Февральская революция 1917 года
план-конспект занятия по истории (9, 11 класс) на тему
Причины, задачи, движущие силы революции, характер, основные события и итоги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fevralskaya_revolyutsiya_1917_goda.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Февральская революция 1917 года»
Эпиграф
«Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь.»
Лермонтов М..
- Какое предсказание сделал поэт? (падение монархии в России, 2 марта 1917 года)
Проблемный вопрос:
- «Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?»,
Иными словами: Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто самодержавие?
План:
- Причины революции
- Задачи, движущие силы, характер революции
- Основные события
- Итоги революции
Изучение материала
1.Причины революции
Для того, чтобы сформулировать причины революции, необходимо вспомнить:
- Какова была ситуация в России к началу 1917 года? Какие проблемы существовали в российском обществе, для этого вспомним, что мы уже знаем и обратимся с выдержкой из донесения Протопопова (время работы 2-3 минуты)
Обстановка, сложившаяся в России к началу февраля 1917 года.
«Война вызвала расстройство всего народного хозяйства. Железные дороги не справлялись с перевозками. Общие расходы России на войну составили более 30 млрд. рублей. Покупательная способность рубля к февралю 1917 года составила 27 копеек. Посевные площади сократились на 10 %, в стране назревал голод. Заработки рабочих увеличились на 100 %, а цены выросли на 300 %. Отсутствовало топливо, повсюду стояли очереди за продуктами. В одном из полицейских донесений утверждалось: «Очереди за продовольствием были равноценны по влиянию революционным митингам, и десяткам тысяч революционных прокламаций». Царское правительство лихорадило, происходили частые смены министерств: за 1914 – 1917 гг. сменились 4 председателя Совета министров, 5 министров внутренних дел, з военных министра и 4 министра земледелия. Многих возмущало и раздражало влияние Григория Распутина на царскую семью. Присутствие при дворе этого старца с сомнительной репутацией дискредитировало самодержца. Усилилось стачечное движение, происходили волнения на национальных окраинах империи. Все говорило о том, что страна на пороге революции.
- На основе данных, какой главный вывод мы можем сделать? (Первая Мировая война вызвала расстройство всего народного хозяйства).
Причины революции:
- Первая Мировая война (люди устали от войны, рассчитывали на недолгую войну и быструю победу, неудачи кампании 1916 года, истощение ресурсов, назревали революционные настроения в армии, начались братания)
- Кризис в экономике (общие расходы на войну составили более 30 млрд. руб. Часть из них покрывалась за счёт внешних и внутренних займов, часть – путём увеличения выпуска бумажных денег)
- Инфляция и тяжёлое положение рабочих (выпуск бумажных денег, покупательная способность рубля к февралю 1917г. составила 27 коп; з/п рабочих увеличилась на 100%, а цены выросли на 300%)
- Продовольственный кризис и введение продразвёрстки в 1916 году(в стране назревал голод; хлеб был, но крестьяне придерживали его, ожидая повышения цен. Цены на мясо увеличились по сравнению с 1914 г. на 200 – 220%; повсюду стояли очереди за продуктами).
В одном из полицейских донесений утверждалось: «Очереди за продовольствием были равноценны по влиянию революционным митингам и десяткам тысяч революционных прокламаций».
- А что же правительство?
Царское правительство лихорадило; происходили частые смены министров. В 1914 – 1917 гг. сменились 4 председателя совета министров, 5 министров внутренних дел, 3 военных министра, 4 министра земледелия. Многих возмущало или раздражало влияние Г. Распутина на царскую семью. Присутствие при дворе этого старца с сомнительной репутацией дискредитировало самодержца. В ночь на 17.12.1916 года Распутин был убит. Но желаемых результатов это не дало.
- Политический кризис (бездействие правительства, слабость самодержавной власти, дело Распутина, недовольство самодержавной властью даже среди членов императорской фамилии). 3 декабря 1916 г. семейный совет великих князей просил Николая II даровать «пока не поздно» Конституцию или, по меньшей мере, «министерство доверия», отстранить Распутина и скомпрометировавших себя министров.
- Нерешённость вопроса о земле.
- Усиление национальных противоречий на окраинах России ( еврейские погромы черносотенцев)
- Помимо этих причин многие приводят и ещё одну, высказанную лидерами либералов Милюковым (кадеты) и Керенским (трудовики) о роли Германии в углублении политического кризиса в России.
Воюющая на два фронта, Германия была заинтересована в выходе из войны России, и поэтому финансово поддерживала те российские силы, которые выступали за выход России из войны, а точнее — большевиков.
В Германии также находились типографии большевиков, кроме того, именно германское командование помогло Ленину срочно в апреле 1917 года вернуться через оккупированную немцами Прибалтику в Петроград.На основании этого впоследствии либеральное Временное правительство обвинило Ульянова (Ленина) в шпионаже в пользу Германии и издало приказ о его аресте.
Всё говорило о том, что страна на пороге революции.
2 вариант (сокращённый): причины революции:
- Всеобщее недовольство политикой царизма;
- Обострение социально – экономических противоречий, вызванных длительной и изнурительной войной;
- Нерешённость аграрного вопроса;
- Нерешённость рабочего вопроса;
- Нерешённость национального вопроса.
Современники по- разному оценивали сложившуюся ситуацию:
1. Ленин считал, что монархия обречена. Он был за революцию, причём полагал, что она будет мировой. Кроме того, он считал, что именно партия большевиков способна возглавить революцию и дать народу мир, хлеб и свободу.
Мартов считал, что Россия не готова к тому, о чём говорил Ленин, что не следует забегать вперёд.
2. Николай II не до конца понимал ситуацию. Он не верил в возможность революции. Даже донесения охранного отделения не насторожили самодержца.
Окружение царя влияло на него противоречиво:
одни уверяли, что всё спокойно, что правительство владеет ситуацией и что царю ни в коем случае нельзя уступать Государственной думе;
другие пытались убедить Николая II в необходимости уступок, перемен.
Сам же Николай II не без влияния Александры Фёдоровны пришёл к выводу о силовом решении проблем: роспуск Государственной думы и т.д. Эта близорукость царя дорого обошлась и ему, и России.
3. Одна часть армии, прежде всего офицеры, была ему ещё предана. Они считали, что революционные идеи нужно вытравливать силой.
Положение солдат и матросов было ужасно: голод, холод, лишения, нередкими были издевательства офицеров. Солдатская масса пропитывалась революционными настроениями, хотела закончить войну, вернуться домой и отобрать землю у помещиков.
Всё это говорило о том, что армия уже не является опорой самодержавия.
4. Видные общественно – политические деятели были явно растеряны:
с одной стороны, видны попытки сохранить монархи;
с другой стороны, Гучков, Шингарёв, Милюков и Шульгин видят, что страна движется к революции. Они пытаются найти выход в воздействии на императора, но одновременно ощущают своё бессилие, не могут даже определить состав будущего правительства. Вероятно, сказываются былые разногласия, нерешительность. Впоследствии это проявилось и в работе Временного правительства.
Пуришкевич – явный приверженец монархии. Но он понимает, что слишком далеко зашло разложение царизма и его не спасти.
5. Рабочие жили скверно. Надвигался голод, вести с фронта были не утешительные.
Они понимали, что так дальше жить нельзя: выходили на улицы с требованиями 8-ми часового рабочего дня, прекращения войны, свержения самодержавия.
Сделаем окончательный вывод:
1.К чему привели экономические трудности (рост недовольства)
2.Чем были вызваны эти трудности (затяжной войной)
3.Кто мог решить эти проблемы (император)
4.Почему не решил - не мог или не хотел?(дискуссия)
Сформулируем окончательный вывод по первому вопросу: «Основной причиной революции стал рост недовольства народа по причине экономических трудностей, вызванных войной. Монархия в этой ситуации доказала своё бессилие».
2. Задачи революции.
Исходя из причин революции, определите задачи революции .(5 минут)
- Решение аграрного вопроса, наделение крестьян землей, ликвидация помещичьего землевладения.
- Урегулирование отношений между буржуазией и пролетариатом, улучшение положения рабочих, введение 8-часового рабочего дня.
- Свержение самодержавия и установление демократической республики.
- Расширение прав и свобод национальностей, проживающих на территории Российской империи, предоставление прав на самоопределение вплоть до отделения.
- Прекращение войны и заключение мира.
- Ликвидация экономической разрухи.
Характер революции.
Как определяется характер революции? (по задачам и движущим силам)
Определите характер революции (буржуазно-демократический)
Движущие силы: рабочий класс, крестьянство, буржуазия и армия
3. Основные события революции
Ваша задача, используя материал учебника назвать основные события развития революции в хронологическом порядке.
Хронология событий февраля 1917 года
18.02 – забастовка рабочих на Путиловском заводе в Петрограде, увольнение более 30 тысяч рабочих, закрытие предприятия.
23.02 – начались забастовки и на других предприятиях, антивоенная демонстрация женщин
25 .02- всеобщая политическая стачка, главный лозунг «Долой царизм!», «Хлеба!», «Долой самодержавие!», «Конец войне!»
Николай II из ставки в Могилеве требует прекратить беспорядки в столице. Но остановить беспорядки не удаётся. Ситуация выходит из-под контроля.
Солдат бросают на разгром демонстраций, но они отказываются стрелять в рабочих и переходят на сторону восставших. Захвачены государственные учреждения, вокзалы, арсенал, арестовано царское правительство.
Председатель IV Госдумы М.В. Родзянко 25.02. пишет Николаю II: « Положение серьезное. В столице анархия. Правительство парализовано. Транспорт, продовольствие и топливо пришли в полное расстройство. Растет общее недовольство. Части войск стреляют друг в друга. Необходимо поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя».
Николай II лишь ворчит: «Опять этот толстяк Родзянко мне написал разный вздор, на который я ему не буду даже отвечать».
Вечером 26.02. царским указом распущена Государственная дума.
Николай II срочно назначает генерала Иванова командующим Петроградским военным округом с чрезвычайными полномочиями.
С фронта снимаются войска. Перед отправлением карательной экспедиции в Петроград Иванов связался с генералом Хабаловым – военным комендантом Петрограда.
27.02. массовый переход солдат на сторону восставших, солдаты и рабочие захватили арсенал, Петропавловскую крепость
Меньшевиками и эсерами был создан Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Руководителем стал меньшевик Н.С.Чхеидзе, его заместителем – эсер А.Ф.Керенский.
На совещании думских фракций было решено образовать Временный Комитет Государственной Думы во главе с М.В. Родзянко, главная задача – «восстановление государственного и общественного порядка», создание нового правительства.
В ходе революции сложилось двоевластие: Петроградский совет солдатских и рабочих депутатов; Временный комитет Государственный думы (Временное правительство), ни один из них не был готов в полной мере взять на себя ответственность за судьбу страны.
- Почему оба органа назывались временными?
Комитет Госдумы должен был существовать до Учредительного собрания, Исполнительный комитет Совета — до выборов в Совет.
1.03. – издан приказ №1 Петроградского Совета, по которому:
- солдаты имеют равные права с офицерами
- воспрещалось грубое обращение с солдатами
- отменялось титулование («ваше благородие», «ваше превосходительство»)
- легализованы самочинно возникшие армейские комитеты
- столичный гарнизон подчинялся Совету.
01.03-02.03 - создание Временного правительства
02.03 – отречение Николая II в городе Пскове в салоне-вагоне императорского поезда, прибыли А.И. Гучков и Шульгин В.В. Император подписал одновременно три документа: назначение Николая Николаевича – верховным главнокомандующим, князя Г.Е. Львова – председателем Совета министров и манифест об отречении в пользу брата Михаила Александровича.
3 марта Михаил Александрович отказался от власти в пользу Учредительного собрания.
Орган власти | Когда образовался | Руководитель, состав | программные требования |
Временный комитет ГД | 27 февраля | Михаил Владимирович Родзянко Г.Е. Львов, В.А. Ржевский, С.И. Шидловский, В.В. Шульгин, И.И. Дмитрюков, Б.А. Энгельгардт А.Ф. Керенский, М.А. Караулов. | Восстановление государственного и общественного порядка; Власть временному правительству |
Совет рабочих и крестьянских депутатов | 27 февраля | Николай Семенович Чхеидзе; Меньшевики, эсеры | Власть Советам рабочих и солдатских депутатов; приказ №1 о подчинении всех воинских подразделений Петрограда Советам |
Временное правительство | В ночь с 1 на 2 марта | Председатель Временного правительства Львов Георгий Евгеньевич; министр ин. дел - Милюков Павел Николаевич; военный и морской министр - Гучков Александр Иванович; министр юстиции- Керенский Александр Федорович | Война до победного конца; амнистия по политическим и религиозным делам, свободу слова, печати, собраний, отмену всех сословий, вероисповедальных и национальных ограничений, замена полиции народной милицией, выборы в органы местного самоуправления. |
Итоги революции
- Ликвидация монархии
- Провозглашение республики, начало выборов во Всероссийское Учредительное собрание (парламентское учреждение, которое должно было законодательно утвердить новую систему власти) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Февральская революция 1917 года в России
урок с использованием компьютерного (мультимедиа) учебника История Росии XX век...
Конспект урока по теме: "Февральская революция 1917 года в России" (9класс)
Конспект урока по теме: "Февральская революция 1917 года в России" (9класс)...
Конспект урока "Февральская революция 1917 года"
Конспект урока "Февральская революция 1917 года" содержит достаточно полную информацию об изучаемом событии в истории России 20 века....
урок по теме : "Февральская революция 1917 года
Урок предназачен для 1 курса СПО...
Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 года»
Урок истории в 9 классе. Относится к I разделу "Россия на рубеже 19-20 века"...
Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции
Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции....
12.05. ПК1, МЖКХ1. История. Кризис самодержавия в 1915-1916 годах. Февральская революция 1917 года
Задание1. Ответьте на вопросы: - Почему Первая мировая война явилась гигантским ускорителем революционного движения в России? - Назовите признаки эконом...