« История России в лицах и судьбах. П.А Столыпин» вечер исторического портрета для 9,11 классов (сценарий)
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Бирюкова Татьяна Карповна

Одна из знаменитейших и противоречивейших фигур российской истории XX века - Петр Аркадьевич Столыпин был крупным государственным деятелем,  на протяжении пяти  лет занимая пост министра внутренних дел  и  почти  одновременно был председателем  Совета Министров России.

 Карьера Столыпина по меркам любого времени была головокружительной. Молниеносное восхождение вчера еще рядового губернатора на вершину  политического Олимпа в возрасте 44 лет было загадкой для современников, остается загадкой и поныне.

 Деятельность Столыпина не была однозначной. Столыпин - реформатор. А в  России реформаторы не просто бессильны, они несчастны, они обречены, их конец, как правило, трагичен. Столыпинские реформы не имели широкой поддержки. Он был вытеснен из политической игры двойным напором: правящей верхушкой и ненавидящих «низов».

Столыпин был последним крупным деятелем старого режима. По существу, это был его последний шанс. Выстрел в киевском театре во многом предопределил знаменитый выстрел «Авроры», так как означил несостоятельность и крах существующей власти.

Почему сегодня, чем через 100 лет, мы вспоминаем этого человека, вновь анализируем его деятельность?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stolypin.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

«Лямбирская средняя общеобразовательная школа №1»

Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

« История России в лицах и судьбах.

                            П.А Столыпин»

вечер исторического портрета для 9,11 классов

                                                       (сценарий)

(к 150-летию со дня рождения П.А. Столыпина)

Разработала и провела:            учитель истории

муниципального образовательного учреждения «Лямбирская средняя общеобразовательная школа №1»        Бирюкова Т.К.

2016 год.

Цели:  расширить  знания учащихся о  жизни и деятельности.  П.А. Столыпина, способствовать формированию гражданских качеств личности.

Оформление:

  1. Портрет П. А. Столыпина.
  2. Плакат: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия»                                                                         (П.А. Столыпин).

Фонограммы:

Шопен «Революционный этюд»

Моцарт «Лакримоза»

Ученик: 1-й ведущий,

«13 октября 1905 г. Александр Блок пишет такие стихи:

Еще прекрасно серое небо

Еще безнадежна серая даль

Еще несчастных, просящих  хлеба

Никому не жаль, никому не жаль.

И над заливами голые черни.

Пропал, развеялся в невском сне

И дикие вопли: «Свергни! О. свергни»

Не будят жалости в сонной волне.

И в небе сером холодные цветы.Одели Зимний дворец царя.

И латник в черном не даст ответа. Пока не настигнет его заря.

Тогда аллея над водной бездной

Пусть он угрюмей опустит меч,

Чтоб с дикой чернью в борьбе бесполезной

За древнюю сказку мертвым лечь...».

Эти стихи отражают страсти Пятого года. Черный латник"- статуя на крыше Зимнего. После 1905 г. и пронесшихся над Россией социалистических погромов народ находился в состоянии брожения. Нужны, были коренные основательные реформы. Ни созыв народного представительства в лице 1-й Государственной Думы - «Думы народного гнева», как было принято ее называть. - ни другие полумеры, не могли спасти Россию. Для того чтобы заложить фундамент прочного русского благосостояния, нужно было пройти до самого материка, до самой толщи крестьянства. Образовать сильного собственника - крестьянина, сохранить настоящее прогрессивное народное  представительство, способное к творческой работе, наконец, задушить дикую революцию, вот что было бы тремя китами политики.   И,   действительно,   его  работа была подлинным  образцом  государственной   работы,    которая   шла   по   русским   историческим   путям, преобразуя прошлое, но порывая с ним

        2-й  ведущий.

        Одна из знаменитейших и противоречивейших фигур российской истории XX века - Петр Аркадьевич Столыпин был крупным государственным деятелем,  на протяжении пяти  лет занимая пост министра внутренних дел  и  почти  одновременно был председателем  Совета Министров России.

 Карьера Столыпина по меркам любого времени была головокружительной. Молниеносное восхождение вчера еще рядового губернатора на вершину  политического Олимпа в возрасте 44 лет было загадкой для современников, остается загадкой и поныне.

 Деятельность Столыпина не была однозначной. Столыпин - реформатор. А в  России реформаторы не просто бессильны, они несчастны, они обречены, их конец, как правило, трагичен. Столыпинские реформы не имели широкой поддержки. Он был вытеснен из политической игры двойным напором: правящей верхушкой и ненавидящих «низов».

Столыпин был последним крупным деятелем старого режима. По существу, это был его последний шанс. Выстрел в киевском театре во многом предопределил знаменитый выстрел «Авроры», так как означил несостоятельность и крах существующей власти.

Почему сегодня, чем через 100 лет, мы вспоминаем этого человека, вновь анализируем его деятельность?

     3-й ведущий

Жизненный путь любого человека начинается с рождения, детства Кто же он, наш герой? Кто его отец и мать? Что ценили его предки, за что умирали?

    Петр Аркадьевич Столыпин происходил из древнего дворянского  рода, известного с XVI века.

   Одним из самых знаменитых родственников реформатора - русский поэт, чьи стихи знают с детства. «Умереть мы обещали, и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой». М.Ю. Лермонтов и П.А. Столыпин были троюродными братьями. Отец Петра Аркадьевича - Аркадий Дмитриевич Столыпин учувствовал в Крымской войне, во время которой подружился с Л.Н. Толстым и впоследствии часто бывал в Ясной Поляне. Вместе с мужем была на войне его жена Наталья Михайловна (урожденная Горчакова), она ухаживала за раненными, была награждена медалью.

    Петр Аркадьевич родился в начале апреля 1862 года в Дрездене, затем его, младенцем, перевезли в подмосковное имение Середниково, которое сегодня является мемориалом.

    Детство и раннюю юность он провел в основном в Литве, закончил гимназию в Вильнюсе, а в 1881 году поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Кроме физики  и математики там преподавались химия, ботаника, агрономия. Именно эти науки особенно привлекали Столыпина. Одним из преподавателей Столыпина был знаменитый ученый-химик Д.И. Менделеев.

    Столыпин рано женился, оказавшись чуть не единственным женатым студентом в университете. Ольга Борисовна, жена Столыпина, прежде  была невестой его старшего брата, убитого на дуэли. С убийцей своего брата стрелялся и Петр Аркадьевич, получив ранение в правую руку, с тех пор  она у него плохо действовала.

    Столыпин был отцом пяти дочерей и одного сына.

   4-й ведущий

Государственную службу Столыпин начинает в качестве служащего в министерстве земледелия, затем становится Конвенским предводителем дворянства, а в 1902 году гродненским губернатором. Большая часть его сознательной жизни связана с западными областями России, часто ему приходилось бывать в Германии. Именно там он знакомится с образцовыми немецкими хуторами. В должности гродненского губернатора Столыпин  впервые публично излагает свои взгляды на уничтожение крестьянской чересполосицы и расселение по хуторам. В 1903 году Столыпин  назначается саратовским губернатором. Переезжая на новое место, семья смотрела на Россию, как на незнакомую страну. Пожалуй, и сам Столыпин чувствовал себя «иностранцем». В коренной России бывал он едва ли чаще, чем в Германии. Но времени на основание в новой обстановке оказалось в обрез. В 1904 году началась война с Японией, которая очень быстро становится в народе непопулярной. Вслед за войной пришла революция. Летом 1905 года Саратовская губерния становится одним из главных очагов крестьянского движения. Горят «дворянские гнезда», совершаются покушения, погромы, террор. Быть революционером в то время означало быть героем. Вся общественность с ненавистью смотрела на власть и жила одним объединяющим лозунгом «Долой самодержавие». Деятельность Столыпина в эти годы отличается решительностью и бескомпромиссностью по отношению к зачинщикам беспорядков. При этом  он демонстрировал примеры личного мужества, считая своим долгом присутствовать в местах начинающихся беспорядков, чтобы предотвратить их расширение. Один из почитателей Столыпина – Василий Шульгин, например, вспоминает, как однажды губернатор остался без охраны перед лицом взволнованного схода и один дюжий парень пошел на него с дубиной. Не растерявшись, Столыпин бросил ему шинель: «Подержи!» - буян опешил, послушно подхватил шинель и выронил дубину.

Была свидетельницей подобных сцен и его дочь, М.П. Бок.  «В  воспоминаниях о моем отце», Мария Петровна Бок восхищается своим отцом, его самообладанием, выдержкой, которые широко проявились в те критические моменты (М.П.Бок «Воспоминания о моем отце П.А. Столыпине»  М., Товарищество. А.Н. Сытин и К. 1992, с.108-109)

Ведущий зачитывает воспоминания:

Один раз папа увидел, как стоящий перед ним человек вдруг вынул из кармана револьвер и направил на него. Папа, глядя на него в упор, распахнул пальто и перед взбунтовавшейся толпой сказал:

- Стреляй!

Революционер отпустил руку, и револьвер вывалился у него из рук.

Другой раз, садясь  в коляску, после того, как он произнес в большом революционном сборище речь, мой отец заметил на себе взгляд какого-то парня, стоящего близко к нему. Парень имел вид самый наглый и задорный, а взгляд был полон тупой, непримиримой   ненависти. Папа, посмотрев на него, коротко и властно сказал:

- Подай мне пальто!

И этот человек, только что мечтавший о том, как бы побольше зла нанести ненавистному губернатору, послушно взял пальто из рук курьера и подал его папе.

У меня хранится любительский снимок, где видно, как папа выезжает верхом в толпу за минуту до этого бушевавшую, а теперь всю до последнего человека, стоящую на коленях. Она, эта огромная, десятитысячная толпа, опустилась на колени при первых словах, которые папа успел произнести.

Был и такой случай, когда слушавшие папа бунтари потребовали священника и хоругви и тут же отслужили молебен.

Папа понимал, что в это  тревожное время надо ему одному приезжать к народу, который он любил и уважал. Надо говорить с ним без посредников, что тогда только с народ, почувствовав инстинктом, искренность его слов, поймет его и поверит ему. И крестьяне, действительно, внимательно и благожелательно слушали его подчас суровые слова, но всегда правдивые слова.

 Достигал результатов отец без громких фраз, угроз и криков, а больше всего обаяние своей личности: в глазах его, во всей его фигуре, ярко выражалась глубокая вера в правоту своей точки зрения, идеалов и идеи, которой он служил.

Красной нитью в его речах проходила мысль: «Не в погромах дело, а в царе, без царя вы все будете нищими, а мы все будем бесправны!»

   5-й ведущий

В этот очень сложный для страны период у власти были люди в своем большинстве не желавшие никаких перемен, реформ, новых идей. Их методы - отклонение от принятия, ответственных решений, перенесение ответственности на верха. Но были в правительстве и люди, настроенные конструктивно, понимающие, что исторические реалии меняются и спасение - на путях реформ. Цусимская трагедия, революционные выступления, сотрясали российский монолит и вынуждали царя искать выход. Выходом могла стать только земельная реформа.

         Наступало время Столыпина.

В конце апреля 1905 года Столыпина, вызвали в Царское село и предложили пост министра внутренних дел. Отныне он становится под огонь со всех сторон. Террористические организации  устроили на Столыпина настоящую охоту.

«12 августа 1906 года в субботу к подъезду дачи председателя Совета Министров на Аптекарском острове подъехало ландо с тремя мужчинами. Двое в форме жандармских офицеров, один в штатском платье. Столыпин принимая в своем кабинете посетителей, в приемной ожидало несколько десятков человек сидело двое детей Столыпина, дочь Наташа и малыш Аркадий. Через несколько минут взрывом бомбы дача будет разрушена, Осталькович погибнет, малыш - ранен, а Наташа, с раздробленными ногами окажется под копытами, взбесившихся от боли раненых лошадей.

Пока те двое в жандармской форме остановлены швейцаром. Первый из них - с портфелем. Они настаивают на встрече с министром, ссылаются на очень важное дело. Швейцар-служака: «Запись к приему лиц. имеющих отношение к министру прекращена, министру понадобится не менее двух часок для приема лиц находящихся в приемной. Так передает суть речей швейцара полицейский документ. Но посетители спешат, рвутся к двери, ведущей в коридор, откуда вход в Столыпинский кабинет. Па их пути встает агент охраны Горбатенков. Короткая схватка. На помощь Горбатенкову устремляется его помощник - агент Мерзликин, из приемной на шум выходит генерал  Замятин. И все они мгновенно исчезают в страшном взрыве».

Фонограмма  Моцарт « Лакримоза»

  6 -й ведущий.

    В результате мощного взрыва 27 человек погибли и 32 были ранены. Потрясенный видом искалеченной малолетней дочери и ранением единственного сына, Столыпин подписывает указ о военно-полевых судах, согласно которому судопроизводство над «бунтовщиками» должно было завершиться в пределах 48 часов. В ответ на неоднократные требования Думы отменить военно-полевые суды, Столыпин отвечал:  «Где аргумент – бомба, там естественный ответ – беспощадность кары»

   «Государство может, государство обязано, когда оно находится в опасности, принимать самые строгие исключительные меры, чтобы оградить себя от распада….»

     Говоря о методах проведения реформы никуда не уйти от того, что они опирались на нажим аппарата, чиновников, полиции. Более того, она реализовывалась в то время, когла в стране царила обстановка расстрелов, виселиц, прямого насилия властей . И хотя число расстрелянных и повешенных революционеров за период с 1905 по 1909 гг. не превышало по официальным данным и 2,4 тысячи человек

( на фоне почти 2,7 тысячи убитых революционерами представителей власти) моральный удар по авторитету власти был огромным. Под впечатлением этих фактов Л.Н. Толстой поместил в газете, адресованной правительству статью «Не могу молчать!».

«…. Семь смертных приговоров: два в Петербурге, один в Москве, два в Пензе, два в Риге. Четыре казни: две в Херсоне, одна в Вильнюсе, одна В Одессе. И это в каждой газете. И это продолжается не неделю, не месяц, не год, а годы. И это происходит в России, в которой народ считает всякого преступника несчастным и в которой до самого последнего времени по закону не было смертной казни.

  Вы, правительственные люди, называете дела революционеров злодействами и великими преступлениями, но они ничего не делали и не делали в несравненно большей степени… Вы делаете много такого дурного, чего они  не делают: растрату народных богатств, приготовления  к войне и самые войны, покорение и угнетение чужих народностей и многое другое.

   Как ни гадки убийства(революционеров), они все-таки не так холодно-систематически жестоки, как ваши Шлиссельбурги, каторги, виселицы, расстрелы.

…Люди-братья! Опомнитесь, одумайтесь, поймите, что вы делаете. Вспомните, кто вы. У каждого из вас есть только одно дело, включающее в себе все остальные дела, - это любовь людей к людям…Подумайте, кто вы, и перестаньте делать то, что делаете».

Столыпин своим террором утвердил право власти карать без объяснений, он создал прецедент. И террор со стороны советской власти после 1917 г. – в какой-то степени наследник впервые применимых Столыпиным методов.

   Столыпин утвердил и право власти вмешиваться в сугубо экономические отношения. Право государства на насилие в экономике впервые продемонстрировано в общероссийском масштабе именно Столыпиным в ходе его реформ.

   С первых дней в правительстве Столыпин счел нужным изложить в Думе свое видение проблем государственной власти. Для того чтобы провести реформу, необходимо навести в стране порядок. Порядок же создается в стране тогда, когда власть проявляет свою волю, умеет действовать и  распоряжаться. Именно в этот период член ЦК кадетской партии Тыркова-Вильямс констатировала: «На этот раз правительство выдвинуло человека и сильного, и даровитого. С ним придется считаться».

   Так же Тыркова с женской проницательность. Угадала истинную причину неприятия Столыпина лидерами думской оппозиции: премьер-министр был более крупной политической фигурой, нежели его оппоненты. Вот как она описывает первую встречу Столыпина с Думой.

«… При первой встречи с ним, Дума почувствовала, что перед ней не угасающий Горемыкин, а человек полный сил, волевой, твердый. Всем своим обликом Столыпин закреплял как-то брошенные им с трубины слова: «Не запугаете!»

1-й ведущий.        

«Высокий, статный с красивым мужественным лицом, это был барин, и по  манерам, я по интонациям. Говорил он ясно и горячо. Дума сразу насторожилась. В первый раз из министерской ложи на думскую трибуну поднялся министр,  который не уступал в умении выражать свои мысли думским ораторам. Его речи  волновали. В них была твердость. В них звучало стойкое понимание прав и  обязанностей власти. С Думой говорил уже не чиновник, а государственный человек. Крупность Столыпина раздражала оппозицию. Горький как-то сказал, что приятно видеть своих врагов уродами. Оппозиция точно обиделась, что царь  назначил премьером человека, которого ни в каком отношении нельзя было  назвать уродом. Резкие ответы депутатов на речи Столыпина часто принимали личный характер. Одно появление Столыпина на трибуну, сразу вызвало кипение  враждебных чувств, отметало всякую возможность соглашения. Его решительность, уверенность в правоте правительственной политики бесили оппозицию, которая привыкла считать себя всегда правой, а правительство всегда  виноватым. К тому времени относится его фраза, ставшая ключевой во всей его  деятельности: «Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая: Россия».

В центре внимания Петра Аркадьевича на протяжении всей его деятельности  на посту главы правительства оставался вопрос проведения аграрной политики.      

П. А. Столыпин видел оплот грядущего порядка и процветания России в
крестьянине - собственнике. Община, по его мнению, была, тормозом
, аграрных
преобразований.        Г";

Богатое государство вырастает из богатого гражданина.        

«Природа вложила, в человека некоторые врожденные инстинкты, как-то:
чувство голода, половое чувство и т.п. и одно из самых сильных чувств этого

порядка- чувство собственности.        

Нельзя  любить чужое наравне со своим и нельзя обхаживать, улучшать землю, находящуюся во временном пользовании, наравне со своей  землею... А  бедность, по мне, худшее из рабств».

Следует особо отметить и личные качества  реформатора. Прежде всего - честность, неподкупность. По этой причине взяточники и казнокрады, каковых было немало в правительственных кругах, боялись его как огня. Председатель Государственной Думы Родзянко на заседании 15 октября 1911 г., посвященном памяти П.А. Столыпина, сказал:

«Мы хорошо знаем, что лично для себя усопший министр ничего не искал, что стремление к личной выгоде было совершенно чуждо его честной неподкупной душе, что этот рыцарь без страха и упрека жил лишь стремлением ко благу родины так, как он понимал его своей глубоко русской душой». Образованность и ум, умение широко мыслить и действовать сочетались в нем с такими коренными, глубинными качествами, как любовь в родине и готовность жертвовать всем ради ее благополучия. О его личном мужестве ходили легенды.

Он был бесстрашен, когда создавалась реальная угроза для его жизни, и не менее смел и решителен, когда отстаивал  свои позиции перед царем, Государственным советом, Государственной Думой, пред политической оппозицией слева и справа. Иллюстрацией  к его понятиям  о чести достоинстве может служить нашумевший факт- брошенный им вызов на дуэль депутату Государственной думы Ф.И. Родичеву, пустившему в обиход выражение «столыпинские галстуки».Как бы не относиться к дуэлям, сам порыв многое говорит о натуре Петра Аркадьевича.

    2-й ведущий.

         Столыпин был признанным российским лидером, именно он, а не Николай II,  что безусловно, вызывало у императора некоторое смущение, перешедшее в дальнейшем в более неприязненное чувство к премьеру. Ему казалось, что Столыпин узурпирует его власть. В частной беседе, понимая свое положение Столыпин сказал: «Мой авторитет подорван, меня подержать сколько будет надобно, для того, чтобы использовать мои силы, а затем выбросят за борт».

Кто же поддерживал Столыпина? Можно ответить так: все и никто.

Крестьянство сопротивлялось реформам. В его сознании вековой общинный уклад жизни был очень крепок. Идея лучшей жизни, спущенная сверху, не приживалась. Крестьяне страдали от неустройства, неурожаев, несвободы, в общине они видели свою спасительницу  в вечной борьбе с природой и  произволом властей.

Дворянство все больше теряло свое влияние. Конкуренцию на мировом
рынке сельскохозяйственной продукции могли выдержать только крупные
помещики.
 Интеллигенция Столыпина не поддерживала. Гонитель Думы  и
«твердая рука» не могли не вызвать симпатий. Усиление государства, подъем патриотизма, что лежало в основе политики реформ не воспринималась интеллигенцией. Любовь к Отечеству клеймилась как реакционная.

О степени, непонимания, о накале критики в адрес политики Столыпина, его реформ могут свидетельствовать, например, такие высказывания: «Столыпин открывает карты я открыто становится в ряды врагов русского народа. Настала пора покончить все политические счеты с нынешним  столыпинским  министерством и  спасти Родину».

3- й ведущий.

Что дали России столыпинские реформы?

За 300 лет, к 1900 году, за Урал переселилось 5 миллионов русских. За время реформы - 3 миллиона. Удельный вес славянского населения на востоке вырос до 85%. С 1905 по 1913 гг. объем ежегодных закупок сельхозтехники вырос в 2-5 раза. Производство зерна в России в 1913 году превышало на треть объем производства зерновых в США, Канаде, Аргентине вместе взятых. Российский экспорт зерна достиг в 1912 году 15 млн. т. в год. В Англию масла вывозилось на   сумму, вдвое большую, чем стоимость всей ежегодной добычи золота в Сибири. Избыток хлеба в 1916.году составлял в стране 1 миллиард пудов.

    И все же главную задачу сделать Россию страной фермеров - решить не удалось. Большинства крестьян продолжали жить в общине, и это, в частности, предопределило развитие событий в 1917 году.

4-и ведущий.

Особая тема - отношения П.А. Столыпина с царем, монаршей семьи и их ближайшим окружением. По свидетельству В.Б. Лопухина, «ревнивый к превосходству и популярности сотрудников, царь начал ненавидеть Столыпина, едва ли не такою же мучительной ненавистью, какой он был одержим по отношению с Витте». Столыпин был одним из немногих в окружении царя, кто открыто выступил против влияния Распутина на государственные дела, чем вызвал недовольство царской семьи. Царь даже не участвовал в похоронах своего премьер-министра.

Реформатором в Россия быть очень трудно. Революционерам и бунтарям -легко. Потому так важно ценить тех, кто пытался и пытается проводить именно  реформы, чтобы уберечь страну от крови.

В Киеве, в городе, в котором был смертельно ранен и умер П. Л. Столыпин, стоял памятник. Этот памятник после революции 1917 года снесли.  Восстановить памятник нужно у нас, в Москве, где прошло детство Петра Аркадьевича. И сохранить высеченные на нем слова Столыпина: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия».

Но было бы крайне важно на одной из сторон пьедестала добавить: «Будем помнить: даже самые правильные, соответствующие самым глубоким нуждам России реформы могут иметь успех только тогда, когда они становятся делом самого народа». А на другой стороне пьедестала записать бы еще один урок: «Коренные реформы в жизни страны невозможны, если они проводятся только силами бюрократии».

«Яблоню вначале прививает садовник. Но садовник всегда помнит, что яблоня сможет плодоносить, если она сама пустит прочные корни. Об этом я думаю, размышляя над судьбой одного из великих реформаторов России».

( Гавриил Попов. О столыпинской реформе. Наука и жизнь.№1,1997)

Учитель

Часто, когда неприкаянно станет

Сквозь суету, неудачи, раздоры.

Встанет деревня в рассветном тумане.

Тихая Родина.

Точка опоры.

Вот о такой деревне, экономической точке опоры страны мечтал Великий реформатор – одиночка – П.А.Столыпин

Литература.

1.Петр Аркадьевич Столыпин (1862-19П.). Россия и мир. Том /V. М. 1994. стр. 421-423.

2.Ананьич Б.В. С.Ю.Витте и П.А. Столыпин- Российские реформаторы XX столетия. Звезда 1995, №6

3. М.П. Бок. «Воспоминания о моем отце».  Современник. 1992- 316 стр.

4. Громова И. Верхушка не нуждалась в реформаторе... 85 лет назад был убит великий российский премьер Петр Столыпин. Российские вести.1996. 3 октября, стр. 3.

5.Казарезов В.В. Самые знаменитые реформаторы России. М.,Вече,2002.

6.Попов Г. О столыпинской реформе. Наука и жизнь.1997. №1,

стр. 44-52



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История России в лицах (русские князья)

Презентацияк дополнительному учебному занятию по истории России....

рабочая программа элективного курса "История России в лицах"

Элективный курс "История России в лицах X-XVIII вв." для 10 класса, расчитан на 35 часов в год.Курс освещает исторические персоналии российской истории и их роль в исторической судьбе нашей страны....

Элективный курс "История России в лицах. XX-начало XXI века".

Актуальность элективного курса «История России в лицах. XX-начало XXI века» состоит в том, что учащиеся должны понимать роль личности в истории. Учащиеся должны уметь описывать биографии обществ...

Элективный курс по истории России " История России в лицах X-XVIII в.в."

В рамках школьных  курсов   истории  основное внимание уделя­ется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми стро­ками учебников не всегда видны личности, без понимания м...

Тест по истории России по теме: "Экономические реформы П.А. Столыпина", 9 класс

Данный гомогенный тест по теме: «Экономические реформы П.А. Столыпина» разработан мною для учащихся 9х классов с целью осуществления тематического контроля по теме. Тест выполняется на заранее подгото...

Программа элективного курса по истории для 9-х класса: История России в лицах.

Пояснительная запискаРабочая программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса. Программа курса разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными поло...

«История России в лицах. Личность в истории IХ – XIX вв.»

Отличительной особенностью данной программы является: возможность создать условия для моделирования педагогическими средствами изучение выдающихся лиц в истории государства Российского, через личностн...