Методическая система учителя истории и обществознания
учебно-методический материал по истории на тему

Александр Анатольевич Демьянчук

Предметы история и обществознание ставят перед учителем цель - формирование предметных знаний, умений и навыков, чувства патриотизма и гражданственности у учащихся. Путь к достижению этой цели лежит через целенаправленно организованный учебно-воспитательный процесс на основе активных форм и методов в урочной и внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая система учителя истории и обществознания

Я работаю учителем истории и обществознания в течение 12 лет. Мой предмет ставит передо мной чёткую цель и основную задачу: формирование предметных знаний, умений, навыков, чувства патриотизма и гражданственности у учащихся. Путь к достижению данной цели лежит через целенаправленно организованный учебно-воспитательный процесс на основе активных форм и методов обучения в урочной и внеурочной деятельности.

В современных условиях я также ставлю перед собой задачу сформировать творческую, нравственную личность, способную к самореализации, с чувством собственного достоинства и активной жизненной позицией. Свою педагогическую деятельность я выстраиваю на создании условий для творческой самореализации учащихся. Этому способствуют постоянное привлечение детей к самостоятельному творческому поиску, непрерывный процесс формирования и развития у обучающихся информационно-коммуникативной компетентности. Причем последняя имеет особую значимость: компетентность смело можно назвать одним из важнейших компонентов любой профессиональной деятельности. Независимо от того, какую специальность в будущем выберут мои ученики, им предстоит общаться с людьми. Специфика уроков истории и обществознания как раз и заключается в том, что содержание курсов направлено на работу с различными носителями информации (историческими документами, мемуарной литературой, нормативно-правовыми актами, интернет - ресурсами и др.), изучение сфер общественной жизни, при котором возможно наличие различных, порой противоположных точек зрения на одно и то же явление. А, следовательно, процесс обучения невозможно представить себе без умения общаться, формулировать и четко отстаивать свою позицию, вести диалог, прислушиваться к чужому мнению и принимать во внимание доводы другой стороны.

Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе и как показывает практика использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, использование ИКТ позволяет более оптимально расходовать силы и средства учителя и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития. ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны.

Одной из важнейших компетенций учащихся является учебно-познавательная, которая представляет собой совокупность методологических знаний и ряда умений ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

В течение 9 лет я руководил школьным краеведческим музеем «Истории города Сестрорецка и народного образования» в ГОУ СОШ № 434. Наш педагогический коллектив работал над тем, чтобы превратить школу и музей в единое образовательное пространство. За это время я апробировал различные формы работы и приемы формирования учебно-познавательной компетенции через работу школьного музея.

Среди основных форм можно выделить:

- экскурсионная работа (тематические экскурсии, поэтапное проведение экскурсии несколькими учениками, подготовка к конкурсу «Лучший экскурсовод школьного музея»);

- работа с фондами музея;

- оформление экспозиции музея (моделирование);

- исследовательские работы для районных краеведческих чтений и научно-практических конференций;

- коллективные творческие дела (музейные праздники);

- краеведческие проекты (например, виртуальный музей, «Летопись школы»);

- музейный театр (театрализованные экскурсии и представления);

- издательская деятельность (выставки, стенгазеты, школьная газета «Ветер Перемен»).

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающего сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов – источников по истории природы и общества.

Работа музея направлена на совершенствование личности учащихся, повышение их творческих возможностей, формирование уважительного отношения к профессии педагога.

Экскурсионная и исследовательская деятельность.

Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея.

Совет музея разрабатывает план работы; организует встречи учащихся с ветеранами войны и труда, деятелями науки, культуры и искусства, осуществляет подготовку экскурсоводов. Экскурсия – основная форма образовательной деятельности музея. Преимущество экскурсии в школьном музее перед другими образовательными формами заключается в том, что объекты восприятия можно увидеть, рассмотреть, а в некоторых случаях даже взять в руки.

Важно продумать несколько экскурсий, объединённых общей тематикой, которые бы непосредственно перекликались с краеведческим материалом. Экскурсии по экспозициям школьного музея я составлял с опорой на краеведческие материалы школьного музея и литературу.

С 2007 года мы сотрудничаем с музейным комплексом в Разливе. Благодаря чему школьный музей вышел за пределы своего пространства и стал участником многих районных и городских программ: «Фестиваль детских музейных программ в Санкт-Петербурге», «Ночь музеев» (музей также был внесён в реестр музеев, участвующих в европейской ночи музеев).

В 2009 году  вместе с музеем «Сарай В.И. Ленина» наш школьный музей был включён в программу V фестиваля детских музейных программ – «Детские дни в Петербурге». И за время осенних каникул принял 43 посетителя.

А в 2010 году во время осенних каникул экскурсоводов школьного музея пригласили на работу в выставочный зал «Арт-Курорт», где состоялось открытие интерактивного передвижного выставочного проекта для семейного досуга «Петр I – коллекция перемен». Мероприятие, организованное Комитетом по культуре, проходило с 29 октября по 14 ноября. Администрация Курортного района и музейного комплекса в Разливе объявила благодарность моим ученикам (10 класса 434 школы Тамаре Никулиной, Роману Аполонову, Елене Кряжевой, Михаилу Прокопчуку за помощь в организации и проведении выставки).

Школьный музей стал центром исследовательской активности учащихся, так как его фонды позволяют получить все многообразие необходимой информации.

Успех деятельности школьного музея зависит, прежде всего, от активного участия самих учащихся в его работе, от четкости организации детского самоуправления. В музее создан Совет школьного музея. Именно он занимается работой над крупным краеведческим проектом – создание «Летописи школы» (этому виду краеведческого проекта в работе уделено особое внимание). За последние 5 лет были отсканированы и все фотоматериалы и документы. Составлен тематико-экспозиционный план и картотека.

В залах музея проводились уроки истории, литературы, краеведения, географии, внеклассные мероприятия и ежегодные районные краеведческие чтения. Члены Совета школьного музея не раз были отмечены благодарностями, грамотами участников и дипломами победителей районных и городских краеведческих чтений.

Учениками школы ведётся работа по оформлению экспозиций, ребята занимаются моделированием. Для экспозиции музея к юбилею Победы ребята собрали землю из городов-героев.

Издательская деятельность.

Совершенствуя формы работы и постепенно раскрывая потенциал учащихся, я пришел к пониманию необходимости создания школьного пресс-центра. Школьная газета «Ветер Перемен» сплотила учащихся 8 класса. Они проработали в редакции газеты до выпускного вечера и торжественно передали эстафету молодому поколению.

Цели и задачи издательской деятельности:

- раскрытие творческих способностей учащихся;

- освещение школьных событий;

- создание живой, активно работающей информационной среды;

- сбор и оперативное распространение информации о школьной жизни.

- воспитание гражданственности, любви к «малой» и «большой» Родине.

- эстетическое воспитание учащихся, приобщение к общечеловеческим ценностям.

- формирование общественного мнения.

- пропаганда здорового образа жизни

В школьной газете «Ветер перемен», есть тематические рубрики, где освещаются школьные события и рассматриваются актуальные вопросы современного общества. Интересной была рубрика, посвящённая году учителя. Редакция газеты собирала информацию об учителях, которые работали в школе (помог музей школы). А также брали интервью у выпускников разных лет.

Редакция школьной газеты постоянно совершенствует свои знания, умения и навыки, выезжая на тематические экскурсии, участвуя в конкурсах, помогают в организации общешкольных мероприятий.

В целях популяризации газеты, проводятся различные конкурсы: «Читатель года», «Лучший журналист», «Ученик Года». А также фотоконкурсы «Мисс Золотая Осень», «Мисс Зима».

Чтобы идти в ногу со временем был разработан проект интернет-версии школьной газеты.

На современном этапе участие в журналистской деятельности направляет учащихся к выбору будущей профессии и, может быть, к профессии журналиста, редактора, фотографа, дизайнера, художника. Навыки, полученные в процессе работы с различными источниками, умение редактировать тексты, анализировать события, навыки обслуживания современной техники (аудио-, видео-, фототехники, компьютеров) пригодятся в самостоятельной жизни будущего гражданина.

Творческая деятельность.

Музейный театр «Время» - это совместный проект нашей школы и музейного комплекса в Разливе. Он был создан в 2008 году с целью популяризации музейного пространства, совершенствования форм работы музейной педагогики и организации досуга учащихся и развитие творческих способностей ребят.

Цели и задачи:

- воспитание творчески активной личности;

- развитие умений и навыков, творческих способностей, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства;

- организация их досуга путём вовлечения в театральную деятельность;

- овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства;

- развитие творческих и актёрских способностей детей через совершенствование речевой культуры и овладение приёмами пластической выразительности с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка;

- создание необходимой творческой атмосферы в коллективе: взаимопонимание, доверия, уважения друг к другу.

Поставленные цели и задачи выполняются посредством постановки театральных инсценировок, спектаклей для учащихся. Идея создания музейного театра принадлежит бывшему директору музейного комплекса в Разливе – Елене Владимировне Гладковой. В 2008 году наши коллективы (ученический и сотрудники музея) подготовили театрализованную экскурсию «Женщины в жизни Ильича». Рождение театра произошло в «Ночь музеев» 17 мая. Экскурсия стала настолько популярной, что уже с ней выступили 4 состава «женщин».

В 2009 году мы поставили несколько спектаклей в музее, в собственной школе, библиотеке им. Зощенко. Инсценировали рассказы Михаила Зощенко, Александра Трифоновича Твардовского, Владимира Маяковского, Антона Павловича Чехова, Николая Алексеевича Некрасова.

Стало доброй традицией выступать 22 апреля на научно-практической конференции в «Шалаше», которая приурочена ко дню рождения Владимира Ильича Ленина. Делегаты со всех концов страны и даже из-за границы теперь с нетерпением ожидали нашей премьеры.

Музейный театр проработал до 2013 года. Деятельность была прекращена в связи с закрытием школы на капитальный ремонт.

На сегодняшний день в гимназии № 433 я продолжаю данный вид деятельности. Развивая творческий потенциал учащихся 5-х классов, были поставлены «Огниво» Г.Х. Андерсена, «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского, «Чиполлино» Д. Родари. В постановке участвовали коллективы двух классов (артисты, декораторы, музыканты). Видео и сценарии прилагаются на электронном носителе.

Экологическая деятельность.

Школьный музей не может ограничиваться только помещением школы. Для школы стало доброй традицией проводить ежегодные краеведческие слёты в Тарховском лесопарке (с 2002 года). Каждый слёт имеет определённую тематику, актуальную для школы, музея, родного края (например: 100-летие со дня открытия школы, знаменитые жители нашего города, день рождение Сестрорецка и др.). Старшие классы берут ответственность за организацию и проведение мероприятия на себя. Отбирают материал, готовят задания, продумывают оформление. Слёт традиционно проходит в форме игры по станциям.

2011 г. был объявлен Генеральной ассамблеей ООН «Международным годом лесов». Главная задача – это установления в мире устойчивого лесопользования, которое не будет угрожать человечеству и всему живому на земле. Мероприятия, посвященные Дню посадки лесов, прошли 14 мая во всех районах Ленинградской области - посадку саженцев, закладку парков, лесовосстановительные работы проводили работники лесного хозяйства, представители общественных организаций, добровольцы, ученики школ. Вот и наша школа не отстала. Ученики 9 и 10 класса пришли на посадку леса на территории музейного комплекса в Разливе. Кроме этого, школа и Курортное лесничество договорились о создании школьного лесничества на базе школы № 434.

С тех пор мы участвовали в нескольких мероприятиях, таких как «День посадки леса», «День защиты детей», «Посади свою ёлочку», «Я подарил планете дерево», тем самым увеличив количество елей, сосен, дубов и сирени на территории музейного комплекса в Разливе.

Перечисленные формы работы музея убедительно, на мой взгляд, доказывают, что разносторонняя работа учащихся в школьном музее способствует формированию основных умений:

- умение ставить цель и достигать её;

- умение анализировать, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

- умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

- умение ставить познавательные задачи; выбирать условия проведения наблюдения или опыта;

- умение выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).

Данный перечень умений, как уже было сказано выше, напрямую способствует формированию учебно-познавательной компетенции.

Подводя итог, отмечу, что роль школьного музея в этом вопросе несомненна. Опыт моей работы в качестве руководителя музея школы № 434 позволяет сделать вывод о том, что школьный музей, являясь центром воспитательной работы, может быть результативно интегрирован и в учебную деятельность по различным школьным предметам. Мне кажется, что школьные курсы истории и обществознания являются несомненными лидерами такой интеграции.

Урочная деятельность

В урочной деятельности считаю обоснованными применение на уроках разных активных методов (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский метод) и форм организации работы:

- интегрированные уроки (обществознание и литература, история и математика);

- проблемное изложение, беседа, работа в группах, парах (в младших классах);

- дискуссия, семинар, дебаты;

- решение проблемных ситуаций (в старших классах);

- ролевые игры (используются при рассмотрении исторических ситуаций, событий, в которых ярко проявились разные интересы, позиции).

Данные формы позволяют вовлечь ученика в активное обсуждение, высказывание своей точки зрения, развивают мышления, повышают познавательный интерес, формируют чувство гражданственности и патриотизма.

Особенно интересными и мотивированным для учащихся являются вопросы, задания, ситуации, связанные с жизнью современного общества и определения своего места в нём.

При изучении истории и обществознания важным является формирование личного отношения к историческим событиям и личностям.

Интегрированные уроки направлены на развитие эрудиции учащихся, на обновление существующей узкой специализации в обучении. Интеграция должна соединить получаемые знания в единую систему.

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов:

- повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока;

- рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;

- организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;

- показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

Также в своей работе я уделяю большое внимание информационным технологиям. При работе с классом использую интерактивную доску SMART, программное обеспечение Notebook. При составлении уроков использую материалы с электронных носителей, имеющихся в школе и полученные из системы Интернет. Особенно уместно использование данных средств при изучении военных действий (карты, реконструкции сражений) и при изучении темы «Культура». И подача материала, и его восприятие идет совсем на ином качественном уровне, а главное учащиеся активно вовлекаются в урок и сами создают различные информационные продукты (презентации, видеоролики, доклады и т.д.) Такая деятельность позволяет развивать познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

В плане социализации личности широко использую самостоятельную работу в урочной и внеурочной деятельности. Это может быть и элемент урока, целый урок, практикум, домашнее задание, написание исследовательских работ и т.д. Например, на уроках обществознания в рамках «практикума» ученики готовят презентации по изученным темам «Моя профессия», «Родина», «Моя семья». На уроках истории презентуют свои работы исторической направленности. Самостоятельная работа организует учащегося, учит планировать свою работу, стимулирует на успех не только сейчас, в данный момент, но и в будущей жизни в социуме.

В гимназии уже несколько лет действует клуб «Молодой избиратель». Главная его особенность в том, что учащиеся активно контактируют с общественными организациями, органами местного самоуправления, организациями. Это встречи с членами Территориальной избирательной комиссии, прокуратуры, ЗАГСа, суда, налоговыми органами и т.д., где учащиеся могут задать вопросы, обменяться мнениями со специалистами в своей деятельности. Эти встречи проводятся в форме политических дебатов («Если бы я был депутатом»). Целью такой формы организации деятельности является развитие навыков сотрудничества и делового общения, что влияет на формирование социально активной личности, у которой есть свои ценности, жизненные ориентиры и гражданская позиция.

Мотивация учащихся в данном случае понятна и объяснима, помогает школьникам в их подготовке к олимпиадам по обществознанию, где ребята занимают призовые места. Очень важным результатом своей работы считаю помощь в определении старшеклассников в выборе своей профессии, своего пути в жизни. Каждый год достаточно много выпускников связывают свою жизнь с юриспруденцией, связями с общественностью, социальными дисциплинами, тем самым можно говорить о расширении образовательного пространства школы. Растёт количество учащихся, выбирающих обществознание для сдачи в формате ЕГЭ.

Для определения эффективности системы использую различные методики: тестировании, анкетирование, рейтинг, самооценка, рефлексия.

Своим опытом по социализации личности учащихся я ежегодно делюсь с коллегами на школьном и районном уровнях, представляю его в разных вариантах. Например, организация и проведение педагогических советов по патриотическому воспитанию, выступление на районном координационном совете Курортного района, на методических объединениях учителей истории и обществознания, и классных руководителей.

В заключении хочу сказать, что сущность моей работы заключается в социализации учащихся через реализацию активных форм и методов в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Применение их на практике приводит к тому, что учащиеся, пропуская через себя социальный опыт, проживают его и он становиться личным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Гражданское образование школьников в процессе изучения обществознания. Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания

    Я убеждена, что общественные науки существуют не для того, чтобы их изучать в подростковом возрасте, а для того чтобы учёные-обществоведы, используя научные знания о социуме, ввод...

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин».

Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин»....

Методическая система учителя истории и обществознания МБОУ "СОШ № 5" г. Калуги Артёмовой Ю.С.

Современному обществу необходима активная, творчески мыслящая, разносторонне развитая личность, готовая решать сложные проблемы, анализировать ситуации и делать осознанный выбор. Для успеш...

Доклад на заседании районного методического объединения учителей истории и обществознания по теме "Новое в Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации"

Доклад на заседании районного методического объединения учителей истории и обществознания по теме "Новое в Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации" 2020г...

В ы с т у п л е н и е на Районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме «Сложные вопросы истории. Причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам.

Представленный историко - культурный стандарт  включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечне...

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...