Русское общество в XI в. (продолжение)
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Шагдыр-оол Азиана Артуровна

Дата проведения: ________

Тема урока: Русское общество в XI в. (продолжение)

Цель урока:

- образовательная: охарактеризовать экономическое состояние Киевской Руси, сформиро­вать представление о церковной и военной организации государства;

- развивающая: развивать навыки коллективной работы

- образовательная: воспитать чувство патриотизма к Родине

План урока:

1.    Города. Особенности городов и его населения на Руси.

2.    Торговля.

3.    Социально-экономическая роль церкви, ее организация.

4.    Армия. Структура и значение.

5.    Общественные потрясения.

Основные понятия: воевода, митрополит, десятина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkkoe_obshchestvo_prodolzhenie.docx55.32 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения: ________

Тема урока: Русское общество в XI в. (продолжение)

Цель урока: 

- образовательная: охарактеризовать экономическое состояние Киевской Руси, сформировать представление о церковной и военной организации государства;

- развивающая: развивать навыки коллективной работы

- образовательная: воспитать чувство патриотизма к Родине

План урока:

  1. Города. Особенности городов и его населения на Руси.
  2. Торговля.
  3. Социально-экономическая роль церкви, ее организация.
  4. Армия. Структура и значение.
  5. Общественные потрясения.

Основные понятия: воевода, митрополит, десятина.

Рекомендуемая организация урока

I. Изучение нового материала

1. Учитель сообщает: Ко второй половине XI в. на Руси насчитывалось около 42 крупных городов. Города являлись центрами административной, хозяйственной, торговой, религиозной, культурной и общественной жизни. Неизменным оставалось их военно-стратегическое значение крепостей.

Население городов составляли феодалы, богатые купцы и духовенство, с одной стороны, и простые посадские люди (мастера, мелкие торговцы, капитаны и матросы, работные люди), с другой стороны.

Горожане были передовой частью народных масс; их руками, умом и художественным вкусом создавалась вся бытовая часть феодальной культуры: крепости и дворцы, белокаменная резьба храмов.

Кругозор горожан был несравненно шире, чем у сельских пахарей, привязанных к своему узенькому «миру» в несколько деревень. Горожане общались с иноземными купцами, ездили в другие земли, были грамотны, умели считать.

  1. Работа с учебником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать о торговле в учебнике (§ 10, 11, с. 75) и ответить на следующие вопросы:
  • С какими странами торговала Русь? (С Хазарией, Польшей, Скандинавскими странами, германскими землями, Волжской Булгарией, Персией, Хорезмом, а также с Англией, Испанией при посредничестве еврейских купцов.)
  • Что использовали в качестве денег, помимо монет разных стран? (Шкуры зверей, скот.)
  1. Учитель сообщает: Уже в конце X в. на Руси появилась стройная система организации церковной религиозной жизни. Она была создана по образу и подобию византийской церкви, во главе которой стоял патриарх. Все, кто приняли крещение от Византии, в церковном отношении подчинялись константинопольскому патриарху.

Составление схемы: нарисуйте на доске первую часть приводимой ниже схемы.

Организация церкви на Руси

image4

Работа с учебником: Предложите ученикам на основе материала учебника (§ 10, 11, с. 75-76) дорисовать эту схему.

Учитель сообщает: Митрополиты и епископы владели землями, селами и горо- л.1ми. Церковь имела свой особый суд и специальное законодательство. Князья на содержание церкви давали десятину - десятую долю получаемых даней и оброков.

Одной из сильнейших церковных организаций были монастыри, где жили монахи. Они отказывались от мирской жизни с ее соблазнами и страстями, давали обет безбрачия. Монастырем руководил выбранный монахами игумен, в женских монастырях - игуменья.

  1. Работа с учебником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать об армии в учебнике (§ 10, 11, с. 73-74), написать конспект и ответить на следующие вопросы:
  • Что являлось ядром армии? (Старшая и младшая дружины.)
  • Сколько было дружинников у киевского князя? (500-800 дружинников.)
  • Кто такие «отроки»? (Телохранители князя.)
  • Кто командовал полками? (Воеводы.)
  • Как были вооружены «вой»? (Они были вооружены луками и стрелами, копьями, тяжелыми боевыми топорами, щитами.)
  • Какие были традиции сражения у русского войска? (В бою русское войско делилось па «чело» - центр, где белись пешие «вой». Их задача была в том, чтобы сдержать удар вражеской конницы. На правом и левом «крыльях» - флангах располагались конные дружины, которые должны были окружить противника.)
  1. Беседа с учащимися по вопросам:
  • Какие проблемы могли породить общественные потрясения в древнерусском государстве? (Усобицы, вызванные некрепкой единоличной властью, традиции передачи верховной власти; противодействие племенных вождей и духовных лидеров центральной власти и введению православия. Князья на протяжении всей жизни передвигались из одной земли в другую, более богатую, на более престижный престол. Из-за такого порядка часто возникали конфликты, путаницы, интриги, заканчивающиеся военными столкновениями. В свои конфликты князья втягивали иноземцев: поляков, венгров. Князья думали не об укреплении и процветании своего удела, а о возможности запять другой, лучший. Кроме этих, были причины естественного порядка: нехватка хлеба в случае неурожая, набеги кочевников, злоупотребления отдельных князей и бояр властью.)
  • В 1072 г. сыновья Ярослава Мудрого разработали новый свод законов. Зачем? (Новый свод законов был направлен прежде всего на то, чтобы установить порядок в стране, защитить собственность.)

II. Итог урока

Таким образом, Киевское государство как объединенная могущественная держава восточных славян являлась одним из крупнейших военно-политических и экономических образований раннефеодальной Европы.

Домашнее задание

  1. Можно предложить подготовку к самостоятельной работе: значение основных терминов раннефеодального социально-экономического уклада на Руси (термины можно записать на доске (си. Дополнительные материалы).
  2. Предложите учащимся по материалам двух последующих (§ 12, 13) параграфов подготовить рассказы о важнейших битвах XI в.
  3. Дополнительный материал для преподавателя

Термины для подготовки домашнего задания - проверка в следующем уроке:

Смерды - крестьяне-общинники, делились на свободных и лично зависимых. Термин «смерд» долгое время считался синонимом слова простолюдин. Зависимые смерды назвались по-разному в зависимости от причины попадания в кабалу: закупы, рядовичи, отпущенники, холопы.

Холопы - безземельные и полностью бесправные крестьяне, фактически на положении рабов.

Закупы - те, кто становился зависимыми, взяв в долг «купу». Закупом мог стать свободный крестьянин, получивший на заранее оговоренных условиях ссуду - «купу». При се погашении должник снова становился свободным, а при невозвращении в срок оставался в зависимом положении и должен был выполнять определенную работу в хозяйстве человека, предоставившего кредит. В отличие от холопа закуп сохранял некоторые личные и имущественные права, однако мог подвергаться телесным наказаниям по усмотрению господина, а при попытке бегства - превратиться в холопа.

Рядовичи - лица, служившие феодалам по договору (ряду), близки к закупам.

«Люди» - свободные крестьяне-общинники.

Челядь - домашние: женщины, дети, слуги, рабы.

Тиуны - слуга, управлявший боярским или княжеским хозяйством.

Отпущенники - отпущенные на волю рабы-военнопленные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что непонятно у классиков или Особенности русского общества в XIX веке Программа интегрированного предпрофильного курса для учащихся 8-9 классов

"Что непонятно у классиков" или Особенности русского общества в XIX веке Программа интегрированного предпрофильного элективного  курса для учащихся 8-9  классов...

План конспект урока по теме "Русское общество в XI веке"

План конспект урока по теме "Русское общество в XI веке"Автор: Горошенкина Наталья Геннадьевна, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ№27" г.ПермиУрок подготовлен по учебнику: Сахаров А.Н. История...

Урок истории "Русское общество в XI веке"

Урок истории "Русское общество в XI веке"Автор: учитель истории и обществознания высшей категории Горошенкина Наталья Геннадьевна, МБОУ "СОШ№27"...

Развитие русского общества в 9-11 вв.

В презентации раскрываются основные этапы развития древнерусского общества в 9-11 вв.ё...

Тема: Русское общество в IX в.

Дата проведения: ______ Тема урока: Русское общество в XI в.Цель урока:-образовательная: охарактеризовать социальное и государственное устройство Киевской Руси; сформировать представление о своео...

ЗАИМСТВОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ. ГОВОРИМ О СПОРТЕ. (Продолжение. Сценарии заданий и игр)

Урок должен быть интересным, а задания, - увлекательными и значимыми для учеников....

Научная статья: Оборона Пскова 1581-1582 гг. в историческом сознании русского общества

научная статья, опубликованная в сборнике научных статей "Актуальные проблемы социальной истории и социальной работы" (Новочеркасск 2017)...