Февральская революция 1917 года
план-конспект занятия по истории (9, 11 класс) на тему

Коновалова Вероника Васильевна

Причины, задачи, движущие силы революции, характер, основные события и итоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fevralskaya_revolyutsiya_1917_goda.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Февральская революция 1917 года»

Эпиграф

«Настанет год, России черный год,
               Когда царей корона упадет;
                Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
               И пища многих будет смерть и кровь.»

Лермонтов М..

- Какое предсказание сделал поэт? (падение монархии в России, 2 марта 1917 года)

Проблемный вопрос:

  • «Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?»,

Иными словами: Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто самодержавие?

План:

  1. Причины революции
  2. Задачи, движущие силы, характер революции
  3. Основные события
  4. Итоги революции

Изучение материала

1.Причины революции

Для того, чтобы сформулировать причины революции, необходимо вспомнить:

- Какова была ситуация в России к началу 1917 года? Какие проблемы существовали в российском обществе, для этого вспомним, что мы уже знаем и обратимся с выдержкой из донесения Протопопова (время работы 2-3 минуты)

Обстановка, сложившаяся в России к началу февраля 1917 года.

«Война вызвала расстройство всего народного хозяйства. Железные дороги не справлялись с перевозками. Общие расходы России на войну составили более 30 млрд. рублей. Покупательная способность рубля к февралю 1917 года составила 27 копеек. Посевные площади сократились на 10 %, в стране назревал голод. Заработки рабочих увеличились на 100 %, а цены выросли на 300 %. Отсутствовало топливо, повсюду стояли очереди за продуктами. В одном из полицейских донесений утверждалось: «Очереди за продовольствием были равноценны по влиянию революционным митингам, и десяткам тысяч революционных прокламаций».  Царское правительство лихорадило, происходили частые смены министерств:  за 1914 – 1917 гг. сменились 4 председателя Совета министров, 5 министров внутренних дел, з военных министра и 4 министра земледелия. Многих возмущало и раздражало влияние Григория Распутина на царскую семью. Присутствие при дворе этого старца с сомнительной репутацией дискредитировало самодержца. Усилилось стачечное движение, происходили волнения на национальных окраинах империи. Все говорило о том, что страна на пороге революции.

- На основе данных, какой главный вывод мы можем сделать? (Первая Мировая война вызвала расстройство всего народного хозяйства).

Причины революции:

  1. Первая Мировая война (люди устали от войны, рассчитывали на недолгую войну и быструю победу, неудачи кампании 1916 года, истощение ресурсов, назревали революционные настроения в армии, начались братания)
  2. Кризис в экономике (общие расходы на войну составили более 30 млрд. руб. Часть из них покрывалась за счёт внешних и внутренних займов, часть – путём увеличения выпуска бумажных денег)
  3. Инфляция и тяжёлое положение рабочих (выпуск бумажных денег, покупательная способность рубля к февралю 1917г. составила 27 коп; з/п рабочих увеличилась на 100%, а цены выросли на 300%)
  4. Продовольственный кризис и введение продразвёрстки в 1916 году(в стране назревал голод; хлеб был, но крестьяне придерживали его, ожидая повышения цен. Цены на мясо увеличились по сравнению с 1914 г. на 200 – 220%; повсюду стояли очереди за продуктами).

В одном из полицейских донесений утверждалось: «Очереди за продовольствием были равноценны по влиянию революционным митингам и десяткам тысяч революционных прокламаций».

- А что же правительство?

Царское правительство лихорадило; происходили частые смены министров. В 1914 – 1917 гг. сменились 4 председателя совета министров, 5 министров внутренних дел, 3 военных министра, 4 министра земледелия. Многих возмущало или раздражало влияние Г. Распутина на царскую семью.   Присутствие при дворе этого старца с сомнительной репутацией дискредитировало самодержца. В ночь на 17.12.1916 года Распутин был убит. Но желаемых результатов это не дало.

  1. Политический кризис (бездействие правительства, слабость самодержавной власти, дело Распутина, недовольство самодержавной властью даже среди членов императорской фамилии). 3 декабря 1916 г. семейный совет великих князей просил Николая II даровать  «пока не поздно» Конституцию или, по меньшей мере, «министерство доверия», отстранить Распутина и скомпрометировавших себя министров.
  2.  Нерешённость вопроса о земле.
  3. Усиление национальных противоречий на окраинах России ( еврейские погромы черносотенцев)
  4. Помимо этих причин многие приводят и ещё одну, высказанную лидерами либералов Милюковым (кадеты) и Керенским (трудовики) о роли Германии в углублении политического кризиса в России.

Воюющая на два фронта, Германия была заинтересована в выходе из войны России, и поэтому финансово поддерживала те российские силы, которые выступали за выход России из войны, а точнее — большевиков.

В Германии также находились типографии большевиков, кроме того, именно германское командование помогло Ленину срочно в апреле 1917 года вернуться через оккупированную немцами Прибалтику в Петроград.На основании этого впоследствии либеральное Временное правительство обвинило Ульянова (Ленина) в шпионаже в пользу Германии и издало приказ о его аресте.

Всё говорило о том, что страна на пороге революции.

2 вариант (сокращённый): причины революции:

  1. Всеобщее недовольство политикой царизма;
  2. Обострение социально – экономических противоречий, вызванных длительной и изнурительной войной;
  3. Нерешённость аграрного вопроса;
  4. Нерешённость рабочего вопроса;
  5. Нерешённость национального вопроса.

Современники по- разному оценивали сложившуюся ситуацию:

1. Ленин считал, что монархия обречена. Он был за революцию, причём полагал, что она будет мировой. Кроме того, он считал, что именно партия большевиков способна возглавить революцию и дать народу мир, хлеб и свободу.

Мартов считал, что Россия не готова к тому, о чём говорил Ленин, что не следует забегать вперёд.

2. Николай II не до конца понимал ситуацию. Он не верил в возможность революции. Даже донесения охранного отделения не насторожили самодержца.

Окружение царя влияло на него противоречиво:

одни уверяли, что всё спокойно, что правительство владеет ситуацией и что   царю ни в коем случае нельзя уступать Государственной думе;

другие пытались убедить Николая  II в необходимости уступок, перемен.

Сам же Николай II не без влияния Александры Фёдоровны пришёл к выводу о силовом решении проблем: роспуск Государственной думы и т.д. Эта близорукость царя дорого обошлась и ему,  и России.

3. Одна часть армии, прежде всего офицеры, была ему ещё предана. Они считали, что революционные идеи нужно вытравливать силой.

Положение солдат и матросов было ужасно: голод, холод, лишения, нередкими были издевательства офицеров. Солдатская масса пропитывалась революционными настроениями, хотела закончить войну, вернуться домой и отобрать землю у помещиков.

Всё это говорило о том, что армия уже не является опорой самодержавия.

4. Видные общественно – политические деятели были явно растеряны:

с одной стороны,  видны попытки сохранить монархи;

с другой стороны, Гучков, Шингарёв, Милюков и Шульгин видят, что страна движется к революции. Они пытаются найти выход в воздействии на императора, но одновременно ощущают своё бессилие, не могут даже определить состав будущего правительства. Вероятно, сказываются былые разногласия, нерешительность. Впоследствии это проявилось и в работе Временного правительства.

Пуришкевич – явный приверженец монархии. Но он понимает, что слишком далеко зашло разложение царизма и его не спасти.

5. Рабочие жили скверно. Надвигался голод, вести с фронта были не утешительные.

Они понимали, что так дальше жить нельзя: выходили на улицы с требованиями 8-ми часового рабочего дня, прекращения войны, свержения самодержавия.

Сделаем окончательный вывод:

      1.К чему привели экономические трудности (рост недовольства)

      2.Чем были вызваны эти трудности (затяжной войной)

      3.Кто мог решить эти проблемы (император)

      4.Почему не решил  -  не мог или не хотел?(дискуссия)

   Сформулируем окончательный вывод по первому вопросу: «Основной причиной революции стал рост недовольства народа по причине экономических трудностей, вызванных войной. Монархия в этой ситуации доказала своё бессилие».

     2. Задачи революции.

Исходя из причин революции, определите задачи революции .(5 минут)

  • Решение аграрного вопроса, наделение крестьян землей, ликвидация помещичьего землевладения.
  • Урегулирование отношений между буржуазией и пролетариатом, улучшение положения рабочих, введение 8-часового рабочего дня.
  • Свержение самодержавия и установление демократической республики.
  • Расширение прав и свобод национальностей, проживающих на территории Российской империи, предоставление прав на самоопределение вплоть до отделения.
  • Прекращение войны и заключение мира.
  • Ликвидация экономической разрухи.

Характер революции.

Как определяется характер революции? (по задачам и движущим силам)

Определите характер революции (буржуазно-демократический)

Движущие силы: рабочий класс, крестьянство, буржуазия и армия

3. Основные события революции

 Ваша задача, используя материал учебника назвать основные события развития революции в хронологическом порядке.

Хронология событий февраля 1917 года

18.02 – забастовка рабочих на Путиловском заводе в Петрограде, увольнение более 30 тысяч рабочих, закрытие предприятия.

23.02  – начались забастовки и на других предприятиях, антивоенная демонстрация женщин

25 .02- всеобщая политическая стачка, главный лозунг «Долой царизм!», «Хлеба!», «Долой самодержавие!», «Конец войне!»

Николай II из ставки в Могилеве требует прекратить беспорядки в столице. Но остановить беспорядки не удаётся. Ситуация выходит из-под контроля.

Солдат бросают на разгром демонстраций, но они отказываются стрелять в рабочих и переходят на сторону восставших. Захвачены государственные учреждения, вокзалы, арсенал, арестовано царское правительство.

Председатель IV Госдумы М.В. Родзянко 25.02. пишет Николаю II: « Положение серьезное. В столице анархия. Правительство парализовано. Транспорт, продовольствие и топливо пришли в полное расстройство. Растет общее недовольство. Части войск стреляют друг в друга. Необходимо поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя».

Николай II лишь ворчит: «Опять этот толстяк Родзянко мне написал разный вздор, на который я ему не буду даже отвечать».

Вечером 26.02. царским указом распущена Государственная дума.

Николай II срочно назначает генерала Иванова командующим Петроградским военным округом с чрезвычайными полномочиями.

С фронта снимаются войска. Перед отправлением карательной экспедиции в Петроград Иванов связался с генералом Хабаловым – военным комендантом Петрограда.

      27.02. массовый переход солдат на сторону восставших, солдаты и рабочие захватили арсенал, Петропавловскую крепость

Меньшевиками  и эсерами  был создан Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Руководителем стал меньшевик  Н.С.Чхеидзе, его заместителем – эсер А.Ф.Керенский.

На совещании думских фракций было решено образовать Временный Комитет Государственной Думы во главе с М.В. Родзянко, главная задача – «восстановление государственного и общественного порядка», создание нового правительства.

В ходе революции сложилось двоевластие: Петроградский совет солдатских и рабочих депутатов; Временный комитет Государственный думы (Временное правительство), ни один из   них не был готов в полной мере взять на себя ответственность за судьбу страны.

- Почему оба органа назывались временными?

      Комитет Госдумы должен был существовать до Учредительного собрания, Исполнительный комитет Совета  —  до выборов в Совет.

1.03. – издан приказ №1 Петроградского Совета, по которому:

- солдаты имеют равные права с офицерами

- воспрещалось грубое обращение с солдатами

- отменялось титулование («ваше благородие», «ваше превосходительство»)

- легализованы самочинно возникшие армейские комитеты

- столичный гарнизон подчинялся Совету.

01.03-02.03  - создание Временного правительства

 02.03 – отречение Николая II в городе Пскове в салоне-вагоне императорского поезда, прибыли А.И. Гучков и Шульгин В.В. Император подписал одновременно три документа: назначение Николая Николаевича – верховным главнокомандующим, князя Г.Е. Львова – председателем Совета министров и манифест об отречении в пользу брата Михаила Александровича.

3 марта Михаил Александрович отказался от власти в пользу Учредительного собрания.

Орган власти

Когда

образовался

Руководитель,

состав

программные требования        

Временный

 комитет ГД

27 февраля

Михаил Владимирович

Родзянко

Г.Е. ЛьвовВ.А. РжевскийС.И. ШидловскийВ.В. Шульгин,

 И.И. Дмитрюков, Б.А. Энгельгардт

  А.Ф. Керенский, М.А. Караулов.

Восстановление государственного и общественного порядка;

Власть временному правительству

Совет рабочих и крестьянских депутатов

27 февраля

Николай Семенович

Чхеидзе;

Меньшевики, эсеры

Власть Советам рабочих и солдатских депутатов;  

приказ №1 о подчинении всех воинских подразделений Петрограда Советам

Временное правительство

В ночь с 1

на

2 марта

Председатель Временного правительства Львов Георгий Евгеньевич; министр ин. дел - Милюков Павел Николаевич;

военный и морской министр  -  

Гучков Александр Иванович;

министр юстиции- Керенский Александр Федорович

Война до победного конца;

амнистия по политическим и религиозным делам, свободу слова, печати, собраний, отмену всех сословий, вероисповедальных и национальных ограничений, замена полиции народной милицией, выборы в органы местного самоуправления.

 Итоги революции

  • Ликвидация монархии
  • Провозглашение республики, начало выборов во Всероссийское Учредительное собрание (парламентское учреждение, которое должно было законодательно утвердить новую систему власти) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Февральская революция 1917 года в России

урок с использованием компьютерного (мультимедиа) учебника  История Росии XX век...

Конспект урока по теме: "Февральская революция 1917 года в России" (9класс)

Конспект урока по теме: "Февральская революция 1917 года в России" (9класс)...

Конспект урока "Февральская революция 1917 года"

Конспект урока "Февральская революция 1917 года" содержит достаточно полную информацию об изучаемом событии в истории России 20 века....

урок по теме : "Февральская революция 1917 года

Урок предназачен для 1 курса СПО...

Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 года»

Урок истории в 9 классе. Относится к  I разделу "Россия на рубеже 19-20 века"...

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года  в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции....

12.05. ПК1, МЖКХ1. История. Кризис самодержавия в 1915-1916 годах. Февральская революция 1917 года

Задание1. Ответьте на вопросы:   -   Почему Первая мировая война явилась гигантским ускорителем революционного движения в России?   -   Назовите признаки эконом...