Крещение Руси
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Кускова Любовь Сергеевна

План урока "Крещение Руси" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kreshchenie_rusi_urok.doc62 КБ
Файл kreshchenie_rusi.pptx2.11 МБ
Microsoft Office document icon prilozhenie1.doc23.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc19.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc37 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_4.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka_v_6_klasse.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Крещение Руси

Цели урока:  

Образовательная: обучающиеся должны будут знать причины принятия христианства; ход событий (как происходило крещение Руси) его значения; смогут проанализировать информацию о причинах и событиях прошлого через исторические и видео источники; соотносить понятия и значения.

Развивающая: развивать логическое и творческое мышление; формировать умение устанавливать логические связи суждений; развивать воссоздающее воображение; формировать умения воспринимать событие в пространстве и времени.

Воспитательная: прививать чувства любви, гордости и уважения к своему Отечеству и его истории; формировать умений применять исторические знания в общении с другими людьми в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности;

Оборудование:  

  1. Фильм «Сказание о Крещении Руси»;
  2. Раздаточный материал для работы в группах (карточки, тесты, таблицы);

 3. Музыкальное сопровождение;

 4. Презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: поисково - исследовательская работа с элементами беседы.

Структура урока:

I. Организационный момент. Психологический настрой. Постановка цели урока и пути ее решения.

II. Изучение нового материала:

1. Учащимся предлагается вспомнить божества древних славян.

2. Изучение причин принятия христианства по Византийскому образцу. Физминутка.

3.  Крещение князя Владимира и Руси. Просмотр отрывка из фильма «Сказание о Крещении Руси» 

III. Рефлексия. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

I. Учитель. Добрый День уважаемые учащиеся 6 класса. Давайте с Вами знакомится - Кускова Любовь Сергеевна. Я рада сегодня приветствовать Вас и наших замечательных гостей на уроке История. Скажите, а вы любите историю?

Поднимите правую руку те, кто любит историю, помашите ей, а теперь левую руку те, кто знает историю, помашите мне; а теперь поднимите обе руки, те, кто готов сегодня плодотворно поработать!

Учитель.  История – это замечательная наука, которая раскрывает перед нами все тайны прошлого.

Учитель задает вопрос учащимся. Скажите, благодаря какой профессии людей, мы узнаем о далеком прошлом?

Выслушиваются ответы учащихся (перечисляют различные профессии.).

Учитель. Сегодня мы с вами поиграем и будем археологами, которым необходимо будет найти интереснейшие факты истории. Но для этого необходимо помнить, что труд археолога очень кропотливый, нужно набраться терпения, мужества и, конечно же, быть внимательными ко всему происходящему, и конечно друг другу.  Итак, преступим! Сейчас я вам включу мелодию, прослушайте ее, пожалуйста, внимательно.

 

Звучит запись колоколов      СЛАЙД 1

Учитель.

Вы прослушали бой колоколов и мелодичный звук музыкальных инструментов, когда я впервые их услышала, то моя душа не могла не откликнуться на этот звук и возникли такие строки, читает эпиграф:

Колокола!

В них мощь России вся отражена.

Как только зазвучит набат Земной,

Ты слышишь стон людской,

И боль, и радость, и покой!

И эта песнь сливается с твоей Душой!

Учитель. Как вы думаете, какой интересный факт истории мы с вами будем исследовать? 

Выслушиваются ответы учащихся. Учитель подводит высказывания учащихся к теме урока: Крещение Руси.  СЛАЙД 2

Сейчас я Вас попрошу открыть свои тетрадки, записать число и тему урока.

Учитель. Для полного изучения данной темы, что нам нужно будет знать, какие вопросы мы поставим перед собой? Как археологи, на какие вопросы мы должны с вами найти ответы. Учащиеся под руководством учителя формируют задачи урока.

  1. Причины принятия христианства (почему крестили Русь?)
  2. Ход событий (как происходило крещение Руси)?            СЛАЙД 3

 

Учитель обращается к учащимся.  На ваших партах есть листы оценивания (Приложение 3), в которых вы должны написать свою фамилию, имя и вопрос, что вы ждете от нашего урока.

II. Изучение нового материала:

1. Рассказ учителя. СЛАЙД 4 Восточные славяне издревле были язычниками. Поклонялись многим богам. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли её в виде различных божеств. А в заповедных рощах, приносили жертвы.

Учитель предлагает учащимся вспомнить божества восточных славян, работа с карточками, на каждой парте таблицы с заданием №1 (соотнеси); и карточки с названием божества и их назначение (разложены по партам в хаотическом порядке) (Приложение 2), Учащиеся должны правильно прикрепить название и определение на доску.

Заполняем маршрутный лист. Задание 1.

Учитель обращается к ученикам.  СЛАЙД 5

 Еще Николай Михайлович Карамзин в своей работе «История государства Российского» описывал обычаи, верования и праздники славян. (Приложение 4).     Задание 2

 Заполняем маршрутный лист. Задание 2.

2. Но так было не всегда. СЛАЙД 6 После смерти Святослава на Руси стали править его 3 сына (Ярополк, Олег, Владимир), между ними разгорелась борьба. В 980 году, Владимир Святославович становится великим князем. Первоначально он тоже был язычником и поклонялся Перуну, а потом не только сам переменил свою веру, но и обратил в христианскую веру по византийскому (греческому) образцу всю Русь.

Надо заметить, СЛАЙД 7 что во многих государствах христианство уже было принято:

496г.  – Хлодвиг, король франков принимает христианство;

531г.- крещение Эфиопии;

861г. – крещение Болгарии;

956г. -  утверждение христианства в Польше.

Учитель обращается к ученикам. Вот теперь мои славные археологи вам придется дружно отыскать в сокровищнице знаний - книге (учебник Данилова параграф 5 страница 16) истинные причины принятия христианства по греческому образцу. И документу Задание 3 (Приложение 4)

Учащимся предлагаются карточки с причинами (Приложение1), из которых они должны выбрать правильные, изучив текст учебника.

Заполняем маршрутный лист. Задание 3.

Время княжения Владимира воспето во многих былинах, которые передавались из уст в уста. Звучит Былина.

Самого князя в былинах называют Владимиром Красным Солнышком.

 Физминутка.  СЛАЙД 8

Я держу в ладошках Солнце! Я дарю его друзьям! Улыбайтесь - это просто! Лучик Солнца - ЭТО ВАМ!

3. Учитель обращается к ученикам. Как же происходило крещение князя Владимира и крещение Руси? Я предлагаю вам просмотреть отрывок из фильма «Сказание о Крещении Руси» СЛАЙД 9   и ответить на следующие вопросы, задание 4 (Приложение 4) СЛАЙД 10   

Выслушиваются ответы учащихся.

Заполняем маршрутный лист. Задание 4.

III. Рефлексия. Оценивание.

Учитель. А теперь давайте подведем итог нашего сегодняшнего урока. Пожалуйста, до конца заполните листы оценивания (Приложение 3), затем его передайте своему соседу по парте, чтобы он поставил вам оценку за урок.

Выслушиваются ответы учащихся. Возвращаемся к вопросу урока «Что я жду от урока»

IV. Домашнее задание. Параграф 5 читать, в тетрадях записать значение принятия христианства.

СЛАЙД 11


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Колокола! В них мощь России вся отражена. Как только зазвучит набат Земной, Ты слышишь стон людской, И боль, и радость, и покой! И эта песнь сливается с твоей Душой !

Слайд 2

Крещение Руси

Слайд 3

Задачи: Узнать причины принятия христианства (почему?) 2. Узнать как происходило крещения.

Слайд 5

«…Доныне простые люди говорят у нас о Леших, которые видом подобны Сатирам, живут будто бы в темноте лесов, равняются с деревьями и с травою, ужасают странников, обходят их кругом и сбивают с пути; о Русалках, или Нимфах дубрав… о благодетельных и злых Домовых, о ночных Кикиморах…»

Слайд 6

972 – 980 гг.

Слайд 7

496г. – Хлодвиг , король франков принимает христианство; 531г.- крещение Эфиопии; 861г. – крещение Болгарии; 956г. - утверждение христианства в Польше.

Слайд 10

Крещение Руси

Слайд 11

«Спасибо»



Предварительный просмотр:

1. Византийское богослужение было самым скромным.

 2. Часть жителей Руси уже исповедовала христианство.

 3. Русь поддерживала  с Византией тесные торговые связи.

4. Киевскому князю нужна была религия, которая бы сплотила все племена и укрепила власть князя.

5. Византийские христиане не посягали на восточнославянские территории.

6. Наличие в Византии сильной самостоятельной церкви.

7. Наличие сильной императорской власти, от которой зависела церковь.



Предварительный просмотр:

бог грома и молнии (войны и оружия)

бог солнца

повелитель ветра

покровитель скотоводства

божество плодородия



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист

Я жду от урока _________________________________________________

_______________________________________________________________

Этап урока

Справился без помощи учителя

(5 баллов)

Справился с помощью  учителя

(4 балла)

Не справился

(0 баллов)

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Сумма баллов (отметка)

Отметка моего соседа

20 – 16 баллов – отметка «5»;     15-11 баллов – отметка «4»;  10- 5  баллов– отметка «3»

Маршрутный лист

Я жду от урока _________________________________________________

_______________________________________________________________

Этап урока

Справился без помощи учителя (5 баллов)

Справился с помощью  учителя  

(4 балла)

Не справился

(0 баллов)

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Сумма баллов (отметка)

Отметка моего соседа

20 – 16 баллов – отметка «5»;     15-11 баллов – отметка «4»;  10- 5  баллов– отметка «3»



Предварительный просмотр:

Задание 1. Соотнесите:

Имя языческого бога

Какие силы природы олицетворяли

1. Перун

1. бог солнца

2. Ярило

2. божество плодородия

3. Стрибог

3. покровитель скотоводства

4. Велес

4. бог грома и молнии (войны и оружия)

5. Мокошь

5. повелитель ветра

Задание 2. Подчеркните правильные ответы. В каких существ верили славяне?

Николай Михайлович Карамзин так описывал обычаи, верования и праздники славян.

 «…Доныне простые люди говорят у нас о Леших, которые видом подобны Сатирам, живут будто бы в темноте лесов, равняются с деревьями и с травою, ужасают странников, обходят их кругом и сбивают с пути; о Русалках, или Нимфах дубрав… о благодетельных и злых Домовых, о ночных Кикиморах, и прочее».

Задание 3.  Прочитайте текст и подчеркните причины принятия христианства.

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина « История России»

Владимир решил принять христианство по византийскому (греческому) образцу. Ведь византийские христиане, в отличие от хазар и булгар, не посягали на восточнославянские территории. К тому же Русь поддерживала тесные торговые связи с Византией. Часть жителей Руси, особенно среди киевлян, исповедовали христианство. Примером была Византия, самая могущественная держава в Европе. Власть императора была здесь почти неограниченной, и церковь способствовала ее укреплению. К тому же византийская церковь, в отличие от римской, полностью зависела от императора.

К принятию христианства Владимира подталкивало и стремление укрепить международный авторитет Руси. Многие страны посматривали на Русь свысока, воспринимая русских как варваров.

Задание 4. Ответьте на вопросы

         1. Какой фактор мог быть решающими при выборе веры?

         2. В каком году князь Владимир крестил Русь?

 3. Прочтите отрывок, как описывает крещение князя Владимира Святославича А. К. Толстой,  о какой беде говорит автор?

Увидели греки в заливе суда,

У стен уж дружина толпится,

Пошли толковать и туда-  сюда:

« Настала, как есть, христианам беда,

Приехал Владимир креститься!»



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока в 6 классе.

 

Учитель Кускова Любовь Сергеевна

Тема: Крещение Руси

Место урока в теме определено календарно - тематическим планированием.

Цели урока:  

Образовательная: обучающиеся должны будут знать причины принятия христианства; ход событий (как происходило крещение Руси) его  значения; смогут проанализировать информацию о причинах и событиях прошлого через исторические и видео источники; соотносить понятия и значения.

Развивающая: развивать логическое и творческое мышление;  формировать умение устанавливать логические связи суждений;  развивать воссоздающее воображение; формировать умения воспринимать событие в пространстве и времени.

Воспитательная: прививать чувства любви, гордости и уважения к своему Отечеству и его истории; формировать умений применять исторические знания в общении с другими людьми в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности.

Содержание урока строилось исходя  из поставленных целей и задач на принципах:

  1. межпредметные связи (литература, музыкальное искусство;)
  2. научность (использование специальных терминов, исторические источники, учебник);
  3. логичность (последовательность в изложении);
  4. доступность (результаты урока: ответы на вопросы, активная работа детей)

Тип урока: Изучение нового материала через актуализацию знаний полученных на предыдущих уроках.

Структура урока:

I. Организационный момент. Психологический настрой. Постановка цели урока и пути ее решения.

II. Изучение нового материала:

1. Учащимся предлагается вспомнить божества древних славян.

2. Прихода к власти Князя Владимира Святославовича.

3. Изучение причин принятия христианства по Византийскому образцу. Физминутка.

4.  Крещение князя Владимира и Руси. Просмотр отрывка из фильма  «Сказание о Крещении Руси» 

III. Рефлексия. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

Методы обучения:

На данных этапах использовались следующие методы:

1. По внешним признакам деятельности преподавателя  и обучающихся ( рассказ, беседа, инструктаж, работа с книгой);

2. По источнику получения знаний (визуальные, аудиальные – использование технических средств);

Формы организации: беседа, групповая, индивидуальная.

Психологический аспект урока: знакомство с детьми, доброжелательная обстановка; обратная связь: улыбки, поощрение.

Планируемый результат: умение анализировать, выявлять  и обобщать знания, используя различные источники.

Приобретаемые компетентности: передача, поиск информации, участие в диалоге.

Обучающие сегодня на уроке отрабатывали  УУД (универсальные учебные действия):

  1. Регулятивные – постановка цели и задач.
  2. Познавательные – соотносили; находили правильные ответы; строили речевые высказывания; участвовали в положительной работе по достижению цели и задач.
  3. Коммуникативные – высказывали  мнения; стремились к сотрудничеству; в результате совместной работы в парах приходили к общему решению.
  4. Личностные – развивали умение анализировать; оценивать; приобретали навыки сотрудничества между учителем и одноклассниками.
  5. Метопредметные – ставили цель и задачи и следовали им, анализировали, обобщали, вели диалог.

Результат: 

Учащиеся изучили причины принятия, смогли анализировать письменные исторические источники и видео источники, соотносили понятия и значения через совместную работу в группе, учащимися и учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок истории в 6 классе №Крещение Руси"

Пошаговая методическая рекомендация по уроку с презентацией....

урок истории в 6 классе №Крещение Руси"

презентация по теме "Крещение Руси"...

урок истории в 6 классе Крещение Руси"

презентация по теме "Крещение Руси"...

Методическая разработка урока 10 кл. "Князь Владимир. Крещение Руси"

Методическая разработка урока  "Князь Владимир. Крещение Руси" для 10 класса...

Общество Древней Руси. Крещение Руси и его значение

Цели урока: характеристика личности и правления Владимира I; определение причин принятия христианства и его значения для развития Древнерусского государства. Анализ причин, сущности и резул...

Урок по истории России "Крещение Руси"

Крещение Руси. Урок проводится в 6 классе.      Оснащение урока:  аудиозапись (П.И.Чайковский «литургия Иоанна Златоуста»), репродукции, картины, текст источника (отрывки из...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «ПРАВЛЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА (980 – 1015). КРЕЩЕНИЕ РУСИ (988)»

Цели:познакомить учащихся с правлением князя Владимира, определить причины и значение принятия христианства на Руси; формировать умения в связной форме пересказывать текст учебника, давать собст...