динамические паузы на уроках истории для учащихся 5-6кл.
опыты и эксперименты по истории (6 класс) на тему

Можете использовать данный материал на своих уроках!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dinam_pauzy.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Динамические паузы                                                                      на уроках истории в 5 классе

Учитель истории МБОУ СОШ с.Сосновка Тандинского кожууна

Сонгукчу Улар Орланович

Пояснительная записка

     История – интересный и одновременно  сложный предмет. На уроках в 5 классе учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому большое значение имеет его организация. «Раньше мы просто читали рассказы о том, что было, а теперь выявляем причины и следствия , учим понятия и даты» и т.п. Насколько дети будут поглощены познавательным процессом, влюбятся в предмет, зависит и конечный результат.

    В процессе обучения важно учитывать психологические особенности детей этого возраста. В 5-м классе дети очень эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. Они совсем недавно пришли из начальной школы и еще не адаптировались к новым требованиям. Психологические и психофизические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. Характерные признаки:  возрастание тревожности, снижение работоспособности, повышенная робость или, напротив, «развязность», неорганизованность, забывчивость. Большинство детей адаптируются быстро и подобные отклонения у них  исчезают через 2-3 недели учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше. Психолог и педагог А. Юшков в интервью газете «Первое сентября» отмечает: «По возрасту пятиклассникам хорошо бы еще оставаться в том кругу отношений, который сложился в начальной школе им удобнее эти формы поведения, чем подростковые. А в познавательном плане, в плане интереса они этому возрасту уже не принадлежат. По социальным формам организованности им бы относится к начальной школе, а по предметности, по насыщенности какой-то особой информацией, и способу работы с ней их жизнь должна сильно отличаться. Нужно, чтобы учебные занятия вызывали у десятилетнего - одиннадцатилетнего ученика положительные эмоциональные переживания».
  С этой задачей отлично справляются динамические паузы,  используемые на уроке. Они повышают эмоциональный настрой и работоспособность, снимают умственное напряжение, способствуют развитию коммуникативных, творческих способностей учащихся, помогают эмоциональной разгрузке и являются важным фактором в борьбе против гиподинамии, утомляемости, а также помогают сохранить атмосферу, в которой дети находились в начальной школе.

Круг пользователей: учителя истории, руководители исторических кружков.

Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся и развития памяти, внимания, мышления, творческих способностей учащихся через использование динамических пауз.

Задачи: 

  • повысить мотивацию к изучению предмета;
  • развивать коммуникативные навыки учащихся;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата на уроках истории;
  • изучить влияние динамических пауз на развитие умений  школьников;
  •  создать условия, позволяющие сохранить, улучшить здоровье учащихся и обеспечить успешность их обучения.

Ожидаемые результаты:

  • повышение активности на уроках;
  • улучшение результатов обучения;
  • развитие творчества у учащихся.

Актуальность

  • Обучение – самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Количество нагрузок в школе по учебным дисциплинам из года в год увеличивается. Использование новых форм и технологий обучения, привело к росту утомляемости, гиподинамии, нервному напряжению у детей. Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается. По результатам медицинского осмотра 2008г на диспансерном учете в МБОУ СОШ № 1 состояло 60 детей, а в 2012- 80. Среди них дети с заболеваниями костно- мышечной системы, с избытком массы тела , с ожирением, с плохим зрением. В 2013 году проводился медосмотр выпускников 9 классов. В нем участвовало 115 детей. 90 детей относятся ко второй группе здоровья, 25 к третьей, 1 к 5 группе здоровья. В первой группе здоровья нет ни одного ребенка. Нарушением осанки страдают 16 человек, сколиозом- 22 , сколиотической осанкой- 4 , нарушением зрения- 16, заболевания сердечно- сосудистой системы наблюдается у 25 человек. Ещё В.А. Сухомлинский писал: "Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”[1].Поэтому очень важно использовать                                     здоровьесберегающие технологии на уроках. 
  • Учитель может внести существенный вклад в укрепление здоровья своих учеников в период, когда они находятся в школе.
  • Использование динамических пауз на уроке ведет к раскрытию творческого потенциала учащихся, к осмысленному и быстрому освоению фактического материала и позволяет компенсировать негативные последствия переутомления.
  • Динамические паузы на уроках создают условия для активного отдыха учащихся, позволяют быстро переключить внимание с одного вида деятельности на другой, способствуют повышению внимания и работоспособности. Активный отдых помогает получить новый заряд энергии.
  • Динамические паузы положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. В то же время, многие психологи отмечают значимость активных форм деятельности на уроке как условия успешного обучения.
  •  Эффективная реализация профилактических и оздоровительных технологий с учащимися в школе возможна только при целенаправленной систематической деятельности педагога. Как сказал К.Д.Ушинский: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».[2]

 

Особенности проведения физминуток:

Длительность физминуток – 1-5 минут. На уроках используются динамические паузы для профилактики близорукости – специальная гимнастика для снятия зрительного напряжения. Для профилактики и коррекции нарушений осанки используется на уроках двигательная гимнастика, позволяющая формировать правильную осанку и стабилизировать имеющиеся функциональные нарушения позвоночника.  

Динамическая пауза проводится на 12- 20 минуте от начала урока. В начале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели целесообразно проведение физкультминутки дважды за урок .

Очень важно, чтобы динамические паузы являлись очередной ступенью урока, связующим мостиком между старой и новой темой.

Профессиональное мастерство современного учителя характеризуется уровнем его профессиональных умений и навыков в процессе составления урока. Атмосфера увлеченности, радости, ощущение посильности задания и увлекательности позволяет решать серьезные дидактические и коммуникативные задачи.

Тематические динамические паузы для уроков истории                                    в  5 классе.

1.Темы «Древнейшие люди», «Государство на берегах Нила»

Игра «Рыбалка»

Учитель предлагает учащимся назвать основные занятия древнейшего человека. Затем предлагает сходить на рыбалку. Правая рука учителя- река, левая рука- рыба, которую детям нужно поймать хлопком всякий раз, когда она выпрыгивает из воды. «Рыба» может хитрить и показывать из воды только «Хвостик»- большой палец на левой руке учителя, или совершать сразу несколько прыжков из воды.

2. Игра «Море волнуется раз» используется, когда изучаются исторические термины. Например, в Разделе «Жизнь первобытных людей» - древнейший человек, питекантроп, неандерталец, охотник,  саблезубый тигр, мамонт, шерстистый носорог, палка - копалка, дубинка, рубило, скребок, мотыга, серп. В Разделе «Древний Восток» -  называются имена разных божеств, животных, обитающих в странах Древнего Востока,  пирамида, колесница, фараон, вельможа, писец, крестьянин, раб, шадуф,  мореплаватель, царь, можно вспомнить орудия труда мотыга, серп, плуг.

Игра «Море волнуется раз»:

Море волнуется раз, море волнуется два,

Море волнуется три:        

А)  фигура первобытного человека на месте замри;

Б) фигура мамонта на месте замри;

В) фигура рубила на месте  замри и т.д.

Г) фигура ученика 5 класса на месте замри

3. Тема «Появление неравенства и знати» совершение обряда поклонения духам природы у родового дерева.

Учитель говорит, что в древности люди с почтением относились ко всему живому. Такая традиция сохранилась сегодня и у восточных народов. Давайте поблагодарим матушку природу за то, что она дает нам пищу, кров. Дети приносят к родовому дереву дары, сделанные собственными руками.

4.Тема «Искусство Древнего Египта»:

Класс делится на  группы по 4-5 человек. Группы получают конверты, в них находится разрезанное слово «пирамида». Учитель зачитывает эпиграф к новой теме: египтяне в древности говорили: «Все  в мире боится времени, а время боится …» Сложив правильно карточки, вы узнаете чего боится время.

5.Тема «Финикийские мореплаватели»:

Учитель:    ребята сегодня мы совершим увлекательное путешествие в древнее государство Финикия. Я попрошу вас встать из-за парт и выполнить все мои команды, чтобы быстрее попасть в эту загадочную страну.

В моряков мы превратимся,

На корабль сейчас садимся.

Нужный нам товар возьмем

И Египет с Междуречьем

Побыстрее поплывем.

Повезем туда мы бревна,

Масло, краску и вино,

И пурпурное такое драгоценное сукно.

Вот стеклянные сосуды-

Нет изящнее посуды.

Свой корабль мы снарядили,

Все товары погрузили.

Весла в руки дружно взяли

И корабль наш отчалил.

Делай взмах рукою правой,

Делай взмах рукою левой,

И тогда ты станешь бравый,

И тогда ты станешь первый.

Мышцы наши укрепились

И мы к знаньям устремились.

Задание: напишите в тетрадях, что везли финикийские мореплаватели в другие страны.

6.Тема «Библейские сказания»:

Игра «Дождь»:

Учитель: Почему- то в классе стало очень жарко, дождя бы сейчас! Представим будто пошел дождь: одна капля упала на ладошку ( дети одним пальцем ударяют по ладони другой руки), две капли упало на ладошку, три капли, четыре капли, и вот пошел ливень ( все громко аплодируют). Дождь не переставал ни днем, ни ночью. Сорок дней и ночей длился этот ливень. Вся суша и даже вершины самых высоких гор скрылись под водой. Но постепенно дождь стал стихать. Четыре капли упало на ладошку, три капли, две, одна капля и дождь закончился.

Ребята, как вы думаете, о каком мифе сейчас пойдет речь?

7.Игра «Царь Горох» используется, когда изучены исторические личности    (Тутмос III, Хаммураппи, Соломон, Солон, Перикл, Фемистокл…).

Учитель: Я - вавилонский царь Хаммурапи, а вы - финикийские мореплаватели. Вам нужно договориться,  что привезет ваш корабль в мою страну, товар нужно показать пантомимой, а я буду отгадывать.

Ученики: Здравствуй, царь Хаммурапи.

Учитель: Здравствуйте, финикийские мореплаватели. Что вы мне привезли?

Ученики: Что привезли тебе не скажем, что привезли сейчас покажем.(изображают товар)

8. Тема «Персидская держава «царя царей»

До начала урока учитель расклеивает в классе «монеты» Дария I (под крышки и на ножки парт, стульев). Во время объяснения нового материала говорит, что Дарий I ввел золотую монету «дарик» и устраивает соревнование, какой ряд больше монет соберет.

9.Тема «Древняя Индия»:

Под медленную медленную индийскую народную музыку делать дыхательные упражнения из йоги.

А) при усталости. Выполняется стоя и сидя. Сделав медленно полный вдох, задержите дыхание на 1-2 секунды и потом короткими и сильными толчками живота выдыхайте отдельными порциями через губы, сложенные трубочкой, но надувая при этом щеки. Каждая последующая порция выдыхаемого воздуха должна быть меньше предыдущей. Неработающие мышцы все время остаются расслабленными. Толчкообразные выдохи производятся энергично, но легко. Сделать 2-3 дыхания.

Б) упражнение благотворно влияет на щитовидную железу, улучшает кровоснабжение мозга. Выдыхать нужно как на зевке. В начале вдоха рот закрыт, в конце - вдох через рот. Дышать не спеша. Во время вдоха шея напряжена. После вдоха допустима задержка дыхания на 1-2 секунды.

10. Тема «Древний Китай»:

Под  медленную китайскую народную музыку делаются упражнения из  лечебной гимнастики Цигун. 

На вдох руки поднять вверх и мысленно представить , что вы кувшин, который наполняется энергией, светом. На выдох - светлая энергия изгоняет из вашего тела всю черноту, все болезни. Руки при этом опускаются вниз до упора. Нужно выдохнуть как  можно больше углекислого газа из себя. Развивает легкие, помогает наполнить организм энергией, учит позитивному мышлению

11. Раздел «Древняя Греция»

Под музыку народного танца «Сиртаки» на каждом уроке разучивается элемент из греческого танца

12. Прием  хорового чтения. Это прекрасный отдых, оживляющий внимание.

Тема «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте»- хвалебные песни Нила.

Тема «Древнееврейское царство»- документ «Чему учили библейские мудрецы».

Тема «Чему учил китайский мудрец Конфуций» - документ «Из высказываний Конфуция».

Тема  «В театре Диониса» - из песни старцев в трагедии Софокла «Антигона».

Тема «Афинская демократия при Перикле»- документ «Из речи Перикла».

13.Тема «Олимпийские игры в древности»

Игра «Ипподром» ( играющие имитируют слова учителя)

Учитель:

- Кони выходят на старт! (ученики имитируют топот копыт, ударяя себя по коленям ладонями, попеременно то левой, то правой)

- На старт! Внимание! Марш! (ученики постепенно убыстряют «бег», с большей частотой ударяя себя по коленям)

-Бежим по мостовой! (ученики попеременно ударяют себя кулаками по ключицам)

-Бежим по траве! (ученики трут ладонью о ладонь)

- По болоту! (ученики складывают ладони в замочек и ударяют ладонью о ладонь)

- Трибуны ликуют (девочки кричат : Давай- давай! Эге-гей!, мальчики кричат: «Ого - го!» и свистят

-Скоро финиш! (ученики убыстряют чередование ударов по коленям).
- Финиш! Награждение победителей! ( ученики вытирают пот, имитируют надевание венка на шею)

11.Минута тишины является не только физическим отдыхом, но и хорошей гимнастикой для волевых центров.

12.Прослушивание народной или медитативной музыки. С древних времен музыка сопровождала человека, даря ему духовное и физическое здоровье. Я использую народную музыку как эффективное средство воздействия на настроение и психологическое состояние организма. Включаю ее, когда ученики записывают тему урока. Она помогает ребятам почувствовать самобытность государства.  Медитативная музыка используется, когда ученики записывают определения понятий. Она помогает восстановить душевное равновесие.

Литература:

1. Сухомлинский В.А. О воспитании // М., 1973 г.

2. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. Письмо третье Берн. Einwohner-Madchenschule //Собрание сочинений, М., 1974.

3.Чем развлечь гостей

Интернет- ресурсы:

1.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/fizminutki

2.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/fizminutki-na-uroke

3.http://www.razumniki.ru/fizkultminutki_tematicheskie.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минуты расслабления и динамические паузы на уроках математики.

В помощь учителю математики при проведении урока....

Семинар-практикум: «Развитие познавательной сферы учащихся в рамках физминуток и динамических пауз на уроках»

Особенности явления функциональной ассиметрии полушарий головного мозга (распределений психических функций между полушариями). Два полушария одного мозга ведут себя как два различных мозга. Осно...

Динамические паузы на уроках истории

Использование здоровьесберегающих технологий в настоящее время является актуальным. В век информации большинство детей страдают гиподинамией. В  материале представлены тематические физминутки, ко...

Использование динамических пауз на уроках

Динамические паузы на уроках...

Музыкальные динамические паузы на уроках английского языка в начальной школе

Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода к её решению, в частности, разработки более совершенных организационных форм и методических приёмов обучения. Надо помнить, что ...

Динамические паузы на уроках английского языка.

Динамические паузы на уроках английского языка....

Динамические паузы на уроках английского языка

Виды динамических пауз, их место применения на уроках, подборка рифмовок с движениями....