Контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
учебно-методический материал по истории

Шарова Светлана Ивановна

Методические рекомендации и контроьные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx27.08 КБ
Файл publikatsiya.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики

«Чебоксарский экономико-технологический колледж»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

ИСТОРИЯ

Контрольные задания для студентов-заочников

 образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Чебоксары 2020

ПРИМЕРНЫЙ   ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

1

Введение

Раздел 1. У истоков Российской государственности

Тема 1.1. Распад СССР 

Крах политики перестройки

Причины распада СССР, объективные и субъективные факторы, последствия.

Тема 1.2. Российская экономика на пути к рынку

От советской экономической системы к рынку

«Шоковая терапия». Приватизация

Первые результаты экономических реформ

Финансовый кризис 1998 года и его последствия

Россия в мировой экономике

Тема 1.3. Политическая жизнь России в 90-е годы ХХ века

Политический кризис 1993 года

Конституция Российской Федерации 1993 года. Российский парламентаризм

Президентские выборы 1996 года

Чеченский кризис

Становление Российской государственности: флаг, герб, гимн

Результаты  федеративного строительства России

Тема 1.4 Духовная жизнь России конце XX - начале ХХI века

Исторические условия развития культуры

Литература, кино, музыка, театр, СМИ

Религия в современной России

Особенности духовной жизни России в конце ХХ  - начале  ХХI века.

Раздел 2. Геополитическое положение и внешняя политика России в конце  ХХ - начале ХХI  века

Тема 2.1.Положение России в мире

Россия в мировых интеграционных процессах

Интеграция России в западное пространство

Место России в международных отношениях

Тема 2.2. Близкое и Дальнее зарубежье - перспективы и направления сотрудничества

Россия – СНГ. Россия - Украина, Белоруссия, Закавказье, Страны Балтии

Россия – Страны центральной Азии

Россия и США, Запад и государства Востока

Тема 2.3 Россия на пороге XXI века

Социально-экономическое развитие России в 2000-е годы

Социально-политическое развитие России в 2000-е годы

Борьба с терроризмом. «Чеченская» проблема

Внешняя политика России в 2000-е годы

В результате изучения данного курса студенты должны

знать/понимать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

- основные исторические термины и даты;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- историческую обусловленность современных общественных процессов;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро;

- дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- определять историческое значение явлений и событий прошлого;

- устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Раздел 1. У истоков Российской государственности

Тема 1.1. Распад СССР 

Основные направления политики перестройки

Крах политики перестройки

Причины распада СССР, объективные и субъективные факторы, последствия.

Методические указания

Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Первый этап реформ: ускорение экономического развития. Причины неудач. Второй этап: реформирование политической системы. Углубление экономических реформ. Сопротивление аппарата. Несовместимость либеральной экономики и командно-административной системы. Третий этап: неуправляемый процесс реформирования. Векторы реформирования «сверху» и «снизу». Движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма.

Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф.

СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира.

Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.

Основные понятия: наукоемкие технологии, волюнтаризм, идеологизация, рентабельность, экстенсивное и интенсивное развитие, ротация кадров, разрядка.

Вопросы и задания для самопроверки

  1. Докажите необходимость реформ начала 80-х гг. в СССР.
  2. Охарактеризуйте причины, сущность политики перестройки.
  3. Каковы последствия политики гласности. Ускорения и перестройки в СССР в 80-х гг.?
  4. Охарактеризуйте причины распада СССР.

Тема 1.2. Российская экономика на пути к рынку

От советской экономической системы к рынку

«Шоковая терапия»

Приватизация

Первые результаты экономических реформ

Финансовый кризис 1998 года и его последствия

Россия в мировой экономике.

Методические указания         

Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.

Программа перехода России к рынку. Либерализация цен и торговли. Структурная перестройка промышленности, приватизация большинства объектов государственной собственности, земельная реформа. Активизация внешнеэкономических связей России с другими странами, введение российской национальной валюты и обеспечение его конвертируемости.

Финансовый кризис 17 августа 1998 г. Его социально-экономические и политические последствия.

Основные понятия: «шоковая терапия», либерализация экономикиприватизация, конвертируемость рубля, дефолт.

Вопросы и задания для самопроверки

  1. Охарактеризуйте условия проведения реформ в России начала 90-х годов.
  2. Определите положительные и отрицательные последствия «шоковой терапии» и приватизации.
  3. Каковы причины финансового кризиса 1998 г.?

Тема  1.3. Политическая жизнь России в 90-е годы ХХ века

Политический кризис 1993 года

Конституция Российской Федерации 1993 года. Российский парламентаризм

Президентские выборы 1996 года

Чеченский кризис

Становление Российской государственности: флаг, герб, гимн

Результаты  федеративного строительства России

Методические указания

Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма. Символы нового российского государства – гимн, герб, флаг России.

Российское общество. Либеральные идеи и социальная инерция. Социальное расслоение. Обострение национальной политики. Чеченский кризис.

Попытка компромисса между прозападной либеральной экономической модернизацией и социально-политическим традиционализмом. Президентские выборы 1996г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.

Основные понятия: парламентаризм, федерализм, президентская республика.

Вопросы и задания для самопроверки

  1. Как происходило становление российской государственно-правовой системы?
  2. Назовите причины политического кризиса 1993 года.
  3. Охарактеризуйте события в Чечне в 1994, 1996, 1999гг.
  4. Каковы социально-политические условия президентских выборов 1996 года?

Тема 1.4 Развитие науки и культуры. Духовная жизнь России конце XX -начале ХХI века

Исторические условия развития культуры. Литература, кино, музыка, театр, СМИ.

Религия в современной России. Особенности духовной жизни России в конце ХХ - начале ХХI века.

Методические указания

Новые черты культуры. Реализм. Неореализм. Модернизм. Экзистенциализм. Авангардизм. Глобализация культуры. Единые эстетические вкусы, стандарты, стереотипы в культуре разных стран и народов. Дегуманизация искусства. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в.

Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное производство. Индустрия и природа. Формирование новой научной картины мира.

Вопросы и задания для самопроверки

  1. Охарактеризуйте исторические условия развития культуры в конце XX – начале XXI веков.
  2. Какие новые направления в культуре появились во второй половине XX века?
  3. Назовите основные направления развития науки в начале XXI века.

Раздел 2. Геополитическое положение и внешняя политика России в конце ХХ - начале ХХI века

Тема 2.1.

Положение России в мире

Россия в мировых интеграционных процессах

Интеграция России в западное пространство

Место России в международных отношениях

Методические указания

Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Индустриализм «бежит» на Восток. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего. Социальная дифференциация в масштабе планеты и рост политических рисков. Новая мировая иерархия и международный терроризм. 

Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Борьба за перераспределение ролей в мировой экономике.

Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях.

Вопросы и задания для самопроверки

  1. Какую роль играет Россия в современных интеграционных процессах?
  2. Охарактеризуйте причины современных международных конфликтов.
  3. Назовите сущность и способы разрешения глобальных проблем современности.

Тема 2.2. Близкое и Дальнее зарубежье - политический и экономический диалог

Россия – СНГ. Россия - Украина, Белоруссия, Закавказье

Россия – Страны Балтии

Россия – Страны Центральной Азии

Политический диалог - Россия и Запад, Россия и США, Россия и Восток

Методические указания

Развитие отношений России с США, НАТО. Установление отношений партнерства с Китаем и Индией. Укрепление сотрудничества в рамках СНГ. Продолжение создания союзного государства России и Белоруссии.

Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира. Европейская интеграция. «Государство благоденствия». Роль политических партий. Христианская демократия. Массовые движения: экологическое, феминистское, молодежное, антивоенное. Мир потребителей. Культура как способ стимуляции потребления. Новый взгляд на права человека.

Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Информационные войны. Техногенная цивилизация «на тропе войны». Крах биполярного мира. Последствия «холодной войны».

Ближневосточный конфликт. Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Движение неприсоединения. Доктрины третьего пути. Проблемы развивающихся стран. Латинская Америка. Социализм в Западном полушарии.

Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Борьба за перераспределение ролей в мировой экономике.

Основные понятия: сверхдержава, локальные конфликты, «холодная война», информационная война, техногенная цивилизация, научно-технический прогресс, интернационализация, «консервативная волна», экуменизм, биотехнология, экология, модернизм, технократизм, иррационализм, антиколониализм, национально-освободительная борьба, движение неприсоединения.

Вопросы и задания для самопроверки

  1. Охарактеризуйте состояние отношений России со странами СНГ, Балтии Центральной Азии.
  2. Каково состояние современного политического диалога Россия – США, НАТО.
  3. Каким образом осуществляется развитие стран третьего мира в начале XX века?

Тема 2.3 Россия на пороге XXI века

Социально-экономическое развитие России в 2000-е годы

Социально-политическое развитие России в 2000-е годы

Борьба с терроризмом. «Чеченская» проблема

Внешняя политика России в 2000-е годы

Методические указания

Итоги выборов 1999-2000 п. Проведение реформ. Создание семи федеральных округов. Новый порядок формирования первой палаты Федерального собрания - Совета Федерации. Утверждение Думой в декабре 2000 г. герба, гимна и флага России. Осуществление налоговой, судебной, пенсионной, военной и других реформ.

Угроза терроризма. Захват заложников в октябре 2002 г., взрывы летом 2003 г. и зимой 2004 г. в Москве. Принятие Конституции Чечни, закрепляющую ее нахождение в составе России.

Попытка компромисса между прозападной либеральной экономической модернизацией и социально-политическим традиционализмом. Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.

Вопросы и задания для самопроверки

  1. Назовите основные направления внутренней политики России в начале XХ века.
  2. Каковы особенности парламентаризма в России?
  3. Охарактеризуйте внешнюю политику России в начале XX века.

Источники и литература:

1.Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2019.

2.Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М.,    2018.

3.Самыгин П.С. История: учебник для СПО.- М: Феникс, 2013.

4.Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. — М., 2019.

 5.Лавренев С., Попов В. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. — М., 2020.

6.Мир Просвещения. Исторический словарь. — М., 2012.

Интернет-ресурсы

  1. Ресурсы WWW по истории России
    http://www.history.ru/histr.htm
  2. Ресурсы истории России XX века
    http://www.history.ru/histr20.htm
  3. Ресурсы по Всемирной истории
    http://www.history.ru/histwh.htm
  4. Ресурсы по истории стран СНГ
    http://www.history.ru/histsng.htm
  5. Ресурсы по истории российских регионов
    http://www.history.ru/histrr.htm
  6. Обучающие и познавательные программы по истории 
    http://www.history.ru/proghis.htm
  7. Обучающие программы по истории 
    http://www.history.ru/proghis.htm

Вариант 1.

1. Крах политики перестройки в СССР в конце 80-х гг. XX века.

2. Исторические условия развития культуры в России в конце XX - начале XXI вв.

3. Политический диалог России и США в конце XX - начале XXI вв.

Вариант 2.

1. Индия и Китай во второй половине ХХ в.

2. Становление Российской государственности: флаг, герб, гимн РФ.

3. Чеченский кризис середины 90-х гг. XX века.

Вариант 3.

1. Первые результаты экономических реформ в России начала 90- х гг. XX века.

2. Политический кризис в Российской Федерации в 1993 году.

2. Место России в международных отношениях в конце XX - начале XXI вв.

Вариант 4.

1. Развитие литературы, кино, музыки, театра в конце XX - начале XXI вв.

2. Международные отношения во второй половине ХХ в.

3. Приватизация в России в 90-х гг. XX в.

Вариант 5.

1. Политический диалог России и Западной Европы в конце XX - начале XXI вв.

2. Финансовый кризис 1998 года и его последствия.

3. Исторические условия принятия Конституции Российской Федерации 1993 года.

Вариант 6.

1. Геополитическое положение России в конце ХХ - начале ХХI века.

2. Социально-политическое развитие России в 2000-е годы.

3. Результаты федеративного строительства России в конце ХХ - начале ХХI века.

Вариант 7.

1. Внешняя политика России в 2000-е годы.

2. «Шоковая терапия» экономики России в начале 90-х. гг. XX в.

3.. Крушение мировой колониальной системы во второй половине XX века.

Вариант 8.

1. Страны Латинской Америки во второй половине ХХ в.

2. СССР в годы перестройки.

3. Президентские выборы в Российской Федерации в 2018 году.

Вариант 9.

1. Современные политические партии России.

2. Военно-политические блоки второй половины XX века (НАТО и ОВД).

3. Причины распада СССР, объективные и субъективные факторы, последствия.

Вариант 10.

1. Переход от советской экономической системы к рынку

2. Особенности духовной жизни России в конце ХХ - начале ХХI века

3. История создания ООН.



Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики

«Чебоксарский экономико-технологический колледж»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

ИСТОРИЯ

Контрольные задания для студентов-заочников

 образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Чебоксары 2020

ПРИМЕРНЫЙ   ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

1

Введение

Раздел 1. У истоков Российской государственности

Тема 1.1. Распад СССР 

Крах политики перестройки

Причины распада СССР, объективные и субъективные факторы, последствия.

Тема 1.2. Российская экономика на пути к рынку

От советской экономической системы к рынку

«Шоковая терапия». Приватизация

Первые результаты экономических реформ

Финансовый кризис 1998 года и его последствия

Россия в мировой экономике

Тема 1.3. Политическая жизнь России в 90-е годы ХХ века

Политический кризис 1993 года

Конституция Российской Федерации 1993 года. Российский парламентаризм

Президентские выборы 1996 года

Чеченский кризис

Становление Российской государственности: флаг, герб, гимн

Результаты  федеративного строительства России

Тема 1.4 Духовная жизнь России конце XX - начале ХХI века

Исторические условия развития культуры

Литература, кино, музыка, театр, СМИ

Религия в современной России

Особенности духовной жизни России в конце ХХ  - начале  ХХI века.

Раздел 2. Геополитическое положение и внешняя политика России в конце  ХХ - начале ХХI  века

Тема 2.1.Положение России в мире

Россия в мировых интеграционных процессах

Интеграция России в западное пространство

Место России в международных отношениях

Тема 2.2. Близкое и Дальнее зарубежье - перспективы и направления сотрудничества

Россия – СНГ. Россия - Украина, Белоруссия, Закавказье, Страны Балтии

Россия – Страны центральной Азии

Россия и США, Запад и государства Востока

Тема 2.3 Россия на пороге XXI века

Социально-экономическое развитие России в 2000-е годы

Социально-политическое развитие России в 2000-е годы

Борьба с терроризмом. «Чеченская» проблема

Внешняя политика России в 2000-е годы

В результате изучения данного курса студенты должны

знать/понимать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

- основные исторические термины и даты;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- историческую обусловленность современных общественных процессов;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное содержательное ядро;

- дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- определять историческое значение явлений и событий прошлого;

- устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Раздел 1. У истоков Российской государственности

Тема 1.1. Распад СССР 

Основные направления политики перестройки

Крах политики перестройки

Причины распада СССР, объективные и субъективные факторы, последствия.

Методические указания

Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Первый этап реформ: ускорение экономического развития. Причины неудач. Второй этап: реформирование политической системы. Углубление экономических реформ. Сопротивление аппарата. Несовместимость либеральной экономики и командно-административной системы. Третий этап: неуправляемый процесс реформирования. Векторы реформирования «сверху» и «снизу». Движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма.

Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф.

СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира.

Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.

Основные понятия: наукоемкие технологии, волюнтаризм, идеологизация, рентабельность, экстенсивное и интенсивное развитие, ротация кадров, разрядка.

Вопросы и задания для самопроверки

  1. Докажите необходимость реформ начала 80-х гг. в СССР.
  2. Охарактеризуйте причины, сущность политики перестройки.
  3. Каковы последствия политики гласности. Ускорения и перестройки в СССР в 80-х гг.?
  4. Охарактеризуйте причины распада СССР.

Тема 1.2. Российская экономика на пути к рынку

От советской экономической системы к рынку

«Шоковая терапия»

Приватизация

Первые результаты экономических реформ

Финансовый кризис 1998 года и его последствия

Россия в мировой экономике.

Методические указания         

Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.

Программа перехода России к рынку. Либерализация цен и торговли. Структурная перестройка промышленности, приватизация большинства объектов государственной собственности, земельная реформа. Активизация внешнеэкономических связей России с другими странами, введение российской национальной валюты и обеспечение его конвертируемости.

Финансовый кризис 17 августа 1998 г. Его социально-экономические и политические последствия.

Основные понятия: «шоковая терапия», либерализация экономикиприватизация, конвертируемость рубля, дефолт.

Вопросы и задания для самопроверки

  1. Охарактеризуйте условия проведения реформ в России начала 90-х годов.
  2. Определите положительные и отрицательные последствия «шоковой терапии» и приватизации.
  3. Каковы причины финансового кризиса 1998 г.?

Тема  1.3. Политическая жизнь России в 90-е годы ХХ века

Политический кризис 1993 года

Конституция Российской Федерации 1993 года. Российский парламентаризм

Президентские выборы 1996 года

Чеченский кризис

Становление Российской государственности: флаг, герб, гимн

Результаты  федеративного строительства России

Методические указания

Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма. Символы нового российского государства – гимн, герб, флаг России.

Российское общество. Либеральные идеи и социальная инерция. Социальное расслоение. Обострение национальной политики. Чеченский кризис.

Попытка компромисса между прозападной либеральной экономической модернизацией и социально-политическим традиционализмом. Президентские выборы 1996г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.

Основные понятия: парламентаризм, федерализм, президентская республика.

Вопросы и задания для самопроверки

  1. Как происходило становление российской государственно-правовой системы?
  2. Назовите причины политического кризиса 1993 года.
  3. Охарактеризуйте события в Чечне в 1994, 1996, 1999гг.
  4. Каковы социально-политические условия президентских выборов 1996 года?

Тема 1.4 Развитие науки и культуры. Духовная жизнь России конце XX -начале ХХI века

Исторические условия развития культуры. Литература, кино, музыка, театр, СМИ.

Религия в современной России. Особенности духовной жизни России в конце ХХ - начале ХХI века.

Методические указания

Новые черты культуры. Реализм. Неореализм. Модернизм. Экзистенциализм. Авангардизм. Глобализация культуры. Единые эстетические вкусы, стандарты, стереотипы в культуре разных стран и народов. Дегуманизация искусства. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в.

Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное производство. Индустрия и природа. Формирование новой научной картины мира.

Вопросы и задания для самопроверки

  1. Охарактеризуйте исторические условия развития культуры в конце XX – начале XXI веков.
  2. Какие новые направления в культуре появились во второй половине XX века?
  3. Назовите основные направления развития науки в начале XXI века.

Раздел 2. Геополитическое положение и внешняя политика России в конце ХХ - начале ХХI века

Тема 2.1.

Положение России в мире

Россия в мировых интеграционных процессах

Интеграция России в западное пространство

Место России в международных отношениях

Методические указания

Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Индустриализм «бежит» на Восток. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего. Социальная дифференциация в масштабе планеты и рост политических рисков. Новая мировая иерархия и международный терроризм. 

Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Борьба за перераспределение ролей в мировой экономике.

Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях.

Вопросы и задания для самопроверки

  1. Какую роль играет Россия в современных интеграционных процессах?
  2. Охарактеризуйте причины современных международных конфликтов.
  3. Назовите сущность и способы разрешения глобальных проблем современности.

Тема 2.2. Близкое и Дальнее зарубежье - политический и экономический диалог

Россия – СНГ. Россия - Украина, Белоруссия, Закавказье

Россия – Страны Балтии

Россия – Страны Центральной Азии

Политический диалог - Россия и Запад, Россия и США, Россия и Восток

Методические указания

Развитие отношений России с США, НАТО. Установление отношений партнерства с Китаем и Индией. Укрепление сотрудничества в рамках СНГ. Продолжение создания союзного государства России и Белоруссии.

Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира. Европейская интеграция. «Государство благоденствия». Роль политических партий. Христианская демократия. Массовые движения: экологическое, феминистское, молодежное, антивоенное. Мир потребителей. Культура как способ стимуляции потребления. Новый взгляд на права человека.

Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Информационные войны. Техногенная цивилизация «на тропе войны». Крах биполярного мира. Последствия «холодной войны».

Ближневосточный конфликт. Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Движение неприсоединения. Доктрины третьего пути. Проблемы развивающихся стран. Латинская Америка. Социализм в Западном полушарии.

Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Борьба за перераспределение ролей в мировой экономике.

Основные понятия: сверхдержава, локальные конфликты, «холодная война», информационная война, техногенная цивилизация, научно-технический прогресс, интернационализация, «консервативная волна», экуменизм, биотехнология, экология, модернизм, технократизм, иррационализм, антиколониализм, национально-освободительная борьба, движение неприсоединения.

Вопросы и задания для самопроверки

  1. Охарактеризуйте состояние отношений России со странами СНГ, Балтии Центральной Азии.
  2. Каково состояние современного политического диалога Россия – США, НАТО.
  3. Каким образом осуществляется развитие стран третьего мира в начале XX века?

Тема 2.3 Россия на пороге XXI века

Социально-экономическое развитие России в 2000-е годы

Социально-политическое развитие России в 2000-е годы

Борьба с терроризмом. «Чеченская» проблема

Внешняя политика России в 2000-е годы

Методические указания

Итоги выборов 1999-2000 п. Проведение реформ. Создание семи федеральных округов. Новый порядок формирования первой палаты Федерального собрания - Совета Федерации. Утверждение Думой в декабре 2000 г. герба, гимна и флага России. Осуществление налоговой, судебной, пенсионной, военной и других реформ.

Угроза терроризма. Захват заложников в октябре 2002 г., взрывы летом 2003 г. и зимой 2004 г. в Москве. Принятие Конституции Чечни, закрепляющую ее нахождение в составе России.

Попытка компромисса между прозападной либеральной экономической модернизацией и социально-политическим традиционализмом. Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.

Вопросы и задания для самопроверки

  1. Назовите основные направления внутренней политики России в начале XХ века.
  2. Каковы особенности парламентаризма в России?
  3. Охарактеризуйте внешнюю политику России в начале XX века.

Источники и литература:

1.Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2019.

2.Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М.,    2018.

3.Самыгин П.С. История: учебник для СПО.- М: Феникс, 2013.

4.Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. — М., 2019.

 5.Лавренев С., Попов В. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. — М., 2020.

6.Мир Просвещения. Исторический словарь. — М., 2012.

Интернет-ресурсы

  1. Ресурсы WWW по истории России
    http://www.history.ru/histr.htm
  2. Ресурсы истории России XX века
    http://www.history.ru/histr20.htm
  3. Ресурсы по Всемирной истории
    http://www.history.ru/histwh.htm
  4. Ресурсы по истории стран СНГ
    http://www.history.ru/histsng.htm
  5. Ресурсы по истории российских регионов
    http://www.history.ru/histrr.htm
  6. Обучающие и познавательные программы по истории 
    http://www.history.ru/proghis.htm
  7. Обучающие программы по истории 
    http://www.history.ru/proghis.htm

Вариант 1.

1. Крах политики перестройки в СССР в конце 80-х гг. XX века.

2. Исторические условия развития культуры в России в конце XX - начале XXI вв.

3. Политический диалог России и США в конце XX - начале XXI вв.

Вариант 2.

1. Индия и Китай во второй половине ХХ в.

2. Становление Российской государственности: флаг, герб, гимн РФ.

3. Чеченский кризис середины 90-х гг. XX века.

Вариант 3.

1. Первые результаты экономических реформ в России начала 90- х гг. XX века.

2. Политический кризис в Российской Федерации в 1993 году.

2. Место России в международных отношениях в конце XX - начале XXI вв.

Вариант 4.

1. Развитие литературы, кино, музыки, театра в конце XX - начале XXI вв.

2. Международные отношения во второй половине ХХ в.

3. Приватизация в России в 90-х гг. XX в.

Вариант 5.

1. Политический диалог России и Западной Европы в конце XX - начале XXI вв.

2. Финансовый кризис 1998 года и его последствия.

3. Исторические условия принятия Конституции Российской Федерации 1993 года.

Вариант 6.

1. Геополитическое положение России в конце ХХ - начале ХХI века.

2. Социально-политическое развитие России в 2000-е годы.

3. Результаты федеративного строительства России в конце ХХ - начале ХХI века.

Вариант 7.

1. Внешняя политика России в 2000-е годы.

2. «Шоковая терапия» экономики России в начале 90-х. гг. XX в.

3.. Крушение мировой колониальной системы во второй половине XX века.

Вариант 8.

1. Страны Латинской Америки во второй половине ХХ в.

2. СССР в годы перестройки.

3. Президентские выборы в Российской Федерации в 2018 году.

Вариант 9.

1. Современные политические партии России.

2. Военно-политические блоки второй половины XX века (НАТО и ОВД).

3. Причины распада СССР, объективные и субъективные факторы, последствия.

Вариант 10.

1. Переход от советской экономической системы к рынку

2. Особенности духовной жизни России в конце ХХ - начале ХХI века

3. История создания ООН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ (индекс ОГСЭ.05) Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания  составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по...

ПРОГРАММА КУРСА ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.01. ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)

Программа курса является частью подготовки к профессиональной олимпиаде для специальности "Экономика и бухгалтерский учет". рограмма расчитана на 40 часов....

Контрольная работа по дисциплине: ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности по специальности: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Материалы для проведения обязательной контрольной работы по дисциплине: ОГСЭ.03. Иностранный язык в профессиональной деятельности, составлены в соответствии с действующими стандартами для специальност...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09 АДАПТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины «Адаптивные информационные технологии в профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта п...

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по ОУД.08 ИНФОРМАТИКА основной профессиональной образовательной программы по специальности: 38.01.10 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) форма проведения промежуточн

     Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины разработан на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации пол...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Учебная дисциплина «Иностранный язык в профессиональной деятельности» обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 38.02.01 «Экономика...