Урок в 10 классе на тему: «Реформы Петра Ι».
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Соковикова Наталья Дмитриевна

Урок в 10 классе на тему: «Реформы Петра Ι».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petr_10kl.pptx70.42 КБ
Файл plan_uroka_v_10_kl.petrovskie_ref.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока : Эпоха Петра Ι . Северная война. 10класс

Слайд 2

Цели урока Выяснить основные моменты, связанные с приходом к власти и началом деятельности Петра Ι ; цели, задачи и уроки Северной войны.

Слайд 3

Приход Петра к власти 1682 Иван Петр Софья 1689- Петр- самостоятельный правитель

Слайд 4

Самостоятельная работа страница 113-114 Составить краткую характеристику Петра по плану: его соратники его способности личная жизнь

Слайд 5

Начало деятельности Петра Азовские походы Задание: найти в учебнике(подчеркнуть карандашом) 1. Причины походов 2. Итоги страница 114-115

Слайд 6

Причины взятия А зова Решительные действия со стороны Петра Подчинение армии одному командующему Помощь иностранных корабельщиков и других мастеров Многочисленные налоги Насильственная мобилизация населения

Слайд 7

Итоги и значение Первая победа молодого царя Создание южного флота Повысился авторитет Петра Эта победа явилась предпосылкой Великого посольства

Слайд 8

Великое посольство Цели поездки на Запад Дата, состав делегации Задача посольства Результат работа на стр. 116-117

Слайд 9

Какие мысли овладели Петром после поездки на Запад? Превратить страну в развитую державу Урегулировать отношения с Турцией Найти союзников на Западе

Слайд 10

Война со Швецией. Первые поражения и победы. поражения победы

Слайд 11

Подведение итогов, домашнее задание Начало деятельности Петра Ι – Азовские походы, Великое посольство и даже первые поражения, заложили основу для дальнейших свершений и подготовили будущие победы Дом. Задание : всем- начать заполнение таблицы на стр. 128; Кожевникову А.- приготовить сообщение о Петре, желающим написать эссе о Петре.



Предварительный просмотр:

              План урока  в 10 классе на тему: «Реформы Петра Ι».

Цели урока:

  • выяснить предпосылки реформ, основные направления,  итоги петровских        реформ,  дать оценку деятельности Петра
  • способствовать  формированию  навыков самостоятельной деятельности по составлению проектов по истории
  • способствовать воспитанию  гражданственности  и патриатических чувств

               Тип урока: изучение  нового материала

               Элементы  педтехнологий , применяемые на уроке:

  • элементы проектной  технологии
  • групповая технология

               Методы обучения, применяемые на уроке:

  • частично-поисковый
  • наглядный

       Структура урока:

     Ι. Начало урока. Организационный этап.

     ΙΙ. Этап изучения нового материала.

     1.Вступление учителя, мотивация на урок:

Мы продолжаем изучение эпохи  Петра Ι. Сегодня мы изучаем реформы Петра Ι.

Реформы никогда не проводятся на пустом  месте. Поэтому у меня к вам вопрос: каковы были предпосылки тех изменений, которые были сделаны Петром Ι? ( презентация)-10 м.

Вывод: итак изменения, которые  были  сделаны  Петром Ι оказались  предопределены ходом  истории

     2. Изучение нового материала.

     Реформы проводились в разных областях. Что  реформировалось Петром? (перечисляют)

Самые важные реформы были проведены в экономической области: 5 мин.

Презентация (Унагаев Дмитрий, Цыдыпылов Алексей)

Как вы оцениваете реформирование Петра?

Реформы в области государственного  управления: 5 мин.

Презентация (Жаркой Николай, Шангин Денис)

Что бы вы хотели  изменить в управлении государством?

Военные реформы: 5 мин.

Презентация (Ванданова Намсалма, Назимова Юлия)

Реформы  в области образовании, культуры, быта: 5 мин.

Презентация (Тайшихина Лена, Унагаева Аня)

Итоги петровских реформ: 

  • 1.Государство регулировало и контролировало все процессы развития в промышленности.
  • 2.Мануфактурам был обеспечен сбыт продукции,так как заказчиком выступало государство.
  • 3.В промышленности практически отсутствовала естественная конкуренция.
  • 4.На мануфактурах использовался принудительный дешевый труд крепостных крестьян, получивших название «посессионных».
  • Российское правительство проводило политику меркантилизма, т.е.  Устанавливало приоритет национальной промышленности и торговли, и протекционизма – юридической и фактической охраны интересов отечественной промышленности и торговли через систему льгот, субсидий, таможенных тарифов.
  • Практически все частные мануфактуры выполняли государственные заказы, их действия регламентировались Мануфактур-и Берт-коллегиями. Только излишки продукции они могли реализовывать на рынке по свободной цене. И все же это был рывок в процессе формирования русской буржуазии
  • В стране сложилась абсолютная монархия (слайд № 11)
  • Проведена реформа областного управления (слайд №12)
  • Создана новая государственная система (шведский вариант)
  • Создан Сенат, который стал правительством России, т.к. обладал законодательной, административной и судебной властью
  • На смену 44 приказам Петр вводит коллегии

Военная и Адмиралтейская коллегия ведали военными делами

Коллегия иностранных дел решала посольские дела

 Берт- и мануфактур-коллегии контролировали промышленность;

Коммерц-коллегия отвечала за торговлю;

 Камер-, Штатс- и Ревизион-коллегии ведали финансами;

 Юстиц-коллегия решала судебные дела;

Вотчинная коллегия разбирала проблемы помещичьих, имений;

 Главный магистрат занимался делами купцов и ремесленников;

 Синод управлял церковными делами;

 Малороссийская коллегия занималась делами Украины.

Каждая коллегия состояла из присутствия и канцелярии, во главе которых были президент, советники, асессоры. Обязанности чиновников были строго регламентированы вышедшим Генеральным регламентом (1719-1724 гг.), определявшим основные принципы деятельности государственного аппарата. Петровская административная реформа привела к невиданной ранее бюрократизации и централизации управления.

       -  дворянское сословие в его классическом виде юридически оформилось при Петре.

        -  «Табель о рангах»  дало возможность лицам податного сословия входить в дворянское сословие

         - Крестьянство было разделено на 2 группы: крепостные, государственные

         - в 1721 году Святейший Синод превратили духовенство в служилое сословие, в отрасль государственной структуры.

  • Правление Петра 1 окончилось в 1725 году.  Петровские реформы затронули все стороны российской жизни, включая культуру и быт. Просвещение, образование,  наука, искусство, быт развивались на протяжении 18-19 вв. под знаком преобразований, начатых Петром 1. Он – герой своего времени, и таких героев петровская эпоха породила немало. Петр 1 и его сподвижники совершили невероятное – за короткий исторический отрезок времени неузнаваемо преобразили Россию : построили новые города, создали развитую промышленность, сильную армию и флот, разгромили непобедимых шведов, добились выхода к морю, вырвали Россию из средневековой тьмы и направили нашу страну по пути европейского развития.
  • Но вместе с тем мы не должны забывать  и о том, что все эти преобразования были сделаны  за счет народа.

Оценка деятельности Петра: (высказывания детей)

Мнения  современных историков: (слайд № 5)

  • Сильная, противоречивая личность Петра Великого и его деятельность всегда привлекала внимание и серьезных историков, и публицистов, и обывателей. Грандиозные преобразования, охватившие все сферы человеческой жизни, проводились Петром в течение всего периода правления. За это время было принято около 2900 законодательных актов, которые должны были по-новому обустроить жизнь страны. Однако чем глобальной личность и свершаемые ею деяния, тем больше споров возникает вокруг нее. Оценка деятельности Петра изначально была противоречивой. В современной исторической науке существуют следующие точки зрения на этот счет:
  • У Петра I не было продуманного, специально разработанного плана проведения реформ, а потому указы и предписания часто противоречили, а порой упраздняли друг друга.
  • Реформы Петра есть продолжение изменений в обществе, начавшихся еще в XVII веке, особенно при царе Алексее Михайловиче. Петр силой своего характера лишь покорил процессы преобразований.
  •  Петровские реформы возникли под воздействием военных событий в истории из 36 лет царствования Петра 28 лет Россия воевала.
  • И тем не менее все историки сходятся во мнении, что именно с Петра начинается активная последовательная политика вмешательства государства в экономическую, гражданскую, бытовую жизнь народа.

3. Домашнее задание: «Личность Петра Ι в истории государства Российского».

             Самоанализ  урока   на тему: «Реформы Петра Ι».

   Данный урок проводился в 10 классе. Это предпоследний урок по теме «Эпоха Петра Ι», на следующем уроке будет завершаться  изучение данной темы, и  проводится контроль знаний.

Цели урока:

  • выяснить предпосылки реформ, основные направления,  итоги петровских        реформ,  дать оценку деятельности Петра
  • способствовать  формированию  навыков самостоятельной деятельности по составлению проектов по истории
  • способствовать воспитанию  гражданственности  и патриатических чувств

               Тип урока: изучение  нового материала

               Элементы  педтехнологий , применяемые на уроке:

  • элементы проектной  технологии
  • групповая технология

               Методы обучения, применяемые на уроке:

  • частично-поисковый
  • наглядный

Наглядность ,  применяемая на уроке: детские презентации, презентация, выполненная учителем, карта «Экономическое развитие России в 17 веке», иллюстративный материал. Тема урока  довольно сложная для изучения, выбрана учителем потому, что считаю актуальной для данного класса и времени, она дает возможность детям проявить самостоятельность, учит анализировать, делать выводы, высказывать предположения и даже фантазировать.

В качестве основной задачи поставила - развивать умения самостоятельно отбирать материал для урока, готовить презентации, выступать перед аудиторией, делать выводы и высказывать свои  мнения и предположения. Данными работами я попыталась внедрять на уроках истории элементы проектной технологии.

Основные приемы обучения на данном уроке: беседа с учащимися, работа с картой, работа с презентациями, которые создают определенную, эмоциональную и мотивационную атмосферу.

Структура урока: орг.момент, изучение новой темы, рефлексия, домашнее задание.

   Поскольку тема очень обширная я ограничилась лишь одним повторительным вопросом: «Каковы предпосылки петровских реформ?». Основное время на уроке посвящено изучению нового материала.

   Изучение новой темы происходит в виде самостоятельно подготовленных и представленных учащимися презентаций. Роль учителя на данном этапе – роль консультанта.

   Рефлексия представлена в виде заключительной беседы по итогам изменений и оценки деятельности Петра Ι.

Домашнее задание дано в рамках программы, в виде сочинения-эссе.

Считаю, что урок достиг цели.

                                         МБОУ  «Шарагольская СОШ»

План урока  в 10 классе на тему: «Реформы Петра Ι».

                                   Разработала и провела:

                                    учитель обществознания Соковикова Н.Д.

                                   2013 г.

                                         МБОУ  «Шарагольская СОШ»

План урока  в  9  классе на тему:

«Права потребителей: как защитить себя в конкретных ситуациях.

                                   Разработала и провела:

                                    учитель обществознания Соковикова Н.Д.

                                                 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по истории на тему: "Реформы Петра I в экономике".

План-конспект по теме Петровских преобразования предназначен для 7 класса, урока изучения нового материала, рассчитан на 2 часа....

Повторительно-обобщающий урок по теме "Реформы Петра I"

Материал урока даёт возможность повторить  причины преобразований  и   реформы Петра I в системе органов государственного управления, в военном деле, в экономике, в культуры, даетс...

Повторительно-обобщающий урок по теме "Реформы Петра I"

Материал презентации  в игровой форме поможет учителю повторить реформы Петра I и сделать выводы о значении реформ для дальнейшего развития страны....

Урок по теме "Реформы Петра I"

Разработка урока по теме "Реформы Петра I" к учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г., 7класс...

Мастер-класс по проблеме «Использование инфомационно - коммуникативных технологий на уроке истории, организация работы в группах», урок по теме "Реформы Петра I"

Тема. Реформы Петра I. Цели урока: 1. Охарактеризовать модернизацию государственной системы России в петровское время. 2. Сформировать представление у учащихся о преобразованиях центральн...

План урока по истории на тему " Реформы Петра Первого. Абсолютизм."

Урок предназнчен для 7 класса. Урок составлен в соответствии с ФГОС, а так же включены элементы Сингапурской методики обучения....

Технологическая карта урока истории России для 8-го класса по теме "Преобразования Петра Первого в культуре и быте. Итоги реформ."

Технологическая карта урока предназаначена для учителей истории и обществознания. Содержит приложения с материалами к уроку....