Рабочие программы по истории России
рабочая программа по истории на тему

Егошина Елена Владимировна

Комплект рабочих программы по истории России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_po_istorii_rossii.rar179.53 КБ

Предварительный просмотр:

№ п\п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды контроля

Планируемые результаты

Домашнее задание

Дата

план

факт

Тема 1.  Введение. (1 час).

1

История России — часть мировой истории.

практическая работа

Введение

Народы и древнейшие государства на территории России (2часа).

2

Первобытнообщинный строй на территории России.

1

изучение нового материала

ответы на вопросы

Знать, какие группы входят в группы индоевропейцев

1    Часть 1.

3

Восточные славяне накануне образования государства.

1

комбинированный

работа с текстом

Знать родственные племена восточных славян крупных племенных союзов в VIII в.

Развитие ремесла, рост городов, торговые связи.

Торговые пути.

2

Тема 2. Русь в 9 – начале 12 века. (5 часа).

4

Образование древнерусского государства.

1

комбинированный

работа с текстом

Знать теории возникновения государства Русь

3,4

5

Древнерусское государство при Владимире. Правление Ярослава Мудрого.

1

комбинированный

работа по карте опрос

Оценить значение принятия христианства.

 Уметь оценивать деятельность Ярослава Мудрого

5,6

6

Русь при Ярославичах Русь при внуках Ярос-лава Мудрого. Владимир Мономах

1

комбинированный

опрос

Оценить развитие Руси при Ярославичах Оценить деятель-ность Владимира Мономаха

7,8

7

Становление Древнерусского государства.

1

комбинированный

работа с текстом

Знать причины образования восточнославянского государства.

Начало династии Рюриковичей.

10,11

8

Политическая раздробленность на Руси.

1

контрольный

Тест.

Знать причины раздробленности Древнерусского государства.

Русские княжества XII—XIII вв.

11

Раздел 3. Русские земли и княжества в 12 – середине 15 веков. (2 часа)

9

Борьба Руси с иноземными захватчиками. (Монголо-татарское нашествие на Русь Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси.)

1

семинар

ответы на вопросы

Оценить установ-ление монголо- татарского ига Оценить полковод-ческий талант Алек-сандра Невского

12,13

10

Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы

1

комбинированный

ответы на вопросы

Знать причины победы Москвы над Тверью.

14,15

Раздел 4. Российское государство во второй половине 15 – 16 веках. (4 часа)

11

Феодальная война на Руси. Иван III – государь всея Руси.

1

лекция

ответы на вопросы

Знать причины феодальной войны. Знать этапы объединения русских земель.

16,17

12

Хозяйство, власть и Церковь в 15 в. Культура и быт в XIV-XV вв.

1

практикум

реферат

Культура народа — часть его истории.

18,19,23

13

Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550-х гг. Внешняя политика Ивана IV

1

комбинированный

опрос

Оценить правление Ивана IV

20,21

14

Опричнина.

1

комбинированный

опрос

Оценить «Опричнину»  Ивана IV

22

Раздел 5. Российское государство в 17 веке. (6 часов).

15

Начало Смуты. Кризис общества и государства

1

комбинированный

работа с текстом,  опрос

Знать сущность и причины Смуты. Знать причины прихода Лжедмитрия к власти

Часть 2.

1,2

16

Спасители Отечества.

1

практикум

исследование

Оценить деятельность Д.Пожарского и К.Минина

3

17

Россия после Смуты. Новые черты в жизни России.

1

комбинированный

ответы на вопросы, работа с текстом

Знать последствия Смуты. Уметь работать с дополнительной литературой

4,5

18

XVII «бунташный» век. Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича

1

комбинированный

работа по карте

Оценить военную мощь страны. Оценить правление Алексея Михайловича

6,7

19

Народы России.

 Россия накануне преобразований

1

комбинированный

работа с текстом

Знать сословия в России. Иметь представление о развитии России

8,9

20

Культура и быт Российского государства во второй половине 17 века.

1

практикум

доклады

10

Тема 6. Россия в 18 – середине 19 века. (11 часов).

21

Эпоха Петра I. Северная война

1

семинар

работа по карте

Знать причины начала Северной войны

11

22

Реформы Петра I

1

семинар

работа с документами

Оценить реформы Петра I

12,13

23

Эпоха дворцовых переворотов

1

практикум

опрос

Знать этапы дворцовых переворотов

14,15

24

Расцвет империи.

Внешняя политика.

1

комбинированный

опрос

Оценить правление Екатерины II.  Знать принципы внутренней политики Екатерины II

16,17

25

Экономика и население России во второй половине 18 в. Тревожное окончание века

1

практикум

работа над схемами

Знать основные категории населения России. Оценить правление Павла I

18,20

26

Культура и быт России во второй половине XVIII в.

1

практикум

реферат

19

27

Первые годы правления Александра I. Отечественная война 1812 г.

1

лекция

ответы на вопросы, работа по карте

Знать причины заговора 1801 г. Знать хронологические рамки Отечественной войны 1812 г.

21,22,23

28

Жизнь России в послевоенный период. Движение декабристов

1

семинар

работа с текстом, работа со схемами

Давать оценку внутренней политики Александра I. Объяснять цели, планы и результаты деятельности декабристов

24,25

29

Внутренняя политика Николая I

1

комбинированный

ответы на вопросы

Знать годы царствования Николая I

26,27

30

Внешняя политика Николая I. Крымская война

1

практикум

работа по карте

Знать дату, причины, характер Крымской войны

28

31

Общественная и духовная жизнь России. Русская культура в первой половине XIX в

1

комбинированный

опрос

Называть существенные черты идеологии общественных движений

29,30

Тема 7. Россия во второй половине 18 века. (3 часа).

32

Реформы Александра II. Россия после отмены крепостного права

1

комбинированный

работа со схемами

Знать особенности развития порефор-менной России.  Знать основные по-ложения кресть-янской реформы

33

Россия в годы правления Александра III. 1881-1894 гг. Государственно-социальная система России в конце XIX в

1

лекция

ответы на вопросы

Давать оценку лич-ности Александра III Называть основные черты развития России

34

Русская культура во второй половине XIX в.

1

практикум

реферат

Календарно-тематическое планирование по истории в 10 классе

Учитель: Егошина Елена Владимировна

Количество часов

Всего 34 часов; в неделю 1 часа.

Планирование составлено на основе программы курса «История России с древнейших времен до конца XIX в.» Козленко С.И. АгафоновС.В. Москва. Русское слово.2012 год.

Учебники: Часть 1.«История России с древнейших времен до конца XVI в». Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2010. Автор: Сахаров А.Н.

                   Часть 2. «История России XVII-XIX вв.». Учебник для 10 класса. –Авторы: Сахаров А,Н., Боханов А.Н.  М.: Русское слово, 2010 г.

Требования к уровню подготовки учащихся в 10-м классе

Знать/Понимать:

  • основные виды исторических источников;
  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до конца XIX в., выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

Уметь:

  • работать с хронологией;
  • работать с историческим источником;
  • работать с исторической картой;
  • описывать исторические события и памятники культуры;
  • анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни :

  • понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего;
  • анализировать причины текущих событий в России и мире;
  • высказывать свое отношение к современным событиям и явлениям, опираясь на представления об историческом опыте человечества;
  • использовать знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Контролирующие элементы, заложенные в программе по Истории 10 класс.

I. Хронологические знания и умения:
1 Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;
2 Составлять хронологические и синхронистические таблицы;
3 Характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий;
II. Знание фактов:
1 Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
III. Работа с источниками:
1 Читать историческую карту с опорой на легенду;
2 Использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;
3 Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источников.
4 Высказывать суждения о назначении, ценности источника;
5 Характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;
6 Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
IV. Работа с терминами и понятиями:
1 Объяснять смысл, значение исторических терминов и понятий;
V. Работа с персоналиями:
1 Излагать оценки событий и личностей, приводимых в учебной литературе;
2 Аргументировать своё отношение к наиболее значительным личностям в истории.

Критерии оценивания:

«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;

 «Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;

«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;

«Два» - главное содержание не раскрыто.

Уроки проводятся с применением на этапе внедрения групповых и игровых технологий. Цели технологий: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного  образа  и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

 Ожидаемые результаты:

  • Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.
  •  Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а  не передачу учебной информации.
  •  Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.
  • Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
  • Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.

Основные методы  работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также  программ курса «История России с древнейших времен до конца XIX в.» Сахарова А.Н., Боханова А.Н., Козленко С.И.  для 10  класса.

Курс «История России» в 10 классе охватывает период с древнейших времен до конца XIX в.  В основу курса положен комплексный подход в изложении истории. Рабочая программа по курсу история России рассчитана на 34 часа.

Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.

В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории в 10 классе:

Цели курса:

  1. способствовать осуществлению гражданско-патриотического, нравственного воспитания учащихся как важнейшей задачи обучения в школе;
  2. углубить и развить знания учащихся по истории России, полученные в рамках первого концентра исторического образования в основной школе, за счет проблемности содержания курса, расширения понятийного аппарата, выявления причинно-следственных связей, явлений, раскрытия многомерности исторического процесса;
  3. помочь социализации учащихся, формированию у них основы для реализации ключевых социальных, политических, коммуникативных компетенций.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:

Основными образовательными задачами курса являются:

  1. формирование исторического мышления учащихся;
  2. развитие умений работы с книгой и  с картографическим материалом;
  3. формирование навыков ответа на фактологические и проблемные вопросы;
  4. формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат  исторических событий;
  5. расширение и обобщение знаний по истории;
  6. изучение истории через сравнение разных стран, хронологическую синхронизацию событий в мире, анализ конкретных событий и их влияния на историю;
  7. рассмотрение истории как многофакторного процесса.

В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:

  1. формирование правовой культуры школьников;
  2. формирование представлений об общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
  3. развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
  4. формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
  5.  развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории.

В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные и самостоятельные работы.

Используемые УМК:

  • Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Козленко С.И., Программа курса «История России с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса. – 2-е изд. – М.: Русское слово, 2012
  • Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI в. Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2006
  • Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XVII-XIX вв. Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2006
  • Электронное пособие. Всеобщая история.
  • Электронное пособие. Энциклопедия истории России 862-1917 гг.

Основное содержание курса.
ИСТОРИЯ РОССИИ (С древнейших времён до конца XIX в) (34 часа)


Введение. (1 час).
Народы и древнейшие государства на территории России (2 ч)

Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.
Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.

Русь в IX – начале XII вв. (5 ч)
Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. (2 ч)
 
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.
Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.

Российское государство во второй половине XV – XVII вв. (4 ч)

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.
Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.

Российское государство в XVII вв. (6 ч)
Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.
Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.
Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.

Россия в XVIII – середине XIX вв. (11 ч)
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.
Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в.  Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.

Россия во второй половине XIXв. (3 ч)

Предпосылки великих реформ. Отмена крепостного права. Аграрная , судебная, земская, военная, городская реформы 1860-1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизации. Политика контрреформ. Роль государства в экономической жизни страны. Утверждение новой модели экономического развития: капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Народническое движение. Либеральное движение. Распространение марксизма в России. Окончание кавказской войны. Присоединение к России Дальнего Востока и Средней Азии. Продажа Аляски США. Балканская война. Россия в системе международных отношений в 80-90-е гг. Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX в. Критический реализм. Элитарная и народная культура.

Тематическое планирование по Истории России:

Название темы

Кол.часов по прогр.

Введение.

1

1.

Народы и древнейшие государства на территории России.

2

2.

Русь в IX – начале XII вв. (5 ч)

5

3.

Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.

2

4.

Российское государство во второй половине XV – XVII вв. (4 ч)

4

5.

Российское государство в XVII вв. (6 ч)

6

6.


Россия в XVIII – середине XIX вв. (11 ч)

11

7.

Россия во второй половине XIXв. (3 ч)

3

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории 9 класс

Программа содержит пояснительную записку, список используемой литературы, учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование, кимы по темам...

Рабочая программа по истории России и Всемирной истории в 8 классе

Рабочая программа по истории России в 8 классе к учебнику А.А. Данилова, Л.Г.Косулиной и Всемирной истории в 8 классе к учебнику Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкиной....

Рабочая программа курса "История России. Всеобщая истории" для 5-9 классов

Рабочая программа по истории для 5-9 классов, составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования...

Рабочая программа по истории России Н. Л. Андреева и И. Н. Федорова и истории Средних веков Е. В. Агибалова и Г. М. Донского 6 класс

Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты изучения  учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельнос...

Рабочая программа по истории России. Всеобщей истории 5-9 классы

Ростовская область Весёловский район х. Позднеевка улица Центральная, 31Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеПозднеевская средняя общеобразовательная школа...

Рабочая программа по истории России-всеобщей истории для 9 класса (базовый уровень)

В рабочей программе по истории России-всеобщей истории   в 9 классе есть некоторые особенности в связи с переходом на линейную систему изучения истории в школе.В соответствии с учебным плано...