Технологическая карта "Культура Московской Руси в XIV-XVIвв."
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Основное содержание темы: Актуализация знаний о культуре Руси XIII века. Изучение древних памятниках культуры Московской Руси XIV-XVI вв.: архитектурные стили, литературные жанры, устного народного творчества, живописи, иконописи, быта. Введение понятий «архитектурный стиль», «жанр», «живопись», «зодчество», «икона», «иконостас», «иконопись», «исторический документ», «книгопечатание», «культура, особенности», «особенности культуры», «просвещение», «стиль», «устное народное творчество». Введение алгоритма работы с историческим документом. Проведение исследования произведений литературного творчества. Введение понятий 2 блок Составление рассказа древних памятниках культуры Московской Руси XIV-XVI вв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_kl._tk_istoriya.doc635 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс

УМК

История

Технологическая карта темы

                                                                                                                                                                                              Автор разработки: А.Л. Шефер                

Тема

Культура Московской Руси в XIV-XVIвв.

Цели

Сформировать представление о культуре Московской Руси в XIV-XVIвв.

Ввести алгоритм работы с историческим документом.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Актуализация знаний о культуре Руси XIII века. Изучение древних памятниках культуры Московской Руси XIV-XVI вв.: архитектурные стили, литературные жанры, устного народного творчества, живописи, иконописи, быта. Введение понятий «архитектурный стиль», «жанр», «живопись», «зодчество», «икона», «иконостас», «иконопись», «исторический документ», «книгопечатание», «культура, особенности», «особенности культуры», «просвещение», «стиль», «устное народное творчество». Введение алгоритма работы с историческим документом. Проведение исследования произведений литературного творчества. Введение понятий 2 блок Составление рассказа древних памятниках культуры Московской Руси XIV-XVI вв.

Термины и понятия

Архитектурный стиль, жанр, живопись, зодчество, икона, иконостас, иконопись, исторический документ, книгопечатание, культура, особенности, особенности культуры, просвещение, стиль, устное народное творчество.

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению истории и культуры родного отечества;

- желание помочь Ване;

-творческое отношение к процессу создания и оформления рассказа о древних памятниках культ

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- раскрывать значение слова «культура», «особенности», «особенности культуры», «просвещение», «книгопечатание», «устное народное творчество», «жанр», «исторический документ», «зодчество», «стиль», «архитектурный стиль», «икона», «иконостас», «живопись», «иконопись» и использовать их в активном словаре;

- определять содержание исторического документа и обосновывать свое мнение

- Использовать приобретенные знания для составления рассказа о культурные достижения и достопримечательности Руси XIV-XVIвв.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя исторический источник/документ, алгоритм;

- выполнять учебное задание, используя содержание текста учебника, иллюстрации;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

 Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, представлять свою позицию в рамках учебного диалога;

-  Согласовывать позицию с партнером и находить общее решение.

-  адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения

- Составлять рассказ об архитектуре, живописи, просвещении, литературе, устном народном творчестве и быте Руси в период XIV-XVI вв..

- проводить исследование источников литературного творчества и оформлять результаты в таблицу.

- рассказывать об особенностях культуры и просвещении на Руси в XIV-XVI вв., используя содержание учебника.

- рассказывать о развитии просвещения и книгопечатания на Руси в период XIV-XVI вв., используя содержания текста.

писать рассказ о быте русских людей в XIV-XVIвв., используя справочный материал.

 5 шт.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Информационный материал

Учебник «История России, с древнейших времен до конца XVI в.» Демонстрационный материал

Электронная презентация

Интерактиный материал

Карточки с учебными заданиями.

Фронтальная.

• индивидуальная –

• парная  -

• групповая -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый  результат

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к памятникам культуры родной страны.

Слайд 2

Летом Ваня отдыхал в детском интернациональном лагере. Школьники принимали активное участие в различных мероприятиях и легко общались со сверстниками, потому что говорили на иностранном языке. Ваня подружился с Андриане, и говорил с ним то на итальянском, за который в школе имел «пять», то на русском, чтобы мальчик быстрее освоил язык страны, по которой любит путешествовать.

Друзья решили принять участие в конкурсе «Увлекательное путешествие в прошлое», по условиям которого школьник должен рассказать о неповторимых достопримечательностях, с которым познакомился во время поездки. Итальянцу очень понравилось путешествие по центральной части Руси, и он интересно рассказывал о древних памятниках культуры, показывая фотографии, используя то русские, то итальянские слова. Ваню попросили перевести и дополнить рассказ используя иллюстрации. Андриане. Но школьник очень смутился, и не смог добавить или обогатить сообщение итальянца.

Ребята, почему Ваня оказался в такой неловкой ситуации?

Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию.

Если у Вас желание научиться рассказывать о древних памятниках культуры Руси в период XIV-XVI вв., чтобы успешно участвовать в конкурсе «увлекательное путешествие в прошлое»?

 

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению истории и культуры родного края и желание помочь Ване.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

Блок А.  Просвещение, устное народное творчество, литература Руси в XIV-XVIвв.

Цели:

• Актуализировать знания:

- о словах, которые используются при описании просвещения, устного народного творчества, литературы Руси в XIV-XVI вв.

• Ввести понятие «культура», «особенности», «особенности культуры», «просвещение», «книгопечатание», «устное народное творчество», «жанр», «исторический документ».

• Научить:

- определять условия достижения грамотности людей на Руси в XIV-XVIвв., и обосновывать свое мнение;

- определять героев исторической песни и обосновывать свое мнение

- определять назначение общерусского летописания и обосновывать свое мнение;

- определять содержание исторического документа и обосновывать свое мнение;

- рассказывать о развитии просвещения и книгопечатания на Руси в период XIV-XVI вв., используя содержания текста;

- рассказывать об особенностях культуры и просвещении на Руси в XIV-XVI вв., используя содержание учебника.

- рассказывать о героях устного народного творчества в период XIV-XVI вв. на Руси;

- называть основные темы литературных произведений в период XIV-XVI вв;

- называть известные исторические документы;

- рассказывать алгоритм работы с историческим документом;

- определять историческое событие, по содержанию исторического произведения;

- проводить исследование источников литературного творчества и оформлять результаты в таблице;

- писать рассказ о древних памятниках культуры Руси в XIV-XVIвв., используя предложенный текст, слова и даты для справок;

- выполнять учебное задание, используя исторический источник/документ;

- выполнять взаимопроверку учебного задания;

- формулировать высказывание, используя термины, представлять свою позицию в рамках учебного диалога.

Задание 1 (З)

Назовите значение слова «культура», «особенности», «особенности культуры» (культура-это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей: особенности - это признак, качество, которые отличают один предмет от других таких же предметов).

Сообщение учителя. 

На Руси в период XIV-XVIвв. начинается постепенное преодоление не только территориальной, но культурной разобщенности Руси.  

Появляются первые культурные центры в Москве, Новгороде и Пскове. Единая русская культура сохраняет в себе лучшие достижения, имевшиеся в отдельных русских землях, а так же тех народов, с которыми русские люди имели тесные связи.

Идеи единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством становятся ведущими в произведениях устного народного творчества, литературы, живописи, архитектуры.

Задание 2 (З) Учебник, с.223-224, §26  

Назовите значение слова «просвещение», «книгопечатание».

Расскажите о развитии просвещения и книгопечатания на Руси в период XIV-XVI вв., используя содержания текста.

Задание 3 (П)

Можно ли утверждать, что на Руси в период XIV-XVI вв., благодаря развитию книгопечатания и просвещения, все люди были грамотными? Обоснуйте свое мнение.

Задание 4 (У) Учебник, с.222-224, §26  

Расскажите об особенностях культуры и просвещении на Руси в XIV-XVI вв., используя содержание текста.

Задание 5 (З) Учебник, с.225, §26  

Назовите значение выражения «устное народное творчество», «жанр». (Устное народное творчество - это словесное творчество народа, передаваемого из уст в уста; жанр - внутреннее подразделение во всех видах искусства.)

Назовите новый жанр устного народного творчества, используя содержание текста (Исторические песни)

Задание 6 (З) Учебник, с.225-226, §26  

Расскажите о героях устного народного творчества в период XIV-XVI вв. на Руси, используя содержания текста.

Задание 7 (П)

Можно ли утверждать, что исторические песни посвящались только великим героям-войнам? Обоснуйте свое мнение.

Задание 8 (У) Учебник, с.225-226, §26  

Определите темы произведений устного народного творчества, которые были в период XIV-XVI вв. на Руси.

Задание 9 (З) Учебник, с.226-228, §26  

Назовите основные темы литературных произведений в период XIV-XVI вв, используя содержание текст (героизм народа, путешествия, летописи).

Сообщение учителя

Исторические источники — это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, отражающий исторический процесс. В исторических источниках можно найти отдельные факты и события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе. На их основании выдвигаются гипотезы о причинах и последствиях тех или иные исторических событиях.

Алгоритм работы с историческим источником. Слайд 3.

1. Прочитать исторический документ.

2. Определить тип документа (закон, указ, устав, официальное или личное письмо, литературное произведение, летопись и др.).

3. Определить время написания исторического документа или историческую эпоху.

4. Определить автора, если имеется.

5. Определить назначение документа.

6. Установить сведения в документе, необходимые для выполнения учебного задания.

7. Выполнить учебные задания, используя содержание исторического документа.

Задание 10 (З)

Назовите значения выражения «исторический документ».

Назовите известные вам исторические документы.

Расскажите алгоритм работы с историческим документом.

Задание 11 (З) Учебник, с.227, §26  

Назовите произведения о происхождении русского народа, используя содержание текста. (Общерусское летописание).

Назовите главную идею Общерусского летописания. (Союз великокняжеской власти с городским населением в целях политического объединения Руси).

Задание 12 (П)

Можно ли утверждать, что исторический документ содержит только указы и законы? Обоснуйте свое мнение.

Задание 13 (П) Учебник, с.228, §26  

Можно ли утверждать, что Общерусское летописание было посвящено только происхождению русского народа? Свое мнение обоснуйте, используя содержание текста.

Задание 14 (У) Учебник, с.230-231, §26  

Прочитайте фрагмент из «Задонщины» и определите историческое событие, которому оно посвящено. (Куликовская битва).

Задание 15 (У) Учебник, с.229-230, §26, Слайд 4.         с взаимопроверкой

Проведите исследование источников литературного творчества и оформите результаты в таблице.

Произведение и год создания

Автор

Тема произведения.

«Задонщина» 1380-е года.

Сафоний Рязанцев.

Куликовская битва.

«Хождение за три моря»

1467 г.

Афанасий Никитин.

Путешествие по востоку – Иран, Индия.

Общерусское летописание 1418 г.

Митрополит Фотий.

Союз московской великокняжеской власти и городским населением.

«Хронограф» 1512 г.

 Не известен.

Сборник занимательных и нравоучительных сочинений по всемирной истории.

Задание 16 (У)  

Напишите рассказ о древних памятниках культуры Руси в XIV-XVIвв., используя предложенный текст, слова и даты для справок.

Представьте его одноклассникам.

Оцените работу, используя критерии:

1.Достоверность данных в тексте.

2. Логичность изложения фактов.

3. Содержательность текста.

 

На Руси в период ____________начинается постепенное преодоление не_______________________ только, но ______________разобщенности Руси.  

В XIV веке на Русь стали ввозить _____________ - более удобный материал для письма. В____________ возникает _____________ в казенной типографии ________________ . В XIV-XVI вв. основными темами в литературе были:

_____________________,_____________________,_______________.

Слова для справок: героизм народа, путешествия, летописи,1564 г., книгопечатание, Ивана Федорова, Петра Мстиславца, XIVв., пергамент, XIV-XVIвв., территориальной, культурной, политической, Андрей Рублев, Василий Буслаевич, 1565 г

Слайд 5

Диагностические задания:

Определите к   каждому значению его понятие и напишите его название:

1. Документы и предметы материальной культуры, отражающие исторический процесс-…………….

2. Процесс создания печатной продукции-………………

3. Признак, который отличает 

один предмет от других таких же предметов-……………

4. Совокупность общественных и духовных достижений людей-…………

- распространение знаний, образования;

- словесное творчество народа, передаваемого из уст в уста.

Познавательные умения:

- раскрывать значение слова «культура», «особенности», «особенности культуры», «просвещение», «книгопечатание», «устное народное творчество», «жанр», «исторический документ» и использовать их в активном словаре;

- определять условия достижения грамотности людей на Руси в XIV-XVIвв. и обосновывать свое мнение;

- определять героев исторической песни и обосновывать свое мнение

- определять назначение общерусского летописания и обосновывать свое мнение

- определять содержание исторического документа и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя исторический источник/документ;

- выполнять взаимопроверку учебного задания.

 Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, представлять свою позицию в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- рассказывать о развитии просвещения и книгопечатания на Руси в период XIV-XVI вв., используя содержания текста;

- рассказывать об особенностях культуры и просвещении на Руси в XIV-XVI вв., используя содержание учебника.

- рассказывать о героях устного народного творчества в период XIV-XVI вв. на Руси;

- называть основные темы литературных произведений в период XIV-XVI вв.;

- называть известные исторические документы;

- рассказывать алгоритм работы с историческим документом;

- определять историческое событие, по содержанию исторического произведения;

- проводить исследование источников литературного творчества и оформлять результаты в таблице;

- писать рассказ о древних памятниках культуры, используя предложенный текст, слова и даты для справок.

Блок Б. Архитектура и живопись на Руси в XIV-XVIвв.

Цели:

• Ввести понятие «зодчество», «стиль», «архитектурный стиль», «икона», «иконостас», «живопись», «иконопись».

 Научить:

- раскрывать значение выражения «зодчество», «стиль», «архитектурный стиль», «икона», «иконостас», «живопись», «иконопись» и использовать их в активном словаре;

- определять стиль сооружения по иллюстрации и обосновывать свое мнение;

- определять предназначение сооружения и обосновывать свое мнение;

- определять влияние национальной культуры в произведениях Феофана Грека, и обосновывать свое мнение;

- выполнять учебное задание, содержание текста учебника, иллюстрации;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- согласовывать позицию с партнером и находить общее решение;

- называть известные  архитектурные стили;

- называть признаки и особенности шатрового стиля, используя содержание текста;

- определять сооружения, построенные в шатровом стиле, и писать название;

- перечислять города Руси, в которых велось крупное строительство в период XIV-XVI вв.;

- называть стиль, в котором работали архитекторы: Аристотель Фиораванти, Марко Руффо, Пиетро Антонио Солари;

- рассказывать о назначении построек в период XIV-XVI вв.;

- выделять новые элементы в архитектуры XIV-XVI вв., используя иллюстрации в учебнике;

- определять сооружение по иллюстрации и составлять о нем устное сообщение, используя план;

- рассказывать о творчестве Андрея Рублёва;

называть основные сюжеты живописи на Руси в XIV веке;

- называть иконописцев XIV века;

- проводить сравнение работ Феофана Грека и Андрея Рублева, и оформлять результаты в таблице;

- составлять текст об архитектуре и живописи на Руси XIV-XVI вв..

Задание 1 (З) 

Назовите значение слова «зодчество».

Задание 2 (З) Учебник, с. 233-238, §27          

Выделите новые элементы в архитектуры XIV-XVI вв., используя иллюстрации в учебнике (декоративные детали, масштабность, новые архитектурные формы).

Задание 3 (З) Учебник, с. 238, §27  

Назовите значение слова «стиль», «архитектурный стиль».

Назовите известные вам архитектурные стили.

Назовите признаки и особенности шатрового стиля, используя содержание текста.

Задание 4 (П) Слайд 8

Можно ли утверждать, что сооружение, представленное на иллюстрации, имеет шатровый стиль? Свое мнение обоснуйте.

Задание 5 (У) Учебник, с. 233-238, §27          

Определите сооружения, построенные в шатровом стиле, используя иллюстрации в учебнике, и напишите их название.

Задание 6 (З) Учебник, с. 233-235, §27  

Перечислите города Руси, в которых велось крупное строительство в период XIV-XVI вв., используя содержания текста. (Москва, Новгород, Псков) 

Назовите стиль, в котором работали Аристотель Фиораванти, Марко Руффо, Пиетро Антонио Солари.

Задание 7 (З) Учебник, с. 233-235, §27  

Расскажите о назначении построек в период XIV-XVI вв., используя содержания текста (храмы, соборы, церкви, крепости, каменные палаты, резиденции князей)

Задание 8 (П) Учебник, с. 233-235, §27  

Можно ли утверждать, что большая часть сооружений имела оборонный характер? Обоснуйте свое мнение, используя содержание текста.

Задание 9 (У) Слайд 7,8                                с взаимопроверкой

Определите каждое сооружение по иллюстрации и составьте устное сообщение, используя  план:

  1. Название сооружения.
  2. Местонахождение.
  3. Предназначение здания.
  4. Автор постройки.
  5. Время возведения сооружения.

1.

2.

3.

4.

5.

Сообщение учителя

Иконопись-  писание икон, это вид живописи, предназначенный для создания священных изображений — икон.  Икона украшает каждый православный храм и предназначена для поклонения людей. В Древней Руси об слагалось множество сказания, о том, что они наделены таинственной силой. Люди от иконы ждали чуда: избавления от болезней, помощи в одолении врага. Икона была обязательной принадлежностью не только церковного убранства, но и каждого жилого дома.

 Задание 10 (З)

Назовите значение слова «икона», «иконостас», «живопись», «иконопись».

Задание 11 (З) Учебник, с. 239, §27  

Расскажите о творчестве Андрея Рублёва, используя содержание текста.

Задание 12 (З) Учебник, с. 239, §27          

Назовите основные сюжеты живописи на Руси в XIV веке.

Назовите авторов, которые писали иконы на Руси в XIV веке. (Андрей Рублев и Феофан Грек)

Задание 13 (П) Учебник, с. 239, §27  

Можно ли утверждать, что Феофан Грек объединил в своих произведениях русскую и византийскую культуру? Свое мнение обоснуйте на основе содержания текста.

Задание 14 (У) Учебник, с. 239, §27, Слайд 9.            с взаимопроверкой

Проведите сравнение работ Феофана Грека и Андрея Рублева, и оформите результаты в таблице. Для этого используйте содержание текста и иллюстрации в учебнике.

Параметры сравнения

Феофан Грек

Андрей Рублев

Материалы, используемые при работе.

Масштабность изображения.

Степень четкости изображения.

Задание 15 (У)             Учебник §27.

Составьте текст об архитектуре и живописи на Руси XIV-XVI вв., используя факты, представленные тексте. 

В XIV в. Центрами строительства становиться такие города как ………………………………… Новгород, Псков, Москва. В них работают как русские мастера ……………   и    …………..  Барма и Постник, так и итальянские …………………., …………………………., ………………………

Аристотель Фиораванти, Марко Руффо, Пиетро Антонио Солари.  Появляется новый архитектурный стиль - …………………. Шатровый.

В живописи были распространены работы византийца …………………. Феофана Грека и русского иконописца………………………. Андрея Рублева

Слайд 10,11.

Диагностические  задания

 Определите объекты культуры Руси XIV-XVI вв. и напишите название каждого.

1. - ……………….

2. - ………………….

3. - ………………….

 4.- ……………………

5.- ………………………..

1.

2.

3.

4.

5.

Познавательные умения:

- раскрывать значение выражения «зодчество», «стиль», «архитектурный стиль», «икона», «иконостас», «живопись», «иконопись» и использовать их в активном словаре;

- определять стиль сооружения по иллюстрации и обосновывать свое мнение;

- определять предназначение сооружения и обосновывать свое мнение;

- определять влияние национальной культуры в произведениях Феофана Грека, и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

 - выполнять учебное задание, содержание текста учебника, иллюстрации;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- согласовывать позицию с партнером и находить общее решение.

Предметные умения:

- называть известные  архитектурные стили;

- называть признаки и особенности шатрового стиля, используя содержание текста;

- определять сооружения, построенные в шатровом стиле, и писать название;

- перечислять города Руси, в которых велось крупное строительство в период XIV-XVI вв.;

- называть стиль, в котором работали архитекторы: Аристотель Фиораванти, Марко Руффо, Пиетро Антонио Солари;

- рассказывать о назначении построек в период XIV-XVI вв.;

- выделять новые элементы в архитектуры XIV-XVI вв., используя иллюстрации в учебнике;

- определять  сооружение по иллюстрации и составлять о нем устное сообщение, используя  план;

- рассказывать о творчестве Андрея Рублёва;

называть основные сюжеты живописи на Руси в XIV веке;

- называть иконописцев XIV века;

- проводить сравнение работ Феофана Грека и Андрея Рублева, и оформлять результаты в таблице;

- составлять текст об архитектуре и живописи на Руси XIV-XVI вв..

Блок В.  Быт на Руси XIV-XVI вв.

Цели:

Актуализировать знания о понятии полуземлянка», «рубаха», «порты», «сарафан», «лапти».

 Научить:

-раскрывать значения понятия «полуземлянка», «рубаха», «порты», «сарафан», «лапти»

 и использовать в активном словаре

- определять рацион питания на Руси в период XIV-XVI вв. у людей, обосновывать свое мнение;

- определять назначение сооружения, которые возводились в городах на Руси в период XIV-XVI вв. и обосновывать свое мнение.

-определять одежду которую крестьянин надевал в будние и праздничные дни и обосновывать свое мнение;

- выполнять взаимопроверку, самопроверку учебного задания;

- согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение;

- рассказывать о повседневной жизни горожан, проживающих в городах Руси в XIV-XVI вв.;

- называть бытовые сооружения и государственные сооружения в городах Руси в XIV-XVI вв., используя содержание текста;

- называть виды одежды богатых и бедных людей в период XIV-XVI вв., используя иллюстрации и содержание текста;

- писать рассказ о быте русских людей в XIV-XVIвв., используя предложенный текст, слова для справок.

Задание 1 (З) 

Назовите значение слова «полуземлянка», «рубаха», «порты», «сарафан», «лапти».

Расскажите о повседневной жизни горожан, проживающих в городах Руси в XIV-XVI вв. (жили в деревянных домах, полуземлянках; работали в полях, торговли; одевались в рубахи, порты, сарафаны, лапти и сапоги).

Задание 2 (З) Учебник, с. 246-247, §28

Назовите бытовые сооружения и государственные сооружения в городах Руси в XIV-XVI вв., используя содержание текста.

Задание 3 (П) Учебник, с. 246-247, §28

Можно ли утверждать, что города Руси в городах возводились только государственные сооружения? Свое мнение обоснуйте.

Задание 4 (У) Слайд 12.                           с взаимопроверкой

Определите назначение сооружения и соедините его с названием.

Административные здания

Место, где предлагались простые и дешевые кушанья.

Приказная изба

Место для хранения пуль, ядер и оружия.

Пушечный амбар

Место, в котором размещаются органы власти.

Государева житница

Место, где располагались власти города.

Осадные избы

Место, где служилым людям раздавалось хлебное государево жалование.

Харчевни

Место, построенное для окрестного люда на случай военного времени.

Задание 5 (З) Учебник, с. 250-251, §28

Назовите виды одежды богатых и бедных людей в период XIV-XVI вв., используя иллюстрации и содержание текста.  

Задание 6 (П)

Можно ли утверждать, что земледелец, в будни дни надевал кафтан, душегрею и сапоги? Обоснуйте свое мнение.

Задание 7 (У) Слайд 13

Определите одежду богатых людей и обозначьте ее цифрой 1.

Задание 8 (П) Учебник, с. 253-254, §28

Различался ли на Руси в XIV-XVIвв. рацион питания у людей? Свое мнение обоснуйте, используя содержание текста.

Задание 9 (У)

Напишите рассказ о быте русских людей в XIV-XVIвв., используя предложенный текст, слова для справок.

Представьте его одноклассникам.

Оцените работу, используя критерии:

1.Достоверность данных в тексте.

2. Логичность изложения фактов.

3. Содержательность текста.

В XV-XVI вв. стало резче проявлять ………………. людей. Самым распространённым видом жилища на Руси были…………. Основными элементами одежды были …………., ……………, …………….., ………………  Главной пищей людей и у бедных и богатых были …………., ……………, ……………

Слова для справок: имущественное различие, избы, кафтан, тулуп, сарафан, душегрейка, хлеб, овощи, кашу, яичница, варежки, кушак, воротник, национальное, пельмени

Слайд 14.

Диагностические задания:

1. Составьте меню буднего дня крестьянина на в XIV-XVI вв.

2. Определите и напишите названия одежды крестьянина, который надевал ее, в праздничные дни.

Познавательные умения:

-раскрывать значения понятия «полуземлянка», «рубаха», «порты», «сарафан», «лапти»

 и использовать в активном словаре

- определять рацион питания на Руси в период XIV-XVI вв. у людей, обосновывать свое мнение;

- определять назначение сооружения, которые возводились в городах на Руси в период XIV-XVI вв. и обосновывать свое мнение.

-определять одежду, которую крестьянин надевал в будние и праздничные дни и обосновывать свое мнение;

Регулятивные умения

- выполнять взаимопроверку, самопроверку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение.

Предметные умения:

- рассказывать о повседневной жизни горожан, проживающих в городах Руси в XIV-XVI вв.;

- называть бытовые сооружения и государственные сооружения в городах Руси в XIV-XVI вв., используя содержание текста;

- называть виды одежды богатых и бедных людей в период XIV-XVI вв., используя иллюстрации и содержание текста;

- писать рассказ о быте русских людей в XIV-XVIвв., используя предложенный текст, слова для справок.

Блок Г. Диагностика качества освоения темы

Цель - установить степень усвоения темы, а именно:

-  Оценить достоверность текста при необходимости внесите исправления.

- проверять контрольное задание.

Контрольное задание 

Оцените достоверность текста при необходимости внесите исправления. Для этого подчеркните ошибку в тексте и над ней напишите верный вариант.

    Увлекательное путешествие в историю культуры Руси XIV-XVIвв.

На Руси в период XIII-XIV вв. начинается постепенное преодоление не только политической, но и культурной разобщенности Руси.  

В XIV веке на Русь стали ввозить пергамент - более удобный материал для письма. В 1562 г. возникает Азбука в казенной типографии Василия Буслаевича. В XIV-XVI вв. в литературе уделяется особое внимание темам:

 религиозные мотивы, военные походы князей, летописи.

В XIV в. центрами строительства становиться такие города как Москва, Владимир, Казань. В них работают как византийские мастера Барма   и    Постник, так и греческие Аристотель Фиораванти, Марко Руффо, Пиетро Антонио Солари.  Появляется новый архитектурный стиль – готический,

и иконописные работы Андрея Рублева и Феофана Грека.

В XV-XVI вв наблюдается значительное проявляется имущественное различие людей. Самым распространённым видом жилища на Руси становятся каменные дома. Люди предпочитают носить перчатки, фуфайки, кафтаны, сарафаны.  Главной пищей и у бедных и богатых становятся овощи, пряности, мясо, молочные продукты.

Увлекательное путешествие в историю культуры Руси XIV-XVIвв.

На Руси в период XIII-XIV вв. (XIV-XVIвв.) начинается постепенное преодоление не только политической, но и культурной разобщенности Руси.  

В XIV веке на Русь стали ввозить пергамент (бумагу) - более удобный материал для письма. В 1562 г. (в 1563 г.) возникает Азбука (Апостол) в казенной типографии Василия Буслаевича (Ивана Федорова). В XIV-XVI вв. в литературе уделяется особое внимание темам: религиозные мотивы, военные походы князей (героизм народа, путешествия), летописи.

В XIV в. центрами строительства становиться такие города как Москва, Владимир, Казань (Новгород, Псков,). В них работают как византийские (русские) мастера Барма   и    Постник, так и греческие (итальянские) Аристотель Фиораванти, Марко Руффо, Пиетро Антонио Солари.  Появляется новый архитектурный стиль – готический (шатровый),

и иконописные работы Андрея Рублева и Феофана Грека.

В XV-XVI вв наблюдается значительное проявляется имущественное различие людей. Самым распространённым видом жилища на Руси становятся каменные дома(избы). Люди предпочитают носить перчатки, фуфайки (варежки, душегрею), кафтаны, сарафаны.  Главной пищей и у бедных и богатых становятся овощи, пряности, мясо, молочные продукты.

Регулятивные умения:

 - проверять контрольное задание.

Предметные умения:

- оценивать достоверность текста, при необходимости вносить исправления.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый

результат  деятельности

• Стимулировать интерес, воображение к процессу создания и оформления рассказа про культурных достижениях и достопримечательностях Руси XIV-XVIвв.

• Научить школьников:  

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- использовать приобретенные знания для составления и оформления рассказа про культурных достижениях и достопримечательностях Руси XIV-XVIвв.

- составлять рассказ о древних памятниках культуры Руси XIV-XVI вв., используя иллюстрации - представлять результат свой деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Летом Ваня отдыхал в детском интернациональном лагере. Школьники принимали активное участие в различных мероприятиях и легко общались со сверстниками, потому что говорили на иностранном языке. Ваня подружился с Андриане, и говорил с ним то на итальянском, за который в школе имел «пять», то на русском, чтобы мальчик быстрее освоил язык страны, по которой любит путешествовать.

Друзья решили принять участие в конкурсе «Увлекательное путешествие», по условиям которого школьник должен рассказать о неповторимых достопримечательностях, с которым познакомился во время поездки. Итальянцу очень понравилось путешествие по центральной части Руси, и он интересно рассказывал о древних памятниках культуры, показывая фотографии, используя то русские, то итальянские слова. Ваню попросили перевести и дополнить рассказ Андриане. Но школьник очень смутился, и не смог добавить или обогатить сообщение итальянца.

Ребята, почему Ваня оказался в такой неловкой ситуации?

Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию.

Если у Вас желание научиться рассказывать древних памятниках культуры Руси XIV-XVI вв., чтобы не оказаться в подобной ситуации?

Информативный вариант. Слайд 15.

1.Напишите рассказ о древних памятниках культуры Московской Руси в период XIV-XVI вв., чтобы  успешно учувствовать в конкурсе ………., используя предложенный текст, слова и даты для справок.

2.Подберите соответствующие иллюстрации и представьте его одноклассникам.

Основные факты о культуре Руси в XIV-XVIвв.

В XIV веке на Руси стала приобретать ..............., …………… черты. В 1564 году возникает _____________ в казенной типографии ________________ В XIV-XVI вв. основными темами в литературе были: ____________,___________,__________________.

В XIV в. Центрами строительства становиться такие города как …………………………………

В живописи были распространены работы византийца …………………. и русского иконописца……………………….

В XV-XVI вв стало резче проявлять …………… людей. Основными элементами одежды были …………., ……………, …………….., ……………… Главной пищей людей и у бедных и богатых были …………., ……………, ……………

Слова для справок: имущественное различие, избы, кафтан, тулуп, сарафан, душегрейка, хлеб, овощи, кашу, яичница, варежки, кушак, воротник, национальное, пельмени, героизм народа, путешествия, летописи,1564 г., книгопечатание, Ивана Федорова, Петра Мстиславца, XIVв., пергамент, XIV-XVIвв территориальной, культурной, Андрей Рублев, Василий Буслаевич, 1565 г.

Импровизационный вариант. Слайд 16.

1.Напишите рассказ о древних памятниках культуры Руси в период XIV-XVI вв., используя предложенный план.

2.Подберите соответствующие иллюстрации и представьте его одноклассникам.

План рассказа:

  1. Название текста;
  2. Развитие грамотности и книгопечатания на Руси XIV-XVI вв.,;
  3. Основные темы литературных произведений на Руси XIV-XVI вв.,;;
  4. Развитие архитектуры на Руси XIV-XVI вв.,;;
  5. Быт людей на Руси XIV-XVI вв.,.

Эвристический вариант. Слайд 17.

Основные факты о культуре Руси в XIV-XVIвв.

В XIV веке на Руси стала приобретать ..............., …………… черты. В 1564 году возникает _____________ в казенной типографии ________________ В XIV-XVI вв. основными темами в литературе были: ____________,___________,__________________.

В XIV в. Центрами строительства становиться такие города как …………………………………

В живописи были распространены работы византийца …………………. и русского иконописца……………………….

В XV-XVI вв стало резче проявлять …………… людей. Основными элементами одежды были …………., ……………, …………….., ……………… Главной пищей людей и у бедных и богатых были …………., ……………, ……………

Личностные умения:

 - проявлять творческое отношение к процессу создания и оформления рассказа о древних памятниках культуры Руси XIV-XVI вв.;

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для написания рассказа о древних памятниках культуры Руси XIV-XVI вв.

Регулятивное умение

-  выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативное умение

-  адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

- Составлять рассказ о древних памятниках культуры Руси в период XIV-XVI вв..

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности.

I. Задание на самоанализ.  Слайд 18.

Закончите предложения:

1 Мне важно иметь правильное представление о культуре Московской Руси в XIV-XVIвв., потому что……

2. Чтобы написать рассказа про культурных достижениях и достопримечательностях Руси XIV-XVIвв.  без ошибок, нужно ………….

II. Задание на самооценку.  Слайд 18.

Закончите предложения:

Я доволен(льна) ……………….. (очень, не очень) рассказом об архитектуре, живописи, просвещении, литературе, устном народном творчестве и быте Руси в период XIV-XVI вв.., которое сделал …………..…………(сам, с помощью одноклассника, учителя).

Личностные умения:

 - оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью;

• Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Сформировать представление о культуре Московской Руси в XIV-XVIвв.

Ввести алгоритм работы с историческим документом.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения темы

Личностные умения:

-проявлять интерес к изучению истории и культуры родного края;

Познавательные умения:

- Использовать приобретенные знания для составления рассказа про культурные достижения и достопримечательности Руси XIV-XVIвв.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя исторический источник/документ, содержание текста учебника, иллюстрации;

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, представлять свою позицию в рамках учебного диалога;

Предметные умения:

- создавать и оформлять рассказа про культурных достижениях и достопримечательностях Руси XIV-XVIвв.

*Заполняется учителем по окончании изучения темы.

Ключевые умения

Умения в блоках

Личностные умения:

1- проявлять интерес к изучению истории и культуры родного края и желание помочь Ване;

2- проявлять творческое отношение к процессу создания и оформления рассказа о древних памятниках культуры Руси XIV-XVI вв.;

3- оценивать результат собственной деятельности.

Познавательные умения:

1- раскрывать значение слова «культура», «особенности», «особенности культуры», «просвещение», «книгопечатание», «устное народное творчество», «жанр», «исторический документ» и использовать их в активном словаре;

5- определять условия достижения грамотности людей на Руси в XIV-XVIвв. и обосновывать свое мнение;

5- определять героев исторической песни и обосновывать свое мнение

5- определять назначение общерусского летописания и обосновывать свое мнение

4- определять содержание исторического документа и обосновывать свое мнение;

1- раскрывать значение выражения «зодчество», «стиль», «архитектурный стиль», «икона», «иконостас», «живопись», «иконопись» и использовать их в активном словаре;

5- определять стиль сооружения по иллюстрации и обосновывать свое мнение;

5- определять предназначение сооружения и обосновывать свое мнение;

5- определять влияние национальной культуры в произведениях Феофана Грека, и обосновывать свое мнение;

3- выбирать вариант выполнения задания;

2- использовать приобретенные знания для написания рассказа о древних памятниках культуры Руси XIV-XVI вв.;

Регулятивные умения:

4- выполнять учебное задание, используя исторический источник/документ;

3- выполнять взаимопроверку учебного задания;

4 - выполнять учебное задание, содержание текста учебника, иллюстрации;

3- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

3- выполнять взаимопроверку, самопроверку учебного задания;

5 - проверять контрольное задание;

1-  выполнять учебное действие в соответствии с планом.

2- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

 Коммуникативные умения:

1- формулировать высказывание, используя термины, представлять свою позицию в рамках учебного диалога;

3- согласовывать позицию с партнером и находить общее решение;

3- согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение;

2-  адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

- рассказывать о развитии просвещения и книгопечатания на Руси в период XIV-XVI вв., используя содержания текста;

- рассказывать об особенностях культуры и просвещении на Руси в XIV-XVI вв., используя содержание учебника.

- рассказывать о героях устного народного творчества в период XIV-XVI вв. на Руси;

- называть основные темы литературных произведений в период XIV-XVI вв.;

- называть известные исторические документы;

- рассказывать алгоритм работы с историческим документом;

- определять историческое событие, по содержанию исторического произведения;

- проводить исследование источников литературного творчества и оформлять результаты в таблице;

- писать рассказ о древних памятниках культуры, используя предложенный текст, слова и даты для справок;

- называть известные архитектурные стили;

- называть признаки и особенности шатрового стиля, используя содержание текста;

- определять сооружения, построенные в шатровом стиле, и писать название;

- перечислять города Руси, в которых велось крупное строительство в период XIV-XVI вв.;

- называть стиль, в котором работали архитекторы: Аристотель Фиораванти, Марко Руффо, Пиетро Антонио Солари;

- рассказывать о назначении построек в период XIV-XVI вв.;

- выделять новые элементы в архитектуре XIV-XVI вв., используя иллюстрации в учебнике;

- определять  сооружение по иллюстрации и составлять о нем устное сообщение, используя  план;

- рассказывать о творчестве Андрея Рублёва;

называть основные сюжеты живописи на Руси в XIV веке;

- называть иконописцев XIV века;

- проводить сравнение работ Феофана Грека и Андрея Рублева, и оформлять результаты в таблице;

- составлять текст об архитектуре и живописи на Руси XIV-XVI вв..

- определять рацион питания на Руси в период XIV-XVI вв. у людей, обосновывать свое мнение;

- определять назначение сооружения, которые возводились в городах на Руси в период XIV-XVI вв и обосновывать свое мнение.

-определять одежду которую крестьянин надевал в будние и праздничные дни и обосновывать свое мнение;

-раскрывать значения понятия «полуземлянка», «рубаха», «порты», «сарафан», «лапти»  и использовать в активном словаре;

- рассказывать о повседневной жизни горожан, проживающих в городах Руси в XIV-XVI вв.;

- называть бытовые сооружения и государственные сооружения в городах Руси в XIV-XVI вв., используя содержание текста;

- называть виды одежды богатых и бедных людей в период XIV-XVI вв., используя иллюстрации и содержание текста;

- писать рассказ о быте русских людей в XIV-XVIвв., используя предложенный текст, слова для справок;

2- оценивать достоверность текста, при необходимости вносить исправления.

1- Составлять рассказ о древних памятниках культуры Руси в период XIV-XVI вв..



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по МХК на тему "Культура Московской Руси"

Презентация содержит в себе материал, который рассказывает о самобытном развитии московской культуры, показывает наиболее яркие памятники архитектуры и живописи Московского государства. Также знакомит...

Междоусобная война в Московской Руси (1433—1453)

После того, как в 1445 году в битве под Суздалем сыновья казанского хана Улу-Мухаммеда разбили московское войско и взяли в плен Василия II, власть в Москве, согласно...

Технологическая карта урока "Культурное наследие Московской Руси"

Урок разработан для обучающихся по программе 7 вида по курсу "История России с древнейших времен...". Используемая технология - проблемно - диалогическая....

Политика Московской Руси на Северном Кавказе

Данная презентация повествует о налаживании  политических и военных контактов и связей между Москвой и адыгским населением Северного Кавказа...

Дополнительные задания по истории Древней и Московской Руси

Дополнительные задания по истории Древней и Московской Руси...

Презентация по ОДНКНР Православие в Московской Руси.

Презентация для урока ОДНКНР в 5 классе по теме "Православие в Московской Руси"...

технологическая карта Крещение Руси

Технологическая карта в помощь учителям для проведения Урока Крещение Руси...