Церковный раскол
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Кускова Любовь Сергеевна

История России 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tserkovnyy_raskol.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Церковный раскол

Цель: Сформировать у учеников целостное представление о церковной реформе патриарха Никона

Задачи: Самостоятельно работать с историческими документами и дополнительной литературой

Учебно-воспитательные задачи:

Образовательные – углублять знания о реформах происходящих в Росси в XVII веке

Развивающие – развитие познавательных способностей, умение самостоятельно работать

Воспитательные – формировать у учащихся представление о жизни России в XVII веке

Оборудование: учебник, наглядности

Ход урока:

  1. Организационный момент. Целеполагания.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Изучение нового материала.

Форма урока: урок — пресс-конференция.

Подготовка к уроку

Урок требует организации предварительной подготовки учащихся. Учитель выделяет группу наиболее сильных школьников, которые готовятся выступить на конференции от имени патриарха

Никона и его сподвижников. В задачу данной группы входит максимально подробное изучение биографии патриарха и содержания церковной реформы. Остальная часть класса — корреспонденты, в задачу которых входит предварительная подготовка вопросов, которые они зададут патриарху и его окружению в рамках изучаемой темы. Чтобы урок прошел интересно и обсуждение было более содержательным, учитель сразу оговаривает, что вопросы, которые готовят учащиеся, должны начинаться со слов: «как вы считаете», «почему», «с какой целью», «в чем суть» и т. д. Задача учителя в процессе предварительной подготовки к уроку состоит в том, чтобы подготовить свои вопросы «Никону», а также интересные комментарии и дополнения к обсуждаемой проблеме.

Учитель:

Учитель определяет порядок работы пресс-конференции, сообщает школьникам о целях и задачах данного занятия. Он обращает их внимание на то, что в процессе работы на уроке школьники должны не только расширить свои представления об изучаемой теме, но и научиться грамотно задавать вопросы, а также развернуто и понятно отвечать на них. Это один из основных навыков, отрабатываемых на уроке. Учитель сообщает школьникам, что они должны следить за тем, чтобы не звучали одинаковые вопросы, а также обращаться к «Никону» и его окружению только в том случае, когда у них в руках находится микрофон. «Корреспондент», задающий вопрос, обязательно должен представиться: либо это реальный исторический персонаж, либо членкор какой-либо из современных газет.

Образец вступительного обращения Никона

Имя мое Никон, российский патриарх, в миру — Никита. Божиею волею, изволением великого государя Алексея Михайловича и всего освященного Собора поставлен на патриаршество в 1652 г. Верой и правдой служил государству Российскому и государю нашему, проводя церковную реформу по греческому образцу. Стремился превратить Русскую православную церковь в центр мирового христианства и противопоставить ее «латинству». Преодолевая трудности и препятствия, чинимые мне членами кружка ревнителей древнего благочестия, радел только о благе государственном. Муки от государя и обиды терпел несправедливые, в чем и сейчас непреклонно уверен. Готов рассказать вам о том, что было сделано мной и сподвижниками моими во второй половине XVII столетия....

Для составления вступительного обращения патриарха школьники могут использовать приведенные ниже материалы его биографии.

Материал для ученического сообщения

Никон родился в 1605 г. в семье крестьянина Мины и при крещении получил имя Никита. Мать его умерла, отец привел в дом другую женщину, а Никита находился на воспитании у некой Аксиньи, и лишь в 5—6 лет отец возвратил его в дом. Детство его нельзя назвать радостным, мальчик рос тихим, неразговорчивым. Но была у него и отдушина — Никита подружился с дочерью священника из с. Колычеве и все свое свободное время проводил там. Священник выучил его читать и писать, отвечал на многие вопросы, причем любознательность мальчика часто ставила его в тупик.

В возрасте 20 лет он женился на Настасье, дочери священника, однако и семейную жизнь его трудно назвать счастливой: все три их ребенка умерли. Никон усматривал в этом Божий промысел, поэтому уговорил жену постричься в монахини (Алексеевский монастырь), а сам отправился на Соловки. Впоследствии Никон часто переходил из одного монастыря в другой, поскольку имел неуживчивый характер и явно выраженное стремление к власти, которое везде встречало порицания.

Знакомство Никона с царем Алексеем Михайловичем произошло в 1646 г., когда он отправился в Москву за сбором подаяния и, по обычаю, явился на поклон государю. Много видевший и много знавший Никон сумел произвести глубокое впечатление на государя, и тот предложил ему остаться в Москве. Он был поставлен архимандритом Новоспасского монастыря и примкнул к влиятельному кружку ревнителей древнего благочестия.

Алексей Михайлович покровительствовал Никону, который в 1649 г. получил назначение на пост новгородского митрополита, а в 1652 г. был возведен в сан патриарха.

Никон начал проведение реформы, сосредоточившись на обрядовой стороне христианского учения. Кроме того, он сильно был озабочен усилением собственной власти. То, что за основу были взяты греческие каноны, привело первоначально к конфликту среди священнослужителей, а затем и к расколу церкви. Старообрядцы подвергались жестоким преследованиям.

Придворные круги были недовольны усилением власти Никона, кроме того, у патриарха возникли острые разногласия с государем. Связано это было со стремлением вывести церковь из-под контроля государственной власти и подтвердить превосходство церкви над государством.

Окончательный разрыв между Никоном и царем произошел в 1658 г., когда Никон оставил Москву и демонстративно, сложив с себя полномочия, отправился в Новоиерусалимский монастырь. Он предполагал, что Алексей Михайлович будет просить его вернуться в Москву. Однако этого не произошло. Более того, Никону приказали оставаться в монастыре, а когда в 1664 г. он самовольно возвратился в столицу, его выслали обратно. Затем в 1666/67 г. состоялся Церковный собор, который лишил Никона патриаршего сана. Бывший патриарх был сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь. Умер Никон на пути в Новоиерусалимский монастырь, куда царь в 1681 г. разрешил ему вернуться.

После того как патриарх закончит свое представление, корреспонденты могут приступить к интервью. Отвечает на их вопросы не только сам патриарх, но и его окружение.

Желательно, чтобы в числе задающих вопросы были не только современные журналисты, но и оппоненты Никона — протопоп Аввакум, Стефан Вонифатьев, Иван Неронов, царь Алексей Михайлович Романов, вселенские патриархи и т. п.

Учитель может дополнить содержание конференции приведенными ниже вопросами и заданиями.

Вопросы и задания для учащихся

1.   Какие черты личности патриарха выделяет В.О. Ключевский: «В спокойное время, в ежедневном обиходе он был тяжел, капризен, вспыльчив и властолюбив, больше всего самолюбив. Он умел производить громадное нравственное впечатление. ... За ожесточение в борьбе его считали злым; но его тяготила всякая вражда, и он легко прощал врагам, если замечал в них желание пойти ему навстречу. С упрямыми врагами Никон был жесток. Но все забывал при виде людских слез и страданий. По своим умственным и нравственным силам он был больше делец, желавший и способный делать большие дела...» Согласны ли вы с данной оценкой? Подтвердите свою точку зрения, опираясь на реальные исторические факты.

2.  Заслушайте фрагмент «Жития Аввакума»: «А Никон меня, патриарх бывший, на Москве по ногам бив, мучил недели с три по вся дни, от первого часа до девятого...

Да он же, Никон, егда мя взял от всенощнаго со двора протопопа Иоанна Неронова, по ево патриархову велению, Борис Неледенский со стрельцами ризы на мне изодрали и святое Евангелие, с налоя сбив, затоптали; и посадя в телегу с чепью, по улицам, растяня мои руки, не в одну пору возили...» О каких событиях идет речь? Подумайте, оправдана ли такая жестокость Никона по отношению к идейному противнику? Обоснуйте свое мнение.

IV. Домашнее задание

Составить сравнительную характеристику двух идейных противников – Никона и Аввакума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку Церковный раскол. (7 кл)

Презентацию можно использовать при объяснении темы: Реформы патриарха Никона в 7 кл....

Презентация к уроку Церковный раскол. (7 кл)

Презентацию можно использовать при объяснении темы: Реформы патриарха Никона в 7 кл....

Урок в 10 классе реформы Никона.Церковный раскол.

УРОК-СЕМИНАР ВОЗМОЖНО ПРОВЕСТИ В 10 КЛАССЕ ПРОФИЛЬНОМ, ИЛИ СОКРАТИВ МАТЕРИАЛ В КЛАССЕ С БАЗОВЫМ УРОВНЕМ ОБУЧЕНИЯ В 10 КЛАССЕ. К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ДОБАВЛЕНЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ПО ДАННОМУ УРОКУ....

Власть и церковь. Церковный раскол

Конспект урока по ситории - 7 класс...

Церковный раскол презентация

презентация для 7 класса по истории России .Тема "Церковный раскол"...