Ассирийская держава
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Кускова Любовь Сергеевна

Урок в 5 классе Дрений Мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon assiriyskaya_derzhava.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Ассирийская держава

Цель: Сформировать у учеников целостное представление о Ассирии, о природных условиях, занятиях

Задачи: Самостоятельно работать с историческими документами, самостоятельно работать с картой

Учебно-воспитательные задачи:

Образовательные – углублять знания о древних странах и их жизни

Развивающие – развитие познавательных способностей, умение самостоятельно работать

Воспитательные – формировать у учащихся представление о жизни древних ассирийцев

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, наглядности, атласы

Ход урока:

  1. Организационный момент. Целеполагания.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Изучение нового материала.

Учитель:

На территории Междуречья в разные времена возвышались то одни, то другие города. Этому способствовали разные обстоятельства. Мы уже знаем о возвышении Вавилона во времена царя Хаммурапи. Теперь нам предстоит изучить расцвет еще одного города и народа. Этот город — Ниневия, а народ, который жил в нем, назывался «ассирийцы». Нам предстоит установить, благодаря чему ассирийцы сумели создать такую великую державу и почему она так быстро прекратила свое существование.

1. Вопрос об ассирийском войске изучается на основе рассказа учителя и работы учеников с отрывками из ассирийских хроник.

Учитель:

Ассирийское войско было очень многочисленно и возглавлялось самим царем. Издавна оно было разделено на несколько частей по родам оружия. Благодаря этому ассирийцы вели успешные войны с соседними народами. Ассирийское войско делилось на пеших воинов (копейщиков, лучников, пращников и метателей дротиков), которые при построении войска стояли первыми, всадников (легко- и тяжеловооруженных), стоявших во втором ряду и сражавшихся с колесниц, которые составляли самую отборную и хорошо вооруженную часть армии.

С VIII в. до н.э. ассирийская армия преобразовывается. Она теперь представляет собой профессиональное войско, находящееся на полном обеспечении царя, превосходно экипированное и обученное.

Ассирийцы первыми начали применять железо в вооружении, первыми ввели новый род войск — саперов. Отряды саперов прокладывали дороги, наводили переправы и тем самым позволяли войску преодолевать местности, считавшиеся непроходимыми, а также обеспечивали ему правильную осаду крепостей с применением осадного вала, насыпей, стенобитных машин.

Ассирийская армия имела превосходно налаженную службу разведки и связи. Это ведомство считалось столь важным, что во главе его обычно стоял наследник престола.

Ассирийцы впервые стали широко использовать конницу, которая подчас вытесняла традиционные отряды колесниц. Всадники были вооружены копьями и луками. Первоначально они ездили без седла и сбруи. Гриву лошадей или гладко расчесывали, или заплетали в косички, или подстригали; в хвост вплетали цветные ленты.

Главным оружием нападения у ассирийцев был лук, которым они владели так мастерски, что слава ассирийских лучников держалась до самого падения царства. Ассирийцы использовали большой лук от 3 до 4 футов (1 фут равен 29,62 см) высотой. После лука самым распространенным оружием нападения было копье. Совершенно гладкое древко копья было до 5 футов длиной, а иногда и больше. В качестве украшений к древку привязывали цветные ленты и кисти.

Задание для учащихся

На основе отрывков из царских хроник определите, как ассирийцы вели осаду крепости и какие осадные приспособления использовали.

«...Я окружил и завоевал — приступом боевых машин и натиском таранов, боем пехоты, подкопами, с помощью лестниц и "собак" (осадное орудие, возможно, для стаскивания со стен воинов противника).»

«Мемфис, его царский город, с помощью подкопов, проломов, штурмовых лестниц я окружил, захватил, разрушил, сокрушил и сжег огнем.»

В завершение изучения данного материала учитель может задать ученикам следующие вопросы.

Вопросы для учащихся

1. В чем вы видите особенности ассирийского войска по сравнению с египетским?

2.  Как эти особенности повлияли на боеспособность ассирийского войска?

2. Вопрос о завоеваниях ассирийцев изучается с опорой на карту «Вавилонское царство в XVIII в. до н.э. Ассирийская держава в VIII—VII вв. до н.э.».

Учитель дает предварительные разъяснения, а затем предлагает учащимся получить как можно больше информации по данной теме из карты. Для этого предлагаются следующие вопросы и задания.

Вопросы и задания для работы с картой

1.  Найдите Ассирию на карте. Можно ли сказать, что она находилась в Междуречье?

2. На какой реке находилась столица Ассирии Ниневия?

3.  Представьте, что вы находитесь в Ниневии. Определите стороны света, в которые были направлены основные походы ассирийцев.

4.  Назовите крупные города, захваченные ассирийцами к середине VII в. до н.э.

5.  Сравните территорию ассирийской державы к середине VII в. до н.э. и территорию Вавилонского царства при Хаммурапи. Определите, какое из этих царств существовало раньше. На сколько веков?

Затем на основе отрывков из источников можно показать жестокость ассирийцев в обращении с пленными. Отрывки могут быть использованы как в качестве дополнения к рассказу учителя, так и в качестве основы для самостоятельного анализа учениками.

Материалы для учащихся

«...Царский город я разрушил, сокрушил и сжег огнем.... 14 000 их воинов я поразил оружием. Их многочисленные войска я прогнал оружием... В этом сражении я захватил у них их колесницы, их всадников, их коней, их упряжь.»

«При моем возвращении непокорные племена я одним разом покорил. 208 тысяч людей, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный и мелкий рогатый скот без числа... я заполонил в Ассирию.» «Воинов города... коварных врагов, я поразил оружием и ни одного не оставил. Их тела я повесил на колья и окружил ими окрестности города.»

«Я захватил его (знатного вавилонянина) руками живьем, заковал его в колодки и железные цепи и увел в Ассирию.»

«Царей этих они схватили и железными оковами и железными цепями сковали по рукам и ногам. А людей... всех, которые были заодно с ними и задумали злое, от мала до велика они (ассирийцы) поразили оружием, не оставив из них ни одного человека. Их тела они повесили на колья, содрали с них кожу и покрыли ею городскую стену.»

Вопросы для учащихся

1.  В чем проявлялась жестокость ассирийцев по отношению к своим врагам?

2.  Чем можно объяснить такую жестокость: природным характером ассирийцев, жестокими нравами, царившими в те времена везде, боязнью ассирийцев потерять власть над завоеванными территориями? Поясните каждую причину, если сможете, добавьте свои причины.

3.  Вопрос о достопримечательностях Ниневии — столицы Ассирии изучается на основе рассказа учителя или доклада одного из учеников. Материалы для рассказа учителя можно подобрать во втором варианте изучения темы.

На этапе закрепления и обобщения изученного материала учитель предлагает ученикам ответить на поставленные в начале урока вопросы.

Вопросы для учащихся

1. Благодаря чему ассирийцы сумели создать такую великую державу?

2.  Почему Ассирийская держава так быстро прекратила свое существование?

Домашнее задание

а)  нарисуйте ассирийского воина, показав характерные черты его внешнего вида (борода, остроконечный шлем); объясните особенности его вооружения;

б) подготовьте рассказ о библиотеке царя Ашшурбанапала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Ассирийская держава"

Конспект открытого урока и презентация к нему....

Презентация к уроку "Ассирийская держава"

Презентация для урока в 5 классе по курсу истории древнего мира...

урок истории "Ассирийская держава"

Урок проводится в 5 классе в рамках курса "История Древнего мира"....

Ассирийская держава.

Урок для 5 класса по теме Ассирийская держава....

Ассирийская держава

Методическая разработка. Презентация к уроку...

презентация к уроку по теме "Ассирийская держава"

Данная презентация составлена с учетом новых требований ФГОС. Основная деятельность обучающегося на уроке - работа с таблицей по поиску необходимой информации....