Завоевание Римом Италии (урок истории, 5-й класс)
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Скороход Алеся Анатольевна

Завоевание Римом Италии (урок истории, 5-й класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 14_03_istoriya_5klass_zavoevanie_rimom_italii.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Завоевание Римом Италии (урок истории, 5-й класс)

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: подвести учащихся к пониманию того, что Римское государство с самого возникновения носило ярко выраженный военный характер.

Задачи:

  • познакомить учащихся с организацией и вооружением римского войска, раскрыть причины победы Рима над Италией, добиться усвоения учащимися основных понятий урока;
  • продолжить формирование умений: сравнивать и делать выводы, работать с картой, с дополнительной литературой, с тестовыми заданиями, на линии времени;
  • продолжить воспитание интереса и уважения к мировой истории;

Основные понятия: галлы, легион,  легионер, легат, манипула, катапульта.

Оборудование: презентация, учебное электронное издание «История древнего мира» 5 кл., карта «Древняя Италия», распечатка отрывка из древнеримских  преданий.

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию (вопросы 1 с.211, 1 с.216)

II. Изучение нового материала

1) Вводная часть

Учитель объявляет тему урока (слайд 1 Презентации)

Мотивационный момент: работа с картами (слайд 2 Презентации):

Сравните эти карты, какие изменения на них вы видите?
Предположите, с чем эти изменения связаны?
Что необходимо государству для успешных завоеваний?

Учащиеся должны связать изменения на карте с завоеваниями Рима, успех которых определялся наличием у римлян сильного войска.
Учитель объявляет цель урока для учащихся (слайд 3 
Презентации) и его план.

2) Нашествие галлов

Учитель указывает на то, что страшные испытания вынудили римлян провести в своей армии серьезные преобразования, этим испытанием стало нашествие галлов.
Далее  следует выступление ученика, получившего опережающее задание. Рассказ о нашествии галлов сопровождается иллюстрациями (слайд 4 
Презентации). Новые даты и термины учащиеся записывают в тетрадь.

Учитель подчеркивает, что  после галльского нашествия римляне  многое изменили в своем войске, значительно усилив его.
Учитель ставит перед классом вопрос, на который ребята должны дать ответ к концу урока:

В чем сила римского войска?

3) Набор и подготовка римской армии

Рассказ учителя о том, что на службу в римское войско призывались с 17 до 45лет и  только земледельцы. (слайд 5 Презентации)

? Как вы думаете, почему на военную службу бедняков не брали?

Учащиеся способны прийти к выводу о том, что бедняку нечего защищать, т.к. у него ничего нет, в отличии от земледельца.

? Подумайте, как такая система набора могла сказаться на моральном духе, настрое войска римлян?

Далее учитель рассказывает о подготовке воинов, их обучении военному делу, а также о той дисциплине, которая царила в римской армии. Иллюстрацией к рассказу станет отрывок из древних римских  преданий о поступке консула Манлия Торквата, казнившего собственного сына за нарушение  его приказа (учащиеся имеют распечатку отрывка на партах).

? Подумайте, какие качества должны были воспитать в юношах такие предания?

4) Состав и вооружение войска

Учитель показывает основную единицу римской армии (слайд 6Презентации) – легион, его составляющие отряды, знак легиона.
Затем рассматривая иллюстрации (слайд 7 
Презентации) учащиеся должны определиться  с тем как был вооружен римский легионер:

Какие рода войск представлены в римском войске?
Сравните вооружение легионера с воинами других стран?

Здесь учащиеся быстро перечислят сходное для воинов древнего мира вооружение, а для понимания отличий необходимы пояснения учителя (обоюдоострый меч, новая форма шлема, утяжеленный конец копья).

Подумайте, в чем преимущества обоюдоострого меча?
Какие преимущества имел усовершенствованный римлянами шлем?
С какой целью на щите  легионера в центре располагалась железная шишка?

Завершая эту часть урока учитель подводит учащихся к выводу:

? В чем сила римского войска? (Обученность, вооружение, дисциплина)

5) Боевая тактика римлян

Рассказ учителя с использованием схемы построения римского войска (слайд 8 Презентации)

В чем преимущества римского легиона в сравнении с македонской фалангой?

Таким образом, новая  боевая тактика делала римское войско одним из сильнейших в древнем мире.

6) Установление господства Рима в Италии

Рассказ ученика (в рамках учебника) при помощи иллюстраций (слайд 9Презентации).
Учащиеся записывают дату и новые слова в тетрадь.

Как вы думаете, почему Пирр не смог окончательно разгромить римлян?
Для Пирра кумиром был Александр Македонский. Подумайте, мог ли он прийти на помощь Пирру в борьбе с римлянами?

Учитель подводит итог: Рим установил свое господство над Италией.

III. Закрепление материала (слайд 10 Презентации)

? Покажите на карте территорию Римской республики в 6 в. До н.э. и в 3 в. До н.э.
В результате каких событий появились крылатые выражении «гуси Рим спасли» и «горе побежденным»?
В чем причины установления господства Рима над Италией?
В чем сила римской армии?
? Нанесите на линии времени даты, связанные с нашествием галлов и царя Пирра на Рим. Сколько лет прошло между этими событиями? (Все учащиеся  в тетрадях, один у доски, с последующей проверкой при помощи анимации).

Ответьте на вопросы теста (учащиеся в тетрадях, один – у доски, с последующей  проверкой при помощи анимации) (слайд 11Презентации):

1. Римский воин:

А) легионер; Б) гладиатор; В) диктатор.

2. Во время нашествия галлов Рим спасли:

А) волки; Б) гуси; В) утки.

3. Войсковое соединение римской армии:

А) легион; Б) преторий; В)фаланга;

4. Кто служил в римских легионах:

А) бедняки; Б) рабы; В) земледельцы.

5. Полководец, пытавшийся защитить греческие колонии Италии от Рима:

А) Сципион; Б) Пирр; В) Бренн.

6. Богиня Юнона-покровительница:

А) женщин; Б) ремесел; В) науки.

7. Главный успех в битвах Пирра с римлянами принесла атака:

А) конницы; Б) фаланги; В) слонов.

8. Когда Рим установил свою власть над Италией:

А) в 6 в до н.э.; Б) во 2 в до н.э.; В) в 3в. До н.э..

Отметки за урок.

Домашнее задание: §45 (разделы 2, 3), §46 (раздел 3).

Урок истории в 5 классе

Тема: Завоевание Римом Италии.

Цели: показать начальный этап становления мировой державы.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с организацией и вооружением римского войска, раскрыть причины победы Рима над Италией, добиться усвоения учащимися основных понятий урока;
  2. продолжить формирование умений: сравнивать и делать выводы, работать с картой, с тестовыми заданиями;
  3. продолжить воспитание интереса и уважения к мировой истории.

Ход урока:

  1.  Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на своём уроке! Сегодня в классе присутствуют гости, повернитесь, поприветствуйте их. А теперь улыбнитесь друг другу! Мне! Начинаем урок!

  1. Актуализация знаний учащихся, формулирование проблемы, постановка целей урока.
  1. Посмотрите на слайд, о каком городе сегодня пойдёт речь? (Рим)
  2. Как называется полуостров, который вы видите на карте?
  3. Как называется современное государство, расположенное на Аппенинском полуострове? (Италия).
  4. Сравните две карты, какие изменения вы видите? (Рим завоевал всю Италию)
  5. Предположите, о чём мы будем с вами сегодня разговаривать? (О том, как Рим завоевал Италию).
  6. Сформулируйте тему урока. (Завоевание Римом Италии) – запись темы в тетрадь.
  7. Предположите, как римлянам удалось завоевать весь Аппенинский полуостров? (предположения) – это и есть цели урока.
  • Армия римлян
  • С кем воевали римляне
  • Почему римлянам удалось одержать победу.
  1. Что необходимо государству для успешных завоеваний? (Хорошее войско)
  1. Римская армия.

Сейчас ваши одноклассники расскажут вам о войске римлян, а вы постарайтесь записать в тетрадь незнакомые слова.

Римская армия.

Все римские граждане с 14 до 46 лет по приказу консула являлись на службу. Они вооружались за свой счёт. Богатые были способны купить коня, их причисляли к коннице.  Менее богатые – служили в тяжёлой пехоте, а бедняки, вооружённые дротиками и пращой – служили в лёгкой пехоте.

Римская армия делилась на ЛЕГИОНЫ, в каждом легионе было 6000 солдат. Легион во время боя строился в три линии по 10 МАНИПУЛ. Манипула состояла из 2 центурий и насчитывала 200 воинов. Каждой центурией командовал офицер – центурион.

Тактика римского боя.

Первый ряд манипул состоял из молодых воинов. Они принимали на себя удар врага. Если их строй был прорван, , то в бой бросалась вторая линия пехоты, состоявшая из более опытных воинов. Если же и им не удавалось победить врага, то в бой вступали самые опытные воины. К этому времени противник был измотан и римляне, как правило,  побеждали.

Дисциплина в армии.

Провинившихся солдат подвергали телесным наказаниям. Легиону, который не подчинялся командирам, уменьшали рацион питания. Если же в армии происходил бунт, то казнили по жребию каждого десятого воина. Военная подготовка была очень тяжёлой. Каждый день воины легиона тренировались в плавании, беге, прыжках, метании дротика, фехтовании.

- Итак, какие слова были непонятны? (Легион, манипула, центурия, центурион, праща).

 - Где можно узнать значение слов? (В словаре, в Интернете);

 - Попробуйте найти значение этих слов, воспользовавшись сетью Интернет. А затем объяснить своим товарищам, что означает данное слово.

Запись в тетрадь:

Легион – крупная войсковая единица в Древнем Риме.

Манипула – отряд, состоящий из двух центурий.

Центурия – отряд, состоящий из100 воинов.

Центурион – офицер, командир.

Праща – оружие, состоящее из ремня, с помощью которого метали камень.

 - А сейчас посмотрите, какое оружие было у римлян: передвижная осадная башня, катапульта. При защите от нападения римляне строились черепахой, отражая удары противника, сами они были неузвимы.

- Сильна была римская армия? (Да)

- Можно с такой армией завоевать всю Италию? (Да).

  1. Война Рима с галлами.

В конце V века до н.э. римляне сумели создать сильную боеспособную армию, но в этот момент над Римом нависла угроза.

- Какие горы расположены на севере Аппенинского полуострова? (Альпы).

В 390 г. до н.э. в Италию из-за Альп хлынули многочисленные племена галлов, которых привлекли богатства Рима.  Они двигались к Риму, по пути захватывая один город за другим. Почти всё войско бежало из Рима, узнав о приближении галлов. Осталась только небольшая группа воинов, которые укрылись на Капитолийском холме. Из города не убежали старцы и сенаторы. Галлы, ворвавшись в город, стали грабить и сжигать дома, перебили всех сенаторов.

-Как вы думаете, удалось римлянам победить или нет? (предположения)

-Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте на с. 180 рубрику «Для любознательных».  Приготовьте несколько вопросов по тексту, затем кто-то из вашей группы  выступит в роли учителя, остальные будут корректировать ответ.

Вопросы:

  1. Сколько месяцев продолжалась осада Капитолия?
  2. Кто предупредил римлян о приближении галлов?
  3. В обмен на что галлы согласились покинуть город?
  4. В храме какой богини жили гуси?
  5. Как звали предводителя галлов?

-После выдворения галлов римляне решили, что нужно увеличивать территорию государства, и постепенно завоевали северные и центральные районы Италии.

V. Войны с Пирром.

А сейчас мы с вами перенесёмся в Древнюю Грецию и откроем 118 страницу учебника.

- Как называется карта, которая здесь изображена?

- Назовите греческие колонии на Аппенинском полуострове.

Когда римляне захотели завоевать юг Италии, то там они встретили отчаянное сопротивление греков. Греки обратились к греческому царю Эпира Пирру (найдите на карте это место).

В 280 году до н.э. Пирр с 20-тысячным войском и 20 боевыми слонами  высадился в Италии. В первом же сражении римлян поразили боевые слоны, ещё больше они поразили их коней, которые уносили галопом всадников с поля боя. Пирр одержал грандиозную победу и отправил своего посла в Рим, чтобы убедить сенаторов не нарушать независимость греческих колоний. Сенаторы уже почти готовы были согласиться, когда один из них, который был слеп, воскликнул: «Слушая ваши речи, я жалею, что не только слеп, а в добавок ещё и не глух! Пока Пирр остаётся в Италии, с ним нужно воевать, а не вступать в дружбу!

Собрав ещё более многочисленную армию римляне вновь двинулись в бой. Но и здесь их ждало поражение. Правда, после второй битвы Пирр воскликнул: «Ещё одна такая победа и я останусь без войска!».

В 275 году до н.э. римлянам удалось одержать победу над армией Пирра, он навсегда покинул Аппенинский полуостров.

РИМ СТАЛ ГОСПОДСТВОВАТЬ НАД ВСЕЙ ИТАЛИЕЙ!

  1. Рефлексия.
  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Достигли мы целей урока?

Сейчас проверим, как вы усвоили новую тему. Тест по теме «Завоевание Римом Италии»

Домашнее задание на выбор:

  1. Самостоятельно составить тест по параграфу 44.
  2. Составить кроссворд по теме.
  3. Ответить на вопросы 1-3 после параграфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- презетация по истории древнего мира в 5 классе по теме "Завоевание Римом Италии"

Урок изучения нового материала. План: 1.Нашествие галлов на Рим; 2.Набор римского войска и его подготовка; 3.Состав войска и его вооружение;4. Тактика боя римлян; 5.Война Рима с соседями....

Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Завоевание Римом Италии"

Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Завоевание Римом Италии"...

Презентация урока истории в 5 классе по теме: "Завоевание Римом Италии"

Презентация урока истории в 5 классе по теме: "Завоевание Римом Италии"...

Тест № 1 "Завоевание Римом Италии"по Истории Древнего мира для 5 класса.

Тест № 1 «Завоевание Римом Италии» (§ 45) по истории Древнего мира для 5 класса. Автор:А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.Задание – тест – опрос по прочитанному парагр...

Рабочий лист урока истории 5 класс "Завоевание Римом Италии"

Рабочий лист урока истории  для 5 класса по теме "Завоевании Римом Италии" (используется как один из вариантов дистанционного обучения)...

Урок истории в 5 классе на тему: «Завоевание Римом Италии»

Урок истории в 5 классе на тему: «Завоевание Римом Италии»...

Урок истории 5 класса по теме "Завоевание Римом Италии"

Урок Истории Древнего мира 5 класс. Тема урока "Завоевание Римом Италии"...