Урок истории в 11 классе "Третьемюньская монархия и реформы П.А.Столыпина"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Наталия Николаевна Зайцева

Конспект урока истории в 11 классе "Третьемюньская монархия и реформы П.А.Столыпина" с использованием ЭОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_reformy_p.a.stolypina.rar2.15 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Третьеиюньская монархия и реформы П.А.Столыпина»

Конспект урока истории в 11 классе

учителя МОУ «СОШ №76» г.Саратова Зайцевой Н.Н.

Цель урока:

- обеспечить усвоение учащимися целей, содержания и значения реформ П.А.Столыпина.

- подвести учащихся к пониманию причин, по которым реформы П.А.Столыпина не нашли широкой поддержки в стране.

- продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свою точку зрения, работать с документами и  вопросами в форме ЕГЭ, самостоятельно делать выводы.

Задачи: развить навыки работы с историческими документами, развитие познавательных умений.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: рассказ, беседа.

Основные понятия: хутор, отруб, кооперация, землеустроительные комиссии, переселенческая политика.

Оборудование урока: учебник Н.В.Загладина, С.И. Козленко «История Отечества XX – начало XX века» (§6), карта «Российская империя в 1907-1914 гг. Аграрная реформа П.А.Столыпина», тетрадь.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний по теме «Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г.»: фронтальный опрос, проверка домашнего задания:

1. Чем объяснить быстрый процесс возникновения партий в начале XX века?

- работа с кроссвордом «Общественно-политические деятели России начала XX века -http://puzzlecup.com/?guess=6C580F2ED362C9AU

2. Дайте анализ деятельности политических партий в Государственной думе.

3. Сравните состав I и  II Государственных дум. Какие изменения в нем произошли и почему?

Слайд. Таблица «Состав депутатов I,  II и III Государственных дум»

3. Изучение новой темы.

План.

  1. П.А. Столыпин и его политика.
  2. Реформы П.А. Столыпина.
  3. Итоги правления П.А. Столыпина.
  4. Политический кризис 1912-1913 гг. (самостоятельное изучение).

        Для того, чтобы приступить к изучению темы учитель просит ребят ответить на вопросы:

  1. Назовите одну из главных причин первой российской революции?
  2. Был ли решен аграрный вопрос в ходе революции?
  3. Каких изменений добились крестьяне в ходе первой русской революции?
  4. Вспомните, что такое крестьянская община. Какую роль она играла в аграрных отношениях России в начале XX века?
  5. Почему аграрный вопрос рассматривался в программе всех политических сил того времени и как его предлагали решить? (слайд)

Вопрос: Что вы знаете о П.А.Столыпине и почему именно ему было предложено возглавить правительство в то непростое для страны время?

- ответы учеников;

- сообщение о деятельности П.А.Столыпина в Саратове (презентация)

- работа класса  с коллекцией ЦОР «Личность в истории: Петр Аркадьевич Столыпин»

http://fcior.edu.ru/card/21242/lichnost-v-istorii-petr-arkadevich-stolypin.html

Работа с учебником (49-50): 

- Охарактеризуйте политику «успокоения» страны, проводимую Столыпиным.

Учитель: Читает цитату Столыпина из обращения ко II Государственной думе: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!»

- Как вы понимаете смыл высказывания? Как складывались отношения между Столыпиным и депутатами Думы?

Учитель: Большое значение П.А. придавал подавлению оппозиции со стороны Госуд. думы. После принятие нового  избирательного закона 3 июня 1907 г. В стране возникла новая политическая система, получившая название третьеиюньской монархии.

- Сравните состав III Государственной думы с предыдущими думами. Могло ли повлиять изменение избирательной системы  на развитие политической ситуации в России и почему?

- (Выборы в Государственную думу http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/lesson_material_image/1242/10f5d1cf86f6a56a4f7e9ca956f258e6.jpg)

- Слайд. Таблица «Состав депутатов I,  II и III Государственных дум» 

Учитель: Политика Столыпина имела 2 направления: «успокоение» и «реформы». Программа реформ, которую задумывал П.А.Столыпин, охватывала самые разные отрасли, включая изменения систем местного самоуправления и образования. Как и противники царского режима, премьер-министр П.А.Столыпин видел главную проблему в аграрном вопросе.

Задание: на основе высказываний П.А. Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы. (Столыпин об аграрной реформе - http://history1-35.ucoz.ru/forum/156-1119-1)

Под запись в тетрадь: цели:

  1. «Успокоение» страны.
  2. Создание слоя земельных собственников -социальной и экономической опоры монархии.
  3. Продолжение процесса модернизации.

Работа с учебником (с. 51-52)

- Определите и выпишите в тетрадь основные направления аграрной реформы:

  1. разрушение крестьянской общины и закрепление земли  в частной собственности;
  2. оказание финансовой помощи крестьянству;
  3. создание хуторов и отрубов;
  4. переселение безземельных и малоземельных крестьян за Урал, в Сибирь и Ср. Азию;
  5. развитие крестьянской кооперации;

Учитель: после того, как мы с вами рассмотрели основные положения аграрной реформы, нам необходимо подвести ее итоги и дать им оценку.

Работа с учебником (с. 51-52)

 (Совместно подводят итог):

- Записывают в тетрадь (слайд Итоги аграрной реформы)

Учитель: Но П.А. Столыпин был озабочен не только аграрным вопросом, он пытался модернизировать Россию и по его инициативе в стране начали  проводиться преобразования в таких сферах как (запись в тетрадях):

  • Введение свободы вероисповедания
  • Установления гражданского равноправия (вспомнить избирательный закон)
  • Улучшение быта рабочих
  • Реформа местного самоуправления
  • Реформа высшей и средней школы
  • Введение всеобщего начального обучения
  • Улучшение материального обеспечения народного учительства
  • Полицейская реформа.

Итоги и значение аграрной реформы П.А.Столыпина

(работа с тестом самостоятельно, затем проверка)

Домашнее задание:

- § 6, записи в тетради,

- Задание (ЕГЭ) выкладывается в разделе «Домашнее задание» портала Дневник.ру

С5. Ниже приведены три точки зрения на политику П.А.Столыпина.

  1. Проводившиеся реформы отвечали глубинным интереса развития страны, дали значительные положительные результаты, и если бы на их реализацию историей был отпущен более длительный срок, привели бы к устойчивому развитию России как одного из мировых лидеров.
  2. Реформы П.А.Столыпина были слабой попыткой совместить несовместимое – интересы развития страны и сохранение господства старой земельной аристократии. Реформы в целом провалились, а их влияние на развитие России следует оценить негативно.
  3. Столыпинская политика – это сложный и противоречивый процесс, включающий и прогрессивные и консервативные элементы. Итоги реформ выглядят как половинчатые: частичный успех соседствует с крупными просчетами.

Задание: Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной.  Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 9, 11 кл.: "Реформы Столыпина" или "Программа модегнизации России"

История РоссииРоссия в начале ХХ – ХХI в.Россия в начале ХХ в.(1900-1916 гг.) 12 ч.Урок №9.   Тема урока:  «Реформы П..А. Столыпина» или «Программа модернизации России»...

Презентация к уроку истории в 8 классе "Либеральные реформы 60-70 гг. 19 века"

Презентация раскрывает суть либеральных преобразований Российской империи в годы правления императора Александра II....

Тест по истории России по теме: "Экономические реформы П.А. Столыпина", 9 класс

Данный гомогенный тест по теме: «Экономические реформы П.А. Столыпина» разработан мною для учащихся 9х классов с целью осуществления тематического контроля по теме. Тест выполняется на заранее подгото...

Конспект урока истории в 11 классе "Третьеиюньская монархия и реформы П.А.Столыпина"

Конспект урока истории в 11 классе по теме: «Третьеиюньская монархия и реформы П.А.Столыпина»....

Открытый урок в 9 классе по истории на тему "Социально-экономические реформы П. А. Столыпина"

Открытый урок прошел в 9 классе в рамках предметной недели естественных и общественных дисциплин, технология используемая на уроке-технология проблемного урока...

Открытый урок в 9 классе по истории на тему "Социально-экономические реформы П. А. Столыпина"

Открытый урок прошел в 9 классе в рамках предметной недели естественных и общественных дисциплин, технология используемая на уроке-технология проблемного урока...