Виртуальная экскурсия с использованием созданного буклета "Ширинский Стоунхендж (кромлех)".
методическая разработка по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Гольцер Татьяна Васильевна

Одно из направлений внеклассной работы - подробное изучение Ширинского района. Это уникальное природно - историческое место, где находятся все четыре вида особо охраняемых территорий, около двух сотен археологических памятников, более десяти природных комплексов.  Одним из таких памятников является Кромлех. Он расположен недалеко от села Шира, в долине речки Туимка, что в Хакасии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virtualnaya_ekskursiya.kromleh.docx33.77 КБ

Предварительный просмотр:

 1.Название разработки.  Учебно  –  наглядное пособие.

2.Виртуальная экскурсия с использованием созданного буклета «Ширинский Стоунхендж (кромлех)».

3.Объяснительная записка. Программа кружка «Земля Хакасии – родина моя» состоит из трёх частей: теоретической, практической, исследовательской. Направлена на подробное изучение Ширинского района, как уникального природно – исторического места, где находятся все четыре вида особо охраняемых территорий, около двух сотен археологических памятников, более десяти природных комплексов. Одним из таких памятников является Кромлех. Он расположен недалеко от села Шира, в долине речки Туимка.

Цель: систематизация, обобщение, объединение в единую систему информации  о конкретных экскурсионных объектах.

Задачи: развитие познавательного интереса к историческому памятнику.

 Формирование здорового образа жизни, воспитание активных членов общества.

Развитие умений обеспечивать экскурсию наглядными пособиями, средствами ТСО.

Данное пособие рассчитано на детей 13-15лет. Методом проведения является практическое занятие, виртуальная экскурсия.

4. Оборудование. Книжечка с буклетом. Мультимедийная презентация.

5. Методические советы на подготовительный период. Кружковцы делятся на группы. Первая собирала, анализировала, систематизировала необходимый материал для буклета. Вторая составляла текст для проведения экскурсии. Третья готовилась к проведению самого мероприятия.

6. Сценарный план, ход проведения мероприятия.

Вступительное слово.

Рассказ об английском Стоунхендже.

Значение слова Стоунхендж.

Ширинский кромлех.

Показ экскурсионного объекта и рассказ о нём с использованием буклета и мультимедийной презентации.

Работа со схемой кромлеха.

7. Сценарий мероприятия.

Сегодня, используя современные технические средства, можно провести любую экскурсию. И мы это сейчас сделаем. Отправимся на кромлех, археологический памятник. Абаканский археолог Юрий Есин относит его к концу третьего тысячелетия до н. э., времени бронзового века, существования окунёвской культуры. Раскопки проходили под руководством московских археологов, уроженцев Хакасии, Леонида Кызласова и его сына Игоря.

Участникам экскурсии раздаются книжечки буклета. А на экране в ходе мероприятия появляются различные фотографии, которые сопровождают рассказ  экскурсоводов.

Попросите какого – нибудь обычного человека, - не специалиста, - написать на бумажке слово «Стоунхендж». Ручаюсь, есть большая вероятность, что в слове будет допущена ошибка: слишком оно мудрёное, надо хорошо знать английский. Но наслышан о Стоунхендже почти каждый. А что собственно, слышали? Что где – то в Англии есть нагромождение камней, воздвигнутое в древности неизвестно для чего. Возможно, у кого – то в памяти всплывут отрывки телепередач о загадках древних цивилизаций, где Стоунхендж фигурирует как некое сакральное место «подпитки космической энергией», поскольку расположен он в одной из «особенных»точек земного шара – как, например, египетские пирамиды или загадочные фигуры перуанской пустыни Наска. Вокруг Стоунхенджа за последнее время накручено много разнообразной мистики, но в плане «пиара» ему это только «на руку». Популярности памятника способствовало и включение его изображения в набор стандартных картинок для рабочего стола Windows. Одним словом, Стоунхендж стал неким символом -  брендом, представляющим все памятники древности.

Стоунхендж в переводе с английского – «каменная ограда». По - другому – кромлех – древнее сооружение, обычно предназначенное для ритуальных церемоний и состоящее из каменных глыб, сгруппированных в виде круглых или квадратных оград. Он имеет дополнительные «черты» - погребения, ямы, кольца из вертикально поставленных камней и столбов.

Хакасский собрат английского Стоунхенджа сильно уступает ему в масштабности, значительности, размахе строительных работ. Но отчётливо просматриваются аналогии: круговая каменная ограда, остатки погребений, закономерно сориентированная по сторонам света планировка комплекса. Даже легенды напоминают английские: экскурсоводы здесь также предлагают посетителям зарядиться энергией, исходящей от камней. Но отбросив в сторону мистику, убеждаешься в главном. История человечества гораздо сложнее и богаче, нежели представляется на первый взгляд .Племена несколько тысяч лет назад не были изолированы друг от друга, знания распространялись достаточно быстро, в том числе и в Сибири.

Ширинский кромлех – это три погребальных «ящика» в центральной части сооружения. Выложены из каменных плит, высотой полметра. Погребения заключены в каменную ограду со сторонами 15 метров. От углов ограды, обозначенных более высокими камнями, к центральному саркофагу идут диагональные дорожки из чередующихся светлых и тёмных каменных плиток.

 Внутри ограды над погребениями возвышался до начала раскопок земляной курган. С него просматривается окружность диаметром 80метров. Она обозначена невысокими – метр – полтора – вертикальными каменными плитами, отстоящими друг от друга примерно на 10 метров. Эта окружность опоясывает квадратную ограду.

 В северо - восточном направлении от ограды, расположен широкий «коридор», обозначенный шестью вертикально вкопанными камнями, по три с каждой стороны. Это «вход» в погребальный комплекс. Ось этого коридора проходит через центральное погребение и трассирует направление на точку горизонта, где восходит солнце. А диагонали связаны с солнцестояниями.

Квадратная ограда символизирует землю, ограниченную горными хребтами со священными вершинами по углам и в центре,  а круг – охватывающее землю небо.

Представления об устройстве мира и сторонах света у древних народов Азии играли важную роль в погребальном,  и, других, ритуалах. Без них невозможно было обеспечить переход умершего в иной мир, передачу жертвы богам. Это являлось причиной моделирования представлений об устройстве мира в конструкции ритуальных и других погребальных сооружений самых разных народов.

Вячеслав Жалковский, художник института Археологии СО РАН нарисовал схему расположения объектов на кромлехе. И дал ей описание. Способ метрической расшифровки позволяет наглядно открыть замысел истинного предназначения кромлеха. Продольная ось плиты №1 ориентирована строго по линии север – юг. Она служила модулем для всех структур сооружения. Диагонали квадрата у основания кургана, пересекаясь, определяют центр окружности, проходящей через угловые камни (А, Б, В, Г) и выявляют запрограммированность геометрии кромлеха. Это означает, что диаметр кургана укладывается в диаметр внешнего круга 7раз. И, таким образом, по его периметру условно размещается 22 кургана. В натуре, находясь в центре кромлеха, можно полюбоваться фиксацией астрономической точки Юга на дальнем горизонте или эффектным появлением первого луча восходящего равноденственного Солнца на макушке горы за речкой – там, где оно должно в этот день заходить – в точке астрономического запада.

Наш единственный в Хакасии и, следовательно, уникальнейший археологический памятник бронзового века едва не погиб при строительстве дороги на Туим. А ныне он взят под опеку Ширинского краеведческого музея.

Опередив британцев чуть ли не на 500лет, древние жители Хакасии более трёхсот тысяч лет назад возвели в бассейне реки Туимка сооружение, содержащее в себе календарные функции и астрометрические эталоны для астролябий. За ритуально – мемориальной внешностью могильного кургана и за «хороводом» камней, установленной, как считалось в традиционной академической археологии, без определённой системы, наобум, открывается метрологическая и астрологическая, то есть научная по содержанию суть.

Тайна Стоунхенджа остаётся скрытой от нас, но это не мешает нам восхищаться деяниями предков.

8. Мероприятие можно проводить в классе, используя форму виртуальной экскурсии. Или же непосредственно на месте расположения объекта.

9. Итогом учёбы является самостоятельное проведение учащимися экскурсии на кромлехе.

10. Список литературы.

1.Круги Стоунхенджа. С.А.Родыгин. « Ширинский вестник» от 11 июля 2008г.

2. В Иванченко. Кромлех – не простая могила. « Ширинский вестник» от 28 августа 2010г.

3.В Жалковский. За чередой камней Кромлеха. « Ширинский вестник» от 9 октября 1999г.

4. Сборник. Экскурсовод: разработка и проведение экскурсии. М.,1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ Создание виртуальной экскурсии «Памятники скульптора Е.А. Антонова в Твери»

Вид проекта – комплексный, включающий информационную, познавательную, исследовательскую и практико-ориентированную составляющие. Проект направлен на сбор информации о памятниках города Твери, ознакомл...

ПРОЕКТ Создание виртуальной экскурсии «Памятники скульптора Е.А. Антонова в Твери»

Вид проекта – комплексный, включающий информационную, познавательную, исследовательскую и практико-ориентированную составляющие. Проект направлен на сбор информации о памятниках города Твери, ознакомл...

Реализация проекта «Использование виртуальных экскурсий при изучении литературного краеведения». Презентация "Усадьба Дорожаево"

Материал  «Использование виртуальных экскурсий при изучении литературного краеведения»  представляет собой презентацию "Усадьба Дорожаево" , созданную учащимися 8 класса в ходе работы над пр...

Реализация проекта «Использование виртуальных экскурсий при изучении литературного краеведения». Научно-исследовательская работа «Дворянское воспитание в XIX веке» (по материалам архива помещиков Ковровского уезда Владимирской губернии Чихачевых)

Научно-исследовательская работа  учащейся 8 класса  «Дворянское воспитание в XIX веке» (по материалам архива помещиков  Ковровского уезда Владимирской губернии Чихачевых), написанная в ...

Урок биологии 7 класс с использованием ИКТ. "КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. КРОВЬ". ( Виртуальная экскурсия в музей «изобретений» природы)

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА. КРОВЬ. 7 КЛАСС(урок с использованием ИКТ).Виртуальная экскурсия в музей «изобретений» природы   Цель: проследить эволюцию кровеносной системы  и обобщить знани...

Создание виртуальных экскурсий – совместная работа учителя и учеников 8 – 10 классов.

Работа посвящена совместному проекту учеников и учителя с использованием иностранного языка и историко-культурных компетенций....

Методика создания виртуальной экскурсии

Презентация посвящена созданию,  оформлению и представлению виртуальной экскурсии...