Время новых усобиц
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Шагдыр-оол Азиана Артуровна

Дата проведения: ______

 

 

Тема урока: Время новых усобиц

Цель урока:

- образовательная: показать неизбежность княжеских усобиц в данный исторический пе­риод, рассказать о соперничестве феодальных кланов;

- развивающая: развивать коллективную работу в классе;

- воспитательная: воспитать чувство патриотизма

План урока:

1.    Усобицы между детьми Ярослава Мудрого, и внуками. Ее причины.

2.    Опасность для Киевской Руси с Востока.

3.    Политические группировки после смерти Всеволода. Битвы 1078 и 1093 гг. События 1093-1097.

4.    Любечский съезд 1097 г.

Важнейшие даты: 1068 г. - вторжение половцев и Киевское восстание; 1073 г. - поход князей против Изяслава; 1097 г. - съезд князей в Любече.

Оборудование урока: карта «Киевская Русь в IX—XII вв.», а также генеалогическое древо 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremya_novyh_usobits.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения: ______

Тема урока: Время новых усобиц

Цель урока: 

- образовательная: показать неизбежность княжеских усобиц в данный исторический период, рассказать о соперничестве феодальных кланов;

- развивающая: развивать коллективную работу в классе;

- воспитательная: воспитать чувство патриотизма

План урока:

  1. Усобицы между детьми Ярослава Мудрого, и внуками. Ее причины.
  2. Опасность для Киевской Руси с Востока.
  3. Политические группировки после смерти Всеволода. Битвы 1078 и 1093 гг. События 1093-1097.
  4. Любечский съезд 1097 г.

Важнейшие даты: 1068 г. - вторжение половцев и Киевское восстание; 1073 г. - поход князей против Изяслава; 1097 г. - съезд князей в Любече.

Оборудование урока: карта «Киевская Русь в IX—XII вв.», а также генеалогическое древо сыновей и внуков Ярослава Мудрого (см. форзац учебника).

Рекомендуемая организация урока

  1. Закрепление пройденного материала

Самостоятельная работа «Значение основных терминов раннефеодального социально-экономического уклада на Руси» (термины - см. Дополнительные материалы предыдущего урока).

  1. Проверка домашнего задания

Выслушать подготовленные учениками рассказы о важнейших битвах XI в.

  1. Изучение нового материала

1. Работа с учебником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать о причинах событий смутного периода истории после смерти Ярослава Мудрого (§ 12, с. 80-81) и сформулировать их:

а)        Братья не хотели подчиняться старшему брату, как указывало на "то завещание Ярослава Мудрого;

б)        Сыновей умершего Святослава оттеснили от управления и они стали с оружием в руках бороться за свои наделы.

Работа с классом: Зачитайте классу текст отрывка из Ключевского (см. Дополнительные материалы, п. 1) и попросите самостоятельно сформулировать в краткой форме недостатки данного формы наследования.

а) После смерти Ярослава власть над Русской землей не сосредотачивается более в одном лице, потому что род Ярослава с каждым поколением размножается все более и земля Русская делится и переделяется между подраставшими

князьями - это затрудняет управление страной, мешает быстро вырабатывать те или иные решения накапливающихся проблем;

б)        Князья-родичи не являются постоянными владельцами областей, достававшихся им по разделу, с каждой переменой в наличном составе княжеской семьи идет передвижка, младшие родичи, следовавшие за умершим, передвигались из волости в волость, с младшего стола на старший - это вызывало конкуренцию, желание оттеснить своих родичей (или просто убить их) и побыстрее занять наиболее богатые княжества;

в)        Не было ни единоличной верховной власти, ни личного преемства ее по завещанию - что вызывало разного рода конфликты после смерти старшего князя.

Учитель сообщает: Этот порядок во многом и обусловил внешние причины феодальной раздробленности на Руси.

  1. Работа с учебником: Предложите ученикам самостоятельно прочитать о половцах в учебнике (§ 12, с. 81-82) и ответить на следующие вопросы:
  • Кто такие половцы? (Тюркоязычный кочевой народ. В X в. занимали территорию Северо-Западного Казахстана. В сер. X в. хлынули в степи Северного Причерноморья.)
  • Когда они начали вторгаться в русские пределы? (Впервые орды половцев появились у границ Руси в 1061 г.)
  • Кто и когда из русских князей впервые привлек к себе на службу половцев? (Старший сын Святослава - Олег в 1078 г.)
  1. Работа с учебником: Предложите учащимся на основе материалов учебника (§12 С.82-84) заполнить следующую таблицу. Можно использовать таблицу и как пособие для урока, предварительно заполнив ее на доске.

События смутного времени древнерусской истории

Дата

Событие

Последствия

1073

Святослав и Всеволод выступили против брата Святослава, занимавшего престол в Киеве

Бегство Святослава, поиск поддержки в Европе и у поляков

1076

Поход русских войск против чехов

Победа над немецко-чешскими войсками, авторитет в Европе, дружба кузенов - Владимира Всеволодовича и Олега Святославовича

1076

Смерть Святослава, начало правление Всеволода, поход польских войск во главе со свергнутым Изя-славом

Отказ Всеволода от престола в пользу Изяслава

1076

Всеволод возвращается в Чернигов

Обида Олега Святославича, сидевшего в Чернигове

1078

Бегство Олега Святославича в Тмутаракань к брату Роману, сбор войска

Начало новой полосы междоусобиц

1078

Сражение войск Олега и Романа с войсками Всеволода и Владимира Мономаха

Захват Чернигова, бегство Всеволода с сыном Мономахом в Киев

1078

Осада Чернигова объединенными войсками, битва на Нежатиной Ниве

Приход к власти в Киеве Всеволода - последнего Ярославича, «посажение» его внука Владимира в Чернигове

1093

Смерть Всеволода

Престол - у Святополка (внука Ярославича); Мономах - в Чернигове

Дата

Событие | Последствия

1093

Возникновение трех политических группировок в борьбе за власть: 1) во главе со Святополком в Киеве; 2) во главе с Мономахом в Чернигове; 3) во главе с Олегом в Тмутаракани.

1093

Набег половцев на Русь

Временное объединение сил Святополка и Мономаха против половцев. Поражения в битве у Треполя

1094

Олег объединяется с половцами и захват Чернигова

Владимир Мономах принимает переяславский престол. Войны с половцами.

1096- 1097

Поход Святополка и Мономаха против Олега; сражение под Муромом

Захват половцами Киева; победа Олега, осада им Новгорода

1097

Любечский съезд

Договор о мире и единстве; начало объединению сил князей против половцев.

4. Учитель сообщает: В 1097 г. русские князья решили положить конец междоусобицам и сплотить свои силы в борьбе с половцами. Любечский съезд урегулировал отношения между князьями:

а)        Князья, сидевшие на землях, из наместников превращались в наследственных владетелей: «каждо да держит отчину свою»;

б)        Внешней политикой ведал Великий князь Киевский;

в)        Великий князь Киевский являлся главным князем Руси;

г)        Князья поклялись не призывать кочевников в качестве союзников в междоусобной борьбе.

IV. Итог урока

Русь стала свидетелем необычайного события: впервые в ее истории русские князья, внуки и правнуки Ярослава Мудрого съехались в Любеч для того, чтобы установить порядок на Руси. Князья договорились, что за каждым из них сохраняются земли их отцов - детей Ярослава Мудрого. Несмотря на то, что идея единства весьма сильно звучала на съезде, но и сам съезд, и принятое на нем решение говорили о том, что некогда единое и сильное государство теперь распадается на отдельные земли. Князья договорились сообща защищать новый порядок, но это было почти невозможно, т. к. в его основе лежала независимость князей, опирающаяся на выросшую хозяйственную и военную мощь отдельных земель и городов.

Домашнее задание

  1. § 12 учебника, повторить основные даты княжеских междоусобиц и сражений с половцами;
  2. Дополнительное задание. Предложите написать реферат о половцах и их роли в жизни Руси.

Дополнительный материалы для преподавателя

1. Порядок наследования после Ярослава Мудрого. После смерти Ярослава власть над Русской землей не сосредотачивается более в одном лице. ... Это происходит оттого, что род Ярослава с каждым поколением размножается все более и земля Русская делится и переделяется между подраставшими князьями. Чем старше был князь, тем лучше и богаче волость ему доставалась.

(Вопреки завещанию Ярослава, разделившему всех своих отпрысков также на две группы - грех старших и прочих - прим. сост.), реальный порядок владения устанавливается у Яросла- иичей следующий: князья-родичи не являются постоянными владельцами областей, достававшихся им по разделу, с каждой переменой в наличном составе княжеской семьи идет пере- днижка, младшие родичи, следовавшие за умершим, передвигались из волости в волость, с младшего стола на старший. Это передвижение следовало известной очереди, как и был произведен первый раздел. В этой очереди выражалась мысль о нераздельности княжеского владения Русской землей: Ярославичи владели ею, не разделяясь, а переделяясь, чередуясь по старшинству.

Такой своеобразный порядок княжеского владения устанавливался на Руси по смерти Ярослава. Изложим его в возможно простейшей схеме. Князь русский имел уже династическое значение: это звание усвоено было только потомками Владимира Святого. Не было ни единоличной верховной власти, ни личного преемства ее по завещанию. ... На верху лестницы лиц стоял старший из наличных князей, великий князь киевский. Это старшинство давало ему кроме обладания лучшей волостью известные права и преимущества над младшими родичами. Он распределял владения между ними, «наделял» их, разбирал их споры и судил их, заботился об их осиротелых семьях. Но, руководя Русью и родичами, великий князь в более важных случаях действовал не один, а собирал князей на общий совет, снем или поряд, заботился об исполнении постановлений этого родственного совета. Так можно сформулировать междукняжеские отношения, которые признавались правильными... По его главной основе, очереди старшинства, будем называть его очередным в отличие от последующего удельного....

Ключевский В. О. Собр. Соч. в 9-ти тт. - М., 1989. - Т. 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - эссе "Новое время - новые люди" (Итоговый урок по творчеству .Тургенева ,Чернышевского, Некрасова, Достоевского ).

Цель урока: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие творческих способностей культуры устной и письменной речи; формирование активной гражданской позиции....

Классный час Новое время - новые профессии

Разработка классного часа в форме деловой игры по профориентации. Рассказывается о таких новых профессиях, как мерчендайзер, логист, криэйтор, арт-директор, медиапленнер, бренд-менеджер и других....

Статья "Новое время - новые дети"

Формы и методы работы с трудными подростками....

Классный час на тему: "Новое время — новые профессии"

познакомить учащихся с новыми профессиями, необходимыми качествами, требующимися для каждой специальности;дать возможность учащимся “примерить” на себя разные профессии....

Новое время - новые профессии

– В последнее время на рынке труда появились совершенно новые профессии, названия которых не всегда даже запоминаются. “Медиапленнер”, “криэйтор”, “бренд-менеджер” привлекают внимание и вызывают необъ...

Открытый классный час для 10-11 классе на тему :Новое время — новые профессии

Составитель :Маер Елена Владимировна ,учитель географии,классный руководитель 10 классаМКОУ Киргинцевская СОШ  Классный час Новое время — новые профессии  Цели:познакомить уча...

Классный час на тему: "Новое время — новые профессии"

Данная работа содержит разработку классного часа и презентацию к нему. Предназначена для проведения классного часа по знакомству с новыми профессиями ребят 10 класса....