Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе
статья по истории ( класс) на тему

Материалы могут быть полезны как учителям общественно-исторических дисциплин, так и другим предметникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Ольга Васильевна

Использование электронных образовательных ресурсов

в учебном процессе

В современных условиях интенсивного развития информационных технологий образование не может оставаться в стороне от модернизационных процессов, которые повлекли изменения формы передачи знаний, и взаимоотношений ученика и учителя. Информационные технологии порождают изменение в педагогических технологиях и вынуждают обратить внимание на воспитание личностных компетенций. Образовательные ресурсы сегодня - это, в первую очередь, цифровая среда, в которой учитель может, ориентируясь в электронных каталогах и пользуясь поисковыми системами, найти тот материал, который ему необходим для проведения урока или организации внеурочной деятельности учащихся. Тем самым создается и активно функционирует сетевое образовательное пространство, которое способствует не только активизации процесса обучения, но и повышает квалификацию учителя и стимулирует обмен опытом.

Электронный образовательный ресурс  для учителя истории и обществознания сегодня позволяет проводить более полноценные занятия, например, посещать виртуальные музейные экспозиции или анализировать трехмерные реконструкции архитектурных памятников, проводя одновременно контроль полученных знаний, умений и навыков учащихся. Тем самым изменяется способ получения информации. Вместо изучения текстовых описаний объектов, процессов, явлений, ученик может увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Иным становится и домашнее задание. Используя современные образовательные ресурсы, учащийся может выстроить, например, интерактивную ленту времени или заполнить интерактивную контурную карту.

Умение работать с исторической картой является одним из основных умений, которое формируется в процессе изучения истории. Различные атласы и карты отдельных исторических событий традиционно являются одной из важных форм представления учебно-методических материалов для основного общего образования. Поэтому ЭОР, которые предоставляют возможность работы с историческими картами, решают задачу повышения исторической и информационной грамотности учащихся. Для распространения ЭОР сегодня используются сетевые технологии, благодаря которым стало возможным реализовать два образовательных проекта для основной школы: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов(http://school-collection.edu.ru/) и Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов(http://fcior.edu.ru).

В практике работы современного учителя электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП) могут использоваться как в традиционном обучении, так и инициировать применение инновационных образовательных технологий.

В условиях традиционного обучения в основу конструирования моделей использования ЭОР НП в учебном процессе могут быть положены:

  • характер деятельности учащегося при использовании ЭОР НП в учебном процессе;
  • характер взаимодействия учителя и учащегося в условиях использования ЭОР НП в учебном процессе.

Первое основание.  В соответствии с одним из подходов к классификации методов обучения (И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин) по характеру деятельности учащегося в учебном процессе можно выделить следующие группы методов обучения:

  1. объяснительно-иллюстративные;
  2. репродуктивные;
  3. проблемное изложение изучаемого материала;
  4. частично-поисковые;
  5. исследовательские.

Рассмотрим более подробно особенности использования ЭОР НП в учебном процессе в соответствии с каждой группой методов обучения.

  1. Объяснительно-иллюстративные. Учитель использует содержание отдельных электронных учебных модулей (ЭУМ) преимущественно информационного типа, как средство предъявления готовой информации или иллюстрации сообщаемого факта, понятия, рассматриваемого закона, закономерности. Учащийся пассивно взаимодействует с содержанием ЭУМ на уровне восприятия информации, наблюдения, запоминания и т. д.
  2. Репродуктивные. Эта группа методов предполагает использование учителем ЭОР НП для формирования у учащихся умений и навыков, а также для осуществления контроля знаний. При организации учебного процесса преимущественно используются:
  • практические ЭУМ, содержание которых предусматривает воспроизведение учащимся учебных действий по заранее заданному алгоритму;
  • контролирующие ЭУМ, направленные на повторение и закрепление пройденного.

Учитель использует ЭОР НП для демонстрации примеров образцов действий, а также для контроля и оценки знаний и умений на уровне воспроизведения усвоенного материала. При этом учащиеся включаются в репродуктивную деятельность, предполагающую выполнение действий по образцу, заранее заданному алгоритму, контроль и оценку качества воспроизведения знаний.

3. Проблемное изложение изучаемого материала. Построение учебного процесса на основе этой группы методов позволяет использовать ЭОР НП как на уроке, так и при организации самостоятельной деятельности учащихся. Содержание ЭУМ (преимущественно информационного или практического) может выступать как источник создания проблемной ситуации, постановки учебной проблемы, демонстрации способов ее решения.

В ходе урока учитель, опираясь на проблемное содержание ЭУМ (отражение разных подходов к решению проблемы, история решения проблемы в науке и т. д.), активизирует деятельность учащихся по поиску учебной проблемы, помогает им сформулировать учебную проблему в форме проблемного вопроса, проблемного задания, проблемной задачи и т. д. Учитель может использовать ЭУМ для демонстрации способов решения проблемы, вскрытия логики научного познания. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способами и приемами научного мышления.

Организуя самостоятельную деятельность (например, выполнение домашнего задания), учитель предлагает учащимся самостоятельно познакомиться с проблемным содержанием ЭУМ и попытаться сформулировать проблему, например, в форме проблемного вопроса.

4. Частично-поисковые. Эта группа методов предполагает использование ЭОР НП преимущественно при организации самостоятельной деятельности учащихся под руководством учителя. При этом актуальным становится использование различных типов ЭУМ:

  • информационных, содержание которых носит проблемный характер;
  • практических, направленных на освоение учащимися новых способов деятельности, которым их ранее не обучали;
  • контролирующих, направленных на систематизацию, обобщение уже усвоенных знаний, стимулирования многоаспектного осмысления явлений.

Учитель, используя содержание разных типов ЭУМ, организует самостоятельную работу обучающихся поискового типа: анализ проблемной ситуации, постановку проблемы и поиск вариантов ее решения, «открытие» нового знания, преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых.

Однако содержание ЭУМ может использоваться и на уроке для организации эвристических бесед, дискуссий, учебных конференций.

5. Исследовательские. ЭОР НП используются при организации самостоятельной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей: самостоятельное изучение материала, организация и проведение лабораторных и практических работ, написание учащимся исследовательских работ, создание учебных проектов, организация учебных игр.

Второе основание.  Характер взаимодействия учителя и ученика на основе использования ЭОР НП в учебном процессе.

Использование ЭОР НП в учебном процессе позволяет реализовывать различные варианты взаимодействия учителя и учащегося.

  1. Использование ЭОР НП на уроке учителем при отсутствии самостоятельного взаимодействия учащегося с содержанием ЭУМ различных типов.
  2. Использование ЭОР НП на уроке учителем и взаимодействие учащегося с содержанием ЭУМ различных типов под руководством учителя.
  3. Использование ЭОР НП на уроке учителем и учащимся и учащимся в процессе самостоятельной работы в соответствии с рекомендациями учителя.
  4. Использование ЭОР НП учащимся на уроке и во внеурочной деятельности в соответствии с его индивидуальным выбором и рекомендациями учителя.
  5. Использование ЭОР НП во внеурочной деятельности при ведущей роли учащегося.

Очевидно, что в первых трех вариантах ведущая роль в определении типов и видов используемых ЭУМ, характера деятельности учащихся с содержанием ЭУМ принадлежит учителю. Ученики в основном действуют под его руководством.

Четвертый и пятый варианты инициируют изменение позиции учителя: он становится консультантом, модератором, тьютором.

При организации самостоятельной работы учащихся ЭОР могут использоваться:

  • для выбора необходимой информации;
  • для изучения нового учебного материала;
  • для выполнения лабораторных и практических работ;
  • для анализа и построение моделей в виртуальных лабораториях;
  • для создания «собственных» продуктов учебной деятельности: конспекты, рефераты, проекты и т. п.;
  • для отработки умений и навыков;
  • для подготовки выступлений и презентаций;
  • для подготовки к конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным турнирам;
  • для выполнения учебно-исследовательских работ;
  • для проведения тестирования как формы контроля и самоконтроля.

Необходимо отметить особую роль ЭОР НП в создании условий в учебном процессе для реализации инновационных технологий обучения, прежде всего, таких как проектное обучение, дистанционное обучение, кейс-технологии.

Наиболее удачным в практике своей работы считаю использование возможности электронных образовательных ресурсов при  проведении уроков-практикумов. Например, индивидуальный урок-практикум по истории или обществознанию с применением ЭОР можно провести в компьютерном классе, где каждому ученику предоставлен компьютер. Однако реальность такова, что этот вариант наименее исполним. Поэтому чаще всего практикумы в компьютерных классах организовываются как групповая работа в парах или мини-группах (до 4 человек). Материалы для индивидуального практикума можно найти и в Единой коллекции ЦОР. Это могут быть интерактивные таблицы, которые необходимо заполнить, скопировать и отправить для проверки преподавателю, или текст исторического источника. Составление характеристики исторического деятеля в свете приобретения необходимых навыков для ГИА, ЕГЭ сегодня становится весьма важным умением учащихся. Поэтому этот вид деятельности также может быть организован как урок-практикум. Как нельзя лучше для этой цели подходят практические модули портала ФЦИОР. Например, «Человек в истории: царь Алексей Михайлович» или «Иван Грозный: исторический портрет». Любой индивидуальный практикум может завершаться с помощью автоматизированного тестового контроля усвоения знаний на основе контрольных модулей. Еще одним видом практической работы может стать творческий практикум. Чаще всего он организовывается в форме проекта. Проект может быть индивидуальным, групповым или коллективным. Такой практикум отличается предоставлением учащимся большей самостоятельности, инициативы. Применение метода проектирования позволяет подготовить и преподнести учебный материал в необходимом объеме, но в качественно ином виде, что в свою очередь способствует лучшему усвоению этого материала обучаемыми. Создается пространство для самовыражения учащихся. Моделирование разнообразных процессов и явлений, которое позволяет реализовать данный метод, стимулирует их интеллектуальную активность. При этом плоды творчества учащихся оказываются доступными и востребованными, что существенно повышает интерес к образовательному процессу. Конечно, проектная деятельность требует изучения большего количества информации, в т. ч. из книг, но предлагаемые возможности ЭОР позволят ученикам ярко оформить результаты проектной деятельности, снабдив текст работы иллюстрациями, схемами, таблицами и картами.

Основным источником информации сегодня является Интернет, однако Единая коллекция ЦОР также может быть использована как основа электронных ресурсов. Это позволит учителю быть уверенным в защищенности учащегося основной школы от посещения сайтов с опасным и нежелательным содержанием. Кроме того, ресурсы Коллекции позволяют организовать работу над мини-проектами в ходе урока.

Таким образом, практическая работа на уроке и во внеурочное время развивает самостоятельность и творческую активность учеников при изучении истории и обществознания, а также формирует навыки работы в группе.

Литература

1.Бордовский Г.А., Готская И.Б., Ильина С.П., Снегурова В.И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007.

2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения. –СПб.: СВЕТ, 1997.

3. Информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования. Новая цель образования. ФГОС. Новое содержание образования.-СПб.:СВЕТ,2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения химии"

Статья освещает достоинства и недостатки использования ЭОР  в процессе обучения химии...

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания математики.

Выступление на городском МО учителей математики об использовании электронных ресурсов в процессе преподавания математики...

Статья «Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучение и воспитание детей с ОВЗ»

Часто  педагоги и родители сталкиваются такой проблемой как с нежеланием учеников учиться, в связи с этим, на первый план выходит развивающая функция образования, развитие и становление личности ...

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучение и воспитание детей с ОВЗ

Часто  педагоги и родители сталкиваются такой проблемой как с нежеланием учеников учиться, в связи с этим, на первый план выходит развивающая функция образования, развитие и становление личности ...