авторская программа внеурочной деятельности «Юный историк» (Путешествие в Средневековье).
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Зубкова Нина  Александровна

Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями  ФГОС  второго поколения  для учащихся 6 класса . Рассчитана на 34 часа. Содержит   календарно тематическое планирование 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение  Вешкаймская средняя общеобразовательная школа

№2 имени Б.П.Зиновьева

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании    МС.

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ ВСОШ №2 имени                  Б.П.Зиновьева

Протокол № 1

______________Жеганова Т..Ю .

__________________Кузнецов Н.И.

от « »   августа 2015г.

«1» сентября 2015 г.

Приказ          от  04.09.2015  № 311                                  

Авторская программа внеурочной деятельности

   Название внеурочной деятельности:   «Юный историк»

  Название программы: «Юный историк» (Путешествие  в Средневековье).

Срок реализации программы, учебный год:  2015-2016

Количество часов по учебному плану: всего 34  часов, в неделю1 час

Направление развития личности:  общеинтеллектуальное

Вид внеурочной деятельности:     кружок

Возраст школьников: 12-13 лет

Разработчик программы, должность:   учитель истории     Зубкова  Нина Александровна

                                                                                     

                                                                                     

  Пояснительная записка

Данная программа разработана основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и предназначена для реализации внеурочной деятельности обучающихся в 6 классе.

Программа «Юный историк» (Путешествие в Средневековье) имеет научнопознавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников.

Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и формирования художественного вкуса. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения - развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Связь с уже существующими программами. Программа по курсу «История Родного края» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» (Стандарты второго поколения) под редакцией В. А. Горского. - М.: Просвещение, 2011, Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 класс. М. : Просвещение, 2010 г., Всеобщая история : 5-9 классы : рабочие программы : предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений (ФГОС) М. : Просвещение, 2011 г. Программы внеурочной деятельности «Юный историк» (по следам Древнего мира). Под ред. М.А. Десятниковой ,Ульяновск, Центр ОСИ, 2015.

Вид программы - авторская.

Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит реализация культурологического подхода к изучению европейского средневековья  через изучение повседневного быта, памятников культуры и других артефактов, относящихся к этому периоду. Системно-деятельностный подход осуществляется через использование таких форм организации познавательной деятельности, как творческая лаборатория, игра-путешествие, практикум, заочное путешествие.

        

Цель:

создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность;

развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;

знакомство с элементами научного исторического исследования.

Задачи:

Познавательный аспект:

познакомить детей с культурой стран Европы, России  в период средневековья  через активную деятельность;

способствовать пониманию средними школьниками особенностей развития средневековых обществ;

познакомить с менталитетом человека средневековья в сравнении с современной культурой;

формировать универсальные исторические понятия;

способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.

Развивающий аспект:

развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории;

развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории;

приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;

развивать творческие  способности. Их умения работать с красками, бумагой,  картоном, пластилином.

Воспитательный аспект:

способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;

приобщать к общечеловеческим ценностям;

способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);

прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории

Основные содержательные линии курса. Данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Данный курс состоит из тематических блоков:

«Становление средневековой Европы.», «Восточные славяне», «Русь в IХ-первой половине XII в», «Русь во второй половине XII—XIII в», «Образование централизованного государства», «Московское государство XVI в.».  Это позволяет интегрировать знания, полученные в процессе изучения истории, с воспитанием личности среднего школьника и развитием его творческого потенциала.

Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем и использование приемов.

Срок реализации программы - 1 год (34 часов из расчета 1 час в неделю).

Особенности возрастной группы детей 12-13 лет.

Шестиклассники (дети 12-13 лет) характеризуются высоким уровнем познавательной активности и любознательности. Детям предоставляется возможность удовлетворения своих познавательных интересов и общения в сочетании с изучением истории края, семьи и организационных форм занятий.

Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги).

Особенность набора детей - свободная.

Сформирована  группа из обучающихся 6 в класса, в составе 15 человек

Режим занятий: количество часов, выделенных на изучение курса, - 34 часа в год, количество часов и занятий в неделю - 1, один раз в неделю. Продолжительность занятий 40 мин.

Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проектный, творческий, конструктивный. В курсе сочетаются творческие и интеллектуальные практики, которые формируют у школьника разные способности. Прием драматизации во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к изучению истории Древнего мира. Именно драматизация помогает детям «окунуться в эпоху», почувствовать ее особенности. Данный вид деятельности поможет преодолеть трудности в понимании учеником исторического материала.

Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т. д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.        •

Визуализация (рисунок, лепка из пластилина и пр.) помогает воплотить образы, полученные с помощью чтения и аудирования, в рисунок и поделки из пластилина. Ученик получает навыки трансформации одного вида информации в другой. Кроме того, формируется художественный вкус, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал.

Интеллектуальная игра помогает применить полученные теоретические знания по истории Древнего мира на практике. Развивает логическое и образное мышление, память, умение находить нестандартные решения. Игра помогает школьнику ориентироваться в стрессовых ситуациях, учит взаимопомощи и развивает командный дух. Анализ письменных источников по теме дает основы для научного исследования, такие знания и умения пригодятся для школьника при любой научной работе. Решение проблемных заданий позволяет формировать умение находить нестандартные решения, активизировать познавательную деятельность.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формы проведения занятий. Внеурочная деятельность по истории основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Каждое занятие - это практическая часть по уже изученной на уроках теме. Практическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.

С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами.

Место проведения занятий.

Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в библиотеке.

Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:

добровольность участия и желание проявить себя,

сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

эстетичность всех проводимых мероприятий;

четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;

наличие целевых установок и перспектив деятельности;

широкое использование методов педагогического стимулирования активности обучающихся.

Планируемые результаты.

Личностные:

формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельность;

осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

толерантное отношение к истории других стран;

познавательная, творческая, общественная активность;

умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

коммуникабельность;

личная и взаимная ответственность;

готовность действия в нестандартных ситуациях;

творчество.

Метапредметные :

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

понимать смысл адаптированного текста;

уметь задавать вопросы, опираясь на текст, изображения;

участвовать в диалоге;

инсценировать исторические сюжеты;

передавать историческую информацию в виде художественных образов;

участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности.

Первый уровень результатов - приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.

Второй уровень результатов — получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).

Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.

Проверка результатов проходит в форме:

игровых занятий (конкурсы, викторины, составление Кроссвордов и др.), собеседования (индивидуальное и групповое),

опросников,

тестирования,

презентаций творческих работ.

Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественнопедагогического наблюдения; выставки работ или презентации проектов.


№ 
п/п


Наименование раздела


Всего часов

1

Вводный урок

1

2

Становление средневековой Европы.

10

3

Восточные славяне

2

4

Русь в IХ-первой половине XII в

6

5

Русь во второй половине XII—XIII в

5

6

Образование централизованного государства

5

7

Московское государство XVI в.

3

8

Резерв

2

Итого

34

        

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводный урок 1 ч

Тема1. Средневековая Европа 10 ч.

Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII вв. Хлодвиг.

Христианская церковь в раннее средневековье. Монастыри. Искусство рукописной книги. Семь свободных искусств.  

Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий..

Феодальная раздробленность в IX-XIII вв. «Нет войны без пожаров и крови». Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.

Англия в раннее средневековье.

Средневековая деревня и ее обитатели. Особенности хозяйственной жизни. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянская община.

В рыцарском замке. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство.

Формирование средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Городское ремесло. Цехи.Гильдии. Банки. Ростовщики. Ломбарды.

Горожане и их образ жизни. Жизнь и быт горожан.

Тема 4. Восточные славяне (2 ч)

Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения.

Тема 5. Русь в IХ-первой половине XII в. (6 ч)

Формирование Древнерусского государства.. Варяги. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.

Первые русские князья.. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность первых князей.  Походы Святослава.

Князь Владимир. Крещение Руси.

Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве.

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство.

Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

 Тема 6.    Русь во второй половине XII—XIII в. (5 ч)

Раздробление Древнерусского государства. Образование самостоятельных княжеств и земель. Последствия раздробления Древнерусского государства.

Владимиро-Суздалъское княжество. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана.. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска..

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь.. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Орда. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Культура русских земель.. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

Тема 7. Образование централизованного государства (5 ч)

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва центр борьбы с ордынским владычеством.

Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в

Конец ордынского владычества. Иван III.. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Нестяжатели и иосифляне.  Ереси.

Культура и быт в XIV—начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. «Задонщина.

Тема  8. Московское государство XVI в. (3 ч)

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в.. Военные реформы.

Внешняя политика Ивана IV.. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.

Поход Ермака. Покорение Западной Сибири. Опричнина.

Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».

Повторение- 2 часа

                                                                           

                                                                                            Календарно-тематическое планирование

Дата

Раздел,

 урок  

Кол-во часов

Планируемые результаты

Методы

Виды деятельности  

Примечания

план

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

03.09

Вводный урок  

1

Исследовать место Средневековья в истории с помощью ленты времени

Умение  определять понятия, создавать обобщения,

Формирование осознанного, уважительного   отношения к истории

Беседа

Участие в диалоге

2

10.09

СредневековаяЕвропа.

Образование варварских королевств

1

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего, человечества

Умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

Творческая мастерская

Практическая работа в группах «Жилище древнего человека» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина)

3

17.09

СредневековаяЕвропа.

Христианская церковь в раннее средневековье.

1

Приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений

Умение строить  логическое рассуждение, умозаключение

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

Творческая мастерская

Рисунок-подражание с опорой на текст и иллюстрации

4

24.09

СредневековаяЕвропа.

Возникновение и распад империи Карла Великого.

1

Приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений

умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

коммуникабельность;

Формирование

личной и  взаимной ответственности;

Творческая мастерская

Индивидуальная или парная работа по лепке из пластилина с опорой на текст сюжетов «Франкский воин», «Мастерская ремесленника»,

5

01.10

СредневековаяЕвропа.

Англия в раннее Средневековье

1

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов, всего человечества

 Умения инсценировать исторические сюжеты;

передавать историческую информацию в виде художественных образов;

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

Творческая лаборатория

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д.

6

08.10

СредневековаяЕвропа.

В рыцарском замке

1

Умение понимать законы «Рыцарской чести»

Умения инсценировать исторические сюжеты;

передавать историческую информацию в виде художественных образов;

Формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Игра-путешест

вие,

творческая мастерская

Практическая работа в группах «Средневековый замок» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из картона )

7

15.10

СредневековаяЕвропа.

Средневековая деревня и ее обитатели

1

Приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

Практикум

Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации, интернет- ресурсы «Один день из жизни крестьянина»

8

22.10

СредневековаяЕвропа.

Формирование средневековых городов

1

Умение характеризовать условия ,  описывать архитектурные памятники средневековых городов

 Умения передавать историческую информацию в виде художественных образов;

Умение работать в группе, паре, отвечать за свои решения;

коммуникабельность;  формирование

личной и  взаимной ответственности;

Творческая лаборатория

 Виртуальная экскурсия в Париж, Лондон. Практическая работа в группах «Средневековый город» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из картона )

9

29.10

СредневековаяЕвропа.

Горожане и их образ жизни

1

Умение характеризовать образ жизни, занятия людей населявших города

Умения инсценировать исторические сюжеты;

передавать историческую информацию в виде художественных образов;

умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

Заочное путешествие

Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации, интернет- ресурсы «Один день из жизни горожанина

10

12.11

СредневековаяЕвропа.

Крестовые походы Католическая церковь и еретики

1

Умения  работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

Творческая лаборатория

Групповая работа по составление буклетов на темы: «Католическая церковь».

«Духовно-рыцарские ордена «

11

19.11

СредневековаяЕвропа.

Культура Западной Европы

1

Умения  работать с историческими источниками , текстом учебника и историческими документами

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

владение сведениями о поворотных моментах в истории

Толерантное отношение к истории других стран;

Творческая лаборатория

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д.

12

26.11

Восточные славяне. Происхождение восточных славян 

1

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду.

 Умения передавать историческую информацию в виде художественных образов;

Осознание своей идентичности как гражданина демократического государства

Заочное путешествие

Практическая работа в группах «Жилище древних славян» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина)

13

.Восточные славяне: строй занятия, соседи

Уметь правильно читать не

сложные карты и картосхемы с опорой на их легенду.

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

Осознание своей идентичности как гражданина демократического государства

Творческая лаборатория

Краткосрочные информационные проекты Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов

14

03.12

Русь в IХ-первой половине XII в

Формирование древнерусского государства

1

Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

владение сведениями о поворотных моментах в истории

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности

Творческая лаборатория

Индивидуальные творческие работы «Варяги “Повесть временных лет” (по выбору)»

15

10.12

Первые киевские князья

1

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

владение сведениями о в истории материальной и духовной культуры России.

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

Ролевая игра

Работа в группах по представлению сюжетов на темы: «Появление Олега в Киеве», «Святослав-его роль в укреплении русского государства», «Реформы Ольги»

16

17.12

Князь Владимир Святославович Принятие христианства

1

Умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения о политике Владимира Святого

Владение сведениями о поворотных моментах в истории Российского государства и наиболее значимых событиях в истории материальной и духовной культуры России.

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

Устный журнал (выступления с презентациями)

Групповые информационные проекты по темам: «Русь  и Византия », «Принятие  христианства: легенды и факты»

17

24.12

Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром.

1

Умение использовать  дополнительные ресурсы для  изучения истории древнерусской народности

Способность регулировать собственную деятельность.

владение основами нравственного поведения.

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

Игра-путе

шествие

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Особенности архитектуры Древней Руси»,

18

14.01

Культура Древней Руси IX – XII вв.

1

Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности

Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание

Практикум

Составление карты «Памятники культуры Киевской Руси», решение задач по установлению особенностей  литературных памятников

19

21.01

 Русь во второй половине XII—XIII в

Начало раздробления  Древнерусского государства

1

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; в

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

Интерактивная экскурсия

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия»,

20

28.01

Главные политические центры: Новгородская  земля, Киевское Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества

1

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду

Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности

Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

Беседа

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д.

21

04.02

Нашествие с Востока

1

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Умения инсценировать исторические сюжеты;

передавать историческую информацию в виде художественных образов;

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности

Сообщения

Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации, интернет-ресурсы «Оборона Рязани;

«Подвиг Е..Коловрат»

Оборона Козельска

«Битва на Сити»

22

11.02

Борьба Руси с западными завоевателями

1

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду

Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

Творческая лаборатория

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

«Ледовое побоище»

«Невская битва»

«Александр Невский»

23

18.02

Русь и Золотая Орда

1

Знать по карте местоположение и природные условия Русского государства и Ордыы

Умения инсценировать исторические сюжеты;

передавать историческую информацию в виде художественных образов;

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

Презентация

Работа в группах по представлению сюжетов на темы: «Сбор дани баскаками », «Русские князья в Орде»,

24

25.02

Культура русских земель в XII -  XIII вв.

1

Умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий;

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов, всего человечества

Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

Интерактивная экскурсия

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

«Путешествие в новгород»

«Золотое кольцо Рос сии»

25

03.03

Образование централизованного государства.

Роль Московского княжества в объединении русских земель

1

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству

Творческая лаборатория

Сбор, анализ и представление информациив в виде схем

26

10.03

. Куликовская битва.

1

Умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий;

Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; в

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

Творческая лаборатория

Работа в группах по представлению сюжетов на темы: «Дмитрий  Иванович и Сергий Радонежский», «Пересвет и Челубей «Вооружение русского войска»  

27

17.03

Московское княжество и Литва

1

Знать по карте местоположение и природные условия Русского государства и Литвы

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов, всего человечества

Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

Диспут

Участие в обсуждении проблемы, поиск и анализ информации.

28

24.03

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

1

Умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий;

Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; в

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

Интеллектуальная игра

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д

29

07.04

Московское государство в конце XV- начале XVIвв

1

Способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

Викторина, презентация

Практическая работа в группах «Жилище горожан и крестьян в 15-16вв» (выполнение рисунков» Герба, стягов , аппликаций, макетов из пластилина).

30

14.04

Московское государство XVI в

 Реформы Избранной рады.

1

Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины

Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её

Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности

Сообщения

Практическая работа в группах «Жилище горожан и крестьян н» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина).

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д

31

21.04

Опричнина

1

Способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности

Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности

Дискуссия

Участие в дебатах, аргументированное выступление, использование различных источников.

32

28.04

Внешняя политика Ивана IV.

1

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду

Умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; в

Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности

презентация

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

«Ливонская война»

«Присоединение Казани»

 «Покорение Сибири Ермаком «

33

12.05

1

Способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; в

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

Викторина, интерактивная экскурсия

. Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее»,  исторический лабиринт и др.

34

19.05

1

Умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

Защита проектов

Участие в обсуждении , аргументированное выступление,

Учебно-методическое обеспечение

  1. ФГОС: Основное общее образование - http://standart.edu.ru
  2. Программы внеурочной деятельности «Юный историк» (по следам Древнего мира). Под ред. М.А. Десятниковой ,Ульяновск, Центр ОСИ, 2015.
  3. Организация внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС второго поколения: методические рекомендации / авт.-сост. Е.Л. Петренко. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013.
  4. 3. Григорьев  Д.В.   Программы внеурочной  деятельности школьников. Игра. Досуговое общение  [Текст] : Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (Григорьев  Д.В. , Куприянов Б.В.)  М. Просвещение 2011.
  5. Примерные программы по учебным предметам. История - http://standart.edu.ru
  6. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. История средних веков. 6 класс, Рабочая  программа - М., Просвещение, 2009 г.
  7. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс.  Рабочая программа - М., Просвещение, 2011 г.
  8. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. История средних веков. 6 класс, М., Просвещение, 2012 г.
  9. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс, М., Просвещение, 2011 г.
  10. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России с древнейших времен до конца XVI века» (6 класс), М., Просвещение, 2011 г.
  11. Поурочные планы по истории России. 7 класс. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.  Москва ,  «Просвещение», 2012  г.
  12. Интерактивное пособие по истории средних веков.6 класс.
  13. Интерактивное  наглядное пособие по истории России .6 класс.
  14. Интерактивное пособие истории России
  15. DVDдиск. по истории средних веков и истории России
  16. Интерактивное пособие по истории средних веков.6 класс.
  17. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов//http://school-collection.edu.ru

http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный историк"

Аннотация к программе внеурочной деятельности по истории "Юный историк"  Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 классов в соответствии с но...

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 7 класса "Юный историк"

Для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ЮНЫЙ ИСТОРИК»

1. Пояснительная запискаРабочая программа по истории для учащихся 7 класса разработана на основе нормативно-правовых документов:Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российск...

Внеурочная деятельность. "Юный историк"

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по истории древнего мира....

Программа внеурочной деятельности "Лаборатория юного историка-исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Лаборатория юного историка-исследователя"...

Экспертное заключение на программу внеурочной деятельности "Лаборатория юного историка-исследователя"

Экспертное заключение на программу внеурочной деятельности "Лаборатория юного историка-исследователя", подготовленной кафедрой специальных исторических дисциплин и методики преподавания исто...