Конспект урока истории в 6 классе "Восточные славяне"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Анисимова Елена Александровна

1. Происхождение и расселение славян.

2. Занятия славян.

3. Быт и нравы славян.

4. Духовный мир славян.

5. Управление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_istorii_v_6_klasse_vostochnye_slavyane.docx259.24 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока:

  • знакомство обучающихся с происхождением славян, путями их расселения;
  • характеристика быта славян;
  • хозяйственные занятия славян;
  • верования славян.
  • формирование умений работы с исторической картой.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: карта «Славяне и их соседи в VII–IX вв.», учебник А.А. Данилов История России С древнейших времен до конца XVI века.

План урока:

  1. Происхождение и расселение  славян.
  2. Занятия славян.
  3. Быт и нравы славян.
  4. Духовный мир славян.
  5. Управление.

Основные понятия: племя, индоевропейцы, подсечно-огневая и переложная система земледелия, быт, нравы, вервь, вече, язычество, народное ополчение.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие. Настрой обучающихся на работу.

Проверка домашнего задания

  • Что изучает наука история?
  • В чем ее отличие от других наук?
  • Какие науки помогают изучать историку прошлое?
  • Назовите виды исторических источников

Объяснение нового материала

  1.         Рассказ о происхождение восточных славян, опираясь на карту (приложение).

        

        Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. Во второй половине первого тысячелетия они заняли территорию от Эльбы до Одера на западе, в бассейне Вислы, в верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех древних славян языке – праславянском. Однако, приблизительно в V веке до н.э. эти племена разделились на балтов и славян. Славянские племена освоили территорию от среднего течения реки Днепр до реки Одер и от северного склона Карпатских гор до реки Припять. Позднее славянский массив разделяется на три ветви, на основе которых сложились современные нации:

  • западные славяне – поляки, чехи, словаки;
  • южные славяне – болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы;
  • и самая большая, третья ветвь – восточные славяне – это русские, украинцы, белорусы.

( обучающимися в тетрадь записывается территория расселения индоевропейцев или в  виде схемы)

 

- И так,  славяне относятся к индоевропейской общности, которая с начала III тысячелетия до н.э. распадается вследствие изменения хозяйственно культурного уклада. К этому времени изменяется климат, жаркие летние месяцы чередуются с более суровыми зимами, снижается урожайность зерновых культур. В этой связи усиливается роль скотоводства. Потребность в пастбищах заставляет осваивать новые территории – начинается освоение Еврвазии.

        В.О. Ключевский писал: «Карпаты были общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне разошлись в разные стороны. Эти карпатские славяне с конца V в., когда греки стали знать их под собственным именем, и в продолжение всего VI в. громили Восточную империю (Византию), переходя за Дунай: недаром Иордан (готский историк, упоминавший славян впервые в связи с описанием нашествия авар в VI в.) с грустью замечает, что славяне, во времена Германарха столь ничтожные как ратники и сильные только численностью, «ныне по грехам нашим свирепствуют всюду». Следствием этих усиленных вторжений, начало которых относят еще к III в., и было постепенное заселение Балканского полуострова славянами. Итак, прежде чем славяне с Дуная попали на Днепр, они долго оставались на Карпатских склонах; здесь была промежуточная их стоянка».

        «Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни сели по треке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще славяне: белые хорваты и сербы. Славяне сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли и поляки». Итак, согласно «Повести временных лет» названия восточнославянских племен часто были связаны с местностью, где они жили.

  1. Работа с текстом учебника (с.8-10), знакомятся с хозяйством славян

По окончании работы отвечают на вопросы:

  1. Какое занятие было главным у славян?
  2. Охарактеризуйте подсечно-огневую систему земледелия у славян. Сравните подсечно-огневую и переложную систему земледелия.
  3. Как вы думаете, с чем было связано появление подсечно-огневой системы земледелия?
  4. Какие орудия труда использовал земледелец?
  5. Какие культуры возделывали славяне?
  6. Что называлось житом?
  7. Каких домашних животных разводили славяне?
  8. С какими ремеслами были знакомы славяне?

- У вас на партах лежит документ, а именно отрывок из сочинения арабского географа Ибн Руста о славянах. Прочитайте его и ответьте на следующие вопросы:

1. Как природно-географические условия влияли на хозяйственную  жизнь славян и их быт?

2. Каким было общественное устройство славян?

Документ

Из сочинения арабского географа Ибн Руста о славянах.

Начало X в.

        Страна славян – ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных полей. И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся улья и мед… И они народ, пасущий свиней, как (мы) овец. Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда у них случится покойник, царапают себе ножом руки и лица … и все они поклоняются огню. Большая часть их посевов из проса. Во время жатвы они берут ковш с просяными зернами, поднимают к небу и говорят: «Господи, ты который  снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии…»

        Рабочего скота у них немного, а лошадей нет ни у кого, кроме царя. Оружие  их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имеют. Царь их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян…

                В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв дров, камней, разжигают огонь и раскаляют камни до высшей степени, их обливая водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают одежду. В таком жилье остаются до весны. Царь ежегодно объезжает их.

                И если поймает царь в своей стране вора, то либо приказывает его удушить, либо под надзор одного из правителей на окраинах своих владений…

                С рабами они обращаются хорошо, так же как и с теми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей… И если какое-либо их племя, род (поднимается против кого-либо), то вступает единодушно на врага, пока его не победят.

                Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то не отступают, пока не уничтожат его полностью. Побежденных истребляют или обращают в рабство. Они высокого роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют и все свои набеги, походы совершают на кораблях.

  1. – Откройте учебник на странице 10. Вопрос обучающимся:
  • Как вы думаете, почему поселения располагались по берегам рек и были укреплены бревенчатой стеной?

        Рассматривая нравы славян, обучающиеся работают с документам учебника на странице 13 и отвечают на вопросы с ним. Можно задать дополнительные вопросы к документу:

  • Найдите в тексте документа подтверждение пренебрежительного (Пренебрегать - относиться к человеку неуважительно) отношения автора к славянам.
  • Как вы думаете, чем это было связано?

Также можно обратится и к дополнительному материалу, например, использовать отрывок из документа.

Вопросы к документу

  • Как вы думаете, с чем была связана выносливость славян, которую отмечает автор документа?
  • Охарактеризуйте тактику боя, которую применяли славяне в столкновениях с врагами?

Документ

Маврикий Стратег о славянах и антах. Конец VI в.

        Племена славян и антов сходны  по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения,(при переходе)  из одного места в другое, охраняют их в случае надобности… У них большое количество разнообразного скота и плодов, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

        Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывания во вдовстве за жизнь. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающимися с ними, что и естественно, опасностей…

Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодной для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем изобретая много способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые  из числа остающихся дома, будучи застигнутыми внезапным нападением, погружаются в пучину воды. При этом держат  во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне, дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии.

  1. Верования восточных славян. (расширенная информация учебника, опорную схему можно записать в тетрадь)

– Нужно отметить, что славяне были язычниками. Скажите, что такое язычество? (записать определение в тетрадь)

Славянское язычество – это целый комплекс верований, представлений, обрядов. Древние славяне представляли окружающий их мир  наделённым добрыми и злыми духами. Боги и духи находились везде: в дожде и в солнце, в лесу и под порогом дома, в воде и в земле. Одни помогали человеку в его производительной деятельности, другие, напротив тормозили ее. Славяне старались со всеми найти общий язык, умилостивить одних и напугать других.

        Славяне приносили жертвы «упырям» и «берегынам». «Упыри» - злые духи – это вампиры, якобы нападающие на людей и сосущие их кровь, вредоносные покойники, умершие не своей смертью, не погребенные и потому мстящие живущим на земле. «Упырям» противостояли добрые духи – «берегыны». Постепенно появился бог Ярило и Купала. Бог Ярило олицетворял пробуждающуюся весну. Славянам он представлялся в виде молодого красивого юноши, который ездил по полям и селениям на белом коне и в белой мантии. Купала рассматривался как плодотворящее божество лета. Его день отмечался 24 июня, а предшествовали празднику «русалии» - торжества, посвящённые нимфам полей и вод.

        Весьма почитался славянами бог Волос (Велес) – покровитель скота и скотоводства. Поклонение этому богу возникло в период, когда древние славяне научились приручать диких животных. Считалось, что этот бог способствовал накоплению богатства.

        Постепенно у славян складывается божественная картина, где каждому божеству есть свое место.

Так, бог Сварог – властелин неба, которому подчиняется вся Вселенная. Сварожич, сын Сварога, - бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела, а также ювелиров. Дажьбог – олицетворяющие собой солнце. Хорос – божество, близко стоящее к Дажьбогу и непосредственно с ним связанное. Он представлялся белым конем. Стрибог – бог ветра, бури, урагана и вообще всякой непогоды. Ему поклонялись люди, чья деятельность зависела от погодных условий: земледельцы, путники, моряки и т.д. Мокошь (Макошь) – покровительница женщин, женского рукоделия, а также торговли.

        

  1. Управление

Обучающимся предлагается самостоятельно познакомится со структурой управления славянским племенем и зарисовать схему управления в тетради. По окончанию работы проверка выполненного задания и ответы на вопросы.

  • Вспомните определение понятия «государство».
  • Можно ли считать, что славян в VI в. сложилось государство?
  • Охарактеризуйте понятие 2вече» и запишите его определение в тетрадь.
  • Как было организовано народное ополчение?

  1. Итог урока:

1 способ

  • К какой языковой группе относятся восточные славяне?
  • Покажите на карте территорию их расселения?
  • Какими были основные занятия славян?
  • Какой образ жизни славян повлиял на их религиозные представления?
  • Назовите известные вам имена славянских богов и духов.
  • Как вы думаете, почему ученые считают, что в V––VII вв. у славян еще не сложилось государство?

2 способ

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Домашнее задание

  • § 1, вопросы
  • Выписать в словарик слова и выучить
  • Составить кластер «занятие славян», «верования славян»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 6 классе на тему "Восточные славяне в древности" и урок "Крещение Руси"

Через решение учебной задачи (проблема, противоречие) с опорой на исторические источники проходит изучение темы о восточных славянах. Представленный материал объёмен, поэтому можно отвести на изучение...

Конспект урока истории в 8 классе "Из истории войн".

Урок истории в 8 классе проводится  в мае в рамках недели истории, посвященной Дню Победы.  На уроке внимание уделено  следующим войнам: Отечественной войне 1812 г., Крымской войне...

Конспект урока "История песни через история Великой Победы"

История песни "Катюша" была впервые представлена в архиве телевидения. Рубрика "История песни" очень интересна для слушателей. Удивительные факты истории оставляют впечатление в каждом человеке....

Конспект урока по теме: «Восточные славяне в древности».

подробный конспект урока истории в 6 классе с приложениями...

Конспект урока истории Отечества для 7 класса коррекционной школы VIII вида на тему: "Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов".

Конспект урока истории Отечества для учащихся 7 класса коррекционной школы VIII вида на тему: "Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов"....

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ С использованием ИКТ и ЭОР В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ

ТЕМА: Начало правления Ивана Грозного. ЦЕЛИ:1.  Образовательные:Сформировать представления у учащихся особенности личности и государственной деятельности царя Ивана Васильевича....