Владимир Святославич. Принятие христианства
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Есипова Алевтина Александровна

 

Историческая проблема: Какой исторический путь выбрать российской цивилизации: западноевропейский или византийский, как проявилось византийское влияние на русскую культуру, искусство, политику, мировосприятие людей? Особенности русского православия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_kreshchenie_rusi.docx40.25 КБ

Предварительный просмотр:

История России 6 класс.

Тема урока: «Владимир Святославич. Принятие христианства».

Проблемный урок с элементами ролевой игры

Актуальность:

Ролевая игра призвана помочь учителю истории в реализации задач, поставленных образовательными стандартами второго поколения:

1) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

2) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

3) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

4) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

http://минобрнауки.рф/документы/336

Цель игры:

- сформировать представление  о периоде крещения Руси князем Владимиром,

- закрепить умение работать с историческими документами,

анализировать текст и отвечать на вопросы к документу;

- развивать умение работать в паре, умение приходить к общему

решению;

- воспитать чувство патриотизма и уважения к историческому прошлому

нашей Родины;

- формирование навыков творческого, не стандартного решения поставленной задачи;

- формирование активной жизненной позиции.

Историческая проблема: Какой исторический путь выбрать российской цивилизации: западноевропейский или византийский, как проявилось византийское влияние на русскую культуру, искусство, политику, мировосприятие людей? Особенности русского православия.

Задачи урока:

- выявить причины принятия христианства на Руси,

- рассмотреть события, в которых проходило приобщение к новой религии,

- проанализировать значение принятия христианства, как для дальнейшего развития Русского государства, так и для каждого русского человека.

Домашнее задание до начала игры:

Домашнее задание для учеников, взявших на себя роль князя Владимира, летописца и монаха:

(для этой роли пригласить учащихся старших классов – 3 человека)

- ознакомиться с ходом игры,

- подготовить речь по предлагаемым учителем материалам,

- подготовить костюм.

Распределение ролей между участниками игры.

Учитель берёт на себя роль эксперта, для пояснения, уточнения, ответа на вопросы учащихся, возникающие по теме в ходе игры, как технического, так и фактического характера.

Ученики, обладающие хорошо поставленной речью и актёрским мастерством  выбирается на роли.

Остальные учащиеся: представители от простого народа, заседающие на вече.

Регламент игры.

Урок (45 мин.)

2 мин. – введение в игру, обозначение  проблемы

8 мин. работа по первому пункту плана: «Начало правления князя Владимира».

10 мин. работа по второму пункту плана: «Причины принятия христианства».

15 мин. работа по третьему пункту плана: «Крещение Руси».

5 мин. работа по четвертому пункту плана: «Значение принятия христианства».

5 мин. рефлексия, подведение итогов.

Правила и нормы:

  1. Внимательно слушать выступающих.
  2. Работая в паре уважительно относиться к собеседнику.
  3. Задавать уточняющие вопросы  эксперту (учителю).
  4. Обсуждать только то, что относится к сути вопроса, по теме игры.

Ход игры:

1. Введение в проблему:

Учитель озвучивает роли:

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы  попробуем представить события давно минувших дней. Окажемся с вами на вече – народном собрании, для решения очень важного исторического вопроса: необходимости принятия Русью христианства. К нам в гости пришли учащиеся старшей школы: они помогут нам  в реконструкции и исполнят роли князя, летописца и монаха.

А    вы все  становитесь жителями древнего Киева.

Слово князю.

2.Работа по первому пункту плана: «Начало правления князя Владимира».

Князь:

- Будучи мальчишкой я «...пробегал многие версты, плавал в утренних холодных протоках, поднимал тяжести, метал дротик и учился лучной стрельбе, а изредка и командовал дружиной, учился не бояться дальних походов – переходов по болотному и лесному бездорожью, ходил «за море» - на побережье Балтики, чтобы познакомиться с родней ильменцев – варягами. А отдыхал...охотясь, рыбача, воспитывая в себе терпение...» « На следующий же год после воцарения /пришлось начать/ бесконечную череду войн, итогом которой стало появление крупнейшего государства Европы»1

Князь задумался, обратив свой взгляд на доску, где расположена карта Древнерусского государства.

Учитель:

Ребята, давайте обратимся с вами к учебнику, параграф №5, 1 пункт и узнаем как много походов пришлось совершить князю, чтобы навести порядок в собственном государстве.

Запишем тему урока: «Владимир Святославич. Принятие христианства».

3.Работа по второму пункту плана: «Причины принятия христианства».

Князь:

«И стал .../я.../ княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, и Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами.../2 Было это в году 980...

Учитель:

Ребята, как вы думаете, зачем князю отказываться от язычества и принимать единую веру?  А что это давало государству Русь? Мы с вами снова обращаемся к параграфу, пункт 2 и записываем в тетради причины принятия Русью христианства:

(в тетрадях:

1. Необходимость объединения племен.

2. Укрепление княжеской власти.

3. Повышение международного авторитета.

4. Приобщение к византийской культуре.)

4.Работа по третьему пункту плана: «Крещение Руси».

Летописец:

Крещению Руси предшествовали следующие события.

(разворачивает свиток и зачитывает)

«...Напала на  него /Владимира / слепота, осыпали гнойные язвы, и затужил князь, не зная, что делать. И сказали горожане Анне, что Владимир не видит света; тогда призвала царица имя Господа, так говоря: “Господи, сказавший словами Давида: живущий с помощью Всевышнего в небесных кровах Божиих вселится, а ныне Ты мой заступник, Господи, и защита моя, Бог мой и мой помощник, на Тебя уповаю”. Сказав так, послала она к Владимиру, так говоря:

“Царь Владимир, хочешь избыть болезнь эту — скорее крестись, если не крестишься, то не избавишься от недуга”. Услышав это, ответил Владимир: “Если правда это, то воистину Бог христианский велик”,— и повелел крестить его, утверждая, что к этому призвал его Бог.

Епископ же корсунский и пришедшие с Анной епископы и диаконы, огласив, крестили Владимира в базилике святого Иакова и нарекли ему имя в святом крещении Василий. И свершилось славное чудо: когда наступило время войти в святую купель, он погрузился трижды, и лишь только руку свою возложил на него епископ,— тотчас прозрел, а струпы отпали от тела, как рыбья чешуя, и осветилось лицо его, словно солнце, и осенила его и сила, и Божия благодать, и стал он таким, точно не было у него никогда никакой болезни, и восславил он Бога, сказав: “Познал я теперь Бога истинного”.

Тут увидел он ясно лицо царицы, поцеловал ее, и принял венец, и любил ее выше меры, ибо ее возлюбил и Бог.

Видев же скорое это исцеление, многие вельможи его крестились в церкви Святой Богородицы, а церковь та стояла в Корсуни-граде на месте среди города, где торг был у корсунян; дворец Владимира стоит возле церкви доныне, царицына же палата за алтарем стоит еще и сегодня.

А Владимир, прозрев, возрадовался душою и телом и поставил средь города церковь святого Василия, на горе, называемой Ликофрос, и стоит та церковь доныне.

http://95live.ru/world-history/korsunskaya-legenda.html

По свидетельствам летописей после крещения Владимир сильно изменился, по его приказу бедным людям стали раздавать пищу и одежду бесплатно. Владимир начал строительство на Руси церквей, открыл церковные школы.

Как же проходило крещение на Руси давайте обратимся с вами к тексту документа и сделаем выводы.

(Учащие изучают документ)

Крещение киевлян.

Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он

приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. "На следующий же день, - говорит летописец, - вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошди в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ... Люди же, крестившись расходились по домам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу."

Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии,

принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в 989-990 годах.        

http://te.zavantag.com/docs/712/index-74601-2.html

Воспоминания неизвестного очевидца крещения Новгорода – может быть, самого епископа Иоакима, или какого-то духовного лица из его свиты.

У большинства новгородцев проповедь новой религии не вызвала сочувствия. Ко времени прибытия в Новгород епископа Иоакима обстановка там была накалена до предела. Противники христианства сумели организоваться и взяли верх в Неревском и Людином концах (в западной части города), захватив в заложники жену и «неких сородников» Добрыни, которые не успели перебраться на другую сторону Волхова... Язычники были настроены весьма решительно – «учиниша вече и закляшася вси не пустити [Добрыню] во град и не дати идолы опровергнути». Напрасно Добрыня увещевал их «лагодными словами» – его не хотели слушать.

Положение княжеской стороны осложнялось тем, что городская знать и жрецы примкнули к народу. В их лице восстание приобрело авторитетных вождей...«ездя всюду, вопил: «Лучше нам помрети, неже боги наша дати на поругание». Наслушавшись таких речей, рассвирепевшая толпа повалила на Добрынин двор, где содержались под стражей жена и родственники воеводы, и убила всех, кто там находился. После этого все пути к примирению были отрезаны, чего, видимо, и добивались речистые предводители язычников.

Добрыне не оставалось ничего другого, как применить силу. Добрыня с войском на рассвете переплыл Волхов. Оказать непосредственную помощь отряду Путяты было, по-видимому, все-таки непросто, и Добрыня, чтобы отвлечь внимание новгородцев от осады Угоняева двора, приказал зажечь несколько домов на берегу. Для деревянного города пожар был хуже войны. Новгородцы, позабыв обо всем, бросились тушить огонь**. Добрыня без помех вызволил Путяту из осады, а вскоре к воеводе явились новгородские послы с просьбой о мире...

http://sergeytsvetkov.livejournal.com/54288.html

 

Учащиеся делают вывод: принятие новой религии не везде проходило одинаково где -то мирно, как  в Киеве, а где- то «огнем и мечом», как в Новгороде.

5. Работа по четвертому пункту плана: «Значение принятия христианства».

Монах:

Под воздействием Православной церкви в жизни русского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, "умыкание" (похищение) девиц; возросли гражданская правоспособность и

материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал

восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир.

Историки отмечают, что "Христианская церковь подняла значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между частями государства".

http://sergeytsvetkov.livejournal.com/54288.html

Учитель:

Ребята, мы с вами снова обращаемся к параграфу, пункт 5 и записываем в тетради значение принятия Русью христианства.

(в тетрадях:

  1. Укрепило государство и власть.
  2. Сблизило племена.
  3. Расширило международные связи.
  4. Привело к развитию письменности, живописи, архитектуры.)

В завершении рассмотрении темы презентация из 5 кадров с хоровым церковным пением «Памятники культуры Киевской Руси»: Софийский собор в Новгороде, церковь Покрова на Нерли, фрески и мозаики Софийского собора)

6.Выгружение из игры.

 Учитель:

«Ребята, сегодня на уроке истории, мы проиграли с вами очень важные исторические вопросы. Давайте поблагодарим - (Имя), взявшего на себя роль князя Владимира, летописца и монаха. (класс аплодирует). Скажите знания,  которые вы получили сегодня,  сможете использовать в жизни? Как?».

7.Рефлексия.

Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

(Варианты ответов:

научились делать выводы, мне захотелось больше узнать о князе Владимире, я могу самостоятельно выделять главное...)

Домашнее задание:

Учебник А.А.Данилов, Л.Г Косулина История России с древнейших времен до конца XVI века, §5. Подготовить доклад по теме  «Русская православная церковь в Х веке».

Приложения:

1.Организация пространственной среды:

                        

вече

2.Оснащение игры:

На доске записана тема игры: «Владимир Святославич. Принятие христианства», карта: «Древнерусское государство», документ, по каждому на парту, презентация, одежда для исполнителей ролей.

3.Критерии оценки деятельности игроков:

Оценка деятельности игроков делается за качество сделанных выводов на основе учебника и документа, грамотность и лаконичность изложения, соблюдение временных рамок, отведенных на работу.

4.Дидактические материалы для учащихся

1. Слова князя Владимира:

1). Будучи мальчишкой я «...пробегал многие версты, плавал в утренних холодных протоках, поднимал тяжести, метал дротик и учился лучной стрельбе, а изредка и командовал дружиной, учился не бояться дальних походов – переходов по болотному и лесному бездорожью, ходил «за море» - на побережье Балтики, чтобы познакомиться с родней ильменцев – варягами. А отдыхал...охотясь, рыбача, воспитывая в себе терпение...» « На следующий же год после воцарения /пришлось начать/ бесконечную череду войн, итогом которой стало появление крупнейшего государства Европы»1

2). «И стал .../я.../ княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, и Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами.../2 Было это в году 980...

2.Слоава летописца:

Крещению Руси предшествовали следующие события.

(разворачивает свиток и зачитывает)

«...Напала на  него /Владимира / слепота, осыпали гнойные язвы, и затужил князь, не зная, что делать. И сказали горожане Анне, что Владимир не видит света; тогда призвала царица имя Господа, так говоря: “Господи, сказавший словами Давида: живущий с помощью Всевышнего в небесных кровах Божиих вселится, а ныне Ты мой заступник, Господи, и защита моя, Бог мой и мой помощник, на Тебя уповаю”. Сказав так, послала она к Владимиру, так говоря:

“Царь Владимир, хочешь избыть болезнь эту — скорее крестись, если не крестишься, то не избавишься от недуга”. Услышав это, ответил Владимир: “Если правда это, то воистину Бог христианский велик”,— и повелел крестить его, утверждая, что к этому призвал его Бог.

Епископ же корсунский и пришедшие с Анной епископы и диаконы, огласив, крестили Владимира в базилике святого Иакова и нарекли ему имя в святом крещении Василий. И свершилось славное чудо: когда наступило время войти в святую купель, он погрузился трижды, и лишь только руку свою возложил на него епископ,— тотчас прозрел, а струпы отпали от тела, как рыбья чешуя, и осветилось лицо его, словно солнце, и осенила его и сила, и Божия благодать, и стал он таким, точно не было у него никогда никакой болезни, и восславил он Бога, сказав: “Познал я теперь Бога истинного”.

Тут увидел он ясно лицо царицы, поцеловал ее, и принял венец, и любил ее выше меры, ибо ее возлюбил и Бог.

Видев же скорое это исцеление, многие вельможи его крестились в церкви Святой Богородицы, а церковь та стояла в Корсуни-граде на месте среди города, где торг был у корсунян; дворец Владимира стоит возле церкви доныне, царицына же палата за алтарем стоит еще и сегодня.

А Владимир, прозрев, возрадовался душою и телом и поставил средь города церковь святого Василия, на горе, называемой Ликофрос, и стоит та церковь доныне.

По свидетельствам летописей после крещения Владимир сильно изменился, по его приказу бедным людям стали раздавать пищу и одежду бесплатно. Владимир начал строительство на Руси церквей, открыл церковные школы.

Как же проходило крещение на Руси давайте обратимся с вами к тексту документа и сделаем выводы.

3. Документ для учащихся:

Крещение киевлян.

Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он

приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. "На следующий же день, - говорит летописец, - вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошди в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ... Люди же, крестившись расходились по домам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу."

Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии,

принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в 989-990 годах.        

http://te.zavantag.com/docs/712/index-74601-2.html

Воспоминания неизвестного очевидца крещения Новгорода – может быть, самого епископа Иоакима, или какого-то духовного лица из его свиты.

У большинства новгородцев проповедь новой религии не вызвала сочувствия. Ко времени прибытия в Новгород епископа Иоакима обстановка там была накалена до предела. Противники христианства сумели организоваться и взяли верх в Неревском и Людином концах (в западной части города), захватив в заложники жену и «неких сородников» Добрыни, которые не успели перебраться на другую сторону Волхова... Язычники были настроены весьма решительно – «учиниша вече и закляшася вси не пустити [Добрыню] во град и не дати идолы опровергнути». Напрасно Добрыня увещевал их «лагодными словами» – его не хотели слушать.

Положение княжеской стороны осложнялось тем, что городская знать и жрецы примкнули к народу. В их лице восстание приобрело авторитетных вождей...«ездя всюду, вопил: «Лучше нам помрети, неже боги наша дати на поругание». Наслушавшись таких речей, рассвирепевшая толпа повалила на Добрынин двор, где содержались под стражей жена и родственники воеводы, и убила всех, кто там находился. После этого все пути к примирению были отрезаны, чего, видимо, и добивались речистые предводители язычников.

Добрыне не оставалось ничего другого, как применить силу. Добрыня с войском на рассвете переплыл Волхов. Оказать непосредственную помощь отряду Путяты было, по-видимому, все-таки непросто, и Добрыня, чтобы отвлечь внимание новгородцев от осады Угоняева двора, приказал зажечь несколько домов на берегу. Для деревянного города пожар был хуже войны. Новгородцы, позабыв обо всем, бросились тушить огонь**. Добрыня без помех вызволил Путяту из осады, а вскоре к воеводе явились новгородские послы с просьбой о мире...

http://sergeytsvetkov.livejournal.com/54288.html

4. Слова монаха:

Под воздействием Православной церкви в жизни русского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, "умыкание" (похищение) девиц; возросли гражданская правоспособность и

материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал

восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир.

Историки отмечают, что "Христианская церковь подняла значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между частями государства".

Литература:

  1. Ю.Н. Лубченков, Г.В. Клокова. Древняя Русь. С древнейших времен до 1462 года. Т.1, М. 1998.
  2. Повесть временных лет.( электронное приложение к учебнику)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Владимир Святославич. Принятие христианства.

Владимир Святославич. Принятие христианства....

Конспект урока истории "Владимир Святославич. Принятие христианства"

Определить предпосылки, причины и значение принятия Русью христианства, объяснить, почему на Руси установилось двоеверие, сохранившееся до наших дней.Продолжить формирование умения анализировать истор...

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...

Технологическая карта урока « Владимир Святославич. Принятие христианства». Класс 6 ФГОС ООО

Технологическая карта урока Предмет      история           Класс    6Базовый учебник:...

Урок. Владимир Святославич. Принятие христианства

Урок построен в соответствии с принципами личностно-ориентированного, деятельностного подхода в обучении, целям и задачам урока соответствовали следующие способы и формы организации деятельности учащи...