конспект урока по теме "Екатерина 2.Исторический портрет" 7 класс
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Шакая Любовь Геннадьевна

Конспект урока по теме "Екатерина 2. Исторический портрет".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_87_1.docx31.34 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Екатерина II. Исторический портрет».

Цель урока: создать образное представление о Великой императрице России, дать оценку её деятельности.

Задачи урока:

Образовательная – сформировать знания об эпохе Екатерины II, о том, как её деятельность и личность оценивались в различные периоды историками и  литераторами.

Развивающая -  развивать умения использовать различные источники исторических знаний, анализировать и сравнивать события и факты истории, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения.

Воспитательная -  сформировать понимание неоднозначности оценки исторических деятелей, воспитывать чувства патриотизма и любви к своей Родине, умение ценить в человеке лучшие качества.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: нетрадиционный (устный журнал)

Используемые педагогические технологии: технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, информационные технологии обучения.

Приёмы: коллаж, концептуальная таблица.

Методы обучения: иллюстративно-словесный, частично-поисковый.

Основные понятия: просвещённый абсолютизм, «золотой век дворянства, сословия, секуляризация.

Важнейшие даты: 1762 – 1796, 1768 – 1774, 1787 – 1791, 1783, 1773 – 1775, 1775, 1785. .

Необходимое техническое оборудование урока:  компьютер, мультимедийный проектор, учебная карта «Россия в 18 веке».

Раздаточный материал: справочные таблицы, тексты основных документов, конверты с материалом для составления коллажа

План урока:

Строки из биографии.

Государственный деятель.

 Яркие штрихи к портрету.

Оценка деятельности Екатерины II.

Ход урока:

Стадия вызова.  

Вступительное слово учителя. «Я никогда ничего не предпринимала, не будучи глубоко убеждена, что то, что я делаю, согласно с благом моего государства: это государство сделало для меня бесконечно много; и я считала, что всех моих личных способностей, непрестанно направленных ко благу этого государства, к его процветанию и к его высшим интересам, едва может хватить, чтобы отблагодарить его».

Так  говорила сама Екатерина II о своём правлении. Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с личностью Екатерины 2. Сегодня нам предстоит составить её исторический портрет. Предлагаю вам самим сформулировать цель нашего урока по теме «Екатерина II. Исторический портрет» (демонстрируется портрет Екатерины II).

После обсуждения предложений учащихся формулируется цель урока:  нарисовать образ правительницы, дать оценку  деятельности Екатерины II.

II.Осмысление содержания.

        Учитель рассказывает учащимся о том, что вся работа на уроке будет построена в форме устного журнала, к  которому учащиеся заранее готовились.

По ходу урока ученики заполняют концептуальную таблицу:

Объект сравнения

Личные качества

Внутренняя политика

Внешняя политика

Пётр I

Екатерина II

Весь класс делится на 3 группы.

Ребята, сегодня вы будете журналистами и в течение урока мы выпустим с вами номер устного журнала!  Первая группа готовит выступление о биографии Екатерины 2, вторая  и третья группы– о государственной деятельности( внешняя и внутренняя политика) , третья группа –рассказывает интересные факты о жизни Екатерины 2.(10 мин)

1 страница устного журнала «Строки из биографии».  Выступления учащихся ( 5 минут), (демонстрируется слайд с названием страницы).

2 страница устного журнала «Государственный деятель». Учащиеся работают с документами, а затем формулируют выводы по итогам  внутренней и внешней политики Екатерины II (10 минут, демонстрируется слайд с названием страницы).

3 страница устного журнала «Яркие штрихи к портрету». Учащиеся рассказывают о том, что интересного они узнали о Екатерине II из дополнительных источников (5 минут, демонстрируется слайд с названием страницы).

4 страница устного журнала «Оценка деятельности ЕкатериныII» (демонстрируется слайд с названием страницы).

Учитель вводит детей в игровую ситуацию. Каждой команде  необходимо пользуясь отрывками из документов и литературных произведений  составить 2 коллажа,  в которых   назвать положительные и отрицательные черты характера  Екатерины II.

Материал для коллажа:

1. «В её уме было более гибкости  и восприимчивости, чем глубины и вдумчивости, более выправки, чем творчества, как во всей её натуре было более нервной живости, чем духовной силы. Она больше любила и умела руководить людьми, чем делала»,  В.О. Ключевский.

2. «Что бы она ни задумывала, она больше думала о том, что выйдет из задуманного дела.  Она больше дорожила вниманием современников, чем мнением потомства; потому первые ценили её выше, чем ценят последние. Отсюда её любовь к рекламе, к шуму, слабость к лести, часто туманившей её ясный ум и холодное сердце. В ней было больше славолюбия, чем любви к людям, а в её деятельности больше блеска, эффекта, чем величия, творчества. Её самое будут помнить дольше, чем её деяния».  В.О. Ключевский.

3. Гром победы, раздавайся!                 Воды быстрые Дуная

Веселися, храбрый Росс!                      Уж в руках теперь у нас;

Звучной славой украшайся:                  Храбрость Россов почитая,

Магомета ты потряс.                              Тавр под нами и Кавказ…

Славься сим, Екатерина,

Славься, нежная к нам мать!

                                                                                      Г. Державин4.«Императрица не впадала в крайности и никогда не терла из виду интересов России. В сущности, Екатерина менее интересовалась французскою революциею, чем турецкими, шведскими и польскими делами. Для неё выгода России, но не Европы, всегда и везде стояли на первом плане».                                                                          Н. Шильдер (1901 г.)

5.«Тартюф в юбке и короне».                                     А.С. Пушкин

6. «Она был в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую… Всё в неизвестной даме невольно привлекало сердце  и внушало доверенность».                                              А.С.Пушкин

7. «Екатерина II  совершила двойной захват: отняла власть у мужа, и не передала её сыну, естественному наследнику отца».    

                                                                                        В.О. Ключевский

8. «Ещё не было ни одной женщины – законодательницы, императрице Екатерине принадлежат эта слава, в полной мере  ею заслуженная».

                                                                                          Фридерик  II

9. «Излишне говорить о царствовании  Екатерины II, носившем столь национальный характер, что, может быть, ещё никогда ни один народ не отождествлялся до такой степени со своим правительством, как русский народ в эти годы побед и благоденствия».                П. Чаадаев

10. «Екатерина – великий Муж в главных собраниях государственных – являлась женщиною в подробностях монаршей деятельности».

                                                                                       Н. Карамзин

11. «Общее восхищение усилило её тщеславие до такой степени, что она начинает считать себя выше остального человечества и полагает, что она непоколебимо утвердила за собой престол Русской империи».

                                                                        Английский дипломат Г. Гарлей.

12. «Она беспримерно непостоянна, легкомысленна по природе, всегда прикрывается маской  мягкосердечия. Вообще, во всём государстве нет лицедейки более искусной, чем Екатерина II».

                                                                      Французский дипломат де Корберон.

13. «Не видев императрицы, трудно представить себе понятие о быстроте её мысли и соображении, о её внимании к делам и желании управлять государством с достоинством  и пользой даже для последнего  из подданных».                                                Английский посол лорд Каскарт.

14. «Хотя мы не понимали языка, на котором говорили, беседа шла, по-видимому, так свободно и весело, как можно было ожидать от лиц, равных между собою, а не от подданных, удостоенных чести быть в обществе государыни.                                               Доктор Дамедель

15. «Боже мой, кто может устоять против этой женщины? Государыня, Вы не человек, я сегодня положил на себя клятву, что после вчерашнего ничего с Вами говорить, но вы против воли моей делаете из меня, что хотите.

                                                                       Г. Державин.

Учащиеся должны распределить  характеристики  Екатерины II по номерам в таблицу.

Положительные черты Екатерины II

Отрицательные черты Екатерины II

3, 4, 6, 8, 9, 10, 13, 14, 15

1, 2,5, 7, 11, 12,

Учащиеся составляют коллажи, а затем представитель  каждой команды защищает свой проект. Приходит Екатерина 2 и слушает составленные коллажи.

III. Рефлексия.

1. Просмотр компьютерной презентации о деятельности Екатерины II. Демонстрируется слайд с изображением памятника Петру I Медный всадник».

2. Анализ  концептуальной таблицы:

Объект сравнения

Личные качества

Внутренняя политика

Внешняя политика

Пётр I

Умный, решительный, любознательный, храбрый, трудолюбивый, физически сильный, самоотверженный, вспыльчивый.

1703 – основание Санкт-Петербурга.

1708- реформа местного самоуправления.

1711 – учреждение Сената.

1718 – 1720 – введение коллегий.

 1721 – создание Синода. 1721 – принятие Петром I  императорского титула. 1722 – введение «Табеля о рангах». Преобразование в культуре, образовании  и быте.

Экономические реформы.

1695, 1695  - Азовские походы . Взята крепость Азов.

В результате Северной войны 1700 – 1721 гг обеспечен выход к Балтийскому морю, Россия превратилась в великую морскую державу, вырос международный авторитет России.

В итоге русско-иранской войны в 1723 году состав Российской империи включены прикаспийские области Дагестана и Азербайджана.

Екатерина II

Образованная, целеустремлённая, решительная,  честолюбивая, трудолюбивая, жизнерадостная, тщеславная.

Политика «просвещённого абсолютизма».

1785 – «Жалованная грамота дворянам», «Жалованная грамота городам».1762 – 1764 – секуляризация церковных земель.

1765 – учреждение Вольного экономического общества.1769 – введение бумажных денег

 В результате русско-турецких войн 1768 -1774, 1787 – 1791 Россия завоевала Крым, вышла на берега Чёрного моря.

В результате  3 разделов Речи Посполитой Россия овладела большей частью её территорий. В состав Российской империи вошли новые территории на Дальнем Востоке  и в Северной Америке. Россия была превращена из великой европейской державы в великую мировую державу.

3. Ответы учащихся.

4.Выставление оценок.

5. Домашнее задание.

Написать эссе на тему: «Екатерина при жизни считала себя Великой. Можно ли с этим согласиться?»

Технологическая карта  урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Время

Методы и приёмы

учебной деятельности.

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Вступительный.

I.Стадия вызова.

1.Вступительное слово учителя.

2.Сообщение темы и цели урока.

1.Осмысление полученной информации.

2.Формулировка цели урока.

3 минуты

1.Словесные и наглядные методы

II.Осмысление содержания.

1 страница устного журнала

«Строки из биографии».

1.Вступительное слово учителя.

2.Постановка задачи.

1.Выступления учащихся.

5 минут

1.Словесные и наглядные методы, информационные ресурсы.

(Портрет Екатерины II, №1).

2 страница «Государственный деятель».

1.Вступительное слово учителя.

2.Повторение дат.

3.Разъяснение по организации работы с документами.

1.Работа с карточками.

2.Формулировка вывода по итогам внешней политики.

3.Работа с документами.

4.Формулировка вывода по итогам внутренней политики Екатерины II.

12 минут

Наглядные, словесные, практические методы, информационные ресурсы.

Приёмы умственной деятельности: сравнение, обобщение, доказательство.

(Схема «Внешняя политика Екатерины II,  №2, Внешняя политика Екатерины II, №3, исторический источник «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» (фрагменты), №4).

3 страница «Яркие штрихи к портрету».

1.Вступительное слово учителя.

2.Постановка задачи.

1.Сообщения учащихся.

5 минут

Словесные, наглядные методы, информационные ресурсы.

(Портрет Великой Княгини Екатерины Алексеевны, №5).

4 страница «Оценка деятельности Екатерины II.

1.Вступительное слово учителя.

2.Введение детей в игровую ситуацию (формирование 4 команд осуществлено заранее).

3.Постановка задачи: пользуясь отрывками из документов и литературных произведений назвать положительные и отрицательные черты характера Екатерины II и оформить коллаж (результат записать в таблицу).

1.Формирование команд.

2.Работа с раздаточным материалом.

3.Формирование таблицы, запись в ней положительных и отрицательных черт характера Екатерины II.

4.Защита своего проекта (выступление представителей команд).

7 минут

Словесные, наглядные, практические методы, информационные ресурсы. Приёмы умственной деятельности: сравнение, обобщение, синтез.

(Д. Левицкий. Портрет Екатерины  II, №6).

III. Стадия рефлексии.

Заключительный этап. Обобщение и закрепление материала.

1.Вступительное слово учителя.

2.Компьютерная презентация.

3.Анализ концептуальной таблицы.

4. Постановка итогового вопроса

5.Подведение итогов урока. Выставление оценок.

6.Заключительное слово.

7. Домашнее задание.

1.Просмотр презентации.

2.Анализ концептуальной таблицы.

3.Устные ответы учащихся.

13 минут

Словесные, наглядные методы, информационные ресурсы.

Повторительно-обобщающая беседа.

(Э.Фальконе.  Памятник Петру  I, №7,

Памятник Екатерине  II,

Санкт-Петербург, №8).

Приложение к плану-конспекту урока

«Екатерина II. Исторический портрет».

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Портрет Екатерины II.

Модуль содержит  информационный ресурс.

Демонстрация портрета Екатерины II.

Иллюстрация портрета.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/23bfdb19-7060-4d07-83f8-9a41f405e664/view/

2

Схема «Внешняя политика Екатерины II»

Модуль содержит  информационный, контрольный  ресурсы. Представлена схема  по итогам внешней политики

 Екатерины II.

Иллюстрация схемы. Текст.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79746f71-57bd-46fb-8e10-cf9c3d3b68d3/%5BIS10IO_2_4-17%5D_%5BCX_01%5D.swf

3

Внешняя политика Екатерины II.

Модуль содержит  практический ресурс. Соотнесение сражений и имён участвующих в нём полководцев.

Иллюстрация схемы на соотнесение сражений и имён полководцев.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5e1d6b86-ffd4-4973-b3cb-fa4397a34f54/index_listing.html

4

 Исторический источник «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» (фрагменты).

Модуль содержит  практический ресурс. Исторический источник.

Исторический  документ.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c0d75805-226b-47a9-968d-bbf1fa42b954/%5BIS7IR_4-29%5D_%5BTS_04%5D.html

5.

Портрет Великой Княгини Екатерины Алексеевны.

Модуль содержит информационный ресурс.

Демонстрация портрета Екатерины II.

Иллюстрация портрета.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d4bba818-abe5-4c85-8b19-bd8a1745ad69/Vinogradov_portret_Ekateriny_Alekseevny.jpg

6.

Д. Левицкий. Портрет Екатерины  II.

Информационный модуль.

Демонстрация портрета Екатерины II.

Иллюстрация портрета.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/559fb41d-126d-41f2-85d6-9ef66f1a338e/89.jpg

7.

Э. Фальконе.  Памятник Петру  I

Модуль содержит  информационный материал. В данном случае используется как иллюстративный материал для рассказа.

Иллюстрация памятника.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d08b2b4d-3447-4914-8fa1-fb6fd712d7ec/130.jpg

8.

Памятник Екатерине  II,

Санкт-Петербург.

Модуль содержит  информационный и практический ресурс.

Историческая справка, посвящённая памятнику  

Екатерине II.

Историческая справка (текст).

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/52c859fd-e991-423a-ae63-adacdc3cf692/Pamyatnik_Ekaterine_arhitekturnaya_spravka.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План-конспект урока "Генрих VIII как историческая личность и человек" на английском языке

Данный материал содержит малоизвестные факты о  Генрихе VIII. Врамках дискуссии  обучающиеся  учатся проводить анализ фактов, касающихся личной жизни и политической роли английског...

Конспект урока на тему: "Культурно-исторические особенности и религиозный состав населения", 8 класс

Формирование представлений о культурно- исторических особенностях и религиозном составе населения...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...