Конспект урока с музеем школы
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Давков Сергей Гурьянович

Политическое противостояние в обществе после захвата власти большевиками приобрело форму Гражданской вой­ны. На первом этапе она выразилась в локальных выступле­ниях против советской власти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_sovetskoy_gosudarstvennosti.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  советской государственности. Начало гражданской войны

9 класс

Разработка открытого урока совместно с краеведческим музеем, посвященному годовщине  освобождения «баржи смерти»

Цель урока: Добиться максимальной эффективности в понимании учащимися преподаваемого им материала

Задача урока: Оптимально достоверно донести до детей атмосферу и социальную действительность времени гражданской войны.

Форма урока: Экскурсия в музей

Оборудование урока: Экспонаты школьного музея, иллюстрации, учебник «История России под редакцией А.А. Данилова, Л.Г.Косулиной 9 класс 2010 г., ручки, тетради, историческая карта, ноутбук, мультимедиапроектор, экран, учебный диск

Ход урока:

Перед входом учащихся включается песня времен гражданской войны

1.Организационный момент                                    2 мин

2Обзорная лекция                                                   10 мин

(Входе лекции с помощью мультимедиапрооектора демонстрируются иллюстрации и документы касающиеся темы)

3.Ознакомление с экспонатами музея                  10 мин

4. Продолжение лекции                                         20 мин

5. Закрепление материала                                        3 мин

Тезисы лекции:

25 октября 1917 г. на первом заседании II съезда Советов был принят Декрет о власти. Он провозгласил переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Съезд избрал новый состав Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК). В него вошли 62 большевика и 29 левых эсеров. Определенное количество мест было оставлено и другим социалистическим партиям. Исполнительная власть передавалась Совету народных комиссаров (СНК) во главе с Лениным. СНК должен был действовать до созыва Учредительного собрания.

Большевики предложили левым эсерам войти в СНК, но те ответили отказом, надеясь на формирование в будущем правительства из представителей всех социалистических партий. Они вошли в СНК позднее, в ноябре—декабре 1917 г., и получили семь министерских портфелей. Правые эсеры согласились на свое представительство во ВЦИК.

В декабре 1917 г. при СНК была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) для «борьбы с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией» — первый карательный орган советской власти. Возглавил ВЧК большевик Ф. Э. Дзержинский.

В ноябре 1917 года Декретом об уничтожении сословий и гражданских чинов. Было ликвидировано деление общества на дворян, купцов, крестьян, мещан, отменялись княжеские, графские и иные титулы, гражданские чины. Для всего населения устанавливалось одно наименование — гражданин Российской Советской Республики. Были уравнены в гражданских правах мужчины и женщины. 20 января 1918 г. был утвержден Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. С 1(14) февраля 1918 г. произошел переход на григорианский календарь.

Идея Учредительного собрания была очень популярна в народе, и большевики не рискнули отменить выборы, назначенные на 12 ноября 1917 г. еще Временным правительством. Но итоги народного волеизъявления их разочаровали.

Председатель ВЦИК большевик Я. М. Свердлов зачитал декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятую ВЦИК 3 января, и предложил ее одобрить, узаконив тем самым существование советской власти и ее первые декреты. Депутаты ответили отказом и начали дискуссию по предложенным эсерами проектам законов о мире и о земле. Обсуждение, затянувшееся за полночь, прервал начальник охраны матрос А. Г. Железняков: «Караул устал». В ночь с 6 на 7 января 1918 г. ВЦИК принял Декрет о роспуске Учредительного собрания.

Вопрос о войне был одним из самых болезненных. Декрет о мире шел навстречу желаниям миллионов людей, уставших от кровопролития и требовавших мира.

7 ноября 1917 г. народный комиссар по иностранным делам Л. Д. Троцкий обратился к правительствам всех воюющих держав с предложением о заключении всеобщего демократического мира. Согласие на переговоры было получено только от Германии.

. И. Ленин резко изменил свое отношение к этому вопросу. Он потребовал немедленно заключить сепаратный мир с Германией.

Против предложения Ленина выступила группа видных большевиков, названных позднее «левыми коммунистами». Данную позицию поддержали левые эсеры.

Компромиссное мнение высказал Троцкий: «Войну не прекращаем, армию демобилизуем, но мира не подписываем». Он полагал, что Германия не в состоянии вести крупные наступательные операции и у большевиков нет необходимости дискредитировать себя переговорами.

3 марта 1918 г. в Брест-Литовске был заключен сепаратный договор о мире между Россией и Германией. По условиям Брестского мира от России отторгались Польша, Литва, часть Латвии, Белоруссии и Закавказья. Войска выводились из Латвии и Эстонии, Финляндии, получившей независимость раньше, Украины, где по приглашению ее правительства размещались австро-германские части.

14 марта в Москве IV Чрезвычайный съезд Советов ратифицировал Брестский мирный договор.

Левые эсеры были против заключения мира с Германией. В знак протеста они вышли из СНК. Двухпартийное советское правительство прекратило свое существование. Но представители левых эсеров остались во ВЦИК и Советах всех уровней.

Левые эсеры были категорически против чрезвычайных мер в деревне, которые они считали прямым следствием Брестского мира. Сначала они применили мирную тактику, использовав трибуну открывшегося 4 июля 1918 г. V съезда Советов. Подвергнув правительство яростной критике, они предложили принять резолюцию о недоверии внешней и внутренней политике СНК и расторжении мирного договора. После бурных прений резолюция левых эсеров была отвергнута.

Потерпев поражение на съезде, левые эсеры пошли на прямую провокацию. 6 июля 1918 г. члены ПЛСР Я. Г. Блюмкин и Н. А. Андреев убили немецкого посла в России графа В. Мирбаха, а затем укрылись в отряде ВЧК, которым командовал левый эсер Д. И. Попов. Председатель ВЧК Ф. Э. Дзержинский поспешил в отряд, чтобы арестовать террористов, но был взят в плен. В ответ была арестована левоэсеровская фракция съезда Советов во главе с лидером партии М. А. Спиридоновой. Большевики расценили эти события как начало мятежа против советской власти. 11о решению V съезда Советов левые эсеры были изгнаны из Советов всех уровней. В августе 1918 г. ПЛСР перешла на нелегальное положение.

На фоне вышеизложенных событий и сложившихся противоречий в августе 1918 года в городе Ижевск вспыхнул Эсеровский мятеж …(рассказ о событиях связанных с баржей смерти находившейся в те времена в селе Гольяны.)

Первое выступление против власти большевиков организовал А. Ф. Керенский, которому удалось привлечь к походу на Петроград конный корпус генерала П. Н. Краснова. 27 октября казаки захватили Гатчину, 28-го — Царское Село. 26 октября группа ушедших со II съезда Советов эсеров и меньшевиков сформировала Комитет спасения Родины и революции. Комитет планировал одновременно с вступлением в Петроград войск Краснова поднять восстание юнкеров. Однако ночью 29 октября эти планы стали известны ВРК. Поэтому Комитет спасения приказал начать выступление немедленно. Вспыхнувший мятеж был относительно легко подавлен красногвардейцами и солдатами гарнизона. 30 октября у Пулковских высот были разбиты и отряды Краснова. Стихийно возникший комитет рядовых казаков принял решение об аресте Керенского в обмен на амнистию всех принимавших участие в борьбе. Однако Керенский сумел скрыться.

Во главе антибольшевистского движения на Дону встал атаман А. М. Каледин. Он заявил о неподчинении Всевели-кого войска донского советскому правительству. На Дон стекались все недовольные новым режимом. Одновременно с антисоветскими выступлениями на Дону началось движение казачества на Южном Урале. Во главе его встал атаман оренбургского казачьего войска А. И. Дутов. В Забайкалье борьбу с новой властью вел атаман Г. С. Семенов.

Формирование белого движения. В ноябре 1917 г. в Новочеркасск, столицу Всевеликого войска донского, прибыл бывший начальник штаба Верховного главнокомандования генерал М. В. Алексеев. Здесь он начал формировать Добровольческую армию. К началу зимы в Новочеркасск пробрались около 2 тыс. офицеров. Сюда же бежали известные политики и общественные деятели: П. Н. Милюков, П. Б. Струве, М. В. Родзянко и др. На совещании генералов и общественных деятелей были определены принципы создания армии и система ее управления. Командующим Добровольческой армией был назначен бежавший из заключения Л. Г. Корнилов. Гражданская власть и внешняя политика переходили в ведение генерала Алексеева. Управление Донской областью оставалось за атаманом Калединым.

Так было положено начало белому движению. Белый цвет символизировал законность и порядок. Основными идеями белого движения были: не предрешая будущей окончательной формы правления, восстановить единую, неделимую Россию, беспощадно бороться с большевиками до их полного уничтожения.

Первоначально формирование белого движения шло на строго добровольных и безвозмездных началах. Доброволец давал подписку прослужить четыре месяца и обещал беспрекословно подчиняться командирам. С 1918 г. солдатам и офицерам стали выдавать денежное довольствие. Финансирование армии осуществлялось за счет добровольных пожертвований предпринимателей и денег, хранившихся в местных отделениях Госбанка. Но уже в 1918 г. руководители движения стали печатать деньги собственного образца.

Первые выступления против советской власти хотя и имели ожесточенный характер, но были стихийными и разрозненными, не пользовались массовой поддержкой населения и проходили на фоне относительно быстрого и мирного установления власти Советов в стране. Мятежные атаманы были разгромлены довольно быстро. В этот период начали складываться два центра сопротивления власти большевиков: к востоку от Волги, в Сибири, где проживало значительное число зажиточных крестьян-собственников

Начавшееся противостояние заставило большевиков вплотную заняться военными вопросами. Еще в «Апрельских тезисах» В. И. Ленин призывал заменить регулярную армию народным ополчением. В новой ситуации ему пришлось отказаться от прежних взглядов. 15 января 1918 г. декретом СНК была создана Рабоче-крестьянская Красная Армия, 29 января — Рабоче-крестьянский Красный Флот. Армия строилась на принципах добровольности и классового подхода только из рабочих, проникновение в нее «эксплуататорских элементов» основе всеобщей воинской повинности и единоначалия.

В июле 1918 г. был издан Декрет о всеобщей воинской повинности мужчин в возрасте от 18 до 40 лет. По всей стране создавалась сеть военных комиссариатов для учета военнообязанных, организации и проведения военного обучения, мобилизации годного к военной службе населения.

Численность Красной Армии быстро росла. Осенью 1918 г. в ее рядах насчитывалось 0,3 млн бойцов, весной — 1,5 млн, осенью 1919 г. — уже 3 млн. А в 1920 г. службу в Красной Армии проходило около 5 млн человек.

Большое внимание уделялось формированию командных кадров. В 1917—1919 гг. были открыты краткосрочные курсы и школы для подготовки среднего командного звена из

отличившихся красноармейцев, высшие военные учебные заведения: Академия Генерального штаба, Артиллерийская, Военно-медицинская, Военно-хозяйственная, Военно-морская, Военно-инженерная академии. В марте 1918 г. в советской печати было опубликовано извещение о привлечении на службу в Красную Армию военных специалистов старой армии. К 1 января 1919 г. ряды Красной Армии пополнило около 165 тыс. бывших царских офицеров.

Привлечение военспецов сопровождалось строгим «классовым» контролем за их деятельностью. В апреле 1918 г. партия направила в войсковые подразделения армии и флота военных комиссаров, надзиравших за командными кадрами и осуществлявших политическое воспитание красноармейцев.

В сентябре 1918 г. была создана единая структура управления войсками фронтов и армий. Во главе каждого фронта (армии) назначался Революционный военный совет (Реввоенсовет, или РВС), состоявший из командующего фронтом (армией) и двух политических комиссаров. Возглавлял все фронтовые и военные учреждения Реввоенсовет Республики (РВСР) под председательством Л. Д. Троцкого.

Были приняты меры по ужесточению дисциплины. Представители РВС, наделенные чрезвычайными полномочиями, вплоть до расстрела изменников и трусов без суда и следствия, выезжали на самые напряженные участки фронта. В ноябре 1918 г. был образован Совет рабочей и крестьянской обороны во главе с В. И. Лениным. Он сосредоточил в своих руках всю полноту государственной власти.

Политическое противостояние в обществе после захвата власти большевиками приобрело форму Гражданской войны. На первом этапе она выразилась в локальных выступлениях против советской власти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Животный мир степей (Бурятия) Конспект урока в коррекционной школе VIII вида

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации о природной зоне степь. Преобладающими на уроке являются практический и словесные методы. Одновременность словесного описа...

Конспект урока в коррекционной школе – интернате 8 вида."Обработка деталей по прямым и закруглённым срезам косой двойной обтачкой"

Конспект урока: Технология в коррекционной школе – интернате VIII вида."Обработка деталей по прямым и закруглённым срезам косой двойной обтачкой"  1. Закрепить полученные знания по обработке...

Конспект урока в начальной школе "Домашние животные"

Обучение немецкому языку в начальной школе имеет ряд особенностей. Урок должен сопровождаться наглядным материалом, презентациями, содержать игры и виктрины. Предалаю Вашему вниманию мою разработку ур...

Конспект урока по теме "Школа" в 7Г классе

Урок-дискуссия по теме "Школа За и против"....

Конспект урока по программе "Школа 2100": "Сегментированные животные"

Современный урок по программе "Школа 2100" для 7 класса.Включает дифференцированные задания, проблемную ситуацию, работу в парах...

конспект урока в коррекционной школе психолого-педагогической поддержке.Урок по теме"Дорога в школу".

Тема: «Дорога в школу».Цель:    обеспечить усвоение  правил дорожного движения, которыми можно пользоваться по дороге в школу.Задачи:  1. Обобщить  правила перехода улиц ...

конспект урока 7 класс Школы России и школы Британии

Урок  английского языка в VII классe(с использованием технологии развития критического мышления)....