Личностно - ориентированные педагогические технологии на уроках истории
статья по истории на тему

Примакина Наталья Геннадьевна

Данный материал о направлениях и возможностях личностно-ориентированного образования в школе при преподавании уроков истории. Личностный подход - это индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления. Речь идет о различных методах,  используемых на уроках истории, таких как - дискуссия, диалог, проблемная ситуация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированные

педагогические технологии на уроках

истории

                                                                Слова были и остаются пустым звуком;

                                                                       и служа идеалу лишь на словах,

                                                                       погибнуть за него невозможно.

                                                                        Но личность творится не тем,

                                                                        что человек слышит и говорит,

                                                                             а трудом и деятельностью.

                                                                                            Альберт Эйнштейн

      Задачей школы на современном этапе является формирование ключевых компетенций. Учебники дополняются различной новой информацией, фактами, гипотезами.

  Учитель современной школы должен адаптироваться к новым условиям работы и новым требованиям. Это требует от него  поиска новых, эффективных методов преподавания, с целью повышения познавательной активности учащихся на уроке, наполнения процесса обучения личностным смыслом. Обучение не должно быть ориентированным только на запоминание определенных фактов и терминов. Мы должны учить ребенка добывать и применять знания. Все это требует изменения подходов к образовательному процессу.

      Личностно-ориентированное образование в школе направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей.

     Личностно-ориентированное обучение предоставляет возможность каждому школьнику реализовывать себя в познании, в учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт.

Личностно-ориентированное воспитание - это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей.      

        Гуманистическое личностно-ориентированное воспитание - это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей.

    Личностный подход - это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка. Именно этот подход определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а следовательно, означает становление субъект-объектных отношений. Личностный подход - это индивидуальный подход

 к человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей    

 все другие психические явления.  

          Активное участие учеников в образовательном процессе, основанном на самоорганизации, предполагается личностно-ориентированным подходом.  В результате у школьников происходит становление умения осмысливать и переосмысливать содержание знаний, возникает личностное отношение к ним, способность к творчеству. Развиваются такие личностные качества, как активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплина, умение делать выбор, давать оценку фактам и событиям, уважать чужое мнение, толерантность к окружающим. Все это помогает ребенку обрести ценности и смыслы жизни, осуществляет его развитие как человека культуры и целостной личности, поддерживает его индивидуальность и творческую самобытность.

       Хороший результат на уроках истории дает метод дискуссии. При ее организации необходимо уделять внимание условиям проведения дискуссии. Ученики должны выступать экспертами, возможность мотивирования, самоутверждения, сравнения и оценивания присутствует обязательно. Ученику необходимо создать проблемную ситуацию, что является основой дискуссии. В процессе дискуссии, ученики учатся не только анализировать, сравнивать, делать выводы, но и уважать мнение других оппонентов.

      Для развития индивидуальных способностей учащихся результативно использование диалогических форм общения. Диалог – это совместное обсуждение и решение проблемы. Этот метод полезно применять для активации деятельности ученика на уроке истории. Это может быть:

- ролевая игра;

- деловая игра;

- изучение дополнительных источников информации;

- установление исторических параллелей;

- театрализованные представления и т.д.

         Современный урок должен в большей мере быть наполнен аналитической информацией. Фактической должно быть меньше. Все это нужно для активизации аналитической деятельности учащихся и в результате для развития творческого потенциала.

         Диалог учителя и ученика становится ключевым моментом в личностно-ориентированном обучении. Потому что через диалог идет ориентация на равноправное общение, на взаимное доверие и уважение, на коммуникативность и открытость. Ученик в результате стремится на равноправное с учителем участие в решении проблемы.

        Дискуссию учитель должен построить в ключе      доброжелательности, открытости к общению. Никакого навязывания своего мнения. Необходимость высказывания по поводу ответа товарища других учеников. Ребенок не должен бояться ситуации, в которой при высказывании им неправильного суждения, он получит негативную оценку своего ответа.  Учителем должны быть созданы условия, в которых ученик сможет высказать и отстоять свою точку зрения, защитить свою позицию, решить учебную проблему. Ребенок должен проявить личностно-ориентированную активность.

        При личностно-ориентированном подходе учитель должен организовать свою работу таким образом, чтобы при его поддержке учащиеся самостоятельно осознавали содержание учебного материала. Важна роль обучения навыкам работы с учебным и дополнительным материалом, историческим текстом, умению делать выводы на основе изученного.      

           Создание на уроке проблемной ситуации помогает активизировать познавательную деятельность учащихся.   Проблемное обучение складывается из двух необходимых этапов:

• постановки практического или теоретического задания, вызывающего проблемную ситуацию;

• поиска неизвестного в ней путем самостоятельного исследования ученика, либо совместно с учителем.

        При проведении уроков истории  в ключе проблемной ситуации, учитель не должен преподносить материал в готовом и понятном виде. Необходимо создать ситуацию, в которой возникнет необходимость в получении новых знаний, в дальнейшем усвоении этих знаний. Учитель помогает ученику постигать умение ориентироваться в историческом прошлом и настоящем. Тем самым происходит развитие мышления ученика.

       Проблемные ситуации должны быть выстроены в оптимальной последовательности. Они как звенья одной информационной цепи. Все это способствует выходу школьника на более высокий познавательный уровень.      

         Серьезным  моментом в формировании умения добывать необходимую информацию играет обучение учащихся правилам написания работ научного характера (исследований, рефератов, отчетов о проделанной работе), использование метода проектирования. Создание проектов, научно - исследовательская деятельность предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом.

       Метод проектирования стимулирует  развитие коммуникативных навыков, а также личностных качеств – познавательную инициативность, поисковую активность, творческие способности, самостоятельность, деловое лидерство. Осуществление проекта происходит поэтапно: движение идет от замысла к результату, а завершение проекта, обсуждение итогов работы, возможность продемонстрировать его другим людям дает ребенку чувство осмысленности и оправданности усилий. К тому же коллективная работа над проектом избавляет учащихся от неприятного ощущения подконтрольности, создает чувство свободы, снимает интеллектуальные страхи, способствует возникновению внутренней мотивации.

      Чтобы ученик смог как можно глубже понять мой предмет, он должен все полученные знания пропустить через себя, должен создать свой образ исторического видения того или иного события.  

        Формы личностно-ориентированного урока:

 Формы и виды могут быть самые разнообразные – семинары, зачеты, уроки, конференции, экскурсии и т.д. Выбор зависит от содержания нового материала, от возможностей школы, от уровня обученности учеников, от содержания нового материала.

    Чем разнообразнее будут формы и методы проведения урока истории, тем выше будет интерес к предмету, в результате повысится качество обучения.

     Новые типы личностно-ориентированных уроков должен работать на то, чтобы в предметно-историческом мире ребенок смог реализовать все свои умения и навыки.

      При современных подходах к преподаванию истории возникли новые типы личностно-ориентированных уроков:

- урок настроения. Он заключается в ярком представлении образов эпохи через экскурсии, литературные произведения, музыку и т.д.

- урок образ. Создание символов явлений истории и культуры. Цель – создать образ знаний, необходимых к усвоению.

- урок логического мышления. Это урок открытия и сопереживания. Путь, приводящий к состоянию «понимания» материала.

  Суть применения личностно-ориентированных технологий состоит в том, что ученик в процессе размышления запоминает материал. У ребенка формируется собственная историческая и творческая позиция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути решения проблем здоровьесбережения средствами личностно ориентированной педагогической технологии

Внедрение в практику основных положений личностно ориентированной технологии (автор Якиманская И.) позволяет решить многие вопросы индивидуального подхода к учащимся. Следует отметить, что учителю нео...

Личностно - ориентированные педагогические технологии преподавания химии. Адаптивная система обучения.

Адаптивная система обученияМетодическая разработка урока химии 8 класса. АСО. Количество вещества (обобщающий урок)Методическая разработка урока химии 8 класса. АСО. Степень окисления (изучение нового...

Проект – личностно-ориентированная педагогическая технология.

Основные преимущества использования проектной технологии....

Творческий отчет на тему: «Реализация технологии личностно – ориентированного обучения учащихся на уроках истории»

Актуальность применения технологии личностно-ориентированного развивающего обучения, как одного из средств реализации концептуальных идей гуманной педагогики...

Доклад на тему: "Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлены личностно-ориентированные  технологии обучения на уроках русского языка и литературы....

Формирование коммуникативных навыков старших школьников средствами личностно-ориентированных педагогические технологии на уроках английского языка

Автор рассказывает о современных интерактивных технологиях на уроках пнглийского языка способствующих формированию коммуникативных навыков старших школьников...

Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы.

Модернизация школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление методов, средств и форм обучения с учётом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой си...