Конспект урока истории "Феодальное общество в период рассвета Средневековья"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, основан на применении приемов технологии критического мышления, дидактической технологии, использован метод краткосрочного проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока «Феодальное общество в период рассвета Средневековья»

В   шестом классе вы изучаете интереснейший период в истории Средние века, и сегодня мы продолжим историческое путешествие, но только уже в  новый период, а именно мы перешагнем 1000 год. 1000 год замечателен тем, что это был первый рубеж тысячелетий в истории христианской веры. Но история распорядилась так, что он явился важной вехой и в истории средневековой Европы. Одиннадцатое столетие открывает период классического средневековья, когда наиболее ярко определилось своеобразие этой эпохи. Наступало время блестящего рыцарства и цветущих городов, Крестовых походов и трубодуров, но об этом вы будете говорить позже. А сегодня мы затронем с вами очень важную тему и свой урок хотела бы начать с  европейской притчы, прочитав ее, подумайте, о чем пойдет речь сегодня.

(учащиеся читают притчу, после чего формулирую тему урока)

«Предназначение овец — давать молоко и шерсть, быков — пахать землю, псов — защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих животных исполняет свой долг. Так же и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним... молиться за других, чтобы они, исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу руном доброго примера. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молится и пашет землю».

Об устройстве общества в средние века.

Тема урока – «Феодальное общество  в период расцвета средневековья»

  1. «Три тела государства»
  2. Сеньоры и вассалы. Вассальная пирамида
  3. В рыцарском замке

Тема весьма важная и объемная, поэтому для вас я приготовила опорные конспекты, которые содержат разного вида задания, выполнив которые Вы сможете отлично усвоить данный материал и сэкономить время на записи в тетради (Приложение 1)

Вернемся к притче

Вопросы к притче:

  1. Каково было представление о средневековом обществе – делилось на сословия
  2. Какие сословия выделялись, какова роль каждого в жизни общества.
  3. По какому признаку идет разделение на группы – по обязанностям и правам

Итак подведем итог. На каких три сословия делилось средневековое общество? Ответы учащихся:  духовенство, рыцарство, крестьянство.

Выполните задание 1 в опорном конспекте.

В плане урока я неспроста первый пункт назвала «три тела государства» и многие историки сравнивали общество с телом человека, как вы думаете почему? (Ответы учащихся).  Общество как тело, существует только при одном условии, что каждый их орган исправно выполняет свои функции. Поэтому в средневековье все три сословия были связаны друг с другом.

Но тема урока звучит у нас как? -  «Феодальное общество». Поэтому необходимо разобраться, а что означает феодальное. Выделите корень у этого прилагательного – феод.  Феод – это исторический термин, понятие которого у Вас есть на последней странице опорного конспекта, прочитав его, выполните задание 2 в опорном конспекте:  составить термин – феодальное общество, заполнив пропуски в тексте.

«Феодальное общество -  это такая форма совместного проживания людей,  основу которой составляет  земля, дававшаяся на определенных условиях в фактически наследственное владение.»

Ну а теперь давайте по размышляем,  кто, кому и за что давал эту землю.

Короли своим поданным за службу

Все верно ситуация в Европе складывалась следующим образом, что король за службу раздавал огромные земельные наделы – феоды. Тот,  кто получал феод, становился вассалом, а тот кто вручал феод, становился сеньором.  А вот историческая загадка:  мог вассал стать сеньором? (Ответ ы учащихся).  Мог, если часть своего феода передавал  другому человеку.  Таким образом, складывалась целая пирамида. Король имел огромные владения, даровал их вассалам, им,   в свою очередь, необходимо было тоже даровать земли вассалам, третьи тоже желали стать сеньорами и раздавали земли и только когда передаваемый феод был малого размера пирамида находит свое основание. А теперь выполним следующее задание 3 в опорном коспекте. Перед вами титулы разных сеньоров, необходимо их разместить на пирамиде, какой этаж они занимали. Для этого необходимо познакомиться с определениями в конце вашего конспекта.

Герцог – крупный территориальный владетель, занимающий первое место после короля в вассальной иерархии.

Маркиз – титул, дававшийся сыновьям герцогов.

Рыцарь – феодал, земля которого была не большого размера, но была возможность предоставить феоды другим.

Однощитный рыцарь  - те, кто не имел своих вассалов и входил в состав отряда более состоятельного рыцаря лично, со своим щитом.

Как же складывались отношения между сеньором и вассалом. Каковы их обязанности по отношению к друг другу. Узнать нам это поможет рассказ французского историка Дюби:

«Настал день, когда эти рыцари, наводившие ужас на крестьян и священников с непокрытой головой преклонили колени перед сеньором, владевшим самыми непреступными крепостями страны. Они вложили свои безоружные руки в его лодони, и он сжал их в своих ладонях. Затем он воздел руки, даруя своим вассалам равенство, наделяя их честью, делая их как бы своими приемными детьми и скрепив этот союз поцелуем в уста. Затем эти рыцари поклялись служить и помогать герцогу, никогда не покушаться на его жизнь, не чинить вреда его телу – и стали в силу этой клятвы его вассалами, его детьми, которые должны были вести себя по отношению к своему сеньору подобно добрым сыновьям, а он в свою очередь, обязан был доставлять им пропитание. Развлечения, обеспечивать оружием».

Выполнение задания 4 из опорного конспекта.

Можно ли всех участников вассальной пирамиды назвать рыцарями. Да можно, потому что они все несут военную службу королю.

Рыцари – это символ Средневековья. И я предлагаю Всем поработать над проектом «В рыцарском замке или почему все девушки мечтают о настоящем рыцаре».

Для этого нам необходимо разделиться на группы в соответствии с рядами, который вы занимаете. В конце ряда на столе вы получите конверт с подтемой проекта и инструкцией по его выполнению.

На выполнение проекта у вас немного времени 7 минут, поэтому четко распределите обязанности и не забудьте выбрать выступающего, который будет представлять результаты проекта.

Группа 1.(Приложение 2)

 Тема проекта – «Замок рыцаря». Цель -  создать модель рыцарского замка при помощи лего. (написать на конверте)

Инструкция по выполнению.

Дорогие ребята! Вам предстоит воссоздать модель рыцарского замка. Для этого внимательно ознакомьтесь  с дополнительным материалом, где Вы найдете,  из каких элементов состояло  жилище рыцаря.  Пользуясь лего, соберите главные элементы замка и расположите на них карточки с  их названиями.

Группа 2. (Приложение 3)

Тема проекта «Рыцарь на турнире».  Цель – ознакомившись с обмундированием рыцаря, подготовить рыцаря к турниру.

Дорогие ребята! Вам предстоит отправиться в прошлое и снарядить рыцаря на турнир.  Внимательно рассмотрите схему обмундирования рыцаря и на макет рыцаря приклейте соответствующие элементы. Помимо этого, необходимо подумать и рассказать, для чего необходим был каждый элемент обмундирования.

Группа 3 (Приложение 4)

Тема проекта «Рыцарский герб». Цель – изучив основы геральдики, придумайте и нарисуйте герб рыцарю, объяснив каждый элемент.

Дорогие ребята! Вам предстоит нарисовать герб рыцаря. Геральдика – это наука о создании гербов. Познакомьтесь с дополнительным материалом и на основе полученных знаний нарисуйте герб, выбрав определенную форму щита, цвет, элементы. В защитной речи, объясните свой выбор.

После выступления групп проводится интерактивное голосование на лучший проект и выполняется задание 5 (самооценка)

Рефлексия

Итак, мы плодотворно поработали, поэтому настало время проверить, достигли мы цели урока, для этого выполним задание6 (текст с пропусками).

В конце учащиеся подсчитывает количество «+», полученные за выполнение заданий в опорном конспекте и ставят себе оценку в соответствии со шкалой. Учитель выставляет их в журнал.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Средневековая европейская притча «Предназначение овец — давать молоко и шерсть, быков — пахать землю, псов — защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих животных исполняет свой долг. Так же и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним... молиться за других, чтобы они, исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу руном доброго примера. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молится и пашет землю».

Слайд 2

«Феодальное общество в период расцвета средневековья» Новое устройство общества Сеньоры и вассалы. Вассальная пирамида В рыцарском замке

Слайд 3

Средневековая европейская притча «Предназначение овец — давать молоко и шерсть, быков — пахать землю, псов — защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих животных исполняет свой долг. Так же и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним... молиться за других, чтобы они, исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу руном доброго примера. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молится и пашет землю».

Слайд 4

Сословия – большие группы людей, которые отличаются друг от друга закрепленными за ними правами и обязанностями, передающимися по наследству

Слайд 5

Свободный крестьянин, рыцарь, монах, зависимый крестьянин, священник, ремесленник, граф. Средневековое общество Состав «Молящиеся» «Сражающиеся» «Трудящиеся»

Слайд 6

Сословия Средневековое общество Состав «Молящиеся» Священники и монахи «Сражающиеся» Рыцари «Трудящиеся» Крестьяне, ремесленники, купцы и торговцы

Слайд 7

Феодальное общество

Слайд 8

Феодальное общество это такая форма совместного проживания людей, основу которой составляет земля, дававшаяся на определенных условиях в фактически наследственное владение

Слайд 9

Феодальная лестница

Слайд 10

Феодальная лестница

Слайд 11

Взаимные обязанности вассала и сеньора «Настал день, когда эти рыцари, с непокрытой головой преклонили колени перед сеньором, владевшим самыми непреступными крепостями страны. Они вложили свои безоружные руки в его ладони, и он сжал их в своих ладонях. Затем он воздел руки, даруя своим вассалам равенство, наделяя их честью, делая их как бы своими приемными детьми. Затем эти рыцари поклялись служить и помогать герцогу, никогда не покушаться на его жизнь, не чинить вреда его телу – и стали в силу этой клятвы его вассалами, его детьми, которые должны были вести себя по отношению к своему сеньору подобно добрым сыновьям, а он в свою очередь, обязан был доставлять им пропитание. Развлечения, обеспечивать оружием».

Слайд 12

Сеньор обязан Военная служба 40 дней в году Поддержка и покровительство Материальная помощь при посвящении сына в рыцари и замужестве дочери Наделение землей с крестьянами Участие в совете Опека семьи в случае смерти кормильца Вассал обязан

Слайд 13

Сеньор обязан Военная служба 40 дней в году Поддержка и покровительство Материальная помощь при посвящении сына в рыцари и замужестве дочери Наделение землей с крестьянами Участие в совете Опека семьи в случае смерти кормильца Вассал обязан

Слайд 14

Проект "В рыцарском замке"

Слайд 15

Цель проекта – подготовить и провести виртуальную экскурсию по рыцарскому замку Создать модель замка Помочь рыцарю собраться на турнир Придумать и расшифровать герб рыцаря Ознакомиться с кодексом рыцарской чести

Слайд 16

Правила работы над проектом Внимательно ознакомьтесь с инструкцией и дополнительным материалом Распределите обязанности внутри группы, каждый должен быть задействован Выслушивайте каждого, но не теряйте время на конфликты Выберите участника, который будет представлять результат вашей работы в стиле экскурсовода

Слайд 17

Текст с ошибками В период позднего Средневековья зарождается феодальное общество, т.е. такая форма совместного проживания людей, при которой земля принадлежит Всем в равной степени, без всяких ограничений и условий. Вассал может дать сеньору землю, а сеньор – вассалу. Военную службу несут только члены профессиональной армии. Символом Средневековья были рыцари. Они проживали в огромных замках, которые состояли из крепостных стен, смотровых башен, центром замка был – жондон (башня для проживания крестьян). Обмундирование рыцаря было очень тяжелым, так как состояла только из двух элементов. На щите обязательно располагался герб, который рассказывал об истории всего королевства.

Слайд 18

Текст с ошибками В период позднего Средневековья зарождается феодальное общество, т.е. такая форма совместного проживания людей, при которой земля принадлежит Всем в равной степени, без всяких ограничений и условий. Вассал может дать сеньору землю , а сеньор – вассалу. Военную службу несут только члены профессиональной армии . Символом Средневековья были рыцари. Они проживали в огромных замках, которые состояли из крепостных стен, смотровых башен, центром замка был – жондон (башня для проживания крестьян). Обмундирование рыцаря было очень тяжелым, так как состояла только из двух элементов. На щите обязательно располагался герб, который рассказывал об истории всего королевства.

Слайд 19

Поставь себе оценку за урок 7-9 «+» - 5 (отлично!) 4-6 «+» - 4 (хорошо.) 3«+» - 3 (удовлетворительно) 0-2«+»- 2 (плохо)

Слайд 20

Всем спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Тема: «_____________________________________________»

  1. Новое устройство общества
  2. Сеньоры и вассалы. Вассальная пирамида
  3. В рыцарском замке

 Задание 1.  Запишите категории населении Средневекового общества  по сословиям в колонку «Состав»:   крестьянин, рыцарь, монах,  священник, ремесленник, граф.

Средневековое общество

 Состав

 

«Молящиеся»

 

«Сражающиеся»

 

«Трудящиеся»

 

Задание 2. Составить термин – феодальное общество, заполнив пропуски в тексте, используя определение термина «феод»

Феодальное общество -  это такая форма совместного проживания __________,  основу которой составляет  земля, дававшаяся на определенных ________________ в фактически _________________владение.

Задание 3. Заполните вассальную пирамиду,  пользуясь словарем урока:

Задание 4. Соедините стрелками обязанности сеньоров  вассалов после прочтения источника.

«Настал день, когда эти рыцари с непокрытой головой преклонили колени перед сеньором, владевшим самыми непреступными крепостями страны. Они вложили свои безоружные руки в его лодони, и он сжал их в своих ладонях. Затем он воздел руки, даруя своим вассалам равенство, наделяя их честью, делая их как бы своими приемными детьми. Затем эти рыцари поклялись служить и помогать герцогу, никогда не покушаться на его жизнь, не чинить вреда его телу – и стали в силу этой клятвы его вассалами, его детьми, которые должны были вести себя по отношению к своему сеньору подобно добрым сыновьям, а он в свою очередь, обязан был доставлять им пропитание. Развлечения, обеспечивать оружием».

Сеньор обязан        

Военная служба 40 дней в году

Поддержка и покровительство

Материальная помощь при посвящении

сына в рыцари и замужестве дочери

Наделение землей с крестьянами

Участие в  совете

Опека семьи в случае смерти кормильца

         Вассал обязан

Задание 5.

Оцени свой вклад в работу группы над проектом. Отметь нужное место на линейке знаком Х

Если ты оценил себя дальше середины шкалы, то поставь себе 2 «+»

Задание 6. Исправить ошибки в тексте:

В период позднего Средневековья зарождается феодальное общество, т.е. такая форма совместного проживания людей, при которой земля принадлежит Всем в равной степени, без всяких ограничений и условий. Вассал может дать сеньору землю, а сеньор – вассалу. Военную службу несут только члены профессиональной армии. Символом Средневековья были рыцари. Они проживали в огромных замках, которые состояли из крепостных стен, смотровых башен, центром замка был – жондон  (башня для проживания крестьян). Обмундирование рыцаря было очень тяжелым, так как состояла только из двух элементов. На щите обязательно располагался герб, который рассказывал об истории  всего королевства.

(Если верно все, то поставь себе 2 «+»)

Поставь себе оценку за урок, посчитав сколько плюсов ты заработал:    7-9 «+» - 5; 4-6 «+» - 4; 3«+» - 3; 0-2«+»

Словарь урока:

Феод – это земля,  передаваемая на определенных условиях в фактическое наследование.

Сеньор- человек,  который передал феод

Вассал – человек, получивший феод

Герцог – крупный территориальный владетель, занимающий первое место после короля в вассальной иерархии.

Маркиз – титул, дававшийся сыновьям герцогов.

Рыцарь – феодал, земля которого была не большого размера, но была возможность предоставить феоды другим.

Однощитный рыцарь  - те, кто не имел своих вассалов и входил в состав отряда более состоятельного рыцаря лично, со своим щитом.

Домашнее задание:

Учить термины, подготовить сообщение «Рыцарские замки на территории Калининградской области»

У всякого общества есть голова,

которая думает за него,

решает его проблемы,         

определяет пути развития; есть руки общества,

 которые делают всю работу; есть ноги,

которые ведут общество по выбранному пути (Юмор)

Опорный конспект  урока

Учащегося 6 класса

Фамилия, имя_________________________

Учитель истории МОУ СОШ №1 им. С.И. Гусева

Карпова Юлия Анатольевна

Кроме человеческого общества,

бывает еще избранное и высшее (Юмор)

Общество без религии —

как корабль без компаса 

(Наполеон I Бонапарт)

Жить в обществе и быть свободным

от общества нельзя (В. Ленин)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инструкция по выполнению. Дорогие ребята! Вам предстоит воссоздать модель рыцарского замка. Для этого внимательно ознакомьтесь с дополнительным материалом, где Вы найдете, из каких элементов состояло жилище рыцаря. Пользуясь лего, соберите главные элементы замка и расположите на них карточки с их названиями.

Слайд 2

Необходимость защищать себя от врагов заставляла жителей возводить первые укрепления. Это стены, которые впоследствии укрепляются башнями.

Слайд 3

Для большей безопасности вокруг жилища сооружали ров, который наполняли водой.

Слайд 4

Владельцы замка возводят башни, венчающие сверху искусственную насыпь. Отсюда берет свое происхождение донжон – главная башня.

Слайд 5

Вход в замок защищен подъемным мостом. На берегу канала подступ к мосту охраняется небольшим фортом – это барбакан.

Слайд 6

Перед вами схема типичного средневекового замка. Давайте проследим его эволюцию. Восстановим этапы создания замка. Схема замка

Слайд 8

Донжон Барбакан Стены Башни Ров Крепостная стена Смотровая башня


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инструкция по выполнению Дорогие ребята! Вам предстоит отправиться в прошлое и снарядить рыцаря на турнир. Внимательно рассмотрите схему обмундирования рыцаря и на макет рыцаря приклейте соответствующие элементы, подписывая каждый. Помимо этого, необходимо подумать и рассказать, для чего необходим был каждый элемент обмундирования.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инструкция по выполнению Дорогие ребята! Вам предстоит нарисовать герб рыцаря. Геральдика – это наука о создании гербов. Познакомьтесь с дополнительным материалом и на основе полученных знаний нарисуйте герб, выбрав определенную форму щита, цвет, элементы. В защитной речи, объясните свой выбор.

Слайд 2

Геральдика Составление правил возложено было на лиц, известных своею доблестью и храбростью, называвшихся в Германии, где впервые после Палестины появились турниры, Heer-alt, то есть ветеранами. Поэтому и выработанные ими правила послужили основанием науки, названной Heraldik - Геральдика .

Слайд 3

Герольд На рыцарских турнирах присутствовали герольды - люди, изучающие и составляющие гербы. Герольды систематизировали знания о гербах, вырабатывали общие правила их составления и распознавания и, в конечном счете, создали целую науку «геральдику». По символам на щите они определяли, кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь.

Слайд 4

Правила геральдики В геральдике используется 7 цветов: Металлы – золото (желтый) и серебро (белый). Эмали – красный, зеленый, голубой, черный, пурпурный. Золотой - цвет - символ богатства, силы, справедливости; Серебро - символ невинности и чистоты; Червленый - (темно-красный!) - символ любви, смелости; Голубой - символ красоты и величия; Зеленый - символ изобилия, надежды, свободы; Пурпурный -(красный с оттенком синего) – могущество, достоинство; Черный – скромность, мудрость и печаль.

Слайд 5

Элементы герба В классической средневековой геральдике герб состоял из множества элементов - щита, щитодержателей, мантии, шлема, короны, девиза и др., но сегодня в основном применяются более простые гербы, состоящие только из щита с рисунком на нем (иногда к ним добавляется лента с девизом снизу щита). Композиция герба обычно была симметрична. Самую важную информационную часть герба помещали в центр.

Слайд 7

Формы щита

Слайд 8

Условное изображение имело свое значение: дуб, медведь означали силу; факел, раскрытая книга - знание; пчела - трудолюбие; лавр - славу; крылатый змей - зло, смуту; дракон - могущество; рука в перчатке - храбрость; лев - символ силы, мужества, великодушия; леопард - храбрость, отвага; ворон - долголетие; петух - символ боя.

Слайд 9

Ленты

Слайд 10

Девиз Девиз - это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. Например: «Усердие все превозмогает», «Честь превыше всего», «За честь и достоинство».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "История Кубани в период средневековья"

Разработка вводного урока по кубановедению в 7 классе. Применена тестовая технология опроса, обобщены знания учащихся раздела "История Кубани в древности"....

Культура Западной Европы в период раннего Средневековья

Данный материал посвящен изучению культуры Западной Европы в раннее Средневековье. Основная его задача сформировать у учащихся образное яркое представление о средневековом образовании, а значит, и сре...

Конспект урока на тему "Начальный период работы над музыкальной артикуляцией в классе фортепиано"

Закрепление навыков технической работы над музыкальным произведением с применением игровых технологий....

План-конспект урока по ИЗО 6 класс Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Витражи - искусство средневековья Западной Европы.

Данный план-конспект урока по изобразительному искусству для 6 класса к разделу  "Декор — человек, общество, время." Он позволяет более подробно познакомить учащихся с такой видом...

Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».

Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения  и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о...

Государства Азии в период европейского Средневековья

Материал для работы на уроках истории 10 класс...