египта персами;

б)  битва при Херонее;

в)  разграбление Рима вандалами;

г)  строительство пирамиды фараона Хеопса;

д)  образование государства в Южном Двуречье;

е)  реформы архонта Солона в Афинах;

ж)  начало правления Перикла в Афинах.

ВАРИАНТ 2

1. Первые государства появлялись там, где главным занятием людей становилось:

а)  собирательство;

б)  скотоводство; - в) земледелие;

г)  ткачество;

д)  ремесло;

е)  строительство;

ж)  ведение военных действий.

2. С 1-го века до н.э. империей называют:

а)  Египетское государство;

б)  Ассирийское государство;

в)  Римское государство;

г)  Греческое государство;

д)  Персидское государство.

3. В 5-м веке до н.э. высшая власть в Афинском государстве принадлежала:

а)  стратегу;

б)  архонту;

в)  демосу;

г)  Совету старейшин;

д)  ареопагу.

4. Законы Солона заложили в Афинах основы демократии, что по-гречески означает:

а)  «власть тирана»;

б)  «власть знати»;

в)  «власть народа»;

г)  «власть архонта»;

д)  «власть сенаторов».

б)  Фемистокл;

в)  Цезарь;

г)  Александр Македонский;

д)  Сципион.

5. Соотнесите имена выдающихся полководцев древности и битвы, в которых они участвовали:

а) Камбиз;            1) Саламинское сражение;

2)  завоевание Египта персами;

3)  битва близ города Зама;

4)  покорение Заальпийской Галлии;

5)  битва при Гавгамелах;

6)  битва у мыса Акций;

7)  битва на Марафонской равнине;

8)  битва при Херонее.

6. Укажите имя человека, не являвшегося царем:

а)  Хаммурапи;

б) Тарквиний Гордый;

в) Солон;

г)  Филипп Македонский.

7. В 1-м веке до н.э. в Риме правили императоры:

а)  Цезарь;

б)  Нерон;

в)  Константин;

г)  Гонорий;

д)  Траян;

е)  Октавиан Август;

ж)  Марк Аврелий.

8. «Наше государство является школой всей Эллады, и каждый из нас может с легкостью проявить свою личность в самых различных жизненных условиях», — сказал:

а)  Солон;

б)  Мильтиад;

в)  Фемистокл;

г)  Перикл.

9. Укажите архитектурные сооружения, принадлежащие Двуречью, Китаю и Греции:

1)  Двуречье;

2)  Китай;

3)  Греция.

а)  Великая китайская стена;

б)  ворота богини Иштар;

в)  Вавилонская храмовая башня;

г)  храм Артемиды в Эфесе;

д)  висячие сады Семирамиды;

е)  Парфенон;

ж)  храм Ники Бескрылой.

10. Основными изобретениями китайцев, используемыми и сейчас, являются:

а)  календарь;

б)  цифры;

в)  компас;

г)  бумага;

д)  монеты;

е)  чай;

ж)  шелковые ткани.

11. Особенностью древнегреческого письма не является.

а)  передача гласных звуков отдельными буквами;

б)  точная передача при письме звуковой речи;

в)  передача согласных звуков буквами;

г)  рисунчатый облик греческих букв.

12.  Отметьте зрелище, которое не любили древние римляне:

а)  гладиаторские бои;

б)  конные состязания;

в)  театральные представления;

г)  морские бои.

в)  Гомер;

г)  Геродот.

13. Соотнесите имена выдающихся поэтов, писателей и их произведения:

а)  Лукреций Кар;         в) «Антигона»;

б) Софокл;         г) «Записки о Галльскойвойне»;

3) «О природе вещей»;

4) «Одиссея»;

5) «Птицы»;

6) «История»;

7) «Махабхарата»;

8) «Энеида».

14 Писателем, прозванным «отцом истории», был друг Перикла:

а)  Тацит;

б)  Софокл;

в)  Геродот;

г)  Тит Ливии;

д)  Аристотель;

е)  Платон;

ж)  Сократ.

15.  Первобытные люди верили в то, что:

а)  рост численности зверей зависит от количества солнечных дней в году;

б)  души предков переселяются в далекую «страну мертвых»;

в)  во время сна душа покидает тело и встречается с душами других людей;

г)  люди и животные никогда не могут превращаться друг в друга.

16.  По представлениям первобытных людей, «страна мертвых»:

а)  не существует;

б)  похожа на земной мир;

в)  является страшным подземельем;

г) наполнена страшными чудовищами.

17.  Египтяне верили, что после смерти судьбу человека вершит:

 а) Осирис;

б)  фараон;

в)  жрец;

г)  чудовище Амамат.

18.  Будда учил, что главное для человека — это его:

а)  происхождение;

б)  личные достоинства;

в)  принадлежность к касте;

г)  вера в переселение душ.

19.  Соотнесите мифы и сказания Египта и Греции:

1)  Египет;            а) миф о Прометее;

2)  Греция.            б) миф об Осирисе и Исиде;

в)  миф о Тесее и Минотавре;

г)  миф о троянском коне;

д)  Песнь Нилу и солнцу;

е)  миф о Дедале и Икаре.

20.  Вера в Пантеон (множество) богов сохранилась у:

а)  греков;

б)  римлян;

в)  египтян;

г)  евреев;

д)  вавилонян;

е)  индийцев.

21.  В 4-м веке император Константин заявил о приверженности учению:

а)  Конфуция;

б)  Будды;

в)  Иисуса Христа;

г)  Демокрита;

д) Аристотеля.

22.  Греческие купцы привозили в колонии:

а)  льняные ткани;

б)  папирус;

в)  оливковое масло;

г)  мраморные статуи;

д)  слоновую кость;

е)  виноградное вино;

ж)  зерно.

23.  В 6-м веке до н.э. самой большой по территории была:

а)  Персидская держава;

б)  Греция;

в)  Ассирийская держава;

г)  Римская империя;

д)  Индия.

24.  Установите хронологическую последовательность событий мировой истории:

а)  Троянская война;

б)  взятие Рима готами;

в)  морское сражение при Саламине;

г)  взятие Вавилона персами;

д)  образование единого государства в Египте;

е)  правление Хаммурапи в Вавилонии;

ж)  установление республики в Риме.ответы

 Раздел I

ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Первобытные собиратели и охотники

J в.: 1 б; 2 в; 3 а, в, г; 4 б; 5 в; 6 а, б; 7 а, г; 8 а, б; 9 б; 10 б; 11 б; 12 а.

/ в.: 1 а, б, в; 2 б; 3 а, б, г; 4 а; 5 б, г; 6 в; 7 б, г; 8 г; 9 а, в;

10 6; 116; 12 6, в.

Первобытные земледельцы и скотоводы

J в.; 1 в; 2 б; 3 а, в; 4 а, г; 5 а, в; 6 б; 7 а; 8 в; 9 а, г, е; 10 в;

11 6; 12 а-2, 6-1, в-3.

II в.: 1 в; 2 а; 3 а, б, г; 4 а; 5 а, 6; 6 б; 7 а, б; 8 6; 9 а, в, г; 10 а, в;11в;12а-3, 6-1, в-2.

Повторение раздела «Жизнь первобытных людей»

 в.: 1 а; 2 в; 3 6; 4 в; 5 б, г, д, е; 6 г; 7 в; 8 а, б, в; 9 б, г, д; 10 б, в, д, е; 11 а; 12 а, в, г, ж; 13 в; 14 б; 15 а, в; 16 б.

IJ в.: 1 в; 2 6; 3 в; 4 а, б, в; 5 а, в, д, е; 6 г; 7 г; 8 а, д; 9 в; 10 а, в, е, ж; 11 г; 12 а, г, д, е; 13 а, г; 14 б; 15 а; 16 6.

Раздел II

 ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Древний Египет

J в.; 1 а; 2 в; 3 г; 4 б; 5 г; 6 а; 7 а, в, е, ж; 8 а, в, г, д; 9 а, д, е; 10 б, в, д, ж; 11 в; 12 б, в.

II в.: 1 в; 2 б; 3 г; 4 а; 5 6; 6 в; 7 а, в, г, д; 8 а, в; 9 а, г, е; 10 а, в, г, ж; 11 6; 12 б.

Западная Азия в древности

/в.: 1 в; 2 в; 3 а; 4 б; 5 а, в, д, ж; 6 в; 7 б, д, е, ж; 8 а, в, г; 9 в; 10 6; 11 а, в, г, д; 12 а-1, 6-2, в-2, г-1.

/J в.: 1 в; 2 б; 3 а; 4 г; 5 а, б, г; 6 в; 7 б, д, е, ж; 8 а, г; 9 в; 10 б; 11 а, в, г, е; 12 а-1, 6-1, в-2, г-1.

f I

Индия и Китай в древности

J в.: 1 б; 2 а; 3 в; 4 г; 5 а; 6 а, в; 7 в; 8 а, в; 9 в; 10 б; 11 в; 12 6.

II в.: 1 в; 2 6; 3 в; 4 в; 5 б, в; 6 а, г; 7 г; 8 б, г; 9 а, в; 10 б; 11 б; 12 6.

Повторение раздела «Древний Восток»

/в.: 1 а, д; 2 в; 3 б, г; 4 а, д, ж; 5 а, в, г; 6 6; 7 а, 6; 8 д; 9 а,

в, д, е; 10 6; 11 а, в, г, д; 12 а, г, д, е, ж; 13 в; 14 а-2, 6-4, в-3; 15 а-1, 6-5, в-2; 16 а-4, 6-1, в-3, г-5, д-2.

IJ в.: 1 а, в, д; 2 в; 3 а, г; 4 а, г, д, ж; 5 б; 6 а; 7 б, в; 8 6; 9 а,

г,  д, е, ж; 10 б; 11 а, в, е; 12 а, в, г, е; 13 в; 14 а-1, б-З, в-4; 15 а-1, 6-5, в-4; 16 а-4, 6-2, в-5, г-1, д-3.

Раздел III

 ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Древнейшая Греция

J в.: 1 а, в, г; 2 а; 3 г; 4 б; 5 в; 6 б; 7 6; 8 6; 9 а-6, 6-2, в-5, г-4, д-3, е-1; 10 6; 11 б; 12 а-1, 6-2, в-3.

II в.: 1 а, б, г; 2 б, г; 3 в; 4 б; 5 в; 6 6; 7 а; 8 в; 9 а-3, 6-1, в-5, г-4, д-6, е-2; 10 а; 11 а, б, г; 12 а-1, б-З, в-4.

Полисы Греции и греко-персидские войны

I  в.: 1 б; 2 в; 3 а; 4 а, б; 5 в; 6 в; 7 б, г, д; 8 в; 9 6; 10 в; 11 а-3, 6-1, в-4; 12 а-2, б-З, в-4.

II в.: 1 а, в, г; 2 в; 3 г; 4 б; 5 в; 6 в; 7 б, в, е; 8 в; 9 6; 10 а; 11 а-1, 6-2, в-6; 12 а-4, 6-6, в-3.

Афины в 5-м веке до н.э. и расцвет демократии

J в.: 1 6; 2 г; 3 а, б, е; 4 в; 5 а-1, 6-1, в-1, г-2; 6 б; 7 6; 8 б; 9 г; 10 в; 11 б; 12 6. ' II в.: 1 6; 2 6; 3 а, б, д, е; 4 а; 5 а-2, 6-1, в-2, г-2; 6 б, в; 7 а;

8 а, в; 9 а; 10 в, г; 116; 12 6.

Македонские завоевания в 4-м веке до н.э.

/ в.: 1 г; 2 а; 3 б; 4 а-1, 6-5, в-3, г-4, д-2; 5 в; 6 б; 7 а; 8 а, в;

9 в; 10 а; 11 а; 12 в.

II в.: 1 в; 2 г; 4 в; 4 а-3, 6-1, в-2, г-5, д-4; 5 а, в; 6 б; 7 а; 8 а, в, г; 9 а; 10 6; 11 г; 12 а.

Повторение раздела «Древняя Греция»

I в.: 1 б; 2 а, г; 3 в; 4 в; 5 б, д; 6 а, в, д; 7 б; 8 б; 9 в; 10 а, в; 11 а-3, 6-5, в-1; 12 б; 13 в; 14 а-1, 6-4, в-5, г-2, д-3; 15 г; 16 а, в.

II в.: 1 б; 2 в; 3 б; 4 б; 5 а, в, ж; 6 а, г, д, е; 7 в; 8 б; 9 в; 10 б; 11 а-2, 6-5, в-3; 12 г; 13 б, в; 14 а-4, 6-2, в-5, г-1, д-3; 15 г; 16 а, г.

Раздел IV

 ДРЕВНИЙ РИМ

Возникновение Рима и установление господства над Италией

J в.: 1 в; 2 б, г; 3 б; 4 б; 5 6; 6 б; 7 в; 8 а; 9 б; 10 б; 11 б; 12 а, б, в, д.

II в.: 1 а; 2 б, в; 3 б; 4 а; 5 г; 6 г; 7 а, г; 8 а, в; 9 6; 10 а; 11 6; 12 б, г, ж.

Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

J в.: 1 в; 2 в; 3 б; 4 в; 5 в; 6 б; 7 а, в; 8 а-4, 6-2, в-1, г-5, д-3; 9 а; 10 в; 11 в; 12 г.

II в.: 1 а; 2 в; 3 а; 4 а, в; 5 в; 6 а; 7 в; 8 а-1, 6-4, в-2, г-3, д-5; 9 б; 10 а; 11 в; 12 6.

Гражданские войны в Риме

J в.: 1 б; 2 а, в, г; 3 б, в; 4 а-5, 6-4, в-1, г-3, д-6, е-2; 5 г; 6 в; 7 в; 8 в; 9 а; 10 а, в; 11 а, б; 12 б.

II в.: 1 б; 2 а, д; 3 а, в; 4 а-1, 6-5, в-4, г-6, д-2, е-3; 5 а; 6 а; 7 а; 8 а; 9 6; 10 а; 11 в; 12 б.

Расцвет и могущество Римской империи

/ в.: 1 в; 2 а; 3 в; 4 а, в; 5 в; 6 в; 7 а; 8 б, в; 9 в; 10 а, в; 11 б, г; 12 в.

27 в.: 1 в; 2 а; 3 г; 4 а, в; 5 б; 6 г; 7 а; 8 г; 9 б; 10 б, г; 11 б, г; 12 а, в.

Рим в 4-5-м веках и падение империи на Западе

J в.: 1 б; 2 а; 3 б; 4 г; 5 б; 6 а, в, г; 7 а, б; 8 а, г; 9 6; 10 а-5, 6-2, в-1, г-6, д-4, е-3; 11 6; 12 б.

II в.: 1 г; 2 б, г; 3 6; 4 г; 5 а, в; 6 а, в; 7 б, в; 8 б; 9 а; 10 а-1, б-З, в-5, г-2, д-4, е-6; 11 а; 12 в.

Повторение раздела «Древний Рим»

J в.: 1 6; 2 6; 3 б; 4 в; 5 а, г, д, ж; 6 б; 7 д; 8 б, г; 9 а; 10 б, в, г; 11 а, в; 12 б; 13 а, 6; 14 в, г; 15 а, б; 16 а-1, 6-7, в-3, г-4.

II в.: 1 г; 2 г; 3 б; 4 а; 5 а, г; 6 в, г; 7 в; 8 в; 9 а; 10 в, г, е; 11 а, в; 12 в; 13 б, в; 14 б, в; 15 в; 16 а-2, 6-6, в-1, г-5.

Итоговое повторение

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа курса "История Древнего мира"

Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также авторской программы курса и...

Рабочая программа курса История Древнего мира. 5 класс

Образовательная программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. История /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. А...

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программы курса «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений Михайловс

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программы курса «История Древне...

Рабочая программа курса "История Древнего мира" 5 класс

Рабочая программа по курсу "История Древнего мира" для 5 класса составлена на основе ФГОС...

Рабочая программа по курсу «история Древнего мира»5 класс (УМК А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая) Учитель истории Косырева О.А.

Рабочая программа по истории Древнего мира разработана с учетом требований ФГОС и Методическим письмом Министерства образования Челябинской области...