Мастер-класс урок истории на тему Смутное время
статья по истории на тему

Рыбина Ирина Михайловна

Методическая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx20.21 КБ
Файл master-klass.pptx459.8 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс урока истории на тему «Смутное время»

учитель истории Рыбина И.М.

Я бы хотела начать со стихотворения В. Берестова:

У маленьких учеников        

Спросил художник Токмаков:

«А кто умеет рисовать?»

Рук поднялось - не сосчитать.

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

«Ну, кто умеет рисовать?»

Рук поднялось примерно пять.

В десятых классах Токмаков

Опять спросил учеников:

«Так кто ж умеет рисовать?»

Рук поднятых и не видать.

А ведь ребята в самом деле

Когда-то рисовать умели.

И солнце на листах смеялось!

Куда всё это подевалось?

Мне очень хочется, чтобы после моих уроков, мои ученики сказали, что я это знаю, я это помню.

Поэтому цель современного урока - формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Это вносит в урок смыслообразование, ведёт к мотивации обучения, учит быть успешным, повышает самооценку, делает конкурентоспособным.

Учитель влияет на ученика через воспитание и обучение, то есть целенаправленное создание условий для развития человека, в результате чего происходит социализация личности. Потому-то важно, чтобы учитель находился в постоянном движении, поиске оптимальных методов обучения.

Сейчас существует множество технологий направленных на развитие исторической компетенции- технология личностно-ориентированного, развивающего обучения И. Якиманской, технология проектного обучения (основатель Д. Дьюи), игровые технологии, интерактивное, обучение, тестовая технология.

Я это тоже использую. Но как быть, если тема урока сложная и, как кажется ученикам, совсем неинтересная.

Я делаю так. (Слайд 2)

К примеру, тема урока «Начало Смутного времени».

Для начала мы, конечно же, должны повторить пройденный материал. Это можно сделать следующим образом.

Давайте вспомним основные направления внутренней политики Бориса Годунова. (Слайд 3).  Дети начинают предлагать свои варианты. И перед нами возникает схема, для изготовления которой я использую кластеры. Чаще всего бывает, что некоторые варианты ошибочны. И в результате обсуждения они убираются. И у нас получилась правильно составленная схема. Здесь я использую элемент технологии развития критического мышления.

Не редко я прошу одного из учеников, которому особенно трудно даётся предмет, повторить этот вопрос, используя уже готовую схему. А это уже личностно-ориентированный подход.

Обратите внимание на дату в центре. Это год начала правления Бориса Годунова, и отправная точка Смутного времени. Т. О. мы подвели учащихся к изучения нового материала. И здесь уже обозначается тема урока.

(Слайд 4) Скажите, а с чем у Вас ассоциируется термин «смута»?

Действительно, дети часто называют те же самые слова. И это опять выстраивается с помощью кластера на доске.  И мной применяется метод ассоциации и элемент технологии мастерской.

С чем связано именно такое название? И дети высказывают свои предположения. С частой сменой правителей, народными выступлениями, стихийными бедствиями.

(Слайд 5)Дату начала Смутного времени мы выяснили. А до какого же времени оно продолжалось?

Посмотрите на этот портрет. Кто на нём изображён?

И тут я слышу удивлённые возгласы: «Как Николай II, какое отношение он имеет к этому времени?»

Здесь я вновь включаю ассоциативное мышление учащихся.

К какой династии принадлежал Николай II? Совершенно верно. Это последний представитель династии Романовых. А кто же был первый? А первым был Михаил Фёдорович Романов. Он был избран Земским Собором на царствование в январе 1613 года. Эта дата и означает конец смутного времени.

Вернёмся к началу нашего разговора. Каково было положение населения во время правления Бориса Годунова? Я предлагаю вниманию учеников стихотворение. Прочитайте и назовите фразы, которые лучше всего отображают картину того времени. (Слайд 6)

Конечно же они назовут такие фразы как … (Слайд 7) и мы делаем вывод, что народ жил ужасно, был голод, болезни, много смертей. Это всё вызвало недовольство царём, и в результате заговора в июне 1605 года Борис Годунов был убит.

А сейчас посмотрите на эту картину. (Слайд 8)  Как она называется? Совершенно верно А какое отношение Иван Грозный имеет к Смутному времени?

Давайте обратимся к династической таблице. (Слайд 9) Мы видим, что у Ивана Грозного было трое сыновей от двух браков. Ивана он убил сам в порыве гнева в 1581 году. Фёдор умер в 6 января 1598 года. Самый младший сын Дмитрий погиб в 1591 году при загадочных обстоятельствах. В итоге отсутствие наследников и привело к пресечению династии Рюриковичей. И это тоже одна из причин начала смутного времени.

(Слайд 10) Давайте ещё раз посмотрим последние строчки стихотворения, которое мы прочитали. Дмитрий здесь подразумевается как Лжедмитрий I.

Почему ЛЖЕ Дмитрий? Т.е. кто-то выдавал себя за погибшего царевиче Дмитрия. А вот кто это был и зачем он это делал, вы прочитаете в п. 2 стр. 13.

Далее дети работают по учебнику.

В конце урока я раздаю ученикам карточки с датами. (Слайд 11)  На другой стороне дети, используя текст учебника должны написать событие, произошедшее в этом году. А потом мы вместе проверяем, правильно ли они это сделали, совпадают ли у нас ответы.

Ещё я предлагаю детям дома запомнить эти даты с помощью использования мнемотехники. Для этого необходимо положить перед собой в ряд уже сделанные карточки датами вверх. Далее вы проговариваете дату, переворачиваете и внимательно читаете, что важного произошло в этот год. Оставляете карточку перевёрнутой. Дату уже не видно. И так проделываете с другими пока не дойдёте до последней. А дальше всё делаете наоборот. Проговариваете событие и пытаетесь вспомнить, что за дата.

Таким образом, я делаю так, чтобы эта тема стала доступной и понятной каждому ученику. В тех классах, где я проводила урок на данную тему традиционно, результаты контрольных работ были недостаточными. А вот использование элементов личностно-ориентированных технологий, элементов технологии мастерских, развитие критического мышления через чтение и письмо, приёмов мнемотехники, ассоциативный метод положительно повлияло на результат моей работы.

Современный учитель не должен стоять на месте, он должен идти в ногу со своими учениками.

Как сказал А.П. Чехов: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело. Только тогда сердца детей будут откликаться на красоту и добро, будут трепетны и благородны». (Слайд 12)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рыбина Ирина Михайловна, учитель истории и обществознания «Русско-татарской средней общеобразовательной школы № 129» Приволжского района г. Казани.

Слайд 2

Урок в 7 классе «Начало Смутного времени»

Слайд 3

Проверка домашнего задания Укрепление крепостного права Массовые казни своих противников Приглашение иностранных мастеров в Москву Строительство крепостей Учреждение патриаршества Укрепление поместного и вотчинного хозяйства Отправка дворянских детей на учёбу за границу Борис Годунов (1598)

Слайд 4

С чем у вас ассоциируется термин

Слайд 5

Николай II Михаил Фёдорович Романов 1613

Слайд 6

В глухие дни Бориса Годунова Во мгле Российской пасмурной страны Толпы людей скиталися без крова, А по ночам всходило две луны. На улицах иссохшие скелеты Щипали жадно чахлую траву, Как скот - озверены и неодеты, И сны осуществились наяву. Среди людей блуждали смерть и злоба. Узрев комету, дрогнула земля. И в эти дни Димитрий встал из гроба, В Отрепьева свой дух переселя . К. Д. Бальмонт

Слайд 7

В глухие дни Бориса Годунова Во мгле Российской пасмурной страны Толпы людей скиталися без крова , А по ночам всходило две луны. На улицах иссохшие скелеты Щипали жадно чахлую траву , Как скот - озверены и неодеты , И сны осуществились наяву. Среди людей блуждали смерть и злоба. Узрев комету, дрогнула земля . И в эти дни Димитрий встал из гроба, В Отрепьева свой дух переселя . К. Д. Бальмонт

Слайд 8

" ИВА́Н ГРО́ЗНЫЙ И СЫН ЕГО́ ИВА́Н 16 НОЯБРЯ́ 1581 ГО́ДА"

Слайд 9

Иван Грозный Анастасия Романовна Мария Нагая Иван Фёдор Дмитрий Убит отцом В 1581 г. Умер 6 января 1598 Умер 1591 Пресечение династии Рюриковичей 1 брак 2 брак

Слайд 10

Лжедмитрий I Почему Лже Дмитрий? И в эти дни Димитрий встал из гроба, В Отрепьева свой дух переселя

Слайд 11

Работа с карточками 1598 Начало Смутного времени 1 сторона 2 сторона

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории 10 кл "смутное время Российского государства"

Цели урока:на основе анализа документального и учебного материала определить причины, сущность и последствия Смутного времени;знать отношение различных слоев к этому явлению;выделять основные периоды ...

брейн - ринг по истории по теме: "Смутное время"

В работе даётся небольшая информация о смутном времени, затем вопросы для команд игроков....

Урок-презентация на тему "Смутное время в России в начале XVII века" (история, 7 класс).

Урок-презентация содержит необходимый теоретический, фактический и иллюстративный материал по теме, который может помочь учителю или учащимся организовать изучение данного раздела истории России. Для ...

Урок повторения по теме "Смутное время" 7 класс

Закреплений знаний по теме "Смутное время"...

Урок истории 7 класс "Смутное время"

Разработка урока по истории 7 класс по теме "Смутное время"Также к уроку имеется презентация....

Презентация по Истории на тему "Смутное время"

Презентация расскажет о причинах и сути смутного времени....