Доклад на тему "Системно - деятельный подход на уроках истории в рамках реализации ФГОС."
учебно-методический материал по истории (5, 11 класс) на тему

Манаенкова Раиса Павловна

Данный материал был представлен на методическом совете школы 24.03.2015 года

Скачать:


Предварительный просмотр:

     «СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНЫЙ  ПОДХОД  К  ДЕТЯМ  С  ОВЗ  

     НА УРОКАХ  ИСТОРИИ  В  РАМКАХ  РЕАЛИЗАЦИИ  ФГОС»

                                            ( Доклад на методическом совете школы)

                                                            Введение

               В современном обществе образование выдвигается в число ведущих областей деятельности общества, входит в круг факторов, определяющих будущее страны. Это обусловлено тем, что система образования является основой экономического и социального развития страны. Для развития и процветания нашего государства необходимо формирование интеллектуального потенциала нации, вступающего в мировое образовательное сообщество.

             Образовательные стандарты.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7. «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».


 Требования к результатам обучения установленным Федеральным государственным образовательным стандартом.


             Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
            Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится...», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться...», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

            Система образования должна быть ориентирована, прежде всего, на

обеспечение высокого качества обучения и воспитания молодёжи, подготовке их к труду в новых рыночных условиях конкуренции. Решение этих задач определяют качественно новый этап в реформировании школы, главными принципами которого являются: демократизация, гуманизация, гуманитаризация, индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания учащихся.

    Потребность повышения качества общего образования обуславливает рост инновационных процессов. Возникает новый тип обучения, альтернативный традиционному - инновационное обучение.

     Инновационное обучение — это процесс, обеспечивающий развитие личности учителя и ученика посредством демократизации обучения и включение их в совместную творческую, продуктивную деятельность на протяжении всего периода обучения.

  Новая модель образования позволяет осуществить переход школы от единообразия к вариативности в организации образования. А применение инновационного обучения позволяет учителю не просто передавать учебную информацию, а проектировать учебный процесс, обеспечивая достижение учащимися ожидаемых результатов.

      Сложившаяся традиционная система организации учебно-воспитательного процесса, при  всем разнообразии её форм, подчинена задаче усвоения учащимися  определенной суммы знаний, умений и навыков. Развитие выступает как запрограммированный компонент.

      Цель современного образования - достижимое развитие тех способностей личности, которые нужны ей и обществу для вовлечения её в социально активную жизнь. Для обеспечения эффективного самообразования и самовыражения современная педагогическая теория признает целесообразность разработки и внедрения педагогической технологии обучения в практику.

      Концепция развивающего обучения легла в основу создания многих технологий, в том числе и использования игровых технологий в процессе обучения детей.

В последние годы в педагогической среде получили развитие идеи построения учебного процесса на основе исследовательской деятельности, что позволяет формировать творческие и мыслительные способности учащихся и развивать универсальные учебные действия. Данная тема приобретает особую актуальность в связи с внедрением в образовательную деятельность ФГОС, которые определяют следующие результаты формирования исследовательских умений учащихся:

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• выдвигать и формулировать гипотезы исследования о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, раскрывать замысел – сущность будущей деятельности;

• планировать исследовательские работы и выбор необходимого инструментария;

• самостоятельно проводить исследование с целью проверки гипотез, на основе применения методов наблюдения и эксперимента и поэтапным контролем и коррекцией результатов работы;

• делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

• оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;

• представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Под «исследовательской деятельностью школьников» понимается такая форма организации образовательного процесса, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания организованного учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский подход в обучении позволяет учащимся стать активными участниками учебного процесса, а не пассивными потребителями готовой информации, развивать умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала.

Рассмотрим возможности использования данных УМК при организации исследовательской деятельности на уроках истории. 

Так в 5 классе уже при изучении пропедевтического курса «Введение в историю» под редакцией А. Н. Майкова начинается формирование исследовательских умений учащихся. Это работа с археологическим материалом (в виде иллюстраций), с учебными картинами, что дает возможность составлять рассказы, искать ответы на поставленные вопросы.

• задумывались ли вы, что означает ваше имя? Знаете ли вы, почему именно это имя дали вам родители?

• составьте родословную своей семьи. К ее выполнению привлеките родителей, побеседуйте с родственниками. Организуйте работу по сбору материалов «Из истории моей семьи». Учтите, это работа на долгие годы

На мой взгляд, познавательная деятельность школьников во многом определяется сформированностью умения работать с печатным текстом. Поэтому, учащиеся 5 классов работают с документами, таблицами и схемами, картами, дополнительной литературой, картинами. УМК Т. П. Андреевской, М. В. Белкина, Э. В. Ваниной «История древнего мира» даёт возможность педагогу организовать разные формы исследовательской деятельности на уроке:

• опишите, как работал ткацкий станок (§4 «Человечество на пути к новому обществу», с. 21);

• по каким признакам можно определить, что изображенный на иллюстрации бог Хапи является богом Нила? (§5 «Образование государства в долине Нила», с. 28);

• используя карту, расскажите о природных условиях Двуречья. Какой хозяйственной деятельностью могли заниматься здесь люди? (§11 «Шумер и Аккад», с. 59);

• рассмотрите изображение македонской фаланги. Какие преимущества в бою давало такое построение? (§36 «Греция и Македония в IV в. до н. э.», с. 189);

• внимательно рассмотрите реконструкции Фаросского маяка. Сравните их с описанием маяка и докажите, какая из них соответствует оригиналу (§38 «Александрия Египетская», с. 200);

• выясните по словарю, какое значение имеет слово «инавгурация» сегодня (§40 «Рим в эпоху царей», с. 209).

Одна из форм работы, которая эффективно используется – алгоритмизация работы. Алгоритм позволяет поэтапно определяют деятельность ученика, самостоятельно организовать работу и добиваться необходимого результата. Огромную помощь для организации работы по алгоритму оказывают 12 памяток, расположенных на двух форзацах учебника. При систематическом использовании данного приема предполагаемый результат выражается в сформированности следующих метапредметных универсальных учебных действий:

• делать анализ нового материала;

• сравнивать новые знания с уже имеющимися;

• устанавливать логическую связь между фактами;

• обобщать материал и самостоятельно делать выводы.

Ученики расширяют свои возможности исследовательской деятельности, работая с историческими источниками. После каждого параграфа учебное пособие предлагает рубрику «Изучаем источник». Все источники небольшие по размеру, адаптированы для восприятия пятиклассников, содержат вопросы исследовательского характера.

Большой интерес у учащихся вызывает рубрика после каждого раздела «В мастерской историка», где на выбор предлагаются творческие проекты: «Первобытный зоопарк», «Сокровища Тутанхамона», «В гостях у греческой семьи», «Спартанские афоризмы и высказывания», «История Рима в крылатых выражениях», «Виртуальная экскурсия по Древнему Риму».

В 6-ом классе продолжается и совершенствуется работа по формированию исследовательских умений учащихся, только усложняются методы и приемы, меняется характер вопросов и заданий. Начинается переход от заданий, связанных с получением информации – к аналитическим, от констатации очевидных фактов – к выявлению скрытых сведений.

Хочется особо отметить, что УМК Л. В. Искровской «История средних веков» и П. А. Баранова «История России» построены в том же ключе, что и история древнего мира. Это, несомненно, является важным при преемственности курсов. Сохраняется единое оформление, рубрики, условные обозначения. Однако УМК по средним векам имеет определенную «изюминку»: в учебнике появились параграфы для самостоятельного изучения, которые позволяют учащимся исследовать дополнительный материал, расширить и углубить свой кругозор.

Особо хочется остановиться на рабочих тетрадях к учебным пособиям по средним векам и истории России, разработанных П. А. Барановым. Содержащиеся в них задания позволяют организовать исследовательскую деятельность на уроке как индивидуально, так и в парах, группах, что делает данный процесс более эффективным, а так же продолжить исследовательскую работу при выполнении домашнего задания:

• задания на сравнение: нахождение общих и отличительных черт;

• задания творческого характера: тексты с ошибками, шифрограммы, матрицы слова, загадки, криптограммы, открытые и скрытые кроссворды;

• работа с различными типами письменных источников;

• работа с открытыми и закрытыми картами, схемами, планами;

• различные задания с иллюстративным рядом.

Практика показывает, что систематическое использование исследовательских методов работы даёт ощутимые результаты:

• усваивается алгоритм научного исследования, формируется научное мировоззрение учащихся;

• значительно расширяется кругозор и интерес учащихся к истории;

• учащиеся вооружаются универсальными способами учебной деятельности, получают импульс к саморазвитию, способность к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

• формируется социальный опыт в труде и общении;

• процесс обучения строится совершенно по-другому, изменяется как роль ученика, так и роль учителя, по-новому оцениваются полученные знания.

         Необходимо отметить также и трудности в проведении исследовательской работы:

• сложность при формулировании темы, грамотной постановке проблемы, целей и задач, определении объекта, предмета и методов исследования;

• большая затрата сил и времени участников исследования;

• сложность в сочетании научности и самостоятельности в работе ученика.

         Но, несмотря на трудности, я уверена, что исследовательская деятельность учащихся имеет большое будущее, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, находить выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры и самореализации.

Таким образом, приобщение учащихся к элементам исследовательской деятельности является одним из перспективных путей совершенствования исторического образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в рамках реализации ФГОС

Доклад о формировании УУД на уроках истории в рамках реализации  Федеральных Государственных образовательных стандартов.Дается токование, объяснение, что такое УУД, их функций  и формировани...

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Материал содержит методы и формы организации деятельности учащихся на различных этапах уроков истории  в соответсвии с требованиями стандартов второго поколения....

Из опыта работы учителя истории Динейкиной О.Н. "Проектирование современного урока истории в рамках реализации ФГОС".

     В современном стремительно изменяющемся мире репродуктивная передача подрастающему поколению суммы знаний уже не является залогом его успешной интеграции в социум. Обществу ...

Системно – деятельностный подход на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Системно-деятельностный подход на уроках музыки в рамках  реализации ФГОС...

«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

laquo;ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»...

Применение современных образовательных технологий на уроках истории в рамках реализации ФГОС основного общего образования

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образован...

Организация проектной деятельности обучающихся на уроках географии в рамках реализации ФГОС ООО

Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и к...