Выступление на ГМО учителей истории г. Губкина "Использование элементов технологии развития критического мышления на примере уроков истории и обществознания"
статья по истории по теме

Образцов Сергей Николаевич

Использование элементов технологии развития критического мышления

на примере уроков истории и обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образцов Сергей Николаевич

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 6»

Использование элементов технологии развития критического мышления

на примере уроков истории и обществознания

Образцов С.Н.,

учитель истории и обществознания

Губкин

2014

В последние годы в сфере российского образования происходят кардинальные изменения. Они касаются не только содержания, но и методики образования. Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира невозможно решить только средствами традиционного подхода к преподаванию, при котором ученик остаётся объектом обучения. Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в субъект образовательного процесса, приходит в школу действительно «учиться», т.е. «учить себя», не только получать знания, передающиеся учителем, но и уметь самому добывать и пользоваться ими в жизни. 

Эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях более чем скромного количества предметных часов на уроки обществоведческого курса и усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников, на мой взгляд, связано со становлением нового стиля мышления учащихся, ориентирующихся на умение управлять полученной информацией. Для себя, я решил, что нужно изменить структуру урока. Наиболее конструктивным решением проблемы считаю я – это создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Так, у меня, возникла идея о приобщении учащихся к технологии развития критического мышления, новому способу учебной деятельности.

        Содержание курсов обществоведческих дисциплин, с одной стороны, дает богатые возможности для развития таких интеллектуальных способностей, с другой стороны, учителя истории и обществознания остро нуждаются в том, чтобы школьники, изучающие данные предметы, обладали достаточно сформированными и развитыми умениями и навыками мыслительной деятельности. Важно уметь анализировать факты, рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения; выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся. Очень важно грамотно работать с информацией, ведь многие задания по ЕГЭ предметов обществоведческого курса предусматривают развитие именно таких навыков.         

Считаю, что технология развития критического мышления позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.

Во-первых, многие учащиеся не обладают культурой чтения, т.е. не умеют читать вдумчиво, не понимают прочитанное, не выделяют главное, не размышляют над полученной информацией. И как следствие – снижение интереса к предмету.

Во-вторых, затруднение вызывает работа с документами и анализ таблиц. Как правило, учащиеся просто озвучивают статистические данные, приводимые в таблицах, не анализируя их, не выделяя причинно - следственные связи.

В-третьих, в большинстве случаев учащиеся не всегда могут ответить на поставленный проблемный вопрос. В решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, на наш взгляд, может помочь использование технологии развития критического мышления.

Применение элементов технологии развития критического мышления на уроках вырабатывает у обучающихся надпредметные умения, такие как:

- умение работать в группе;

- умение графически оформить текстовый материал;

- умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;

- умение распределить информацию по степени новизны и значимости; - умение обобщить полученные знания;  для развития  этих умений учитель использует следующие приемы: «Пометки на полях»; «Составление кластеров»; «Синквейн»; и др.

- формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

В своей работе я очень часто использую такие приемы как: «Составление кластеров» т.е. графических систематизаторов, которые показывают несколько различных типов связи между объектами или явлениями. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто высказываться  по вопросу какой-либо темы.

Например, на уроке обществознания в 8 классе, при изучении темы «Типология обществ», учащимся необходимо подобрать ассоциации к слову «общество». Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, и подбирают к нему ассоциации. В результате получается примерная схема

                                                  общество

На следующем этапе работы предстоит выделить определенные основания, на которых будет происходить систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт.

        

Использование этого кластера способствует развитию у учащихся системного мышления, умения рассматривать объект в целостности связей и характеристик.

Например, при изучении темы «Россия при Павле I» я прошу учащихся составить кластер «Внутренняя политика Павла I», работая парами. В ходе применения данного приема ученики выделяют основные изменения во внутренней политике Павла I»(заносят в опорный конспект). Далее идет обсуждение кластера и подводится итог внутренней политики Павла I.

Первая точка зрения – негативная. Деятельность Павла называется капризами, которая привела все отрасли государственного управления в неописуемый беспорядок

Вторая точка зрения – позитивная, оценивающая Павла, как царя-реформатора, имевшего чёткую программу действий, целью которой была борьба с надвигавшейся революцией.

Таким образом, учащиеся выходят на собственное целеполагание, и урок плавно переходит в следующую стадию, осмысления.

На этой стадии учащиеся вступают в соприкосновение с новой информацией, понятиями, идеями, познают сущность явлений, соотносят новую информацию с имеющимися у них знаниями. Во время этой фазы учащиеся самостоятельно и активно участвуют в работе. Главное ее назначение - поддержать ту инерцию активности учащихся, которая была создана на стадии вызова.

Использование технологии развития критического мышления предполагает организацию групповых форм работы учащихся, работу в парах. Работа в группах над определенной проблемой повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытия познавательных, мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика.

Например, на уроке истории в 11 классе по теме: «СССР в 1953-1964 гг.: преобразования в экономике». Особенности данного урока: использование технологии развития критического мышления, акцент на многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками, осуществляя поиск аргументов в пользу собственного мнения, формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности.

В то время как традиционное преподавание строится на готовых «ответах», которые преподносятся ученикам, технология развития критического мышления ориентирована на вопросы, как основную движущую силу мышления.

На стадии рефлексии идёт творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. На данном этапе учащиеся возвращаются к первоначальным записям - предположениям, вносят изменения, дополнения, выполняют творческие, исследовательские или практические задания. У учащихся появляется возможность соотнести «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Работа ведётся индивидуально - в парах, группах. На стадии рефлексии «работают» все выше перечисленные приёмы. Таблицы, схемы, кластеры способствуют установлению причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, написания эссе, синквейнов - пятистиший, организации круглых столов, дискуссий, деловых игр.

Применение элементов технологии развития критического мышления дает положительные результаты:

- повышение интереса школьников к исследовательской и общественной деятельности;

- создание атмосферы доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс», выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.

Литература:

  1. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие/ Г.В. Селевко – М.: Народное образование, 1998.- 256с.
  2. Ситникова, М. И. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебной и внеучебной деятельности: Учебно-методическое пособие /М. И. Ситникова, И. Ф. Исаев и др.- М.: Просвещение, 1999.-224с.
  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. / В.А. Сухомлинский. Издание четвертое.- Киев: Издательство «Радянська школа», 1973.-101с.
  4. Технология развития критического мышления. Режим доступа: http://thl.narod.ru/3/ttt.htm.
  5. Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию./ Д.Б. Эльконин – М.: Просвещение, 1989.-390с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Методическая разработка касается особенностей и принципов развития критического мышления с использованием метода кластера. Проиллюстрировано яркими примерами из практики преподавания в 5 - 11 классах....

Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Одной из важных современных образовательных технологий, применяемых в школе, на мой взгляд, является технология развития критического мышления. Мышления, опровергающего устоявшиеся представления...

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача школы и каждого педагога создать...

"Приёмы технологии: «Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания».

Приёмы технологии: «Развитие критического мышления на уроках истории и обществознания». Презентация по приемам работы над развитием критического мышления....

Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.

   Современное общество диктует новые требования к обучению и воспитанию учащихся. Теперь цель урока это не только получение знаний, умений и навыков, но и подготовка школьника к реал...

«Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания»

Критическое мышление как образовательная технология. Использование приёмов и методов технологии  развития критического мышления на уроках истории...