Рабочая программа по истории 5 класс ФГОС
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Моисеенко Ирина Михайловна

В работе прописаны метапредметные, предметные, личностные  результаты обучающихся. Имеется тематическое планирование и способы оценивания образовательных результатов обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_istoriya_fgos.docx52.26 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  2. «Березовская средняя общеобразовательная школа»
  3. Первомайского района

                «Рассмотрено»

Руководитель  МО

_____/Моисеенко И.М./

            ФИО

Протокол №   1   от

 « 25 » августа  20 15г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УМР МБОУ «Березовская СОШ»

___________/Креймер Г.В./

       ФИО

 « 28 » августа  20 15 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Березовская СОШ»

_________/Липовская С.В./

                            ФИО

Приказ №   183  от

« 01 »  сентября   20 15 г.

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
  2. по   «Истории»  
  3. 5 класс

                                                  Составитель:

Моисеенко Ирина Михайловна,    

                                 учитель истории  и обществознания,

второй квалификационной категории                              

                                                                     

  1. Период реализации программы: 2015-2016 учебный год

  1. Рассмотрена  на  педсовете  
  2. протокол  №8 от 31.08.2015

  1. с. Березовка 2015

Пояснительная записка

        Рабочая программа по истории составлена на основе следующих нормативных документов и материалов:

  • Федеральный  государственный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897);
  • основная образовательная программа основного общего образования МБОУ

«Березовская СОШ» (приказ от 22.05.2015  № 102/1);

учебный план основного общего образования (приказ от 01.09.2015  № 183);

  • федеральный перечень учебников (приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»);
  • годовой календарный учебный график (приказ от 01.09.2015г  № 183);
  • положение  о рабочей программе учебного предмета, курса (приказ от 01.09.2015г  № 183);
  • примерной программы - история. 5-9 классы: – М. Просвещение, 2011;   
  • авторских программ к линиям учебников, входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных и допущенных Минобразования и науки РФ к использованию в образовательном процессе: А.А. Вигасин – А.О. Сороко-Цюпа. 5-9 классы\ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2011.

      Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.

        Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом природоведения 5 класса, изобразительного искусства 5 класса.
 
Изучение  истории Древнего мира направлено  на  достижение  следующих  целей:

  1. Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различие формы социального и политического строя;
  2. Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
  3. Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республики, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма  и христианства).
  4. Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

     Задачи изучения предмета истории Древнего мира:

  1. Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире.
  2. Овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества Древнего мира.
  3. Воспитание учащихся в духе патриотизма, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.
  4. Развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию.
  5. Формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений.

        Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций: учебно-познавательных (умение ставить цели, планировать, способность к самоанализу и самооценке), информационных (умение пользоваться различными источниками информации, в том числе и сетью Интернет), коммуникативных (умение работать в группе, умение в устной и письменной форме высказывать собственное мнение).

     Количество учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа – 68 ч. (из расчета два учебных часа в неделю). В соответствии с базисным учебным планом программа предполагает обобщающие уроки по разделам(1ч), повторение всего изученного за курс «История Древнего мира» - 2 часа.    

    Педагогический коллектив МБОУ «Берёзовская СОШ» работает в  контексте личностно -ориентированного обучения. В связи с этим автор программы ориентируется на следующие формы и методы, технологии обучения:

          1. Формы учебной деятельности индивидуальная, парная  групповая, коллективная в

              совокупности с активными методами (частично-поисковым, эвристическим, проблемным)

           2. Технологии: информационно-коммуникационные, игровые, проблемное обучение.

     Преобладающими формами текущего контроля знаний и умений обучающихся предполагаются тестовые задания из сборника Ю.И. Максимова «Тесты по истории Древнего мира. К учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира» для 5 класса. – Издательство «Экзамен». – М., 2011.

        Данная рабочая программа построена в соответствии с авторской и не предполагает изменений.

Личностные, метапредметные и предметные  результаты  освоения  курса по истории.

Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся  компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Личностные результаты:

—        осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

—        освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Тематическое планирование

п/п

 Наименование раздела и темы урока

Кол-во часов

Виды деятельности обучающихся

Наглядные пособия и технические средства

1.

Введение. 

1

 

               Раздел 1.  Жизнь первобытных людей.  (6 ч.)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники.

3

2.

Древнейшие люди.

1

Презентация

3.

Родовые общины охотников и собирателей.

1

Презентация

4.

Возникновение искусства и религии.

1

Тема 2.  Первобытные земледельцы и скотоводы.

2

5.

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

Презентация

6.

Появление неравенства и знати.

1

7.

Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности.

1

Контрольная работа

Тема 3. Счёт лет в истории.

1

8.

Измерение времени по годам.

1

Раздел 2.  Древний Восток.  (18 ч.)

Тема 4. Древний Египет.

7

9.

Государство на берегах Нила.

1

Презентация

10.

Как жили земледельцы и ремесленники.

1

Презентация

11.

Жизнь египетского вельможи.

1

12.

Военные походы фараонов.

1

13.

Религия древних египтян.

1

Презентация

14.

Искусство древних египтян.

1

15.

Письменность и знания древних египтян.

1

16.

Повторение. Достижения древних египтян.

1

Контрольная  работа

Тема 5. Западная Азия в древности.

7

17.

Древнее Двуречье.

1

18.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

Презентация

19.

Финикийские мореплаватели.

1

Презентация

20.

Библейские сказания.

1

Презентация

21.

Древнееврейское царство.

1

22.

Ассирийская держава.

1

Презентация

23.

Персидская держава «царя царей».

1

Презентация

Тема 6. Индия и Китай в древности.

4

24.

Природа и люди Древней Индии.

1

Презентация

25.

Индийские касты.

1

26.

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

27.

Первый властелин единого Китая.

1

Презентация

28.

Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

1

Контрольная работа

Раздел 3.  Древняя Греция.  (20 ч.)

Тема 7. Древнейшая Греция.

5

29.

30.

Греки и критяне.

Микены и Троя.

1

1

31.

Поэма Гомера «Илиада».

1

32.

Поэма Гомера « Одиссея».

1

33.

Религия древних греков.

1

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7

34.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

35.

Зарождение демократии в Афинах.

1

36.

Древняя Спарта.

1

Презентация

37.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

1

38.

Олимпийские игры в древности.

1

Презентация

39.

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1

40.

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

 Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет  

                демократии.

5

41.

В гаванях афинского порта Пирей.

1

42.

В городе богини Афины.

1

43.

В афинских школах и гимнасиях.

1

44.

В театре Диониса.

1

Презентация

45.

Афинская демократия при Перикле.

1

Тема 10.  Македонские завоевания в IV в. до н.э.

3

46.

Города Эллады подчиняются Македонии.

1

47.

Поход Александра Македонского на Восток.

1

Презентация

48.

В Александрии Египетской.

1

49.

Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру.

1

Контрольная работа

Раздел 4.  Древний Рим.   (17 ч.)

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.

3

50.

Древнейший Рим.

1

51.

Завоевание Римом Италии.

1

Презентация

52.

Устройство Римской республики.

1

Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.

3

53.

Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном.

1

Презентация

54.

Установление господства Рима во всем

Средиземноморье.

1

Презентация

55.

Рабство в Древнем Риме.

1

Тема 13. Гражданские войны в Риме.

4

56.

Земельный закон братьев Гракхов.

1

57.

Восстание Спартака.

1

Презентация

58.

Единовластие Цезаря.

1

59.

Установление империи.

1

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры.

5

60.

Соседи Римской империи.

1

61.

Рим при императоре Нероне.

1

Презентация

62.

Первые христиане и их учение.

1

63.

Расцвет Римской империи во 2-ом веке.

1

64.

«Вечный город» и его жители.

1

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.

2

65.

Римская империя при Константине.

1

Презентация

66.

Взятие Рима варварами.

1

67.

Повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме.

1

Контрольная работа

68.

Повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме.

1

 

Планируемые образовательные результаты обучающихся

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

    1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
  • соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2.        Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

3.        Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
  • осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

—        сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4.        Описание (реконструкция):

—        последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

—        характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

—        на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет - ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5.        Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;
  • различать причину и следствие исторических событий, явлений;        \
  • выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6.        Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
  • определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7.        Применение знаний и умений в общении, социальной   среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
  • использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:

  • способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
  • способность выделять главное в тексте и второстепенное;
  • способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
  • способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
  • способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
  • способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
  • способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
  • способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
  • способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
  • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
  • способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.

Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.

Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся.

Для осуществления контроля используются различные виды учебных работ, методы и средства, с помощью которых устная, письменная, практическая формы контроля или их сочетание позволяют получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатов учебной деятельности учащихся. Могут использоваться следующие формы контроля:

1)индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах;

2)собеседования;

3)дидактические тесты;

4)сочинения, эссе;

5) самостоятельные и контрольные работы;

6)лабораторные(работа с документами) и практические(с картой, учебником, иллюстрацией, диаграммой, составление плана, таблицы) работы;

7)рефераты;

8)учебно-исследовательские проекты

Выбор используемых методов и средств для осуществления контроля результатов учебной деятельности учащихся осуществляется педагогом.

При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается степень усвоения деятельностного компонента школьного общественно-научного образования:

  1. фактологические знания, включающие знания о конкретных исторических фактах(событиях, явлениях, процессах), локализованных во времени и пространстве;
  2. теоретические знания, включающие в себя понятия разной степени обобщенности, существенные причинно-следственные связи, позволяющие учащимся понять обусловленность исторических событий, явлений, процессов, тенденции и закономерности исторического развития;
  3. способы учебно-познавательной деятельности, позволяющие оперировать теоретическими и фактологическими знаниями, осваивать пространственные(картографические умения), работать с источниками исторической информации;
  4. оценочные знания, включающие в себя знание различных точек зрения на события и деятельность их участников, на основе которых формируется собственная гражданская позиция учащихся.

Для оценки результатов оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контрольно-оценочной деятельности можно выделить пять уровней усвоения учебного материала:

  • первый уровень (низкий) – действия на узнавание, распознавание и различение понятий, объектов изучения;
  • второй уровень (удовлетворительный) – действия по воспроизведению учебного материала на уровне памяти;
  • третий уровень (средний) – действия по воспроизведению учебного материала на уровне понимания, описание и анализ действий с объектами изучения;
  • четвертый уровень (достаточный) – действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с четко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи;
  • пятый уровень (высокий) – действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения.

При этом распознавание  и воспроизведение учебного материала, владение и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях характеризуются полнотой, осознанностью, системностью, прочностью, мобильностью знаний, а также степенью познавательной самостоятельности учащихся в выполнении учебных задач.

При осуществлении контроля рекомендуется ориентироваться на показатели оценки образовательных результатов в соответствии с возрастными особенностями учащихся и требованиями учебных программ по курсам, классам.

Показатели оценки результатов учебной деятельности

Отметка в

баллах

Показатели оценки результатов учебной деятельности

«3»

Узнавание отдельных объектов изучения(понятий, исторических событий, явлений) программного учебного материала по предъявленному описанию. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности под руководством учителя с использованием учебника(учебного пособия, учебной карты, атласа) или других средств обучения.

Различение объектов изучения(понятий, исторических событий, явлений) программного учебного материала по предъявленному описанию. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности под руководством учителя с использованием учебника(учебного пособия, учебной карты, атласа) или других средств обучения.

Воспроизведение части программного учебного материала по памяти: фрагментарный пересказ и перечисление отдельных понятий, исторических событий, явлений, процессов, персоналий без объяснения; осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу под руководством учителя с использованием учебника(учебного пособия, учебной карты, атласа) или других средств обучения.

«4»

Воспроизведение программного учебного материала по памяти: определение понятий, описания исторических событий, явлений, процессов с указанием общих и отличительных внешних признаков без их объяснения, основных биографических сведений о деятельности исторических персоналий; осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу под руководством учителя с использованием учебника(учебного пособия, учебной карты, атласа) или других средств обучения.

Осознанное воспроизведение значительной части программного учебного материала: характеристика изучаемых объектов по плану (памятке); самостоятельное осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу.

Осознанное воспроизведение в полном объеме программного учебного материала: правильное использование терминологии, описание исторических событий, явлений, процессов с элементами объяснения, раскрывающими причинно-следственные связи и отношения; самостоятельное осуществление способов деятельности по образцу.

«5»

Владение и оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации: конкретизация понятий, выводов примерами; анализ исторических событий, явлений, процессов с целью объяснения причинно-следственных связей, выводов, имеющихся в учебнике; самостоятельное выполнение задач и заданий по алгоритму.

Свободное владение и оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации: анализ исторических событий, явлений, процессов с целью объяснения причинно-следственных связей, выводов; обобщение изучаемого материала; обоснование и доказательство; раскрытие сущности изучаемых явлений, процессов; использование внутрипредметных связей; самостоятельное выполнение задач и заданий по алгоритму.

Оперирование программным учебным материалом, осуществление способов учебно-познавательной деятельности в незнакомой ситуации; использование межпредметных связей; оценка исторических фактов на основе изученного материала; выполнение задач и заданий преобразовательного и проблемного характера.

Свободное оперирование программным учебным материалом, осуществление способов учебно-познавательной деятельности в незнакомой ситуации; самостоятельное выполнение задач и заданий преобразовательного и проблемного характера; выполнение творческих заданий и работ (сочинение, эссе, реферат).

При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок существенных и несущественных ошибок. Отметка за выполнение задания снижается на 1-3 балла, если в нем допущены соответственно несущественные или существенные ошибки.

К категории существенных ошибок по истории относятся ошибки в основном фактологическом и теоретическом материале, неправильное использование терминологии, замена существенных признаков характеризуемых явлений, процессов несущественными, неверное понимание причинно-следственных связей, неумение использовать различные источники исторической информации, противоречия в ответе.

К категории несущественных ошибок относится: погрешности изложения, речевые ошибки, не ведущие к искажению содержания, непоследовательное изложение, небрежное выполнение записей.

Выставление отметки за четверть осуществляется как среднее арифметическое всех отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего поурочного балла. Наличие текущей неудовлетворительной отметки не является причиной, препятствующей выставлению итоговой отметки «5», если у учителя есть основание считать, что данная тема (раздел) полностью усвоены учащимся.

Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок по четвертям (полугодиям), желательно с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года.

Объем и уровень домашних заданий должны быть дифференцированы в соответствии с познавательными, возрастными возможностями и запросами учащихся, а также разнообразными по типам и видам.

Учебно-методические  средства обучения

1. Учебник «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. - М., «Просвещение», 2012.

2. Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 частях, 15-е издание – М.: Просвещение, 2012.

3. Атлас «история Древнего мира» с комплектом контурных карт.

4. Ю.И. Максимов. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира» для 5 класса. – 2-е изд. Переработанное и дополненное. Издательство «Экзамен». – М., 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...