Использование современных педагогических информационно -коммуникационных технологий в процессе обучения истории детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по истории ( класс) на тему

Молявкина Татьяна Яковлевна

В  докладе  рассматриваются возможности  применения ИКТ в образовательной и  воспитательной работе на базе коррекционной школы . Особенности применения ИКТ технологий, на примере  мультимедийных  презентаций,  на  уроках истории и внеклассных  мероприятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных педагогических   информационно -коммуникационных

технологий в процессе    обучения  истории  детей с  ограниченными возможностями здоровья

Аннотация:  

В  докладе  рассматриваются возможности  применения ИКТ в образовательной и  воспитательной работе на базе коррекционной школы . Особенности применения ИКТ технологий, на примере  мультимедийных  презентаций,  на  уроках истории и внеклассных  мероприятиях.

Ключевые слова:

 информационно-коммуникационные технологии, возможности ИКТ в  процессе  обучения  истории, мультимедийная презентация,  обучающиеся с ОВЗ.

«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне

действовать самому – я научусь» (Древняя китайская мудрость)

Одним из  важных  стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями обучения.  Перспективными средствами для коррекционно –развивающей работы с детьми с   ограниченными возможностями здоровья  становятся информационно-коммуникационные технологии.

 Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств   техники, которые возможно применять  в учебном процессе. Формы и методы их применения направлены  для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования. 

Использование ИКТ в моей работе, как учителя истории, открывает возможности:  

  • представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;
  • создать положительную мотивацию за счет использования  средств привлечения внимания;
  • активизировать познавательную деятельность обучающихся ;
  •  оптимально использовать время на  уроке и вне урочном мероприятии;
  • видеть реакцию  обучающихся , вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления  материала к внеклассным мероприятиям  по истории  считаю создание мультимедийных презентаций. Применение на занятиях электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, т.к. именно здесь возможно учесть специфику конкретной группы  обучающихся , конкретный контингент детей с учетом их психического, физического и эмоционального уровня развития.

Использование  мультимедийных презентаций в моей педагогической деятельности способствует:

  • повышению эффективности усвоения материала детьми;
  • повышению скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
  • активизации и развитию высших психических функций.
  • формированию теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышению их интеллектуально-творческого развития;
  • созданию дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;
  • подготовке детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

Презентации   использую на различных этапах  урока и мероприятия совместной организованной деятельности:

  • В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
  • Как сопровождение  моего объяснения презентации и ее элементов (схемы,  карты, иллюстрации, видеофрагменты и т. д.);
  • Как информационно-обучающее пособие;
  • Для контроля усвоения материала детьми.

Мультимедийные презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока истории. При создании презентации сначала выстраиваю в систему тот материала, который нужно повторить или обобщить, разбиваю его на самостоятельные дидактические единицы – учебные эпизоды, каждый из которых составляет определенный слайд. Работая с отдельным слайдом, продумываю, за счет чего будет усилен обучающий эффект урока: правильной последовательности подачи материала на экран, верным выбором эффекта анимации, цветовой гаммы, представлением печатного текста, который должен появиться на экране в заранее продуманное время.

Особое внимание на занятии с применением компьютерной техники уделяться здоровьесберегающим технологиям: учитывается соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических  требований к занятию. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны. Физкультминутку для воспитанников также может провести с помощью презентации. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

 Использование созданных мною мультимедийных презентаций показало, что у воспитанников повысилась мотивация познания, что просматривается в результатах диагностики, проводимой в течение учебного  года. Улучшилась результативность  урока, повысился интерес к урокам истории. Проведение занятий с применением мультимедийных презентаций – это мощный стимул в  обучении. При этом у меня появляется возможность проявить творческий подход к созданию и проведению современного, полноценного, интересного  урока и мероприятия по истории.

Использование ИКТ в  учебной деятельности  сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате применения ИКТ   на моих уроках, значительно повысился интерес  обучающихся  к    использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей в олимпиадах, конкурсах и проектах, активизировалась работа по созданию  презентаций  учащимися по темам урока.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов  обучающихся, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

                                                 Литература:

  1. Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе. – Воронеж: Издательство «Научная книга»
  2. Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009.- №4(34)
  3. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3
  4. Мохаммад Н.В. доклад  «ИКТ в образовательном процессе» (http://pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.html)
  5. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. М., 2001

                       

         

Приложение №1

На экране появляется слайд и воспитанники выполняют упражнение.

Приложение №2

0 баллов – низкий уровень

 1 балл – уровень ниже среднего            

 2 балла – средний уровень

3 балла – уровень выше среднего              

4 балла     – высокий уровень

Приложение №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических и информационных технологий как средство развития уровня мотивации к изучению предмета

Данный материал можно использовать в качестве доклада или выступления на методическом объединении или педсовете. Диагностика мотивационной сферы представляет собой очень сложную задачу с точки зрения ...

Использование современных педагогических и информационных технологий в процессе обучения математике в условиях перехода на ФГОС ООО.

В статье рассматриваются современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящи...

Использование приёмов тестопластики в коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В статье рассматриваются инновационные подходы в системе социально-психолого-педагогического сопровождения образования детей с ограниченными возможностями здоровья. ...

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии»

В XXI веке произошла  информатизация общества. Это  затронуло и сферу образования. Одним из направлений современного образования является его компьютеризация. Она основывается на использован...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

"ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ" Статья на пед-чтения. Совместное воспитание и обучение в условиях нашей общеобраз...

методическая разработка "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

В методической разработке представлено описание современных педагогических технологий и их практическое применение на уроках музыки с обучающимися ОВЗ в коррекционной школе....